Примечание редакции сайта: Ниже следует перевод на русский язык с современной орфографией ранней редакции (без чудес) так называемой Второй редакции (см. статью Сироткиных) текста Сказания о Палецкой иконе.
Икона Божией Матери Одигитрии Страстныя в церкви села Пальца. Эта икона прославилось даром чудотворений, почти единовременно с Оранскою иконою Богоматери. В рукописном сказании, в церкви села Пальца хранящемся, говорится о ней следующее:
В первой половине XVII столетия (около 1641 г.) нижегородского уезда, вотчины князя Бориса Михайловича Лыкова в селе Пальце девица Екатерина вышла за муж за красильщика по ремеслу – Трофима. В самые первые дни по бракосочетании дух лукавый овладел этою несчастною, и мучил ее семь лет. Бесноватая стала удаляться от людей, бегать по непроходимым местам и стремнинам, иногда бросалась в воду, или надевала на шею петлю, чтобы лишить себя жизни. Но, при всяком покушении на самоубийство, добрые люди спасали ее, или лучше сам Господь, к славе имени своего и Пречистой Матери Своей, хранил жизнь ея. Видя, наконец, что болезнь ея более и более усиливается, Екатерина прибегла к помощи врачей; но пользы от их ни какой не получила. После того она стала усердно молиться Пресвятой Деве Богородице, чтобы, по ходатайству и заступлению Ея, Господь исцелил ее от тяжкаго недуга, и дала обет, по исцелнии, принять иноческий образ. Болезнь облегчилась. Но Екатерина, получив от нея облегчение, забыла о своем благочестивом обете и провождала обыкновенную супружескую и семейную жизнь.
В одно время, когда она, по обыкновению, принялась готовить потребную для семейства пишу, ей пришел на мысль час смертный. Эта мысль в такой ужас повергла ее, что глаза ея помутились и разсудок помрачился. Она слегла в постель и несколько времени была в совершенном безпамятстве. Когда же пришла в себя, услышала что к храмине, где она лежала, пришли люди и сотворили молитву Иисусову. Затем дверь внезапно отворилась и видится ей, что в храмину вошла светообразная Жена, в одеждах багряных, златых и крестообразных, и с нею дева, которой одежда сходна с стихарем диаконским. Светообразная Жена напомнила Екатерине неисполненное ею обещание – оставить мир, открыла о себе, что она Матерь Божия и повелевала идти в мир проповедывать христианския добродетели, воздержание от богопротивных дел, почитание святых праздников, соблюдение постов и проч. Но Екатерина отрицалась принять на себя обязанность проповедывать, представляя, что ее, как жену грешную, мир не послушает. Тогда Пресвятая Дева, подтвердив ей свое повеление, угрожала за неисполнение ею новою, более тяжкою болезнию. А чтобы сильнее подействовать на нее, указала и род этой болезни на пришедшей с нею деве, у которой вдруг голова и уста искривились безобразно. Затем Пресвятая Дева стала невидима. Объятая ужасом, Екатерина рассказала о своем видении мужу и домашним своим; но они приняли его за один пустой сон. Огорченная их неверием, и встретившая, так сказать, на первом шагу неудачу во исполнения повеленнаго, она пришла еще в большее смущение и страз, и в изнеможении от тяготивших ее печальных мыслей, удалившись в свою храмину, легла на постель и «быст в тонце сне». И вдруг снова видит Матерь Божию, слышит от Нея упреки за неисполнение повеленнаго и угрожение болезнию, если в тоже время не пойдет в мир проповедывать о явления Ея. Не смотря на это Екатерина «стыдения ради» никому, даже домашним своим, не сказала ни слова о вторичном явлении ей Царицы Небесной, и за то в следующую же ночь поражена была от Нея предсказанною уже болезнию – голова ея повихнулась, уста подвинулись к уху. – В этом жалком состоянии болящая снова удостоилась явления Богоматери. «Иди теперь в мир, сказала ей Любвеобильная, и расскажи обо всем случившемся с тобою, и что тебе прежде было сказано Мною». В то же время Пресвятая Лева повелела болящей, собрав во имя Ея семь сребренников, идти в Нижний Новгород к иконописцу Григорию и приобресть у него местную икону Божия Матери – Одигитрии, за цену, какую он сам назначит; а остальное, за уплатою иконописцу, серебро употребить на украшение этой иконы. При этом утешила ее и сладостною надеждою, что она от сего образа получит исцеление и что другия многия чудеса «имут быти» от него.
После этого Екатерина, одушевленная ревностию по Боге, вступила в мир, с силою проповедывала христианское благочестие, возвещала всем о троекратном явлении ей Божией Матери, и указывала на скорбь свою, как на неоспоримое доказательство истины слов ея. Вскоре потом, собрав во имя Богородицы, семь серебрянников, пришла в Нижний Новгород, и увидев, в доме иконописца Григория, известный ей уже образ, поражена была необыкновенною его красотою и особенно исходившим от него чудным светом. Григорий не отказался уступить дивный образ, и из данных серебренников принял только четыре. На кануне Вознесения Господня взят был образ от иконописца. Екатерина пламенно, усердно молилась перед ним Пресвятой Деве Богородице, и в ту же ночь получила исцеление, и сделалась так здорова, что будто никогда не имела никакой болезни.
6-го июня 1641 года св. икона принесена была в село Палец и поставлена в церкви святых безсеребренников и чудотворцев Космы и Дамиана. При этом совершились многие чудеса; одержимые разными недугами получили благодатное исцеление. Чудеса эти повторялись и после. Слава о совершившихся от Нея чудесах достигла до Москвы. Благочестивый царь Михаил Федорович и святейший патриарх Иосиф возъимели желание видеть ее и воздать благоговейное поклонение, почему в том же 1641 году дано повеление, принести сей образ в Москву. Царь Михаил Федорович, сопровождаемый всем синклитом, и патриархом, со всем священным собором Московским, вышли в сретение ему. Новоявленный и новопрославленный лик Пресветыя Богородицы был встречен за «тверскими вратами близ древокупства», где, по повелению царя Михаила Федоровича, сооружена каменная церковь во имя Пресвятыя Богородицы, а, при государе Алексие Михайловиче, устроен монастырь, существующий и доселе пол названием девичьяго страстнаго монастыря. С чудотворнаго образа списан другой, во всем ему подобный, который и поставлен во вновь сооруженной церкви. Подлинный же образ Богоматери Одигитрии Страстныя, «украшенный серебром и златом и камением многоценными», препровожден был обратно с подобрающею честию в село Палец и поставлен во вновь сооруженной, деревянной Одигитриевской церкви. В 1781 году, вместо этой деревянной церкви, тщанием боярина Федора Семеновича Урусова, в селе Пальце сооружена была новая каменная церковь в честь Божией Матери Одигитрия Страстныя, в которой и поставлен чудотворный лик Ея, «иже и доныне, как говорит сказание, видим есть, и подает с верою к нему приходящим, – слепым прозрение, больным здравие, хромым хождение, глухим слушание и всем православным христианам в скорбех и бедах и напастях и во всяких обстояниях и злоприключениях, молящимся Ея чудотворному образу, – и утешение, помощь и заступление».
По благодати чудотворений, совершавшихся и совершающихся и ныне от сего святаго образа, не одни жители села Пальца, но и окрестных весей, с особенною верою и упованием притекают к нему; многие из жителей Нижнего Новгорода и его уездов признают святою обязанностию каждогодно ходить на поклонение ему. Особенную же веру и усердие к нему имеют жители Казанской губернии уездных городов Чебоксар и Космо-Дамьянска. Каждый год к 11 числу июля они приходят в значительном числе (иногда до 500 человек) в село Палец для благоговейнаго поклонения глубокочтимой ими святыне. Есть предание, что Космодамьянцы когда то получили чрез сию икону Богоматери чудесное избавление от моровой язвы, и в благодарение за то положили обет каждогодно воздавать общее поклонение пред нею усердной Заступнице рода христианского. Верно или нет это предание, ни того ни другаго утверждать или отрицать нет исторических оснований; но впрочем единовременное и столь значительным числом народа совершаемое путешествие на поклонение честному образу Палецкой Страстной Богородицы само по себе дает право заключать, что побуждением к этому послужило и доселе служит воспоминание о какой либо благодатной помощи, которую край этих молитвенников удостоился принять от Царицы Небесной.