Село Палец и «Сказание о страстной иконе Богородицы Палецкой». И.Д. Сироткина, С.В. Сироткин.

Текст статьи взят из сборника “Мининские чтения” 2012 года.

Исследованию Сказания о Страстной иконе Богородицы предшествует изученная нами на основе документальных материалов краткая история села Палец. Именно здесь, в вотчине одного из активных участников Смутного времени и царского родственника боярина Бориса Лыкова, берет начало почитание иконы и складывается Сказание.

Село Палец в начале XVII века находилось на земле, которая тянула к дворцовому бортному селу Поповскому, так называемому Поповскому стану, территориально входившему в состав Закудемского стана Нижегородского уезда. В писцовой книге 1621-1623 гг. писцов Дмитрия Лодыгина с товарищами было написано за боярином князем Борисом Михайловичем Лыковым « в поместье, что у него осталось за вотчинной дачей из бортных деревень и с тем, что за ним было в поместье сверх вотчинной дачи, опричь примерные земли, село, что была деревней Левонтьева, а Палец тож» с храмом во имя Козмы и Демьяна, «строение вотчинниково и мирское». В то время в селении числилось 28 крестьянских и 12 бобыльских домов. Согласно ввозной грамоте от 16 сентября1618 года за приписью дьяка Николая Новокщенова, боярин владел поместной деревней Левонтьевой, Пальцем тож, которая на момент составления лодыгинской писцовой книги 1621-1623 гг. изменила свой статус, став селом(1).

В 1642/43 году поместье Лыкова, «село, что была деревня Левонтьево, а Палец тож» на реке Лопателейке с тянувшими к нему деревнями и починками, было продано ему же, Лыкову, в вотчину со всеми угодьями(2).

Спустя три года, в 1646 году, в ходе переписи, проведенной по указу царя писцами князем Иваном Шаховским и подьячим Прокопием Симоновым, выяснилось, что в лыковской вотчине, а именно в селах Толмачеве, Пальце, Ишине с деревнями, починками и с керженскими владениями числилось 1118 крестьянских и бобыльских дворов. В них проживало 2793 человека мужского пола, не считая кабальных людей в толмачевском боярском дворе(3).

Писцы описывали Закудемский стан весной, а умер Борис Михайлович Лыков 8 июня 1646 года. Жена его, Анастасия Никитична, урожденная Романова, родная сестра патриарха Филарета, доводилась царю Михаилу Федоровичу родной теткой. Она пережила мужа на 9 лет и скончалась 9 октября 1655 года. Мужского продолжения в семье не было, осталось несколько дочерей, одна из которых, Феодосия, была выдана за муж за князя Семена Андреевича Урусова. Сразу же после смерти Бориса Михайловича Лыкова, в том же 1646 году, выслуженная и купленная вотчина село Палец с угодьями по его духовной записи оформлена в записные вотчинные книги «за зятем его за князем Семеном Урусовым в вотчине со всеми угодьи», а 23 февраля 1649 года Семен Андреевич Урусов бил челом о даче ему выписки с переписных книг 1646 года для его вотчины(4).

Семен Андреевич в 1655 году стал боярином, а через два года умер. Жена же его, будучи двоюродной сестрой царя Михаила Федоровича и двоюролной теткой его сына Алексея Михайловича, состояла в числе приезжих боярынь царицы Марии Ильиничны и на много лет пережила мужа. Все четверо сыновей Урусовых, троюродные братья царя Алексей Михайловича Петр, Никита, Юрий и Федор впоследствии стали боярами.

В 1656/57 году вотчина боярина князя Семена Андреевича Урусова в Закудемском стане Нижегородского уезда село Толмачево «да село Палец, что была деревня Левонтьево з деревнями и с починки и с пуштошми… дано жене его боярыне вдове княгине Федосье Борисовне, да детем её боярам князь Петру, князь Никите, князь Юрью, князь Федору Семеновичем Урусовым в вотчину ж со всеми угодьи».

В 1684/85 году боярыня Федосья Борисовна Урусова била челом о том, что у нее на ту вотчину нет выписи из писцовых книг для предстоящего межевания(5).

Наследником и владельцем села Палец стал князь Федор Семенович Урусов, с 1681 года боярин, с 1684 года новгородский воевода, а затем глава Пушкарского приказа, оставивший одну дочь, княжну Марию Федоровну. Последняя (умерла в 1731 году), выйдя за муж за князя Бориса Ивановича Куракина, посла Петра I в Голландии, передала пальцевское имение в род мужа. Их дочь, княжна Екатерина Борисовна (родилась 26 октября 1703 года, умерла 15 ноября 1772 года) была за мужем за фельдмаршалом графом Александром Борисовичем Бутырлиным(6). От этого брака родился сын, тайный советник граф Петр Александрович (родился 8 июня 1734 года, умер 10 июня 1787 года)(7). В браке с графинею Марией Романовной Воронцовой он имел дочь графиню Елизавету Петровну, которая вышла за тайного советника Адриана Ивановича Дивова. Таким образом, село Палец передавалось потомкам Лыкова по женской линии и к 1780 году оказалось в руках у Дивовых(8).

Козмодемьянский храм в селе Палец не мог появиться ранее 1618 года, ибо до этого населенный пункт принадлежал Дворцу, а учитывая сведения нижегородской писцовой книги 1621-1623, в которой говорится, что пальцевская церковь строение «вотчинниковое и мирское», можно утверждать: храм был построен при владельце села Б.М. Лыкове. Это подтверждается данными приходной книги Патриаршего Казенного приказа 1627/28 года. В рубрике «Новоприбылые церкви писма и дозору спасского протопопа Саввы 130 году» среди новых храмов наряду с толмачевской церковью упоминается и пальцевская: «Церковь Козмы и Домьяна в вотчине боярина князя Бориса Михайловича Лыкова села Пальца, дани рубль и дватцать пять алтын три денги, десятилнича и заезда два алтына.

Помета: Февраля в 23 день на нынешней на 136-й год те денги взяты»(9).

Таким образом, выясняется дата освящения Козмодемьянского храма, построенного около 1621-1622 годов.

Длительное время в селе Палец хранился напрестольный крест с надписью 1647 года, вложенный владельцем села князем Семеном Андреевичем Урусовым: «7156 лета месяца декабря в 20-й день зделан сей крест благословящий в дом вкладу ко Пресвятей Богородице честнаго и славнаго ея образа чудотворные иконы Страстныя Палецкия, при державе благочестиваго государя царя и великаго князя Алексиа Михайловича всеа Руси дачи князя Семена Урусова». Спустя 2 года, в 1649 году, он же пожертвовал серебряное кадило весом в 2,5 фунта. Надпись на кресте гласила: « Лета 7158 декабря делано сие кадило Пречистые Богородицы Одигитрии Страстные в вотчину князя Симеона Андреевича Урусова село Палец»(10).

9 сентября 1651 года в Патриаршем Казенном приказе в записной книге печатных пошлин была сделана краткая запись, фиксирующая содержание благословенной грамоты на строительство храма по челобитью князя С.А. Урусова: «Сентября в 9. запечатана благословенная грамота по челобитью князя Семена Андреевича Урусова в вотчину ево Нижегородцкой уезд в село Палцо на три престола во имя святых чюдотворцов Козмы и Демьяна, да святаго и праведнаго Алексея человека божия, да преподобных Марьи Египтяныни. Пошлин 10 алтын. Взято. Припись дьяка Федора Торопова»(11).

В 1680 году, согласно Сказанию, в вотчине Федора Семеновича Урусова была отстроена каменная Одигитриевская церковь.

Спустя три десятилетия, в 1710 году в Одигитриевский храм села Пальца было дано вкладом напрестольное евангелие в богатом окладе, с вычеканеной на исподней «дске» надписью: «Сие святое евангелие начато строиться 1709 года в феврале тщанием болярыни княгини Феклы Симеоновны Урусовой в Нижегородский уезд в вотчину стольника князя Бориса Ивановича Куракина, в нарицаемую весь Палец в дом пресвятой Богородицы Одигитрия Страстная, а совершися в 1710 году ноября в 8-й день, художеством мастера Фирса Максимова»(12).

* * *

Сказание представляет собой памятник XVII-XVIII веков, повествующий об обретении в селе Палец Нижегородского уезда чудотворной иконы, чудесах, связанных с её обретением, построении церкви в честь её обретения. В дальнейшем она была прославленна в Москве и явилась поводом для основания Страстного девичья монастыря, чудесах от иконы.

Это произведение — до сих пор не издававшееся – тем не менее неоднократно привлекало внимание исследователей(13).

Списки Сказания читаются как отдельно, так и в составе сборников. Предварительный текстологический анализ списков позволяет выделить две редакции этого памятника.

Первая — в которой повествование заканчивается принесением иконы в Москву, созданием там списка с этого образа и основанием в Москве Страстного девичьего монастыря. И вторая — менее известная — редакция, в которой прослеживается судьба оригинала в селе Палец и происходившие от иконописного образа чудеса.

К первой редакции относятся следующие списки:

РГБ. Ф.310 Собрание Ундольского. №398 Сб. 1670-80-х гг., скоропись, 4°, л. 106-110 об.(входит в состав сборника «Звезда Пресветлая»).

РНБ. Соловецкое собрание. №990/1099 XVII в., скоропись, 4°, л. 246-250 (Сказания о богородичных иконах).

ГИМ. Собрание Барсова. №936, конец XVII в., полуустав, 4°, л. 191 об.-199. (Сборник о богородичных чудотворных иконах. Лицевой).

Списки второй редакции:

РГБ. Ф.310 Собрание Ундольского. №405. XVIII в., скоропись, 4°, 12 л.

ЦАНО. Ф. 2013 Коллекция НГУАК. Оп. 602. Д. 2038, XIX в., скоропись. Тетрадь в 1\2 л. 14 л. л. XIX в.(14).

Текст первой части Сказания во всех редакциях практически идентичен. Сюжет его вкратце таков. Сказание начинается с рассказа об обретении иконы крестьянкой села Палец по имени Екатерина. После замужества она стала одержима нечистым духом («Нападе на нее нечистый дух и мучи ее по временам и месецам и тако томима бысть нечистым духом седмь лет»)(15). Отметим, что мотив искушения жены демонами хорошо известен в литературе XVII в.)(16). Дальнейшее повествование развивается в жанре религиозного видения. Это обращение Екатерины к Богородице, получение временного исцеления, нарушение обета и трижды явление ей во сне Богородицы. «Тленные врачи мира сего» не помогают Екатерине избавиться от нечистой силы, и тогда она обращается с молитвой к Богородице. Она обещает в случае исцеления «во иноческий образ постричься» и получает временное облегчение, но вскоре забывает о своем обещании, и явившаяся Екатерине Богородица напоминает об её обете и велит своим именем призвать людей к покаянию и праведному образу жизни.

Однако Екатерина побоялась, что ей не поверят, и снова не выполнила обещания. И при третьем появлении Богородица грозит ослушнице болезнью. Разрешается все обещанием Богородицы даровать исцеление, если Екатерина отправится в Нижний Новгород к иконописцу Григорию, возьмет у него написанный образ Богоматери, заплатив за работу и за украшение его, и помолится перед ним. Екатерина, исполнив все, получает исцеление, а от образа начинают совершаться чудеса.

Слух о чудесах широко распространяется по окрестностям. Узнавший о них владелец села князь Борис Лыков поставляет икону в пальцевской церкви Козмы и Демьяна, а затем в специально построенном храме. Об иконе узнают в Москве, и по повелению царя Михаила Федоровича образ доставляют в столицу, где делают с него копию. На месте сретения иконы у Тверских ворот сооружается церковь, а затем — при Алексее Михайловиче — Страстной монастырь.

Прославление иконы связано, как уже было сказано выше, с селом Палец и с именем владельца его Бориса Лыкова — близкого родственника царя. Не случайно весть об иконе быстро доходит до столицы и к ней проявляет интерес царь Михаил Федорович.

В обеих редакциях Сказания сказано, что перенесение иконы в Москву, снятие копии с неё и отправка её назад в Нижний Новгород происходит повелением царя Михаила Федоровича, однако датировка этих событий отсутствует. Сохранилась, однако, служба Страстной иконе Богоматери (ГИМ Синод. №850. 4°, полуустав нескольких почерков XVII в., л. 699-709 об. Сборник статей разного содержания, 1091 и 3 л.), написанная в связи с принесением иконы в Москву в 1645 году и торжественной её встречи. В Службе, в отличии от Сказания, названа дата происходящих событий, которые связаны с именем Алексея Михайловича: «в первое лето государства благовернаго и христолюбиваго государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея России самодержца. Повелением его принесен бысть от Нижняго Нова града из села наричемо Палца в царствующии град Москву в лето 7153-е месяца августа в 30 день и 154-го году марта в 1 день тои Образ им же государем отпущен опять с Москвы в Нижний Новъград. А в царствующем граде Москве с него оставлен список»(17). То есть 30 августа 1645 года икона была принесена в Москву, а 1 марта 1646 года отправлена назад. Даты эти действительно совпадают с началом правления Алексея Михайловича.

Что касается самого иконописного образа Страстной, «эта икона есть собственно Одигитрия, или Смоленская. Название Страстной она получила оттого, что по сторонам лика Пресвятой Богородицы на ней изображены два ангела с орудиями страданий Христовых»(18).

«Бытование в древнерусской писменности разных сказаний и повестей о чудотворных богородичных иконах, несомненно, было связано с идеей заступнического покровительства Пречистой Девы Марии христианам и соответственно с проникновением её культа буквально во все сферы жизни: от внешней политики Русского Государства до крестьянского быта»(19). В нашем Сказании Богородица «подает с верою приходящим слепым прозрение, болным здравие, хромым хождение, глухим слышание и всем православным христианом в скорбех и бедах, и в напастех, и во всякиих обстояниих и злоключениих молящимся ея чудотворному пресвятыя Богородицы образу скорая услышателница и помощница, ходатаица и заступница к сыну своему Христу и Богу нашему о роде христианстем»(20). Особенно ярко об этом сказано в Службе: через обретенный чудотворный образ царь и все жители жаждут получить божественную помощь и поддержку: «Царь же и архиереи припадающее со слезами вопиют ти немолчно. Обрадованная радуися с тобою Господь подаяи мирови тобою велию милость. Твоего принесения образа зрящее Богородице владычи ценебесныя силы преудивишася и слики земленных мысленно да торжествуют. Мы же народи града Москвы приятием того непрестанными усты веселящееся вопием ти Обрадованная, радуися с тобою Господь подая и тобою мирови велию милость»(21).

В XVII веке при Алексее Михайловиче празднование встречи иконы и крестные ходы с участием царя происходили 30 августа. Обще русское празднование было установлено в шестое воскресение по Пасхе, в память первого чуда, совершенного в Нижнем Новгороде от иконы, и 13 августа, в воспоминание встречи иконы в Москве(22). Местное почитание иконы, по свидетельству П.П. Семенова Тян-Шанского, установлено на празднование иконы «Богоматерь Одигитрия Смоленская» 28 июля\10 августа(23). Это же число поставлено перед заглавием «Повести»: «Месяца июля в 28-й день».

Первая редакция заканчивается рассказом о создании списка с палецкой иконы(24) и о построении повелением Алексея Михайловича сначала церкви, а потом Страстного девичьего монастыря в Москве(25).

Во второй редакции более подробно говорится об украшении Палецкой иконы в столице, её возвращении в село Палец и о том, как в селе Палец в 1680 году повелением тогдашнего владельца усадьбы боярина князя Федора Симеоновича Урусова (см. выше) была построена каменная церковь во имя Одигитрии, в который и был поставлен чудотворный образ. Далее следуют чудеса, совершающиеся от этого образа. Первое чудо (о жене некоей именем Наталья) датируется 1668 годом, последнее — седьмое — 1763 годом. Таким образом, запись чудес велась на протяжении почти ста лет. География этих чудес свидетельствует о широком распространении почитании иконы в Нижегородских и прилегающих к ней землях. Так, в чуде первом от Образа получает исцеление жена некая именем Наталья — жительница Казани, второе чудо присходит с жителем Космодемьянска. Помимо (местного — при.ред.сайта) поклонения иконе 28 июля, паломничество (жителей Космодемьянска — прим.ред.сайта) совершалось так же 11 июля. В этой связи интерес представляет рукопись: РГБ.Ф.29.(Беляев). №67.3 (скоропись, 4°, л. 24-25 об.), явно местного происхождения, в которой в след за пересказом Сказания следует рассказ о походе в Палец из Космодемьянска и Чебоксар(26). Героем третьего чуда является житель Арзамасского уезда.

В документах содержатся сведения о лицах, упомянутых в чудесах. Так, священник Алексей, упоминаемый в третьем чуде, действительно в эти годы состоял в притче пальцевского храма, а протопоп Петр, названный в четвертом чуде, также известен по документам того времени(27).

Очевидно, что первая часть Сказания (до рассказа о переносе Образа в Москву) создавалась внутри палецкого церковного клира(28), затем (вероятно, в Москве) на её основе сформировалась 1-я редакция памятника, а в селе Палец оформилась местная — 2-я редакция, к которой в течении столетия присоединялись местные чудеса.

Вторая редакция Сказания издается по списку ГБЛ Ф.310. Собрание Ундольского №405. XVIII в., скоропись, 4°, 12 л.

Этот текст с небольшими разночтениями, не имеющими значения для истории памятника, идентичен тексту в списке ЦАНО. Ф. 2013. Коллекция НГУАК. Оп. 602. Д. 2038, скоропись. Тетрадь в 1\2 л. 14 л. л. XIX в.

Исключение составляет чудо седьмое о диаконе Федоре. В нижегородском списке сокращается текст, упрощается лексика (См., например: РГБ Ф.310: «Феодор много искал врачебства и ползы от вещей приносных и от прочих разных счиняемых врачебных створов»(29). А в: ЦАНО Ф.2013: «Федор искал помощи в болезни своей от врачебных составов»)(30). Поэтому чудо седьмое дополнительно представлено по списку Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО).

Примечания:

1. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1209. Оп.1. Кн.7481. Л.120-160.

2. РГАДА. Ф.1209. Оп.47. Столбцы по Нижнему Новгороду. Стб.20784. Ч.2. Л.152.

3. РГАДА. Ф.1209. Кн.296. Л.905-988.об.

4. РГАДА. Ф.1209. Оп.47. Стб.20784. Ч.2. Л.154,155.

5. РГАДА. Ф.1209. Поместный приказ. Оп.47. Стб.20784. Ч.2. Л.155-157.

6. В переписной книге 1748 г. (2-я ревизия) в имении генерал-аншефа Александра Борисовича Бутурлина в селе Палец Закудемского стана Нижегородского уезда числилось 328 душ мужского пола, а по 1-й ревизии 1722-1727 гг. было 427 душ, следовательно, за десятилетие убыло 99 душ. По материалом 3-й ревизии 1762 года за ним же, графом Бутурлиным, было 320 душ мужского пола. См.: РГАДА. Ф.350. Оп.2. Кн.2058. Л.1469-1480; Кн.2082. Л.509-531.

7. «К 1780 г. относится описание ярмарки в селе Палец, составленное в виде ответов на 4 вопроса:

I. В каких местах и какого рода бывают ярмонки: (Перевозской округи 1780 г. – И.С., С.С.) Той же округи вотчины графа Петра Александровича Бутурлина в селе Палце июня с 29-го и продолжаетца по 8-е число июля.

II. Продолжение оных: Холсты, также привозят и деревенские товары, то есть посуду разную, руковицы, сыромятные кожи и мелочные щепетилные. На оную ярмонку товаров в привозе бывает до 5000 рублев, а иногда и более.

III. Качество товаров с означением мест, из коих привозимы бывают, и дорог, по которым доставляются: Из ближних к тому селению жителств сухим путем.

IV. Образ купли, употребления и обращения товаров сих: Холст покупают приезжающие из города Арзамаса и близлежащих селений, также черкасские казаки, которые, проезжая на Макарьевскую ярмонку, заезжают на сию Палецкую и отвозят обще с покупаемыми на той Макарьевской ярмонке товарами». См.: РГАДА. Ф.397. Оп.1. Д.370-б. Л.321 об.

8. В Экономических примечаниях к планам Генерального и Специального межевания Перевозского уезда Нижегородской губернии дается следующее описание села Пальца: «Дача №11. Сел Палца и Гридина з деревнями Никиткиной, Устамовой, Вязовкой, Мочалкой, Вшивкой Елисавет Петровны Дивовой. 355 дворов. Оные селы положение имеют: по обе стороны речьки Юрьевки и Пантелейки. Во оном селе две церкви каменныя: одна во имя Страшныя Богродицы с приделом великомученицы Екатерины и около оной каменная ограда, вторая — Козмы и Домиана, дом господский деревянной… В селе Палце бывает годовая ярманка, на кою съезжаются из разных городов купцы с разными таварами, коя продолжается июня с 29-го июля по 12-е число… Земля сероглинистая, хлеб и покосы средственны, лес дровяной, крестьяне состоят на изделье». См.: РГАДА. Ф.1355. Оп.1 Д.840. Л.6-7.

9. РГАДА.Ф.235. Оп.2. Кн.2. Л.370.

10. Макарий, архимандрит. История нижегородской иерархии // Макарий, архимандрит. Памятники церковных древностей. Н.Новгород, 1999. С. 472-475.

11. РГАДА. Ф.235. Оп.2. Д.31. Л.5.

12. Макарий. Указ. соч. С.475.

13. Сказанию посвящена содержательная статья Д.М. Буланина. См.: Буланин Д.М. Сказание о иконе Богоматери Страстной // Словарь книжников и книжности Древней Руси. В 3 вып. Вып.3 (XVII в.),ч.4: Т-Я. Дополнения. Спб., 2004. С.593-595. В конце приведен список работ, посвященных данному памятнику. Автор знаком только с первой (по нашей классификации) редакцией Сказания, однако знает — из работ А. Эббингхауса — о существовании другой местной редакции. См.: Ebbing-haus Andreas. Die aitrussischen Marienikonen-Legenden \\ Osteuropa-Institut (Berlin). Abteilung fur slavische Sprachen und Literatyren/ Berlin, 1990. P.90, 92-93, 108-110).

Из работ, не вошедших в список отметим следующие:

Сидоренко Г.В. Чудотворный образ «Богоматерь Страстная» в России // Искусство христианского мира. Вып.3. М., 1999. С.96-103.

Работкевич А.В. Архивные документы по истории Страстного монастыря // Археографический ежегодник 1997. М., 1997. С.267-273.

Макарий, архимандрит. История нижегородской иерархии… Из содержания: В селе Палец Нижегородского уезда. 2. Одигитриевская церковь. (с. 472-475)

О святых иконах, по преимуществу чтимых в Нижегородской епархии // Нижегородские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1865. №9-18; 1866. №1-5.

14. Кроме того, известны поздние пересказы Сказания:

РГБ. Ф.29(Беляев). №66.6, скоропись, 4°, л.46, скоропись (пересказ).

РГБ. Ф.29(Беляев). №67.3, скоропись, 4°, л.24-25 об., скоропись. (пересказ и рассказ о том, что «Чудотворная икона Богородицы Одигитрии Страстные как прежде пользуется великою славою» (Л. 3об.)).

15. РГБ. Ф.310 Ундольский. ед.хр. 405 Л. 1об.

16. Один из самых известных памятников этого периода «Повесть о бесноватой жене Соломонии»: Пигин А.В. Из истории русской демонологии XVII века. Повесть о бесноватой жене Соломонии: Исследования и тексты. Спб.: Дмитрий Буланин, 1998. – 266 с. См. также: Рязановский Ф.А. Демонология в древнерусской литературе. М., 1915. – 126 с.

17. Государственный исторический музей (ГИМ). Синод. №850. Л.699.

18. Бухарев И.Н. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. М., 2002. – С.263.

19. Кириллин В.М. Жанрово-тематические особенности древнерусских сказаний об иконах // Труды Отделения историко-филологических наук РАН. 2007. М.,2009. С.423. Здесь же дан перечень литературы на эту тему.

20. РГБ. Ф.310 Собрание Ундольского. №405. Л.6 об.-7.

21. ГИМ Синод. №850. Л. 699 об.

22. Сидоренко Г.В. Чудотворный образ «Богоматерь Страстная» в России // Искусство христианского мира. Вып.3. М., 1999. С.96-103.

23. Семенов Тян-Шанский П.П. Географически-статистический словарь Российской империи. Т.IV, вып.1. Спб., 1868. С.16.

24. Этот столичный список, по свидетельству современных исследователей, сохранился и находится сейчас в московском Воскресенском храме в Сокольниках. См.: Работкевич А.В. Архивные документы по истории Московского Страстного монастыря // Археографический ежегодник. 1997. М., 1997. С.270.

25. Приводим заключительную часть сказания первой редакции по списку. (РГБ. Ф.310. Собрание Ундольского. №398. Сб. 1670-80-х гг. Л.106-110 об.): Л.110 об. Благоверный государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец повеле монастырь девичь устроити и милостыню довольно доволну злата из своей царской казны и праздник честен составиша с молебным пением и со кресты идеже и доныне неоскудно подает исцеление с верою приходящим слепым прозрение, хромым хождение, глухим слышаше, в славу и в благодарение Отцу и Сыну и Святому духу и пречистой Богородицы честнаго и славнаго ея Одигитрия и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

26. РГБ. Ф.29 (Беляев). №67.3 Л.3 об.: «Чудотворная икона Богородицы Одигитрии Страстные как прежде, так и теперь пользуются великою славою. Для поклонения ей стекаются весьма много богомольцев не только из Нижегородской губернии, но и из двух уездных городов губернии Казанской — из Чебоксар и Космодемьянска (сноска внизу текста: Чебоксары разстоянием от села Палец в 200 вестах. А Космодемьянск в 150)».

В рукописи говорится, что паломники берут с собой из Космодемьянского храма четыре иконы: Богородицы Одигитриии, Богородицы Живоносный источник, Николая Чудотворца и Великомученика Георгия. 11 июля паломники прибывали в Палец, где: Л.4. «со стороны палецкого духовенства, по давнему обыкновению, в честь Космодемьянской святыни делается богомольцам встреча с иконой Божьей Матери животворящим крестом». На другой день 12 июля паломники возвращались домой.

27. Ниже приводятся материалы 1-й ревизии со сказками пальцевского причта 1723 г. (при этом имена священников, упоминаемых в чудесах, выделены нами более жирным шрифтом):

1. «(Л.973) В присланном великаго государя имянном печатном указе из нижегородской губернской канцелярии в Мурашкино, которой велено объявить духовным и светским всяких чинов людем, прикащиком и старостам, и выборном, буде, де, кто в прежних поданных скасках дворовых людей и протчих поданных скасках дворовых людей и протчих поданных своих не писали, дабы о тех о всех своих поданных, которые живут в деревнях, а имянно, о прикащиках и протчих мужеска полу дворовых людях какого они звания ни есть, также и причетниках церковых, и о их детех, и свойственниках подавали скаски, а о попах и о диаконах при тех скасках подавали особые росписи в пополнении прежних сказок без утайки с таким же подтвержением, как в прежних указех объявлено в губерниях и против означенного великого государя указу апреля 30 дня в Мурашкино в приказной канцелярии пред господином порутчиком Федором Самойловичем Аракчеевым Нижегородского уезду Мурашкинской определенной доли вотчины князя Бориса Ивановича Куракина села Палца староста Иван Стефанов (Л.973 об.) сказал без утайки, не взирая ни на какие старые и новые переписки, которые мы подали за руками сказки в прошлом 719 году о поголовной переписке мужеска полу, но учиня сами правдивую перепискку сверх поданных сказок в пополнение в вотчине господина нашего князя Бориса Ивановича Куракина в селе Палце в пополнение к прежней скаске церковных причетников и попов, и диаконы есть, а кто имяны церковных причетников и попы, и диаконы и в лета, тому при сей скаске ниже сего явствует роспись, а прикащиков и дворовых людей, и прочих никаких в вотчине господина нашего в селе Палце нет.

А буде я, староста Иван Стефанов, в сей скаске в душах кого в пополнение против печатного указу утаил и за ложную нашу скаску и за утайку указал бы великий государь безо всякие пощады учинить мне, старосте, смертную казнь, а из дачь господина нашего князя Бориса Ивановича Куракина тех утаеных на его великаго государя и на них утаеных из дачь земли равную часть, что на них по размеру принадлежит по его царского величества имянному (Л.974), состоявшемуся печатному указу безповоротно.

Роспись в вотчине князя Бориса Ивановича Куракина в селе Палце церковных причетников у церкви Пресвятыя Богородицы Казанские в пополнение мужеска полу.

Дьячек Петр Алексеев тритцети лет.

Панамарь Алексей Антонов семидесят трёх лет, у него сын Григорей дватцати пяти лет.

Безместной панамарь Михайла Алексеев сорока седми лет.

Часоводец Иван Тимофеев семидесят четырех лет, у него сын Василей дватцати пяти лет.

Итого 6 человек…

(Л.74 об) Помета: К росписи села Палца пречистинской поп Иван Федоров вместо старосты Ивана Стефанова, что он в сей скаске сказал самую истинную правду, не утая единыя души, по ево велению руку приложил.

(Л.975) Роспись в вотчине князя Бориса Ивановича Куракина в селе Палце у церкви пресвятыя Богородицы Казанские попы и диаконы в пополнение.

Протопоп Петр Иванов шестидесят пяти лет, у него сын диякон Василей тритцети лет, дряхл.

Поп Алексей Ияковлев сорока семи лет, у него сын Иван дву лет.

Дьякон Алексей Иванов дватцати семи лет, у него сын Федор дву лет.

Дьякон Иван Иванов двадцати пяти лет.

Итого 8 человек…

(Л.975 об) К сей росписки села Палца пречистинской поп Иван Федоров вместо старосты Ивана Стефанова в том, что он в сей росписе сказал самую истиную правду, не утая ни единыя души, по ево велению руку приложил» (РГАДА. Ф.350. Оп.2 Кн.1950. Л.973-975 об.);

2. «В селе Палце у Пречистинского собору да у Козмодемьянской церкви протопоп Петр Иванов, попы Алексей Яковлев да Иван Федоров, дьяконы Алексей да Иван Ивановы дети, дьячки Алексей Антонов, Петр Алексеев, паномари Василей Иванов, Григорей Якимов, Приход 242 двора» (РГАДА. Ф.350. Оп.3. Кн.136. Ч.1. Л.15.).

28. Там же в церкви продолжали храниться списки Сказания. Так, в рукописи РГБ. Ф.29 (Беляев) №67.3, содержащей пересказ этого памятника, говорится, что Сказание пересказывается на основе рукописи XVII века, хранящейся в Палецкой Одигитриевской церкви. Судя по содержанию, а именно отсутствию в ней чудес, эта рукопись действительно, скорее всего, относится к XVII веку.

29. РГБ. Ф.310. №405. Л.11

30. ЦАНО. Ф.2013. Оп.602. Д.2038. Л. 13 об.