Храм в честь Вознесения Господня в с. Белавка отметит престольный праздник.

100_9429Храм в честь Вознесения Господня в с. Белавка Воротынского района отметит в четверг престольный праздник. Храм имеет свою историю, которую изложил церковный древлехранитель Лысковской епархии Александр Дюжаков.

40-й день после Светлого Христова Воскресения отмечен в православном календаре праздником Вознесения Господня – одним из двенадцати самых важнейших праздников. В 2015 году он приходится на 24 мая и имеет 9-дневное попразднство.

Священное Писание говорит, что в течение сорока дней апостолы имели возможность общаться с воскресшим Господом, Который многократно являлся им, научая их тайнам Царства Небесного. Они уже не были теми испуганными, пребывающими в недоумении учениками, когда Господь лежал во гробе.

В тот день Иисус Христос явился им, продолжая поучать, а затем вышел с ними из Иерусалима в сторону Вифании на гору Елеонскую. С ними была Пречистая Богородица Мария, жены-мироносицы, были и другие последователи, уверовавшие в Него. Все они в благоговейном трепете беседовали с Божественным Учителем, взирали на просветленные черты Его лица. Предчувствуя, что вот-вот произойдет что-то очень важное, ученики интересуются, а не настало ли время восстановления Царства Израильского. То есть они, ещё не принявшие Духа Святого, продолжают порой мыслить земными, человеческими категориями, мечтая о возрождении могущественного Израильского царства, свободного от римского ига.

И Господь говорит: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деян. 1:7-8) Христос повелел им не покидать Иерусалима, ожидая сошествия Духа Святого, а затем идти и в Иудею, и в Самарию, и даже до края земли и научить людей исполнять Евангелие, заповеди Божии. А затем благословил внимавших Ему и вознесся на небо. Ученики пребывали в некотором недоумении до тех пор, пока не явились им два ангела и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).

Еще до Своей крестной смерти Спаситель сказал: Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12:32). И теперь эти слова сбываются. Отныне наши взоры и помыслы должны быть устремлены в небеса, туда мы должны стремиться всей душой, поскольку Господь показал нам путь домой. Он восходит на небеса и восседает по правую руку Бога Отца. И вот что нам особо важно: Господь возносится на небо в человеческом теле, напоминая о том, что земная жизнь – это ещё не всё, что мы принадлежим и Небу – то есть, вечному и духовному, которое неизмеримо выше всех земных проблем и ценностей. И ещё Вознесение означает, что каждый человек может попасть на Небо – имеет возможность подниматься и совершенствоваться духовно, и процесс этот бесконечен. Ибо наша человеческая природа стала «причастницей Божественного естества», нам возвращено утраченное достоинство и подарено Божественное усыновление.

Праздник Вознесения Господня осенен легкой грустью: мы расстаемся с Пасхой. Однако мы должны помнить, что Пасха вечна: каждый воскресный день мы снова приобщаемся к ней. Вознесение – это не утрата Пасхи, а наоборот – исполнение Божественного замысла о человеке.

Вознесение – это праздник расставания, но именно – праздник. Господь оставляет учеников и возносится на небеса для того, чтобы уготовить там место Своим истинным последователям, чтобы все они были там, где и Он (см. Ин. 14:2–3).

Давайте помнить последние слова Спасителя, обращенные к Своим ученикам, а, следовательно, и к нам: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Эти слова согревали и продолжают согревать души православных христиан в бурях земных невзгод, в противостоянии искушениям и бесовским нападениям. Вдумаемся в слова апостола Павла, который не ходил вслед за Христом, не был свидетелем Его страданий, Воскресения и Вознесения. Однако он так искренне принял Господа, и так послужил Ему, что мы почитаем его вместе с Петром первоверховным. Апостол Павел в Послании к Римлянам написал: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим. 8:35). Действительно, если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8:31).

С престольным праздником в этот день поздравляем жителей с. Белавка. Именно в этом селе стоит храм в честь Вознесения Господня.

Белавка, как и большинство населенных пунктов современного Воротынского района, была основана на землях князей Воротынских в XVII веке. Во всяком случае, в Писцовой книге 1677 – 1678 гг. упоминается село Беловка.

Об истории села сохранилось мало свидетельств. Известно, что сначала оно принадлежало князьям Воротынским, затем Головиным, в результате банкротства последних вместе с Воротынцем и Семьянами было разыграно в лотерею в 1822 – 1823 гг. Государство выкупило село, и оно перешло в удельную собственность.

Первый храм был построен в XVII веке и был освящен в честь святителя Николая Чудотворца. Судя по всему, он был деревянным и к началу XIX века обветшал. На средства прихожан и удельного ведомства в Белавке в 1824 г. был построен каменный храм в честь Вознесения Господня с приделом в честь святителя Николая Чудотворца. В память о прежнем храме поставили часовню, но она до нашего времени не сохранилась.

Вознесенская церковь построена в традициях позднего классицизма: ее венчает купол на большом барабане, стены алтаря украшены горизонтальным рустом, окна имеют арочные завершения, северный и южный фасады украшают портики со спаренными пилястрами дорического ордера и разорванными треугольными фронтонами.

Ярусная колокольня, как свидетельствуют документы, была построена после 1894 г. по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Владимира II.

С 1880 г. в храме служил иерей Харитон Иванович Невский. Помимо трудов церковных, отец Харитон с 1892 г. до 1906 г. исполнял обязанности заведующего и законоучителя церковных школ в с. Белавка и д. Березов Майдан, а с января 1895 г. он был утвержден в должности наблюдателя церковно-приходских школ по Васильскому уезду.

Отец Харитон имел государственные и церковные награды, в том числе многочисленные благодарности епархиального начальства, серебряную медаль на Александровской ленте и бронзовую медаль за бесплатные труды по первой всеобщей народной переписи.

Вместе с матушкой Елизаветой Васильевной отец Харитон воспитал шестерых сыновей и двух дочерей.

За его могилой на сельском кладбище жители села ухаживают до сих пор.

Известно также, что храм закрыли летом 1939 г., последним священником был Павел Васильевич Бенедиктов.

В военное время в теплой части церкви жили заключенные, они строили в 1942-1943 гг. дорогу стратегического значения Казань – Горький, пролегавшую первоначально через территорию Белавки. После войны в храме располагался склад, школьный спортивный зал.

Сегодня трудами и средствами жителей села, благотворителей и сельской администрации Вознесенский храм возрождается: отремонтированы алтарь и трапезная, восстановлена кровля, стены храма покрашены снаружи, на колокольне установлен крест. Верим, что эти труды увенчаются возрождением приходской жизни и восстановлением богослужений в храме.

Текст: Дюжаков А., церковный древлехранитель Лысковской епархии.

Фото с сайта Воротынского благочиния.


« »