Ксения Ермолаева: “Бог в душе” или Почему человек не ходит в храм?

 

В преддверии Рождества Христова департамент социологии Финансового университета при Правительстве России провел опрос в российских городах, где проживает более 250 тысяч человек, чтобы выяснить степень вовлеченности населения различных областей страны в православную культуру и веру. По статистике в каждом городе, в среднем 87% населения назвали себя православными. Из этого же числа опрошенных только 12% чаще одного раза в месяц ходят в храм. Если спросить почему, многие ответят так: «У меня Бог в душе, зачем мне Церковь?».
Минуло почти две тысячи лет, ушли в мир иной те, кого пытался устыдить невежеством апостол, славный город Коринф потерял былое величие и название, кажется, чего и вспоминать «дела давно минувших дней»? Однако и сегодня очень ко времени звучат слова: «…некоторые из вас не знают Бога» (1 Кор. 15:34). Многие ли смогут сказать, в какого Бога они верят? Где Он находится и откуда взялся? Чем занимается? Какой Он? Что Ему от нас нужно? Одни не знают Его еще, пока что, до времени, но стремятся узнать. Не о них речь. Другие упорно знать не хотят. Им довольно верить в «нечто и туманную даль». Вот от них-то, упорных, чаще всего и приходится слышать: «Бог у меня в душе».

Оно так удобно – незнание Бога и Божьего закона: нет закона – нет и греха. Нет греха – нет и ответственности. Но ответственность, возможно, от них ушла в земной жизни, а ведь никто не задумывался, что же будет с ними после смерти телесной? Что мы скажем Богу, когда Он спросит с нас за наши деяния? Мы скажем: «Извините, мы не знали»? Как гласит мудрость: «Незнание не освобождает от ответственности». То же самое с Судом Божьим.

Но мало просто говорить про их «веру в душе», нужно еще понимать, почему же они все-таки верят? Почему-то же люди признают существование Всевышнего, а подтверждать веру не хотят? Какие задачи у этой веры? Охранять от неприятностей. Удачу приносить. Ну, еще в виде совести напоминать о том, как можно и как нельзя поступать, – но напоминать не слишком настойчиво, потому что мы все равно по-своему сделаем.
Верующие в душе не задумываются о своем отношении к тому, что сделал для нас Христос на Голгофе, однако позиция отказа от «обрядов» фактически является ответом на звучащий в Евангелии призыв Христа к Его Чаше, обращенный ко всякому человеку: «Пейте от нее все». Этот отказ – нечто вроде «Да, Иисус, Ты хороший парень, но Твои смертные мучения ради моего спасения не вызывают у меня благодарности». Или как вариант: «Раз Ты всемогущий, потрудись найти какой-нибудь другой способ подарить мне рай, без участия этих бородатых мужиков в длинных одеждах».

Мы все имеем родных и близких людей. Любим их. В гости ходим к ним, что бы поговорить, совета спросить и т. д. Мы же не говорим с ними в душе? Они нас так не услышат, верно? Мы же не верим в душе, что они где-то есть и хорошо. Мы ходим к ним и убеждаемся в их благополучии. Так почему бы так же не ходить в храм? Почему мы не приходим в гости к Богу? Что бы так же поговорить, спросить совета, более того, покаяться в своих грехах через таинство Исповеди. Вот где вы будете поистине услышаны, поняты и прощены.

Честнее было бы все-таки признаться хотя бы самим себе, что тот “бог-в-душе” – в душе, которой хорошо и без участия в таинствах Церкви, без чтения Священного Писания, без соизмерения своей жизни с Евангелием, – это не тот Бог, который говорит с нами в Библии. Хотя, по современной моде, считается, что в этом нет ничего страшного: ведь главное же верить во что-нибудь. А “бог-в-душе” – это именно что-нибудь. Потому что в христианстве Бог – уж никак не «что-нибудь», а Кто. Одним удобнее без Него. А другим – тем, кто без Него не может, – Он сказал: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23).

Ермолаева Ксения, член молодежного

христианского клуба в честь

священномученика Фаддея Тверского.

Иллюстрация: картина “Мимо храма” художника Teoslav.


« »