“Привычка исповедоваться”: священник Димитрий Боголюбов отвечает на вопросы о религиозной жизни

Как и любые действия, совершаемые регулярно, исповедь со временем из таинства может превратиться в ритуал, в котором Богу нет места. Но оправдывает ли это тех, кто, чувствуя высокую ответственность за судьбу своего обещания Богу впредь не грешить, так и не решается приступить к этому спасительному таинству — не обращается за лекарством, боясь побочных эффектов? Избрать для себя верные ориентиры в отношении исповеди нам поможет руководитель миссионерского отдела Лысковской епархии иерей Димитрий Боголюбов.

Я слышал выражение: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец». Что оно означает?

— Это выражение принадлежит святому Киприану Карфагенскому. Он считал, что вне Церкви невозможно спастись, то есть достигнуть единства со Христом в Царствии Небесном. Под Церковью подразумевается общество верующих во Христа людей, соединенных едиными таинствами и священноначалием. Господь Иисус Христос основал ее на земле: «созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). И создал с одной целью — для спасения человеческих душ, которое облегчается участием в церковных таинствах. Совершаемые через священника, они являются по сути действиями Божиими, в которых Господь преображает и изменяет человека.

Что же получается? Бог созидает Церковь, в которой устанавливает Свои таинства, а человек игнорирует эти спасительные средства, говоря, что Бог у него в душе или что он верит по-своему. Часто за этими словами стоит лишь нежелание менять свое сердце, оставить жизнь по прихотям мира сего — попытки достигнуть Царства Небесного обходными путями. Церковь для таких людей не авторитет, а ведь она основана Христом, значит только Он ее настоящий Глава, Его Духом Церковь живет, дышит и созидается. Вот почему человек, игнорируя Церковь, игнорирует Бога.

Если человек был хорошим, но никогда не был в храме, неужели Бог после смерти отвергнет его?

— Нужно определиться с понятием «хороший». В Евангелии сказано: «Если любите любящих вас и добро делаете делающим вам доброе, то какая вам за то награда? Не то же ли язычники и грешники делают?»

Есть понятие «естественное добро». Всем нам свойственно быть вежливыми с вежливыми, добрыми с добрыми, на улыбку отвечать улыбкой, любить своих детей и т. д. и т. п. Так поступают и поступали все люди во все времена. Разумеется, с некоторыми исключениями, но исключения, как известно, только подтверждают правило, да и мы говорим об обычных людях с нормальной психикой. Понятно также, что свой, родной и близкий человек всегда кажется нам хорошим и милым, и нам всегда тяжело расставаться с ним, когда он умирает. Опять же, очевидно, что все мы желаем нашим умершим лучшей доли «там».

Но христианство призывает нас к иному: иной жизни, иному миропониманию: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас…» (Мф 5:44), то есть Господь призывает нас к добру вышеестественному.

Встает вопрос: а как этого достичь? «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк 18:27). И достигается это только путем терпеливой жизни во Христе, то есть жизни церковной.

При всем этом мы не судьи. Судить может только Бог. Он дает нам средства ко спасению, но не ограничивает Себя ими. Он может спасти наших близких не благодаря их жизни, а вопреки ей. Тем более что у Бога никакое добро не забыто.

В моей жизни было много грехов, причем очень страшных. Осознание неправильности жизни пришло только в зрелые годы. Сейчас готовлюсь к первой исповеди, но смущают мысли: всякий ли грех прощает Бог?

— Понимаю ваше смущение. Оно происходит от того, что мы начинаем приписывать Богу свое, человеческое понятие о справедливости. Мы часто не можем понять, что Бог может простить нам все наши, даже самые ужасные, согрешения просто так, ничего не потребовав взамен. Просто у нас одна логика, а у Бога — другая. И она заключается в том, что за все наши грехи уже пострадал Спаситель.

Человеческое понятие о справедливости всегда включает в себя понятие возмездия. Если кто-то причиняет нам тяжелый вред, чувство справедливости подсказывает, что человек за это должен быть наказан. Вспомните известный советский фильм: «Вор должен сидеть в тюрьме». В критериях человеческой жизни это правильно, так и должно быть, иначе мир превратится в хаос.

Но нельзя переносить эти критерии на отношения Бога и человека. Нельзя именно потому, что мы существуем в различном бытии: Бог — вне времени, человек же — во времени.

Весь труд покаяния заключается в осознании, что человек был не прав по отношению к Богу, себе самому и окружающим его людям. Понимании, что грех — это не юридический проступок, а боль, которую человек приносит Богу. А также способности принять от Него прощение. Поэтому нужно отложить всякую боязнь и не придумывать себе непрощенных грехов. Идите смело на исповедь, Спаситель ждет вас, как и каждого человека.

Я законопослушный человек. Для чего мне еще Божии заповеди?

— Мы, к сожалению, часто воспринимаем Божий закон как некую духовную Конституцию: Бог «спускает» человеку закон с Неба, а человек, в свою очередь, должен его исполнять. Но такое понимание не совсем верно.

Что хочет Бог от человека? Как ни странно это будет для нас звучать, но того же, что желает каждый человек. Причем любой, где бы он ни жил, во что бы ни верил. Даже если заявляет себя крайним атеистом. Любой человек желает счастья. Просто потому, что мы так созданы Богом — для счастья. А вот что такое это желанное и заветное счастье и как его достичь — это вопрос, ответы на который начинают расходиться. Ответ есть и у Бога, создавшего нас. Этот ответ и есть Его заповеди. Для чего нужны правила дорожного движения? Чтобы человек благополучно добрался из пункта «А» в пункт «Б», добрался живым и здоровым. Нечто подобное и здесь. Что будет с водителем, если он поедет на светофоре на красный свет? Трагедия… Что случается с человеком, игнорирующим Божии «правила»? Та же трагедия, только в иных, духовных масштабах.

Что делать, если сам не можешь себя простить и поэтому не идешь в храм?

— Все же пойти в храм. Как ни странно может показаться, излишнее бичевание себя может быть рождено нашей гордостью. Но ведь Бог уже простил нас, приняв смерть Своего Сына за нас. Нам остается только принять это прощение. Что означает поменять свою жизнь? Вот к этому-то и не готов бывает человек, который признает, что болен, и чувство вины в нем присутствует, а лечиться не желает, продолжая при том свой обычный образ жизни. Как говорят дети? «Прости, я больше так не буду». Подобного Бог ждет и от нас, ну, а человек как раз этого-то и не желает. Часто за словами о непрощении себя стоит лишь боязнь начать новую жизнь с Богом, которую Он дает нам в акте прощения на исповеди.

Некоторые говорят, мол, хорошо у вас: согрешил — покаялся, и опять греши…

— Это ложное представление об исповеди. Греческое слово «исповедь» (метанойя) дословно означает перемену ума. Покаяться — значит осознать неправоту своей жизни перед Богом, окружающими нас людьми и перед собой. Грех, при правильном отношении к нему, должен восприниматься как трагедия: «Любяй же неправду ненавидит свою душу» (Пс 10:3). По большому счету, не так важно, насколько грех тяжек. Тяжесть греха вообще определить крайне сложно, так как любой грех несет в себе ужасающие последствия — разрыв единства с источником жизни — Богом. Исповедь восстанавливает это разорванное грехом единство.

Если же исходить из позиций, что после исповеди можно продолжать грешить так же, то лучше вообще не приходить. Лицемерную исповедь Господь не примет и грехи не отпустит, даже если священник прочтет разрешительную молитву.

Как же быть с нашими практически пов­седневными грехами: мелкой раздражительностью, многословием — к которым мы волей-неволей возвращаемся? Не нужно забывать, что исповедь не только соединяет человека с Богом после длительного периода вне церковной жизни — она является неким лечащим пластырем, налагаемым на раненую грехом душу человека, идущего христианским путем.

Как часто нужно исповедоваться?

— Этот вопрос каждый решает для себя сам. Не могу однозначно ответить, что чем чаще, тем лучше. Это не всегда так. Исповедь тоже может стать привычкой, глубоко человеком не переживаемой. Конечно, не каждая исповедь должна переживаться так же глубоко, как, например, первая или совершаемая после длительного периода. Но поверхностно, как к обычному делу, к ней нельзя относиться. Как и впадать в другую крайность — ждать, пока в душе созреют определенные покаянные чувства. Нужен средний подход к этому важному делу. А это уже каждый человек решает самостоятельно, советуясь со священником, у которого он исповедуется.

Подготовила Лилия Шабловская

Газета “Ведомости Нижегородской митрополии”


« »