Священномученик Алексий родился 4 августа 1878 года в селе Нежитино Юрьевецкого уезда Костромской губернии в многодетной семье псаломщика Андрея Федоровича Молчанова. Получив начальное образование в церковно-приходской школе, поступил в Духовное училище в уездном городе Макарьеве на Унже, но на втором году обучения, в 1896 году, покинул его. В этот год скончался его отец, и Алексий занял его место псаломщика при нежитинском Воскресенском храме. 6 июня 1896 года его посвятили в сан чтеца (псаломщика) с правом носить в храме за богослужением стихарь.
Спустя несколько лет Алексий Молчанов был призван в армию. Прослужил он в качестве рядового с 7 января 1900 по 1 сентября 1903 года. Вернувшись на родину, он продолжил исполнять обязанности псаломщика.
После 1918 года Алексий Молчанов принял сан священника невзирая на то, что уже повсеместно шли гонения на Церковь и ее пастырей. Жили отец Алексий и матушка Варвара Дмитриевна в собственном деревянном доме, расположенном на церковной земле рядом с храмом. В период служения в Нежитине в их семье воспитывалось двое детей: сын Виктор и дочь Надежда. Здесь же по соседству проживали его родные старшие братья — Иоанн и Федор Молчановы, которые также в разные годы служили при Нежинском храме псаломщиками, а в начале XX века числились уже за штатом.
В родном приходе отца Алексия, в селе Нежитино, до сих пор среди местных прихожан отмечается праздник «Мольба». Народное изустное предание гласит, что несколько столетий тому назад случилась на селе засуха. Начал гибнуть скот, заболевали люди, и народ обратился к Богу с мольбой об избавлении от напасти. Жители села дали обет отправиться в «палестины искать крест чудотворный», построить часовню и каждый год в это время молиться Спасителю. В тот же день обильный дождь напоил окаменевшую землю. Три года ходили братья Коршунские по святым местам и принесли в родное село большой двусторонний крест, на котором с одной стороны было изображено Распятие Христа, с другой — святитель Николай Чудотворец. Святыню поставили в центре часовни, но на следующее утро ее не нашли на месте. После долгих поисков крест обнаружили в Михайловском роднике — из прозрачной воды смотрел лик Христа. Так повторялось три раза, и сельчане решили перенести часовню на то место, где трижды ими была обретена святыня.
Михайловская часовня простояла до середины 1970-х годов, но, по распоряжению местных властей, ее все-таки снесли в последнем порыве гонений на Церковь. Правда, чудотворного креста там уже не было, его приходилось прятать по домам. Теперь он находится во вновь освященном Воскресенском нежитинском храме. В 1930-е годы, когда стали закрывать этот храм, чтобы использовать его под машинно-тракторную мастерскую, местные прихожанки, простые женщины, встали вокруг него живой цепью и не пустили в храм. Женщины приходили с узелками, в которых была еда и теплые вещи, и стояли неразрывной цепью дни и ночи, сменяя друг друга. Храм спасли от поругания, руководство колхоза отступило, но его все-таки закрыли.
В 1930-е годы отец Алексий Молчанов, имея четырех взрослых детей, служил в Покровском храме в селе Саурово Лысковского района Нижегородской губернии.
В феврале 1936 года отец Алексий был арестован по доносу за сокрытие мелкой разменной монеты, но после уплаты штрафа был освобожден. 24 февраля 1936 года начальник районного отделения НКВД допросил отца Алексия, задав ему следующие вопросы:
– Скажите, откуда у вас оказалась серебряная монета и почему вы ее не сдаете в банк для оборота.
– Собралась у меня серебряная монета за работу по службе в церкви. Не сдавал я потому, что ее мало кто брал, в банк сдавать не приходилось, в кооперацию редко даже брали такую мелочь по 10, 15 и 20 копеек. Таким образом, у меня накопилось более 1000 рублей. Я считал, что это все равно советские деньги и поэтому не обращал внимания.
– Почему вы своевременно не уплатили следуемые вам платежи?
– Следуемые с меня как с культслужителя платежи: культсбор, налог — я уплачивал своевременно и в данный мне срок <…>
– Скажите, у вас производится регистрация браков, умерших и других треб населения и почему вы это делаете?
– Лично я для своей церкви веду регистрацию браков, смертей и крещения. Запись веду, потому что вышестоящее духовенство это требует. Кроме того, для себя это необходимо, чтобы иметь какую-либо справку: официальных книг у нас нет, но роспись производится по тетради и без всякого оформления, т. е. выдачи каких-либо справок населению.
Весной 1937 года, на шестидесятом году жизни отец Алексий вышел за штат по причине болезни и переехал из села Саурово на жительство к своей дочери в соседнее село Валки. После этого здесь стал служить престарелый протоиерей отец Михаил Бетин, которого также впоследствии арестуют и расстреляют осенью 1937 года.
26 июля 1937 года он был арестован сотрудниками Лысковского НКВД и заключен в горьковскую тюрьму. Младшая дочь отца Алексия, которой было всего восемь лет, хорошо запомнила, как арестовывали ее отца. Престарелого священника, у которого болела спина, вывела на крыльцо матушка Варвара, и он облокачивался на подушку, которую сзади поддерживала супруга. Со стороны казалось, что она просто выносила на руках немощного человека. Потом дети долго смотрели вслед уезжающей двуколке. В августе 1937 года отцу Алексию исполнилось 59 лет. Потом матушка Варвара, как и сотни других жен арестованных, приезжала в город Горький узнать о судьбе своего мужа, но в городской тюрьме ей сказали, что Алексея Молчанова у них нет. Сразу же после ареста отца два старших сына священника уехали подальше от бдительности НКВД в Среднюю Азию, а жена и дочери остались жить в Валках.
Арестованный Алексий Молчанов находился в камере под номером девять. 27 июля 1937 года состоялся его первый допрос.
– В анкетной части протокола вы показали, что в 1936 году подвергались обыску. Вам известно, кто производил у вас обыск?
– Обыск производил сотрудник лысковской милиции, фамилию его я не знаю.
– Причина обыска вам известна?
– Да, известна. В 1936 году я отказался от уплаты госналогов в сумме 500 рублей, за это сельский совет у меня произвел опись имущества. В момент описи имущества у меня было обнаружено мелкой серебряной монеты советской чеканки в сумме одна тысяча сто рублей. После этого члены сельсовета сообщили об этом в РКМ, откуда пришел сотрудник милиции, произвел обыск, и деньги были изъяты.
– С какого времени вы стали собирать мелкую разменную монету?
– С 1932 года и собирал до 1936 года.
– Собирая мелкую разменную монету, вы имели контрреволюционную цель?
– Нет, контрреволюционной цели я никакой не имел.
– Вы знали о том, что скрытие мелкой разменной монеты преследуется законом?
– Да, знал. В 1930 году за скрытие мелкой разменной монеты был осужден староста церковный Краев Алексей Петрович.
– Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность. Следствие предлагает вам рассказать правду.
– Контрреволюционной деятельностью я не занимаюсь.
Через три месяца заключения под стражей в спецкорпусе горьковской тюрьмы, 3 ноября 1937 года, отца Алексия допросили вновь. Во время допроса следователь пытался добиться от священника признательных показаний.
– Вы арестованы как участник контрреволюционной церковно-фашистской организации. Признаете ли вы это?
– Виновным себя не признаю.
– Следствию известно, что вы проводили антисоветскую агитацию, направленную на подрыв советской власти. Что вы на это скажете?
– Агитацией я никогда не занимался и в организации не состоял.
– Вы скрываете свою вражескую работу. Следствие располагает конкретными фактами вашей контрреволюционной деятельности, будете ли вы говорить правду?
– Никакой контрреволюционной деятельности я не проводил и об антисоветской деятельности рассказать ничего не могу.
Следователь продолжал настаивать на признании.
– Следствию известно, что вы завербованы в контрреволюционную церковно-фашистскую организацию благочинным Никольским Валентином Ивановичем. Дайте правдивые показания.
– Я отказываюсь давать показания, так как я никогда контрреволюционной деятельностью не занимался и с Никольским на политические темы не говорил.
11 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Иерей Алексий Молчанов был расстрелян 20 ноября 1937 года.
Составитель: Дегтева О. В.
Текст публикуется по книге
«Жития святых, новомучеников и исповедников земли Нижегородской»,
изданной Нижегородской епархией.