Священномученик Алексий Молчанов, пресвитер

 

9Священномученик Алексий родился 4 августа 1878 года в селе Нежитино Юрьевецкого уез­да Костромской губернии в многодетной се­мье псаломщика Андрея Федоровича Молчанова. По­лучив начальное образование в церковно-приходской школе, поступил в Духовное училище в уездном го­роде Макарьеве на Унже, но на втором году обучения, в 1896 году, покинул его. В этот год скончался его отец, и Алексий занял его место псаломщика при нежитинском Воскресенском храме. 6 июня 1896 года его посвятили в сан чтеца (псаломщика) с правом но­сить в храме за богослужением стихарь.

Спустя несколько лет Алексий Молчанов был призван в армию. Прослужил он в качестве рядового с 7 января 1900 по 1 сентября 1903 года. Вернувшись на родину, он продолжил исполнять обязанности псаломщика.

После 1918 года Алексий Молчанов принял сан священника невзирая на то, что уже повсеместно шли гонения на Церковь и ее пастырей. Жили отец Алексий и матушка Варвара Дмитриевна в собствен­ном деревянном доме, расположенном на церковной земле рядом с храмом. В период служения в Нежитине в их семье воспитывалось двое детей: сын Виктор и дочь Надежда. Здесь же по соседству проживали его родные старшие братья — Иоанн и Федор Молча­новы, которые также в разные годы служили при Не­жинском храме псаломщиками, а в начале XX века числились уже за штатом.

В родном приходе отца Алексия, в селе Нежити­но, до сих пор среди местных прихожан отмечается праздник «Мольба». Народное изустное предание гласит, что несколько столетий тому назад случилась на селе засуха. Начал гибнуть скот, заболевали люди, и народ обратился к Богу с мольбой об избавлении от напасти. Жители села дали обет отправиться в «палестины искать крест чудотворный», построить часовню и каждый год в это время молиться Спасителю. В тот же день обильный дождь напоил окаменевшую землю. Три года ходили братья Коршунские по свя­тым местам и принесли в родное село большой дву­сторонний крест, на котором с одной стороны было изображено Распятие Христа, с другой — святитель Николай Чудотворец. Святыню поставили в центре часовни, но на следующее утро ее не нашли на месте. После долгих поисков крест обнаружили в Михай­ловском роднике — из прозрачной воды смотрел лик Христа. Так повторялось три раза, и сельчане реши­ли перенести часовню на то место, где трижды ими была обретена святыня.

Михайловская часовня простояла до середины 1970-х годов, но, по распоряжению местных властей, ее все-таки снесли в последнем порыве гонений на Церковь. Правда, чудотворного креста там уже не было, его приходилось прятать по домам. Теперь он находится во вновь освященном Воскресенском нежитинском храме. В 1930-е годы, когда стали за­крывать этот храм, чтобы использовать его под машинно-тракторную мастерскую, местные прихо­жанки, простые женщины, встали вокруг него живой цепью и не пустили в храм. Женщины приходили с узелками, в которых была еда и теплые вещи, и стоя­ли неразрывной цепью дни и ночи, сменяя друг дру­га. Храм спасли от поругания, руководство колхоза отступило, но его все-таки закрыли.

В 1930-е годы отец Алексий Молчанов, имея че­тырех взрослых детей, служил в Покровском храме в селе Саурово Лысковского района Нижегородской губернии.

В феврале 1936 года отец Алексий был аресто­ван по доносу за сокрытие мелкой разменной мо­неты, но после уплаты штрафа был освобожден. 24 февраля 1936 года начальник районного отделения НКВД допросил отца Алексия, задав ему сле­дующие вопросы:

– Скажите, откуда у вас оказалась серебряная мо­нета и почему вы ее не сдаете в банк для оборота.

– Собралась у меня серебряная монета за рабо­ту по службе в церкви. Не сдавал я потому, что ее мало кто брал, в банк сдавать не приходилось, в ко­операцию редко даже брали такую мелочь по 10, 15 и 20 копеек. Таким образом, у меня накопилось более 1000 рублей. Я считал, что это все равно советские деньги и поэтому не обращал внимания.

– Почему вы своевременно не уплатили следуе­мые вам платежи?

– Следуемые с меня как с культслужителя плате­жи: культсбор, налог — я уплачивал своевременно и в данный мне срок <…>

– Скажите, у вас производится регистрация бра­ков, умерших и других треб населения и почему вы это делаете?

– Лично я для своей церкви веду регистрацию браков, смертей и крещения. Запись веду, потому что вышестоящее духовенство это требует. Кро­ме того, для себя это необходимо, чтобы иметь какую-либо справку: официальных книг у нас нет, но роспись производится по тетради и без всякого оформления, т. е. выдачи каких-либо справок насе­лению.

Весной 1937 года, на шестидесятом году жизни отец Алексий вышел за штат по причине болезни и переехал из села Саурово на жительство к своей дочери в соседнее село Валки. После этого здесь стал служить престарелый протоиерей отец Михаил Бетин, которого также впоследствии арестуют и рас­стреляют осенью 1937 года.

26 июля 1937 года он был арестован сотрудни­ками Лысковского НКВД и заключен в горьковскую тюрьму. Младшая дочь отца Алексия, которой было всего восемь лет, хорошо запомнила, как арестовы­вали ее отца. Престарелого священника, у которого болела спина, вывела на крыльцо матушка Варвара, и он облокачивался на подушку, которую сзади под­держивала супруга. Со стороны казалось, что она просто выносила на руках немощного человека. По­том дети долго смотрели вслед уезжающей двукол­ке. В августе 1937 года отцу Алексию исполнилось 59 лет. Потом матушка Варвара, как и сотни дру­гих жен арестованных, приезжала в город Горький узнать о судьбе своего мужа, но в городской тюрьме ей сказали, что Алексея Молчанова у них нет. Сразу же после ареста отца два старших сына священника уехали подальше от бдительности НКВД в Среднюю Азию, а жена и дочери остались жить в Валках.

Арестованный Алексий Молчанов находился в камере под номером девять. 27 июля 1937 года со­стоялся его первый допрос.

– В анкетной части протокола вы показали, что в 1936 году подвергались обыску. Вам известно, кто производил у вас обыск?

– Обыск производил сотрудник лысковской ми­лиции, фамилию его я не знаю.

– Причина обыска вам известна?

– Да, известна. В 1936 году я отказался от упла­ты госналогов в сумме 500 рублей, за это сельский совет у меня произвел опись имущества. В момент описи имущества у меня было обнаружено мелкой серебряной монеты советской чеканки в сумме одна тысяча сто рублей. После этого члены сельсовета сообщили об этом в РКМ, откуда пришел сотрудник милиции, произвел обыск, и деньги были изъяты.

– С какого времени вы стали собирать мелкую разменную монету?

– С 1932 года и собирал до 1936 года.

– Собирая мелкую разменную монету, вы имели контрреволюционную цель?

– Нет, контрреволюционной цели я никакой не имел.

– Вы знали о том, что скрытие мелкой разменной монеты преследуется законом?

– Да, знал. В 1930 году за скрытие мелкой раз­менной монеты был осужден староста церковный Краев Алексей Петрович.

– Вы арестованы за активную контрреволюцион­ную деятельность. Следствие предлагает вам рассказать правду.

– Контрреволюционной деятельностью я не за­нимаюсь.

Через три месяца заключения под стражей в спец­корпусе горьковской тюрьмы, 3 ноября 1937 года, отца Алексия допросили вновь. Во время допроса следователь пытался добиться от священника при­знательных показаний.

– Вы арестованы как участник контрреволюционной церковно-фашистской организации. Признае­те ли вы это?

– Виновным себя не признаю.

– Следствию известно, что вы проводили антисо­ветскую агитацию, направленную на подрыв совет­ской власти. Что вы на это скажете?

– Агитацией я никогда не занимался и в органи­зации не состоял.

– Вы скрываете свою вражескую работу. Следствие располагает конкретными фактами вашей контрреволюционной деятельности, будете ли вы говорить правду?

– Никакой контрреволюционной деятельности я не проводил и об антисоветской деятельности рас­сказать ничего не могу.

Следователь продолжал настаивать на признании.

– Следствию известно, что вы завербованы в контрреволюционную церковно-фашистскую ор­ганизацию благочинным Никольским Валентином Ивановичем. Дайте правдивые показания.

– Я отказываюсь давать показания, так как я ни­когда контрреволюционной деятельностью не зани­мался и с Никольским на политические темы не го­ворил.

11 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Иерей Алексий Молчанов был расстрелян 20 ноября 1937 года.

 

Составитель: Дегтева О. В.

Текст публикуется по книге

«Жития святых, новомучеников и исповедников земли Нижегородской»,

изданной Нижегородской епархией.