Священномученик Андрей Бенедиктов, пресвитер

 

8-1Священномученик Андрей ро­дился 16 октября 1885 года в селе Воронино Большемурашкинского района Нижегород­ской губернии, в многодетной семье священника Николая Бенедиктова. Первоначально прошел курс обучения в Лысковском Духовном учи­лище, а в 1906 году окончил Ниже­городскую Духовную семинарию. 6 октября этого же года поступил на должность надзирателя (воспита­теля) за воспитанниками в Нижего­родское мужское Духовное училище, где прослужил три учебных года. В 1908 году Андрей Николаевич Бенедиктов женился и окончательно решил принять священнический сан.

14 апреля 1909 года правящим архипастырем Нижегородской епар­хии Преосвященным Назарием (Ки­рилловым) Андрей Николаевич был определен на место священника в Ка­занский храм села Сунеево Княгининского уезда. Его рукоположение в сан священника 29 мая 1909 года совершил Преосвященный Евфимий (Елиев), епископ Балахнинский, ви­карий Нижегородской епархии.

Именно в период настоятельства отца Андрея в этом сельском при­ходе осуществлялось строительство нового храма, которое продолжалось несколько лет. Сунеевский храм строился на пожертвования прихо­жан и на средства, полученные по ходатайству отца Андрея от Святейшего Синода. Освящение каменной Казанской церкви состоялось в 1915 году.

В своем приходе отец Андрей кроме священни­ческих обязанностей вел большую общественную работу. Состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы. Начиная с 1911 года, как миссионер и проповедник он являлся чле­ном местного отделения братства Святого Креста. В 1913 году его избрали депутатом от Арзамасского училищного округа по инспектированию церковно­приходских школ. С началом Первой мировой войны молодой пастырь возглавил волостное Ичалковское попечительство по оказанию материальной помо­щи семействам воинов запаса и ратников ополче­ния. Кроме этого, с 1 января 1915 года отец Андрей стал членом комиссии Нижегородского отделения Комитета Великой княгини Елизаветы Федоровны, а с осени этого же года — членом комитета помощи беженцам.

За свое ревностное и патриотическое служение Святой Церкви до революции отец Андрей получил следующие награды: в 1914 году — набедренник; 5 октября 1915 года — архипастырское благослове­ние и грамоту от Преосвященного Иоакима (Левиц­кого); 6 мая 1916 года ко дню Святой Пасхи — фио­летовую скуфью.

Первый раз органами ОГПУ отец Андрей был аре­стован в феврале 1925 года, после того как на стра­ницах районной «Крестьянской газеты» была опу­бликована заметка под заголовком «Проделки попа». Священник был арестован и отправлен в Нижний Новгород в изолятор специального назначения, а Ни­жегородская губернская прокуратура возбудила уго­ловное дело по обвинению его в антисоветской дея­тельности.

В газетной статье говорилось о том, что священ­ник сунеевской церкви использовал «тонкий дипло­матический подход к массам с целью завоевания себе авторитета и этим самым углубить религиозный дур­ман среди них». По материалам данной публикации отца Андрея также обвинили в том, что он отказался обвенчать в храме жителя села Сунеева, некоего Ми­ронова, который являлся комсомольцем, предложил ему выйти из рядов членов ВЛКСМ и публично по­каяться в грехах в храме. Во время предварительного следствия батюшка не отрицал того, что он предла­гал Миронову выйти из комсомола и покаяться перед всеми верующими, объясняя это тем, что для совер­шения религиозного обряда (венчания) покаяние по­ложено по уставу Церкви.

4 апреля 1925 года, по милости Божией, проку­ратура вынесла постановление о прекращении след­ствия: «Принимая во внимание отсутствие в соде­янном Бенедиктовым состава уголовно-наказуемого преступления <…> дело по обвинению священника с. Сунеева Арзамасского уезда Бенедиктова А.Н. про­изводством прекратить <…> Меру пресечения к об­виняемому Бенедиктову изменить и из-под стражи освободить».

Ревностное служение отца Андрея в селе Сунеево продолжалось до февраля 1928 года. На следующий год он начал служить в райцентре, в городе Сергаче — в небольшом деревянном храме во имя препо­добного Иоанна Дамаскина. Но и на новом приходе батюшка был не угоден властям.

4 мая 1931 года его арестовали по обвинению в антисоветской деятельности, направленной против организации колхозов. Более семи месяцев протоие­рей Андрей Бенедиктов находился под следствием в арзамасской тюрьме. Через два с половиной месяца после освобождения, 26 марта 1932 года, его вновь арестовали сотрудники районного отделения НКВД по подозрению в причастности к подготовке дивер­сии, а именно — взрыву Сергачского военкомата. Священник находился под арестом четыре с полови­ной месяца. После того как отец Андрей в очередной раз был оправдан за недоказанностью вины и осво­божден, власти запретили ему возвращаться в Сергач и продолжать пастырское служение.

16 июля 1933 года стало последним днем служе­ния отца Андрея в Сергаче. В дальнейшем по благо­словению епископа Феофана (Тулякова) отец Андрей переехал в Нижний Новгород, где некоторое время служил в Петропавловской кладбищенской церкви. В самый разгар репрессий, в 1937 году, протоиерей Андрей Бенедиктов был назначен настоятелем По­кровского храма в самом центре города.

В Нижнем Новгороде семья священника (матуш­ка Зинаида Петровна, родная сестра Александра Ни­колаевна Бенедиктова и трое сыновей) проживала в частном доме в районе так называемых Больших оврагов на улице Елецкой, недалеко от Воскресенско­го храма. Один из старших сыновей батюшки тогда работал бухгалтером, другой служил в рядах Крас­ной армии, и еще один сын учился в Ленинграде.

Когда в октябре 1935 года городские власти до­бились закрытия Покровского храма, его общине предложили «переселиться в другое помещение для храма — в поле на кладбище, с ремонтом это­го помещения во втором этаже». Договор райсовета с Покровской общиной о передаче последней в бес­платное пользование Новокладбищенской церкви был заключен 4 ноября 1935 года. К этому времени первый этаж храма уже занимала обновленческая об­щина (очевидно, что обновленцы захватили бывший Сергиевский храм, освященный здесь еще до рево­люции). В этот период времени отец Андрей Бене­диктов был временно командирован служить в Пе­тропавловский городской храм.

Получив новое помещение, представители По­кровской общины осуществили своими силами ре­монт второго этажа Новокладбищенской церкви. 2 февраля 1936 года был подписан технический акт, согласно которому «все работы, как то: полы, окна, печи, двери и другие работы закончены в степени, допускающей богослужения». Начиная с апреля 1936 года отец Андрей вновь стал настоятелем Покров­ской общины, но уже в другом помещении — при храме на Новом кладбище (ныне это старообрядче­ский храм на улице Пушкинской). Однако служение его здесь было недолгим. В августе 1937 года его арестовали вместе с другими священнослужителями города. В ходе следствия отец Андрей отрицал какое-либо участие в контрреволюционных организациях и отказался назвать свои личные связи.

10 сентября 1937 года отец Андрей был допрошен следователем.

– Вы обвиняетесь как участник контррево­люционной церковно-фашистской     диверсионно-террористической организации г. Горького, воз­главляемой митрополитом Феофаном Туляковым. Признаете ли себя виновным в этом?

– Виновным себя не признаю, ни в какой контр­революционной организации я не состоял.

– Вы лжете, следственным материалом ваше уча­стие и ваша активная контрреволюционная деятель­ность в организации подтверждена полностью. Еще раз требую дать правдивые показания.

– Я не лгу и еще раз говорю, что я членом контр­революционной церковно-фашистской организации не состоял, и ни о какой контрреволюционной орга­низации я не знал и ни от кого не слыхал.

– Скажите, с кем вы имели связь из духовенства.

– Связи я ни с кем не имел.

– Следствием установлен ряд фактов вашей контрреволюционной агитации   среди верующих и духовенства и ваши антисоветские высказывания и клевета на советскую действительность. Дайте по­казания.

– Никакой контрреволюционной агитации я не вел, и антисоветских высказываний у меня не было. Пускай кто угодно и что угодно обо мне говорит, о том, что я член контрреволюционной организации и что высказывал контрреволюционные взгляды, я все равно буду отрицать и буду все время называть это подлостью. В своих действиях я ничего не нахожу контрреволюционного. Я стою на такой точке зре­ния и убежден, что скоро придет такое время, когда нас, духовенство, советская власть не будет считать врагами, а будет нам, духовенству, свобода в своих действиях. Большевики поймут, что Церковь не враг социализма, а даже может способствовать его про­движению.

– Скажите, какие задания контрреволюционно­го характера вы получали от митрополита Феофана и благочинного Лаврова?

– Кроме указаний по долгу службы, я ничего не получал.

– Вы лжете, митрополит Феофан давал вам зада­ние распространять антисоветские настроения среди верующих, а также давал указания Лавров. Дайте существенные показания, — продолжал настаивать следователь.

– Бросьте такие вопросы, все равно разговор со мной на эту тему будет бесполезный, признаний я вам никаких не дам. Записано с моих слов верно и мною прочитано.

Следователь НКВД не сумел добиться от отца Андрея даже подписи под данным протоколом, свя­щенник категорически отказался это сделать. Ба­тюшка был очень близорук и разбил очки (о чем он сообщил родным в единственной записке из горьковской тюрьмы), и за невозможностью прочитать протокол отказался его подписывать. Больше отца Андрея не допрашивали, 20 сентября следствие было закончено. Невзирая на позицию отца Андрея, в об­винительное заключение следователь записал все те формулировки бездоказательных обвинений, призна­ния которых он пытался добиться от арестованного: «…являлся участником Горьковского филиала всесо­юзного церковно-фашистского центра, вел контрре­волюционную повстанческую агитацию. По заданию Тулякова и Лаврова собирал шпионские сведения о настроениях различных слоев населения города Горького. В 1934 году приготовлялся и пытался со­вершить диверсионный акт — взрывы в здании Сергачского райвоенкомата».

На основании этих обвинений 21 сентября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Андрея к расстрелу. Протоиерей Андрей Бенедиктов был рас­стрелян 4 октября 1937 года и погребен в общей мо­гиле на расстрельном полигоне Горьковского НКВД.

 

Составитель: Дегтева О. В.

Текст публикуется по книге

«Жития святых, новомучеников и исповедников земли Нижегородской»,

изданной Нижегородской епархией.