Жизнь многих православных священников, принимавших непосредственное участие в военных походах, вызывает несомненный интерес тем, что их близкое общение с образованной офицерской средой, позволяет увидеть интенсивное духовное развитие, тесно связанное с книжной культурой. В отделе рукописей и редких книг Нижегородской областной универсальной библиотеки хранится домашнее книжное собрание первой четверти XIX века, принадлежащее священнику церкви села Покров Сергачского уезда (ныне село Покров Гагинского района) иерею Александру Васильеву. Ему личная библиотека насчитывала, судя по номерам, значительное количество изданий, из числа которых сохранились 16 наименований общим объемом в 30 томов. На каждом томе имеются собственноручная надпись: «Село Покров. Из книг священника Александра Васильева» и проставленные даты. На девяти изданиях проставлена конкретная дата – 19 сентября 1819 года, возможно указывающая на время их приобретения или учета экземпляров личной библиотеки батюшки.
Книги в начале XIX века в России были весьма дорогими, следовательно, сельский священник располагал денежными средствами: так за «Избранные слова знаменитого проповедника Бурдалу» в трех частях он заплатил 16 рублей 50 копеек. Некоторые сочинения были приобретены священником по подписке, например, «Слова и речи Иоанна Леванды, протоиерея Киево-Софийского собора», причем, в числе подписчиков значились такие представители нижегородской родовитой знати и культурной элиты, как губернский предводитель дворянства князь Г. А. Грузинский, церковный историк архимандрит Макарий (Миролюбов), заседатель губернской уголовной палаты Е. П. Бабкин. Некоторые надписи свидетельствуют о том, что начитанный священник пополнял свою библиотеку даже в других городах, например, в Москве.
В книжном собрании сельского иерея были представлены не только книги духовно-нравственного или чисто церковного содержания, такие как «Наставление о собственных всякого христианина должностях. Сочинения Преосвященного Тихона, епископа бывшего Воронежского» 1818 года издания, но и познавательные светские издания, как-то: «Новый и полный всеобщий стряпчий, или Судебный обрядник» 1815 года, «Учебная книга истории государства Российского с присовокуплением леточислительных таблиц к каждому периоду» 1820 года, «Новейший самый полный и подробный письмовник или Всеобщий секретарь содержащий в себе письма всякого рода» 1813 года, «Созерцание природы» 1804 года издания. Таким образом, данная библиотека свидетельствует о разносторонних интересах сельского священника.
Что мы знаем сегодня об этом книжнике-священнослужителе? До лета 1812 года о. Александр служил в Пензенской епархии, где числился запасным кандидатом на должность полкового священника по духовно-военному ведомству. Следовательно, ранее он служил в армии военным священником. Действительно, его имя встречается в списке полковых священников, проходивших служение на Кавказе в начале XIX века. Он служил в 1804 году в Казанском мушкетерском полку, участвовал в походах против немирных горцев, «подвергался опасности наравне с полковыми чинами, с целью воодушевить воинов к геройскому выполнению своего долга»[1]. В Пензенскую епархию он перевелся, видимо, после назначения полка на кордонную службу на кавказской линии.
С началом Отечественной войны 1812 года он подал прошение о принятии его на священническую службу в Пензенское губернское ополчение, получил по согласованию с обер-священником русской армии и флота И. С. Державиным архипастырское благословение, и в составе ополченского войска в январе 1812 года выступил в заграничный поход. В Дрездене осенью 1813 года по приказу командующего Поволжским окружным ополчением генерала от инфантерии графа П. А. Толстого священник был прикомандирован к главному госпиталю военного гарнизона и к походной церкви саксонского военного губернатора генерал-адъютанта князя Н. Г. Репнина-Волконского[2]. Спустя некоторое время о. Александр был определен священником 3-го пехотного полка Нижегородского земского ополчения которым командовал подполковник Н. Я. Стрелков и в котором служили образованные офицеры, так что у полкового батюшки, несомненно, был накоплен богатый жизненный опыт и приобретены немалые знания в области духовной культуры.
Священник 3-го пехотного полка Александр Васильев прослужил по военно-духовному ведомству до роспуска и возвращения из похода нижегородского ополчения. В аттестате, выданном ему 10 сентября 1814 года бригадным начальником генерал-майором А. Д. Гурьевым, указывалось, что иерей Александр Васильев вел себя во время похода «добропорядочно, как приличному и доброму пастырю надлежит, подавая пример образом своей жизни врученному его паству, отправляя священную свою обязанность как по бригаде, равно и госпиталю с отменною ревностию и крайнем усердием и рачением, без малейшего упущения»[3].
Завершив военно-духовную службу, о. Александр изъявил желание получить место священника именно в Нижегородской епархии, «где мне заблагорассудится и где-либо по сану моему праздное место», указав на то, что участие в долговременных и трудных военных походах в полевых полках крайне отрицательно сказалось на его здоровье[4]. Почему местом пастырского служения он избрал Нижегородскую епархию, подсказывает то, что в одно время с батюшкой управляющим делами комендантской канцелярии гарнизона Дрездена служил бригадный адъютант при А. Д. Гурьеве нижегородец сотенный начальник М. М. Аверкиев, принадлежавший к культурной элите. Скорее всего, он и посодействовал о. Александру с переводом в Нижегородское земское ополчение.
Весной 1815 года иерей Александр Васильев был определен на место священника церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Покров Сергачского уезда Нижегородской губернии.
Из списка православного духовенства, награжденного бронзовыми наперсными крестами на владимирской ленте в ознаменование «знаменитой Епохи 1812 года» согласно распоряжения Святейшего Правительствующего Синода на основании высочайшего рескрипта императора Александра I от 30 августа 1814 года, был удостоен высокой военной награды и настоятель храма села Покров Сергачского уезда иерей Александр Васильев[5]. Бронзовый наперсный крест отважному пастырю вручил в апреле 1818 года правящий архиерей Нижегородской епархии епископ Моисей.
После смерти о. Александра многие книги из его библиотеки были переданы в Нижегородскую духовную семинарию.
Примечания:
-
Копарев Е. Военное духовенство на Кавказе\\Русская линия: Православное информационное агентство/rus.ru/st.php.
-
Рапорт священника Александра Васильева начальнику Нижегородского губернского ополчения князю Г.А. Грузинскому 6 марта 1815 года//Нижегородская губерния в эпоху Отечественной войны 1812 года: Сборник документов. – Н. Новгород, 2012. – С. 309-310.
-
Аттестат о службе в ополчении священника Александра Васильева, выданный А.Д. Гурьевым 10 сентября 1814 года//Нижегородская губерния в эпоху Отечественной войны 1812 года: Сборник документов. – Н. Новгород, 2012. – С. 196-197.
-
Рапорт священника Александра Васильева начальнику Нижегородского губернского ополчения князю Г.А. Грузинскому 6 марта 1815 года//Нижегородская губерния в эпоху Отечественной войны 1812 года: Сборник документов. – Н. Новгород, 2012. – С. 309-310.
-
Дело о присылке и раздаче крестов для духовенства в ознаменование великой Епохи 1812 года. – ГУ ЦАНО. Ф. 570. Нижегородская духовная консистория. Оп. 556. Д. 8.