Кузнецов Николай Николаевич Родился в семье священника С.-Петербургской епархии, впоследствии митрофорного протоиерея Н. К. Кузнецова. Учился в Александровском лицее (до 1891), в 1891-1898 гг.- в Александро-Невском Духовном Училище и Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1902 г. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия по представлении сочинения «Нравственный смысл юродства и столпничества» , переработанного впоследсьтвии в магистерскую диссертацию. 20 июля 1902 г. назначен помощником инспектора Иркутской духовной семинарии, 23 августа 1903 г.- преподавателем русского языка Устюжского духовного училища, 20 февраля 1904 г.- помощником смотрителя Белозерского духовного училища. Вскоре пострижен в мантию, рукоположен во иеромонаха и 23 сентября 1904 г. назначен преподавателем гомилетики Новгородской духовной семинарии, 30 июля 1906 г.- преподавателем гомилетики Ярославской духовной семинарии.
В Ярославле во время обострения отношений между Союзом русского народа и рядом членов Святейшего Синода и Предсоборного Присутствия (6 декабря 1906 председатель Союза А. И. Дубровин требовал лишить сана митрополита Антония (Вадковского)) Алексий выразил несогласие с деятельностью местного Союза и начал полемику в местной прессе. Ректор Ярославской духовной семинарии сообщал в Учебный комитет при Синоде, что члены Союза донесли на Алексия губернатору, который вызвал его для объяснения. В феврале 1907 г. ярославский губернатор возбудил ходатайство о высылке Алексия из вверенной ему губернии, однако не встретил в этом поддержки у Ярославского архиепископа Иакова (Пятницкого). Назначенный в 1907 г. архиепископом Ярославским святительТихон (Белавин), стремясь, очевидно, прекратить конфликт, ходатайствовал в письме к митрополиту Антонию (Вадковскому) о назначении Алексия настоятелем Святогорского монастыря Псковской епархии. Одновременно ректор Пензенской духовной семинарии усиленно просил о переводе Алексия преподавателем гомилетики в Пензенскую духовную семинарию. Сам Алексий хлопотал о переводе на место миссионера в Тамбовскую епархию. Определением Святейшего Синода № 1758 от 20-22 марта Алексий был оставлен в Ярославской духовной семинарии, но уже 23 марта последовала очередная жалоба ярославского губернатора. Наконец, 11 мая в секретном отношении № 3099 председателя Совета Министров П. А. Столыпина обер-прокурору Синода П. П. Извольскому говорилось о переводе из Ярославля Алексия, «оказывающего крайне вредное влияние в политическом отношении». Определением Синода № 2898 от 12-30 мая Алексий уволен от духовно-учебной службы, направлен в распоряжение Вологодского архиерея и помещен в вологодский мужской монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.
28 августа 1907 г. Алексий подал в Синод прошение о назначении его членом Урмийской миссии. Определением Синода от 12-16 янвваря 1908 г. № 121 Алексий был назначен членом Урмийской миссии и прибыл в Урмию в конце марта. Независимое поведение Алексия по отношению к его бывшему сокурснику по СПбДА начальнику миссии архимандриту Сергию (Лаврову) вызвало недовольство последнего и привело к тому, как вспоминал об этом эпизоде Алексий, что и «там обстоятельства жизни моей сложились так, что пришлось после семимесячного пребывания в Персии снова возвратиться на север России и в Вологодской губернии искать себе на жительство монастырь, где примут». Определением Синода № 7139 от 11-14 октября 1908 г. (указ № 13020 от 14 окт.) Алексий был уволен из миссии с возвращением в распоряжение Вологодского архиерея и 8 ноября уехал в Россию.
Определением Синода № 419 от 22 января – 24 февраля 1909 г. Алексий перемещен в Яблочинский монастырь, где жил с середины марта до середины октября 1909 г. В июле 1909 г. в Учебный комитет при Синоде поступило ходатайство архиепископа Холмского Евлогия (Георгиевского) о предоставлении Алексию места в духовно-учебной службе. Определением Синода № 8108 от 10-15 октября 1909 г. Алексий назначен преподавателем обличительного богословия, истории и обличения старообрядчества и сектантства Томской духовной семинарии, 28 июля 1911 г. (определение № 5614) – смотрителем Лысковского духовного училища.
Имеющиеся в печати сведения о назначении Алексия в 1912 г. благочинным уездных монастырей Московской епархии не подтверждаются архивными документами. 29 мая 1913 г. (определение № 4747) Алексий назначен настоятелем коломенского Старо-Голутвина монастыря в честь Богоявления Господня в сане архимандрита, с 9 июля 1913 по 7 января 1914 г. исполнял обязанности смотрителя Коломенского духовного училища, 3-12 марта 1916 г. назначен инспектором Вифанской духовной семинарии, 26 сентября 1916 г.- вновь настоятелем коломенского Богоявленского монастыря. В 1913 г. представил в СПбДА на соискание степени магистра богословия сочинение «Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое исследование» (СПб., 1913), удостоенное искомой степени по отзывам проффесоров А. А. Бронзова и Н. И. Сагарды.
26 декабря 1916 г. Алексий был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 20 марта 1917 г. епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии; с 5 сентября 1918 г. епископ Слободской, викарий Вятской епархии, и настоятель Слободского Крестовоздвиженского монастыря. 11 ноября 1918 г. назначен временно управляющим Вятской епархии, 20 мая 1919 г.- епископом Сарапульским и Елабужским. В сентябре 1919 г. в Сарапуле был арестован, но затем освобожден без предъявления обвинения. В 1924 г. Алексий вновь арестован и выслан из Сарапула в административном порядке. В 1925 г. арестован и приговорен к 6 месяцам заключения в ИТЛ. После освобождения в 1927 г. возведен в сан архиепископа. В декабре 1928 г. арестован в Сарапуле, после 1,5 месяцев заключения сумел доказать свою невиновность и был освобожден. В декабре 1931 г. назначен временно управляющим Свердловской епархией. 9 февраля 1932 г. арестован и обвинен в том, что «создал контрреволюционную организацию из священнослужителей, монашествующих и кулаков», приговорен к 3 годам заключения в концлагерь, которые отбывал на строительстве Беломоро-Балтийского канала. В 1933 г. освобожден. По сведениям митрополита Мануила (Лемешевского) (не подтвержденным архивными документами), с 22 ноября 1933 г. Алексий занимал Пензенскую кафедру, а с 27 марта 1934 г.- Тобольскую. В 1935 г. Алексий был назначен архиепископом Сарапульским и Елабужским. До своего последнего ареста 18 декабря 1937 г. Алексий. жил и служил в Сарапуле. Будучи арестован, виновным себя не признал и не подписал фальсифицированные протоколы допросов. Расстрелян по приговору тройки НКВД Удмуртской АССР от 15 ноября 1938 г.
По данным Сарапульской епархии приговор приведен в исполнение 18 ноября 1938 года.
Архивы:
РГИА. Ф. 796. Оп. 183 (1902), № 364, 5 л.; Оп. 188 (1907-1909), № 261, 59 л.;
№ 7810, 28 л.; Архив УФСБ по Удмуртии. Д. № 5001.
Соч.:
Сирийцы Урмии и Индии // Монастырь. 1908. № 8. С. 24-26;
Тяжелые дни в Урмии: (Корреспонденция) // Там же. С. 65-67;
Мечеть Мар-Геваргиз // Там же. № 9. С. 57-58;
Горе тяргяварцев: (Корреспонденция) // Там же. С. 77-79;
Жизнь современных Сирохалдейцев // Там же. № 11. С. 21-29. № 12. С. 22-30;
Адербейджанская революция // Там же. № 11. С. 78-79;
Несторианство и современное движение его в Урмии среди сирийцев // Там же. № 12. С. 30-44;
По селам Урмии // Там же. С. 93-96; Статистика и свобода воли // Там же. 1909. № 1. С. 4-9;
Церковная школа по воззрению С. А. Рачинского // Там же. № 1. С. 67-77. № 2. С. 149-154;
По обителям Вологодской епархии: (Путевые наброски и впечатления) // Там же. № 2. С. 103-106. № 3. С. 200-205. № 4. С. 295-299. № 5. С. 362-365. № 7-8. С. 542-549. № 9-10. С. 627-631;
Персидская революция (1907-1908 г.) // Там же. № 3. С. 161-169. № 4. С. 304-308. № 5. С. 373-381;
Из записок урмийского миссионера // Там же. № 3. С. 181-183;
Архимандрит Платон [Мансветов] (Некролог) // Там же. № 4. С. 308-309;
К съезду монашествующих // Там же. № 6. С. 395-404;
Сущность монашества // Там же. № 6. С. 426-432. № 7-8. С. 519-522. № 9-10. С. 610-616;
Задачи современного пастырства // Там же. № 7-8. С. 531-534;
Жизнь праведника по Псалтири // Там же. № 9-10. С. 622-627. № 11-12. С. 683-691;
Рождество Иисуса Христа // Там же. № 11-12. С. 691-697.
Литература:
Патриарх Тихон и история русской церковной смуты / Сост. М. Е. Губонин. СПб., 1994. Кн. 1. С. 260, 406-407, 430-438;
За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 59-60;
Стефан (Садо), иером. Российская православная миссия в Урмии: (1898-1918) // ХЧ. 1996. [№] 13. С. 109;
Фирсов С. Л. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. [СПб.,] 1996. С. 197-201.
Информация с сайта “Православная энциклопедия” http://www.pravenc.ru/text/64664.html