Священномученик Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский

 

Alex_shukin_2010Епископ Александр, впослед­ствии архиепископ, родился 13 мая 1891 года в уездном городе Порхове Псковской губер­нии, в многодетной семье священ­ника Иоанна и Елизаветы Щукиных. Священник Иоанн Васильевич Щу­кин преподавал Закон Божий в Риж­ской духовной семинарии, епархи­альном училище и гимназии.

С детских лет стремился буду­щий святитель к служению Церкви и потому, получив семинарское об­разование, поступил в Московскую духовную академию. В 1915 году ему была присвоена степень кандидата богословия.

С началом Первой мировой войны семья отца Ио­анна Щукина переехала в Нижний Новгород, куда, завершив обучение в академии, приехал и Алек­сандр, который 11 декабря 1915 года за неимением других вакансий был определен преподавателем физики и математики в Нижегородскую Духовную семинарию.

В 1918 году новые власти арестовали протоие­рея Иоанна: пробыв в заключении полгода, он был отпущен домой едва живым. Вся семья после осво­бождения ее главы и ликвидации Нижегородской семинарии переезжает к родственникам в село Лысково.

21 мая 1919 года архиепископом Евдокимом (Мещерским) бывший преподаватель Александр Щукин был рукоположен в сан иерея с назначени­ем к Георгиевской церкви села Лысково и с возло­жением набедренника. На следующий год, 30 июня, преосвященный Варнава (Беляев), епископ Печерский, назначил отца Александра духовником Макарьевского Желтоводского женского монастыря, расположенного на противоположном берегу Волги от Лысково.

25 декабря 1920 года, с благо­словения епископа Васильсурского Макария (Знаменского), также быв­шего преподавателя Нижегород­ской семинарии, отец Александр за свое ревностное служение был награжден скуфьей. Спустя два года благочинный написал епи­скопу Макарию: «Настоящим сви­детельствую, что отец Александр Щукин, как ревностный пастырь и неутомимый проповедник, заслу­живает поощрения за свою отлич­ную, усердную, полезную Церкви Божьей пастырскую деятельность». На праздник Святой Пасхи в 1922 году отец Алек­сандр был награжден камилавкой.

21 августа 1923 года, в самый разгар обновлен­ческой смуты, по благословению управляющего Нижегородской епархией — епископа Балахнинского Филиппа (Гумилевского), священник Александр Щукин был хиротонисан во епископа Макарьевского. 4 сентября того же года Святейшим Патриархом Тихоном и Высшим церковным управлением было утверждено решение о назначении священника Александра Щукина, с принятием им монашества, епископом Макарьевским, викарием Нижегород­ской епархии.

Вскоре после принятия сана епископа преосвя­щенный Александр напутствовал своего умирающего отца Святыми Дарами. Первой службой вступившего на кафедру владыки стала заупокойная всенощная и литургия по новопреставленному протоиерею Ио­анну Щукину. В сентябре 1927 года на шестьдесят втором году тяжело заболела мать святителя. Влады­ка Александр ухаживал за ней и присутствовал при ее кончине.

В 1924 году уездный город Макарьев на Волге, где в стенах Свято-Троицкого Макарьево-Желтоводского монастыря находилась епископская кафедра, был официально упразднен как город и стал именоваться селом. Находившееся же на противоположном бе­регу Волги село Лысково еще в 1922 году получило статус городского поселения. В связи с этим в даль­нейшем владыка Александр имел уже титул епископа Лысковского.

Проживая в Лысково, он как настоятель служил в центральном храме города — Вознесенском со­боре. Также часто Преосвященный Александр со­вершал богослужения в Свято-Троицком Макарьево-Желтоводском женском монастыре. Владыка духовно окормлял не только сестер этой обители, но и всяче­ски поддерживал сестер из других окрестных общин. Любил он совершать паломничество в Крестомаровский женский монастырь, где находилась местночтимая чудотворная икона Богоматери «Троеручица».

Невзирая на гонения со стороны властей, в Макарьево при монастыре владыка Александр сумел организовать преподавание Закона Божия детям десяти-тринадцати лет. Продолжалось это около года, а затем было категорически запрещено властя­ми. Последняя настоятельница обители, престарелая игумения Феофания (Чуркина), с целью сохранения общины еще в 1918 году на базе монастыря зареги­стрировала сельскохозяйственную артель.

В 1920-е годы в Макарьевской обители подви­залось более двухсот сестер. Однако местный ис­полком все равно решил национализировать мона­стырское имущество и выгнать насельниц. Тогда игумения обратилась с жалобой в Москву, в наркомат юстиции. Правительство пошло на уступки и разрешило оставить в обители монахинь как работников артели. Но спустя несколько лет, в 1927 году, мест­ные власти все-таки приняли решение о выселении монахинь из древней обители. Большинство сестер перебрались из обители в Лысково, где жил владыка, который всячески утешал и помогал им. Семидеся­тилетняя игумения Феофания и несколько сестер по­селились в соседнем селе Просек, где еще действо­вал Никольский храм.

В своих проповедях епископ Александр высту­пал против богоборческой политики новых властей, в защиту Святой Церкви, не боялся он участвовать и в открытых диспутах против агитаторов «Союза безбожников». Такая позиция святителя, его актив­ность и влияние на среду верующих не устраивали местную власть. Владыку неоднократно вызывали в Лысковское отделение ОГПУ, требуя, чтобы он пре­кратил произносить в храмах проповеди.

22 ноября 1928 года епископ Александр был арестован и заключен в одиночную камеру под № 10 следственного специзолятора ОГПУ в Ниж­нем Новгороде. Через полтора месяца, 11 января 1929 года, ему предъявили обвинение в том, что он «как идейный противник советской власти, путем произнесения проповедей с антисоветским уклоном, прививал свои контрреволюционные убеждения на­селению и в единоличных беседах вел откровенную антисоветскую пропаганду на темы «о бесчинстве коммунистов-безбожников». «Имея преданных ему монахов и монахинь, — говорилось далее в обви­нении, — Щукин через них стремился расширить и впитать враждебность к существующему строю, давая им указания, как бороться с безбожниками: он рассылал их по селам и деревням, как миссионеров, не останавливаясь перед открытой борьбой с куль­турными учреждениями государства…»

В качестве свидетелей по делу епископа Алексан­дра были допрошены игумения Феофания с келей­ницей Евдокией, а также священник Макарьевского монастыря иерей Дмитрий Хитровский, которые в своих показаниях подтвердили, что проповеди свя­тителя имели антисоветский характер, и кроме этого сообщили следователю, что он занимался распро­странением книги «Протоколы сионских мудрецов».

Сам же епископ Александр виновным себя не при­знавал, но и не отрицал фактов своего выступления во время богослужений с проповедями. При этом во время очередного допроса он пытался объяснить следователю содержание своих проповедей. «Во­просами, оспариваемыми современниками, я назвал в своем показании вопросы христианской апологети­ки. А именно: о конечности мира, происхождении человека через творение его Богом, об исторической действительности христианства, о бессмертии души. А вопросами, соприкасающимися с религией, я на­звал научные теории, касающиеся перечисленных выше истин религии. Целью, с которой я говорил такие проповеди, было найти истину в научных тео­риях и доказать своим пасомым правильность христианского вероучения в этих вопросах. Вопросов политической, общественной и социальной жизни я в своих проповедях не касался».

Следствие продлилось почти полгода. В доносе одного из сокамерников на подследственного епи­скопа Александра сообщалось: «…будучи монахом, Щукин проповедует аскетизм и побуждает молить­ся всех в камере, демонстрируя свою усердность в этом».

Особым совещанием при Коллегии ОГПУ 26 апреля 1929 года епископ Александр был приго­ворен к трем годам исправительно-трудового лагеря. В Соловецком лагере он первоначально работал сто­рожем, а затем бухгалтером.

После окончания срока заключения светские власти запретили епископу служить в Нижегород­ской епархии. Митрополит Сергий (Страгородский) 31 декабря 1931 года назначил его управляющим Орловской епархией, с титулом викарного епископа Волховского. С 27 июля следующего года Преосвя­щенный Александр являлся уже правящим еписко­пом Орловским.

3 января 1934 года было принято постановление о том, чтобы Преосвященный Александр «в воз­даяние усердного служения Церкви Божьей», вместе с другими архипастырями, ко дню Рождества Христова был возведен в сан архиепи­скопа.

Церковь тогда подверга­лась беспощадным гонениям, верующих и духовенство арестовывали и ссыла­ли в лагеря. Посещать храмы становилось опасным. Страх быть арестованным охватывал все больше лю­дей. Церкви пустели. Архиепископ Александр стал проповедовать, и храмы вновь постепенно начали заполняться прихожанами.

30 сентября 1935 года состоялось его назначение на кафедру архиепископа Курского, но в Курск он выехать не смог и продолжал жить в Орле.

Начиная с 18 марта 1936 года, епископ Александр Щукин имел титул архиепископа Ржевского, вика­рия Калининской епархии, но уже 5 июля был опре­делен архиепископом Тульским. При этом в фак­тическое управление данной епархией он вступить не успел. Получив предупреждение о готовящемся аресте, по ложному обвинению в поджогах, архи­епископ Александр уехал в Нижегородскую область, где в Арзамасском уезде в селе Семеново поселился у родственников, прожив здесь полгода. В сентябре 1936 года во избежание ареста он получает назначе­ние на Семипалатинскую кафедру в Казахстане.

В эти страшные годы архиерейские кафедры по­стоянно пустели, святителей одного за другим погло­щали тюрьмы. Младшая сестра владыки Елизавета писала ему в Семипалатинск: «Уйди на покой, при­езжай ко мне в Лысково, пересидишь». «Как бы я вас ни любил, — отвечал архиепископ, — но я не для того взял посох, чтобы его оставить».

В августе 1937 года Преосвященного Александра арестовали. Он в последний раз благословил своих духовных детей, свидетелей ареста. Следствие в те годы было пыточное, и многие ради избавления от страданий давали любые показания. Архиепископ держался мужественно, не соглашаясь и не подписывая ни одно из навязываемых ему обвинений. Его обвиняли в шпио­наже и в контрреволюционной аги­тации — архиепископ решительно все отвергал. Спрашивали о знако­мых, он отказался их называть. По­казаний не набралось ни на один протокол допроса, а сроки, отпу­щенные следователям, подходили к концу. В день вынесения поста­новления тройки УНКВД 28 октя­бря 1937 года следователь провел последний допрос архиепископа.

-Вы являетесь членом и руко­водителем церковной контрреволюционной шпионской организации. Дайте показания…

-Членом контрреволюционной организации я никогда не являлся и в этом обвинении виновным себя не признаю, — отвечал архиепископ.

– Вы лжете. Вы давали установки руководителям филиалов контрреволюционной организации в раз­вертывании контрреволюционной работы…

– Никаких установок по развертыванию контрре­волюционной работы я не давал.

– Как член контрреволюционной организации вы проводили активную контрреволюционную аги­тацию среди населения, прекратите запирательство и дайте показания о вашей контрреволюционной деятельности.

– Никакой контрреволюционной агитации я сре­ди населения не проводил и в этом виновным себя не признаю, — спокойно ответил владыка.

Все это следователь вынужден был записать. В тот же день архиепископ был приговорен к расстрелу.

Несмотря на пытки, владыка не подписал предъ­явленные ему обвинения в шпионаже и контрре­волюционной деятельности. 28 октября 1937 года решением Тройки УНКВД архиепископ Александр был приговорен к высшей мере наказания, и через два дня, 30 октября, был расстрелян в окрестностях Семипалатинска и похоронен в общей могиле. Всем близким, кто интересовался судьбой владыки, отве­чали, что он сослан на десять лет без права перепи­ски, а через десять лет ответили, что он умер в лагере без уточнения места и времени.

Когда известие о мученической кончине архипа­стыря достигло нижегородской земли, то настоятель Казанского собора в селе Лысково объявил, что будет отпевать скончавшегося в заключении архиепископа Александра Щукина. Многие помнили владыку, и на­роду собралось такое множество, что храм не мог вместить всех желающих. Большая часть пришед­ших стояла на улице. Послушница Анна сделала не­большой гроб, туда положили четки владыки, крест и Евангелия. После отпевания народ молитвенно по­прощался с архиепископом, а затем состоялся крест­ный ход вокруг храма.

В 2000 году архиепископ Александр (Щукин) был прославлен в лике святых Архиерейским собором РПЦ от Алма-Атинской епархии в числе новомучеников и исповедников Российских.

 

Составитель: Дегтева О. В.

Текст публикуется по книге

«Жития святых, новомучеников и исповедников земли Нижегородской»,

изданной Нижегородской епархией.