Новомученики земли Лысковской (Священник Анатолий Бестужев, его семья и потомки)

«Жизнь (и смерть) святых мучеников и подвижников есть воплощенный идеал истинного, духовного и возвышенного жития». Иеромонах Дамаскин (Орловский)

 

Жизнь русского народа неразрывно связана с Церковью, в которой пламенный светильник – воскресший Христос, а яркие огоньки Божии – великие подвижники, молитвенники и нищелюбцы.

Церковь чтит память новомучеников и исповедников российских. Наша страна жива благодаря мученическому подвигу истинно верующих людей, отдавших свою жизнь за Христову правду и Церковь в разгул безбожьего лихолетья.

В Лысковской земле просиял целый сонм новомучеников Христовых.

Яркой звездочкой в сердцах осельчан прошел иерей Анатолий Бестужев. На мои вопросы к землякам, каких священников вы помните, о ком говорили ваши родители, большинство отвечали: «Помним отца Анатолия Бестужева. Да, разве забыть такую сильную личность, такого образованного, милостивого, скромного и очень обаятельного человека?»

В селе Осёлок (ныне Красный Осёлок) с осени 1923 г. до июля 1934 г. служил священник Анатолий Павлович Бестужев. Родился он 5 июля 1895 г. в  многодетной семье (8 детей) священника в селе Каменка Воротынского района (Макарьевского уезда). Отец Павел Иванович Бестужев за служение имел награды: набедренник (1899 г.), скуфью (1905 г.), камилавку (1913 г.), наперстный крест (1919 г.). В декабре 1905 г. спас утопающего, за что награжден серебряной медалью «За спасение утопающего».

Мама Евгения Владимировна (1873-1943 г.) – дочь священника Рюрикова Владимира Александровича (иерея в 4-ом поколении), по матери из рода Добролюбовых. Отец Владимир Рюриков служил в  селе Осёлок с 26.05.1873г. до выведения за штат по состоянию здоровья с 03.07.1907г., где позднее и похоронен в 1916г.

Анатолий в 1915 г. окончил Нижегородскую Духовную Семинарию по 1 разряду, рукоположен Преосвященным Иоакимом (Левитским) 28 августа этого же года. Служил в селе Островское Княгининского района, в селе Осиновка и в селе Гаврилово Гагинского района; с 1923 г. – в селе Осёлок.

Женат на дочери протоиерея Аполлона Ивановича Нечаева (с 1927 г. служил в селе Просек Лысковского района) – Александре Аполлоновне (1892 г.р.) В семье отца Анатолия родилось 5 детей: Татьяна (1919-91г.), Юлия (1920-2003г.), Александр (1923-2005г.),  Сергей (1925-1983г.), Ольга (1930-2013г).

Иерей Анатолий был законоучителем, обладал уникальным слухом и   очень красивым голосом, создавал прекрасные певческие коллективы, любил регентовать. При всех храмах, где он служил, были великолепные хоры, что и не смогли ему простить ярые противники всякой проповеди слова Божия.

Матушка Александра преподавала в школе. В те годы в Осёлке существовала начальная школа.

Младшая дочь Ольга Анатольевна вспоминает о своих родителях:

«От старших сестер и братьев,  а также жителей нашего села знала, что папа был человеком добрым, очень образованным, имел прекрасный тенор.  На допросе в ГПУ (его арестовали в июле 1934г.) следователи предлагали ему снять священнический сан, отречься от Христа, обещая при этом взять его в любой театр с таким голосом. Отец Анатолий отвечал им: «Что я тогда скажу своим детям?»

В любую погоду он всегда был готов идти людям на помощь. Жить было трудно, но родители тогда ещё держали корову. Папа ночью носил нуждающимся молоко. На удивление мамы, почему люди сами к ним не приходят за молоком, отец отвечал: «Ты понимаешь, что значит –  в такое время самим придти к священнику за молоком?!»

Однажды пришел нищий, и отец отдал ему свои брюки, в которых ходил на службу. Мама сокрушалась: «В чем ты завтра пойдешь служить?» В ответ услышала: «Старые выстираешь, на печке высушишь, в них и пойду, – под рясой все равно не видно…» Отец дружил с Василием Ивановичем Лобзиным. Теща Лобзина подарила папе отрез прекрасной ткани на брюки, все равно «давно лежит без дела».  Отец радостный отдал его маме: «Матушка, теперь сшей мне новые штаны» Надо заметить, что матушка была отличной портнихой, обшивала весь Осёлок.  «Где же ты взял материал? – «Нищий отдал», – улыбнулся папа.

Отец Анатолий был бессребреником. В голодные времена он не мог брать с людей деньги или продукты за требы. Туманин М. И. со слов матери рассказывает: « Отец Анатолий никогда не брал денег при просьбах помолиться за упокоение, говоря: «Раздайте нуждающимся. Какой помин будет в очах Господних! А мне и у Престола Божьего хорошо, я и так помяну и помолюсь у Престола».

Из воспоминаний Ольги Анатольевны:

«Старшая сестра Татьяна рассказывала об одном удивительном крестном ходе. На яблоневые сады напал червяк. Беда, останемся без доходов (село до сих пор славится яблоневыми садами – авт.) Служил папа. С хоругвями, иконами и молитвами пошли крестным ходом. Все шли, от мала до велика. Начали с Крутуши, дошли до Папороти. Обернулись – за нами летят тучи птиц. А червяк выползает на дорогу, вот птицы и поклевали всех вредителей! Слава Богу!»

Об этом и других крестных ходах во главе с отцом Анатолием слышала из уст старейшей жительницы села А. И. Лепилиной ( тогда ей было 90 лет): «Бывало, если случится какая беда – нет ли дождя, или саранча да червяк навалится, – сразу идем крестным ходом на Марки (Маровский монастырь – авт.)… На Марках перед иконой Матери Божьей «Избавительницей» помолимся.  Эту икону и в Осёлок носили. Всю округу святили. Где пройдет Владычица – всяк вредитель исчезнет. А когда дождя просили – подходили к нашей горе Папороти уже по колено в воде».

Со временем из хозяйства Бестужевых увели корову. Жить стало крайне тяжело. У осельского сапожника отец Анатолий брал уроки – учился шить кожаную обувь, подшивать валенки. В такое трудное время и это может сгодиться!

Носкова А. Н.: «Отец Анатолий бывал у моих родителей. Папа очень любил батюшку, понимал, что он голодает, последнюю крошечку отдает деткам, поэтому специально находил повод, чтобы пригласить батюшку в гости на обед. Однажды мама рассердилась,- самим-то не хватает! не до гостей! Она не видела, а в дверях, прислонившись к косяку, стоял отец Анатолий и все слышал. Мама бросилась в ноги просить у батюшки прощения, а он лишь смиренно смотрел на нее и ласково улыбался… Мама всю жизнь это помнила и укоряла себя».

Дети просто боготворили отца Анатолия. Не нужно было их заставлять бежать в храм. Одно упоминание матушки: «Папа ушел в храм»- лучше всякого будильника поднимало детей с постели. Они гурьбой бросались в храм вслед за отцом. На клиросе не пели – занятие не для детских голосочков. Впоследствии хорошими певческими голосами обладали Юлия, Татьяна. Дети очень любили церковные песнопения и службы. Александр был просто счастлив прислуживать дедушке Аполлонию в селе Просеке. Эту по-детски чистую любовь к Богу он пронес через всю свою жизнь.

Внучка Людмила Чабанова об отце Анатолии:

«Дедушка очень любил во время грозы стоять на крыльце и наблюдать за яркими вспышками молний, за проливным дождем. Он, казалось, всей грудью впитывает грозу, этот чистый воздух, говоря: «Любуюсь величием Божиим!»

Только чистому сердцу не страшна гроза! Как светла была душа батюшки, как свободна от всяких греховных и омрачающих помыслов, – нам даже представить это трудно!

Ольга Анатольевна вспоминает о маме:

«Матушка была добрая и кроткая женщина. Она, где бы ни была, умела создать вокруг себя мир. Это был дар Божий. Впоследствии жизненные трудности наложили на маму отпечаток излишней робости. Когда забрали папу, она была единственной кормилицей в семье. Жители не оставляли нашу любимую мамочку, помогали продуктами, деньгами, кто чем мог.

Господь дал ей долгую жизнь, она прожила до 82 лет. Всегда всем детям и внукам помогала, причем всё делала ненавязчиво, тихо, незаметно, от неё шло какое-то душевное тепло, спокойствие и умиротворение».

Старшая дочь Татьяна была больна. Бестужевы часто ездили с ней в больницу. Однажды по селу прошел слух, что хотят арестовать отца Анатолия. Матушка в это время уехала с Татьяной в больницу. Односельчане стали в огород к Бестужевым подбрасывать овощи, чтобы как-то поддержать семью. В доме большого обыска не было: брать-то было нечего…

Таисия Федоровна  Воронина(85 лет): «Тогда я ещё была маленькая. Взрослые говорили, что матушка от страшного известия впала в безпамятство, была как параличом разбита. Пять дней лежала, ничего не ела, очень ослабла. Женщины уговаривали матушку вставать ради детей, найти в себе силы; давали ей пить козьего молочка, начиная с полустакана. Так и выходили. Ох, и тяжело было ей с малыми детками одной! Работы не дают, помогать запрещают. А деток-то пятеро! Старшей Танюшке 13 лет, а младшей Оленьке всего 4 годочка».

Забрали отца Анатолия в июле 1934 г. Из архивных данных узнаем, что в 1934 г. он приговорен «тройкой» к 3 годам ИТЛ. Наказание батюшка отбывал на строительстве канала Москва-Волга под городом Истра. В октябре  1935г.  матушке Александре пришло письмо от дорогого мужа. Отец Анатолий просит жену приехать к нему и привезти всю священническую обряду, чтобы приготовиться к отшествию в Вечность.

Где взять деньги на дальнюю поездку? В доме продукты на вес золота. Односельчане пустили клич по Осёлку, собрали деньги и продукты матушке на дорогу.

Из лагеря отца Анатолия увезли в городскую больницу города Истры. Письмо отправила жена одного из больных. В целях безопасности женщина отправила бесценную весточку из другого города.

Разрешение на свидание матушке не дали. От Истры она ночью прошла 17 км до лагеря. В это время там ждали высокое начальство. Александру заставили прибираться в административном здании лагеря. Целый день матушка трудилась. Вечером разрешение было у нее на руках. Назад до Истры она опять шла пешком, ночью.

Ольга Анатольевна рассказывает: «Папа лежал на кровати совсем слабый, бредил, часто впадал в беспамятство. Санитарочка спросила маму: «Больной зовёт то какую-то печку, то просит спички. О чем это он?» Мама ответила: «Он священник. Просит подать свечку, чтобы отходить». Немного  им удалось поговорить в последний раз. Папа только успел сказать: «Береги Сережу».

На другой день в палате папочки уже не было. Он умер. Это произошло 30 октября 1935 года.

До последнего момента верил и ждал свою любимую отец Анатолий – и дождался свою ненаглядную голубку! Похоронили папочку на Истринском кладбище. Увы, сейчас там этого кладбища уже нет. Всё сравняли, построили на этом месте жилые дома».

Как же потом жила семья репрессированного священника, чьей святой кровью и пламенной молитвой держится и сейчас наша современная жизнь?

Детей в школу не принимали. Старшие Татьяна и Александр учились в 7-летней школе с. Просек, жили у дедушки протоиерея Аполлония.

Сестра батюшки Раиса Павловна позже забрала к себе детей в город Юрьевец. Её муж Серафим Федорович Третьяков был директором средней школы. Там получили аттестаты о среднем образовании Татьяна и Александр. Сергей проучился в этой школе только 1 год.

Впоследствии Сергей воевал, на фронт ушел в 17 лет, окончив 9 классов. После войны получил высшее образование, стал инженером-водником. Жил в городе Чебоксары, умер в 58 лет.

Татьяна училась в институте, стала преподавателем истории. В конце жизни из-за болезни проживала с Ольгой и мамой в Кстове. Много работала в архивах.

Ольга закончила Ленинградский фармацевтический институт. Семью не создала, т.к. ухаживала за матерью и больной сестрой. Это подвиг служения людям.

Александр, подполковник медицинской службы, работал в госпитале имени Бурденко, проживал в Москве. О нем Ольга Анатольевна вспоминает:

«На пенсии Александр часто ходил в храм, был глубоко верующим человеком. В храме на Сашу обращали внимание: высокий, худощавый, с красивой сединой, интеллигентный. В последний раз в храме исповедался, сел на лавочку. Тросточка выпала из его руки… Так умер наш Сашенька. Ему было, как маме, 82 года.

Юлия, учитель русского языка, многодетная мама, у нее было 8 детей, один из них умер во младенчестве. Жила в Лыскове. Помню, Юлины внучки вертелись около нашей матушки, спрашивали: «Бабулечка, ну почему же ты больше не вышла замуж? Ты у нас такая красавица!» Матушка задумчиво и тихо произнесла: «Не только такого, даже похожего на него в своей жизни не встретила!»

Внучка Людмила Чабанова поведала такую историю: «Моя мама Юлия  говорила, когда у бабушки родилась Оленька, пришли папины друзья на крестины. Матушка с маленькой дочкой лежала в спальне. Зашел отец Анатолий, сел на край кровати, улыбался. «Толенька, нехорошо, там гости, а ты их оставил, сидишь около меня».  Батюшка на это ответил: «Не переживай,  им и без меня хорошо. Я лучше с тобой побуду».

Это была настоящая, искренняя, чистая любовь, которую не сломили ни жизненные трудности, ни разлука, ни сама смерть.

Стоит вспомнить и о родственниках семьи Бестужевых.

Протоиерей Аполлоний Иванович Нечаев (1868г.), сын священника, окончил Нижегородскую Духовную Семинарию (НДС), рукоположен в сан 23 ноября 1889г. Преосвященным Модестом. Награды: набедренник (1899 г.), скуфья (1901 г.), камилавка (1907 г.), наперстный крест от Синода (1914 г.), сан протоиерея (1915 г.),  крест с украшениями (1921 г.). Последнее место службы село Просек.

Жена Екатерина Петровна, 1872 г.р., дочь священника Петра Степановича Никольского. Их дети: Александра 1892 г.р. ( жена отца Анатолия), Василий 1900 г.р. (окончил НДС), Михаил 1903 г.р. (учился в гимназии), Татьяна 1906 г.р., Елизавета 1908 г.р., Анна 1911 г.р.

Из воспоминаний Ольги Анатольевны: «Дедушка Аполлоний был золотым человеком. Очень нам помогал, часто приезжал в Осёлок, был хорошим умельцем. Своего дома в Просеке у дедушки не было. Жили с семьей на квартире у Демидовны под горкой у церкви. У дедушки имелся небольшой станочек, на нем мастерил разные удивительные штучки, был краснодеревщиком».

После смерти отца Анатолия протоиерея Аполлония  арестовали 22.11.1937 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности в составе группы священнослужителей Лысковского района, приговорили к высшей мере наказания, которую привели в исполнение 11 декабря 1937 г.

Внучка Людмила рассказывает: «Мама говорила, что сначала арестовали дьякона. К дедушке пришел священник Иоанн Ципровский, уговаривал дедушку на время уехать, поберечься.  Но тот не захотел идти против воли Божией».

В 1989г. прокуратурой Горьковской области дело по обвинению А.И.Нечаева было пересмотрено, решение от 2-3 декабря 1937г. отменено и А.И.Нечаев был реабилитирован.

Родной дядя отца Анатолия Бестужева по матери – протоиерей Николай  Владимирович Рюриков (1884г.) в 1905г. Окончил НДС по 1 разряду, был рукоположен в священники в село Макарьево в Желтоводский монастырь. Жена Ольга Георгиевна, дочь священника. Их дети: Зоя (1911г.), Лидия(1918 г.), Людмила (1921 г.), Константин ( утонул в 1915г.)

В 1927 г. отец Николай Рюриков арестован и сослан на 3 года в Приангарский район Восточно-Сибирского края. В 1930 – 34 г. жил в Козьмодемьянске на положении административного ссыльного. В 1937 г. вновь арестован и приговорен к 10 годам заключения в республику Коми. Скончался 18 июня 1943г. в Локчимлаге от паралича сердца и был погребен в могиле №5Г.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 0610.2006г. был причислен к лику новомученников и исповедников Российских.

Матушка Александра Бестужева последние годы жила у дочери Ольги в городе  Кстове. Почила о Бозе в 1971г. Часто говорила детям, что хотела бы упокоиться в Осёлке, на кладбище которого могила Рюриковых, или хотя бы в Лыскове.

И вновь рассказ Ольги Анатольевны: «Хоронили маму в Лыскове. Накануне вечером Юлия позвонила в Осельский сельсовет, сообщила о похоронах. Наутро, когда тело мамы привезли из Кстова в Лысково, их уже встречало огромное количество народа. Земляки приехали проводить свою любимую матушку (именно так называли ее осельчане) в последний путь. Обед заказали в Доме колхозника, что близ магазина «Книги». Запели, как полагается, «Вечную память», да так, что потолки вздрогнули. Выскочил заведующий столовой, замахал руками: «Нельзя здесь это петь!» На него старушки дружно напустились: «Не мешай нам провожать нашу матушку! Она – жена священника».

Из воспоминаний А. А. Русиной: «Однажды мама попросила меня переписать помянник. Смотрю, о упокоении на первом месте написано имя Анатолий. У нас в родне таких не было. Мама ответила, что это священник. «Он здесь у нас в Осёлке служил. Какой Батюшка! Какой человек был! Его имя всегда пиши первым». До сих пор Анна Александровна по этому помяннику поминает отца Анатолия Бестужева.

Ольга Анатольевна вспоминает и такой эпизод: «Был в селе еще совсем молодой поэт Федор Сухов. Он рано начал писать стихи. Люди ласково и любезно звали его Фэдочка Сухов. Спустя много лет Федор Григорьевич давал литературный вечер в Кстове. Я спросила его, помнит ли он семью Бестужевых. После вечера  он окликнул меня, с горящим взором признался, что батюшку Анатолия невозможно забыть. Какие проповеди, какая сила слова! Оказывается, Федор Григорьевич, будучи старовером, часто ходил в храм из-за проповедей отца Анатолия и очень любил его.

Папа не писал проповеди на бумаге. Весь текст у него помещался в голове. Такой был талант. Наша Юленька, как и папа, умела правильно говорить и грамотно излагать свои мысли».

25.07.1991 г. прокуратурой Горьковской области дело по обвинению А. П. Бестужева было пересмотрено, решение от 03.06.1934 г. отменено и он считается реабилитированным.

Много воды утекло с тех далеких трудных времен. Почти не осталось свидетелей того безбожного лихолетья. Но мы видим яркий пример бескорыстного служения Богу и людям, пример любящих супругов, пример жертвенности матери ради детей!

Сколько еще безвестных судеб?!.

Сухие архивные данные говорят:

Владимирский Вениамин Ксенофонтович – диакон-псаломщик Никольской церкви села Просек, 1982 г.р. Расстрелян 20.11.1937 г. Священномученник.

Разумов Владимир Алексеевич,1871г.р. Священник, рукоположен в 1894г. епископом Алексием (Опоцким). Арестован 18.11.1937 г., приговорен «тройкой» к ВМН 03.12.37 г., расстрелян 11.12.1937 г.

Быков Григорий Степанович, 1879 г.р., священник, ранее – диакон Никольского храма с. Осёлок. Рукоположен Преосвященным Варнавой (Беляевым) 16.03.1920г. Сослан в г. Самару. Вернулся в с. Осёлок, похоронен на местном кладбище.

Балин Павел Семенович, 1887 г.р., священник, житель с. Осёлок. Арестован 26.12.1937г. Приговорен «тройкой» к ВМН. Расстрелян 25.01.1938г.

И множество прихожан, верующих, невинно пострадавших людей.

У Господа все живы. Макарий Великий говорил, что смерть – это дорога к Безсмертию. Новомученики и исповедники Российские, молите Бога  о нас!                

 

Елена Туманина, студентка ЧГУ, Светлана Туманина, с .Красный Осёлок.