Андрей Кузнецов. Великий Владимирский князь Георгий Всеволодович, вехи биографии в контексте эпохи

Текст подготовлен на основе публичной лекции Андрея Кузнецова от 16. о2. 2017 года Георгий Всеволодович – великий князь Владимирский (лекция А. Кузнецова и Д. Семикопова)

Перевод аудио формата лекции в печатный и литературную обработку текста осуществил Артём Фалин. Текст согласован с автором.

Желая постичь Георгия Всеволодовича, сталкиваешься с некоторыми особенностями, как эта историческая личность представлена в современной науке.

До последнего времени в исторической науке отсутствовала полная биография великого владимирского князя Георгия Всеволодовича ( Лишь недавно была предпринята попытка дать жизнеописание князя в историко-культурном контексте эпохи (Кузнецов А.А. Великий князь Георгий – основатель Нижнего Новгорода. Нижний Новгород, 2017). Поскольку  было мало времени, чтобы эта попытка получила научную оценку, то рассмотрим ситуацию без указанной книги). Объяснить это можно сравнительно малым количеством исторических источников, из которых мы черпаем информацию о жизни князя и эпохе, в которую он жил. Тем не менее,  профессиональные историки должны в своих исследованиях опираться исключительно на данные достоверных исторических источников и всячески избегать необоснованных догадок и выдумывания, конструирования новых фактов. И такое правило уже само по себе ограничивает нас в возможностях представления подробной и детальной биографии владимирского князя Георгия Всеволодовича.

Ещё одним затруднением для получения ясной и чёткой картины жизни князя является определённая предвзятость со стороны историков XIX–XX вв. В научной и общественной средах сложился негативный образ владимирского князя – недалёкого, робкого и политически близорукого человека и исторического деятеля, чуть ли, третьего плана. Некоторые историки ставят в вину Георгию Всеволодовичу то, что он не смог отразить Батыево нашествие, и вся Русь оказалась под ордынским игом. Кроме того, Георгий Всеволодович находится в тени своих племянника Александра Ярославича (Невского) и дяди Андрея Юрьевича Боголюбского. Только основание Нижнего Новгорода как то реабилитирует Георгия Всеволодовича в истории Руси.

При всём этом изучение исторических источников, фактов и сведений о жизни князя и его исторической эпохи, анализ полученной информации показывают, что Георгий Всеволодович-  это герой первого ряда в истории Руси, да и России, но только недостаточно оцененный.

Источники. Перечень и характеристика.

Биография Георгия Всеволодовича восстанавливается по весьма ограниченному кругу достоверных исторических источников. К ним относятся: Лаврентьевская летопись, которая была создана в 1377 году в Нижнем Новгороде. Среди прочих причин её создания было стремление напомнить нижегородско суздальским князьям о славном величии первых лет Нижнего Новгорода. Лаврентьевская летопись составлялась на основании информации из древних – «ветшаных» – рукописей, о чём поведал сам монах-переписчик Лаврентий. Далее надо назвать Ипатьевскую летопись, причём в изложении до 1205 года. А жизнь князя уместилась в промежутке 1188 – 1238 гг.  То есть, из Ипатьевской летописи можно узнать только о детстве и отрочестве князя. Так же Ипатьевская летопись дает некоторые уникальные сведения по Георгию Всеволодовичу в рассказах о битве на Калке в 1223 г.  и о Батыеве нашествии в 1237/1238 гг. И конечно Новгородская первая летопись старшего извода (по Синодальному списку).

Это три русские летописи , которые являются основными источниками для академически правильного воссоздания биографии Георгия Всеволодовича. Кроме того, дополнительные сведения о нём содержаться в Ермолинской летописи и в тех летописях, которые повторяют её текст. Также ряд уникальных сведений можно найти в Летописце Переяславля-Суздальского. Круг русских источников надо расширить за счёт  западноевропейских источников: Хроника Ливонии, и Послания римских пап «христианам Русии» и князьям, которые писались в XIII в. и адресовались владимирским князьям и, прежде всего, Георгию Всеволодовичу.

В остальном же мы сталкиваемся со сведениями о жизни князя из  летописных памятников XV-XVI вв. Сразу надо отметить, что составлялись они спустя более чем 150 лет после описываемых событий. Современный источниковедческий анализ показал, что летописцы XV-XVI вв., составляя своды использовали, в основном, тексты, которые читаются в выше указанных «основных» источниках: Лаврентьевской, Ипатьевской и Новгородской первой летописях.

Основной целью летописцев XV-XVI вв. была попытка описать Батыево нашествие так, чтобы раскрыть истоки и причины этой катастрофы. Они соединяли сведения из выше указанных летописей, создавая один общий текст, пытаясь объяснить для себя  многие непонятные вещи. В результате получалось, что сводя несводимые тексты, летописцы  XV-XVI вв. тем самым порождали новые «факты», новые интерпретации, новое «знание», которое весьма отличается от реальных исторических событий.

Ярким примером такого создания новых исторических фактов служит битва под Коломной в 1238 году, когда рязанский князь Роман Ингваревич превратился в летописях XV-XVI вв. в некоего князя Романа «с новгородцы». И в исторической науке сразу пошел спор, а что это за новгородцы были, могли ли новгородцы с Волхова прийти под Рязань, чтобы встретится с ордами Батыя? Они бы просто не успели…. Но ведь Нижний Новгород первоначально назывался просто Новгородом, вот – и первое появление нижегородцев в битве, которую они, конечно, проиграли, но вот все таки…

Историки XVII-XX вв. возьмут летописи XV-XVI вв. будут использовать их потребительски, априори считая, что любая летопись является достоверным источником. И если чего-то нет в ранней летописи, то можно обратиться к летописи XV-XVI вв. (это же летопись! в ней же написано!) и взять оттуда недостающую информацию, чтобы “нарастить картинку”. Если мы с вами будем смотреть на исторические исследования XIX – XX века, то обнаружим веер самых разных интерпретаций событий первой трети XIII в., в которых участвовал князь Георгий Всеволодович.

И самое главное в этих исторических исследованиях это то, что выставляются оценки нашему князю на основе поздних недостоверных источников. Следует помнить, что ранние и более поздние летописцы XV-XVI вв. не ставили себе задачи упрекать и обвинять князя Георгия Всеволодовича.

Летописи – это очень сложный и многомерный жанр, имеющий своё целеполагание. Написание летописей был настолько важно, что поддерживалось, прежде всего, властью, князьями, церковью и боярами. И писались летописи не ради удовлетворения своего тщеславия, а ради того, что бы поместить свою историю в систему аксиологии Священного Писания. Измерить своё время через священную историю и, в определенном смысле, прийти к Страшному Суду вот с этим своеобразным отчётом. Писались летописи в монастырях, потому что церковь на тот момент-  это наиболее просвещённый институт по хранению и организации памяти.

Отдельно, для справки, следует сказать о прославлении Георгия Всеволодовича. В Степенной книге, созданной при Иване Грозном в 1560-1563 гг.,  составители которой пользовались летописными источниками XV-XVI вв., проявляется тенденции к прославлению великого владимирского князя Георгия Всеволодовича. В частности, там впервые фигурирует чудо прирастания головы князя к телу. И документы к прославлению князя в 1645 г. и его житие готовились на основании Степенной книги.

Вот то малое и необходимое, что надо знать об источниках и особенностях работы с ними, когда пытаешься постичь биографию владимирского князя Георгия Всеволодовича

Рождение и родители.

Точный год рождения князя Георгия Всеволодовича – 1188. Встречающаяся в исторической литературе дата –  1189 год – восходит к исторической традиции XIX в., когда ещё не владели тонкостями исторической хронологии. Родился князь 26 ноября на «Филиппово говение», на Филиппов пост. Летописец отмечает, что князь родился 26 ноября на память освящения храма мученика Георгия в Киеве, сооружённом в 1151 году при князе Ярославе Мудром (в крещении тоже Георгий). Сооружение этой церкви святого Георгия в 1151 году дало начало значимому празднику в Русской православной культуре – это Юрьев день осенний или Егорий холодный. Вспомним поговорку конца XVI в. «Вот тебе бабушка и Юрьев день», связанную с началом закрепощения крестьян.

В Ипатьевской летописи сказано, что отец Георгия князь Всеволод Юрьевич (Большое Гнездо) распорядился наречь новорожденного сына ещё и в честь деда Юрия Долгорукого. Это важное обстоятельство, поскольку  сам Всеволод родился в 1154 г. А Юрий Долгорукий отбыл в Южную Русь в 1155 г. и оставался там до самой своей смерти в 1157 г. Всеволод, скорее всего, не видел своего отца. Эта потеря, возможное ощущение утраты компенсировалось через наречение Всеволодом своего сына «деднем именем». Здесь, в поступке Всеволода Большое Гнездо в 1188 г. можно почувствовать и отцовский, и сыновий нерв.

Исторические источники позволяют говорить о двух версиях происхождения матери Георгия Всеволодовича. Согласно одной версии, что мать Георгия Всеволодовича – «чехиня» по имени Мария, дочь чешкого князя Шварна. Эту информацию дают летописи XV-XVI вв. Эта версия достаточно распространена. Ипатьевская, Лаврентьевская и Первая Новгородская, тексты которых более близки ко времени, которое они описывают, дают основание для другой версии. Мать Георгия Всеволодовича была ясыня. Кто были её отец и мать, неизвестно. Кто такие ясы? Это ираноязычная народность, которая обитала в южнорусских степях и предгорьях Северного Кавказа в домонгольское время. Ясы сыграли важную роль в этногенезе единственного православного российского народа, который живет сейчас на территории Северного Кавказа. Это – осетины. Ясская версия происхождения матери Георгия Всвеолодовича мало распространена в историографии, но с точки зрения источниковедения видится наиболее достоверной. Она укладывается в исторические реалии. Так Андрей Боголюбский, который утвердился на Владимирском престоле после смерти Юрия Долгорукова, изгнал всех своих братьев. В том числе и малолетнего Всеволода, который вместе с матерью сначала отбыл в Византию, потом вернулся и в межкняжеских отношениях был на вторых ролях, был подручником у киевских князей. Летописи называют его «Дмитрок», даже не Всеволод, а – крестильным именем с прибавлением уменшительно-уничижительного суффикса «ок». И жил он на русском степном пограничье в такой маргинальной зоне, где обитали кочевники-конфедераты с помощью которых русские князья упреждали набеги половцев. Это- берендеи, торки. Там же находились и анклавные поселения тех самых ясов. Вот оттуда будущий Всеволод Большое Гнездо взял себе жену. Он и не помышлял, что когда-то займет Владимирский престол и что станет великим князем. Практический брак по расчету здесь просто-напросто исключался, и он мог позволить себе «роскошь» – взять в жёны девушку, которая ему нравилась. И которой, вполне вероятно нравился он сам. Во всяком случае, он потом заботился о её двух сестрах, выдав их замуж за князей.

На примере семьи Георгия Всеволодовича можно представить то, как складывался в Руси опыт сосуществования самых разных этносов, как сама история сводила их между собой. Нигде такого опыта, пожалуй, не было и нет.

Эпоха Георгия Всеволодовича. Первое участие в государственных делах. Женитьба

Несколько слов о эпохе, в которой жил князь Георгий Всеволодович.

Политическая раздробленность домонгольской Руси. Мы привыкли её воспринимать через призму княжеских усобиц, набегов половцев, выяснений главенства между князьями и боярами. И во всем этом раздробленность воспринимается как системная бессистемность, выход из которой начался только в XIV в., да и то под давлением необходимости свержения ордынского ига. Это – в корне неверный взгляд.

Кого мы знаем из эпохи раздробленности домонгольской Руси? Юрий Долгорукий, потому он считается основателем  Москвы. Мстислав Великий, который в 1125 – 1132 гг.удерживал единство страны. Всеволод Большое Гнездо. Андрей Боголюбский. Даниил Галицкий. Александр Невский.. Игорь Святославович – герой произведения школьной программы «Слово о полку Игореве». Михаил Всеволодович Черниговский, сложивший свою голову в Орде в 1246 г. и причисленный затем к лику святых. В нашем восприятии все они где-то, что-то, с кем-то, там в раздробленности. Единой цельной картины не существует. Происходит уплощение многомерного глубинного исторического процесса. Поэтому Юрий Долгорукий по данным опроса, в том числе у нас в регионе, считается основателем Нижнего Новгорода. Такого бы недоразумения могло не быть, если бы присутствовало понимание, что при Юрии Долгоруком происходило освоение ближних территорий к Ростову и Суздалю, но не устья Оки. При Андрее Боголюбском освоение территорий расширилось. Ещё больше территория Северо-Восточной  Руси увеличилась при Всеволоде Большое Гнездо. Наконец, при Георгии Всеволодовиче рост территорий Владимирской Руси вышел на совершенно иные геополитические перспективы .

История раздробленности домонгольской Руси на сегодняшний момент, в целом, не написана. Историки, конечно же, владеют информацией. Но текст доступный, популярный, описывающий явление целиком, касающейся истории России, Украины, Белоруссии, не написан. Этот сюжет не дождался и, видимо, не дождется пера равного перу Шекспира. Не случайно упомянуто имя Шекспира. Величие и падение человеческого духа, от великого до смешного – этого много в истории раздробленности ( можно привести много исторических примеров, раскрывающих человеческое добро и зло). Между тем, это был исторический процесс со своей логикой и он лучше всего воспринимается через личностное измерение.

Так нужно помнить, что в XII в. сменилось три поколения Рюриковичей. Каждому поколению был присущ свой почерк, свой характер поведения, свои поведенческие стратегии. Поколение князей Георгия Всеволодовича отличается уравновешенностью, дипломатичностью и порядочностью в своих делах внутри Руси. Между собой князья решают вопросы через компромиссы, а циничной подлости, которая была ранее, не видно.

Поколение детей Всеволода Большое гнездо-  это первое поколение Владимирских князей, которые считают Северо Восточную Русь своей, по праву того, что они здесь родились, и никто не сомневается в их легитимности. Юрий Долгорукий завещал Северо Восточную Русь младшим сыновьям. Андрей Боголюбский не дал этому исполниться, захватив власть в Залесской земле в 1157 г . Сам Андрей Боголюбский в 1174 г. погиб внезапно, наследников с его стороны не осталось. Старшие сыновья погибли, младший тоже – Георгий, бежит на Кавказ, где женится на царице Тамар, и у него там будет своя история изгнаний, сражений. Всеволод Большое Гнездо побеждает в борьбе 1174–1176 гг. между младшими сыновьями и внуками Юрия Долгорукого. И Андрей Боголюбский, и Всеволод Большое Гнездо в определенном смысле случайно попали на престол волею обстоятельств. Им не доставало легитимности в глазах других Рюриковичей. Ну как можно относится к «Дмитроку»-Всеволоду, которым все помыкали на юге Руси и который вдруг стал великим владимирским князем?

Недостаток этой легитимности Андрей и Всеволод  восполняли жёстким и жестоким поведением, весьма экстравагантными действиями, которые мы не замечаем у других князей того времени. И то,  что историки воспринимают как показатель силы и утверждения великокняжеской традиции, централизованной власти в Северо Восточной Руси, на самом деле может быть оборотной стороной слабости. А Георгий Всеволодович и его братья вели себя уже по-другому, потому что это была их земля по праву рождения.

Первый самостоятельный выход Георгия Всеволодовича на историческую сцену состоялся в 1209 г. Надо отметить, что произошло это, когда Георгию было 22 года от роду, что было гораздо позднее возраста начала политической и брачной жизни даже его младших братьев. Что послужило причиной этого, болезнь ли или особые планы родителей на Георгия, неизвестно. Так или иначе, но Георгий из своих братьев и сестер дольше всех находился при своих родителях.

Предыстория политического дебюта нашего князя началась примерно с 1207 г., когда Всеволод Большое Гнездо всё потерял. Черниговские князья изгнали его сына Ярослава, будущего отца Александра Невского, из Галицко Волынской Руси, из Переяславля-Южного (отчины владимирских князей). Смоленские князья в лице Мстислава Удатного вытеснили Всеволода из Новгорода, который он ломал на протяжении двух десятков лет. Глагол «ломал» наиболее точно передает политический почерк князя Всеволода. Во время карательного похода Всеволода на Чернигов выяснилась измена рязанских князей. И вместо черниговского похода начался рязанский. Рязанское княжество было 5 лет оккупировано Всеволодом Большое Гнездо до самой его смерти. Значительная часть рязанских князей вместе с женами и епископ были уведены во Владимирский плен (отпустил на свободу их только Георгий Всеволодович).

Сформировался конфликтный треугольник: Чернигов –  Смоленск – Владимир, в котором все друг с другом боролись.

И вот во время неудачной попытки Всеволода Большое Гнездо выбить Мстислава Удатного из Новгорода произошёл рейд  на Подмосковье  рязанских князей, избежавших пленения. Рейд был успешно отбит. Это была заслуга Георгия Всеволодовича, которого отец оставил вместо себя во Владимире. Георгий Всеволодович действовал очень быстро, решительно, в снегах Подмосковья отряды рязанских князей были разбиты, сами князья чудом спаслись бегством.

Потом произошло примирение. Начало ему дал Чернигов. Именно Черниговский князь Всеволод Чермный в 1210 г. уговорил митрополита Матфея съездить во Владимир и договориться с его владимирским тёзкой о мире. Князья договорились, и острые отношения между Владимиром и Черниговым были исчерпаны, а добрососедские –  закреплены браком Георгия Всеволодовича и Агафьи Всеволодовны. Этот брак позволил владимирскому князю восстановить контроль над Переяславлем-Южным и над южными границами Руси, чем Георгий Всеволодович будет пользоваться потом весьма успешно.

В браке Георгия и Агафьи родилось три сына и три дочери: Всеволод (Дмитрий), Владимир, Мстислав, Дубравка, Феодора, имя третьей дочери неизвестно.

События 1212-1216 гг. Липица. Политика Георгия Всеволодовича в Прибалтике.

Со смертью владимирского князя Всеволода Большое Гнездо началась усобица между его сыновьями: старшим Константином и Георгием Всеволодовичем. Наиболее распространенная в общественном восприятии версия гласит, что Всеволод Большое Гнездо, опечаленный непослушанием Константина, отобрал у него старшинство и передал его Георгию. А после смерти отца Константин стал отыгрывать всё назад. Причем, Всеволод не просто отобрал старшинство у Константина, а собрал для этого съезд представителей всего населения Северо Восточной Руси. Он одобрил решение князя. Вот эта картина и появилась в летописях XV-XVI вв.. Многих историков устраивала такая картина событий. Отталкиваясь от неё, историки сделали следующий логический шаг: это Георгий Всеволодович всё подстроил, это он уговорил отца провернуть комбинацию с наследством.

А что говорят  Лаврентьевская летопись  и Летописец Переяславля Суздальского? Всеволод Большое Гнездо ещё в 1208 году отдал Ростов с пятью городами старшему сыну Константину и его детям. По сути, в тот момент произошло разделение Владимирского княжества и было дано начало новому княжеству – Ростовскому. Все остальное княжество и власть над всеми остальными братьями была передана Георгию Всеволодовичу.

В сложившейся исторической ситуации XIII в. в Северо Восточной Руси того времени такая схема передачи власти над княжеством уже была архаичной и устаревшей. Дробление княжества и политической власти не соответствовала духу времени и государственным задачам княжеств Руси в целом. Нужна была  сильная централизованная власть. Это понятно нам живущим в XXI веке, и это было понятно некоторым князьям в XIII веке. Князь Константин Всеволодович чувствовал дух времени и понимал, что большое княжество лучше, чем несколько маленьких, и он начал эту борьбу за восстановление Владимирского княжество в тех границах, которые были при его отце. И в этой борьбе Георгий Всеволодович, как послушный сын и душеприказчик, защищал архаичный отцовский проект государственного устройства Северо Восточной Руси. Если не вдаваться в подробности и детали, эта борьба закончилась Липицей в 1216 г., когда войско князей Георгия и Ярослава Всеволодовичей будет разбито. Георгий Всеволодович отправится в ссылку в Городец. Константин же станет князем и воссоединит Северо Восточную Русь.

Битва на Липице. Чаще всего историки предпочитают пользоваться знаменитой повестью «О битве на Липице», которая сложилась в русском летописании в XV в. Причём сложилась в Новгороде, как политический памфлет против князя Ярослава Всеволодовича, чьи потомки в XV в. додавливали Новгород – уже был близок час, когда Новгород будет драматически включен в состав Московского княжества. И, компрометируя Ярослава, новгородские книжники невольно компрометировали Георгия Всеволодовича. Повесть о битве на Липице – очень яркая эпическая, но достоверного там мало. Достоверно только то, что взято из исходного текста Новгородской первой летописи. А там почти ничего нет, очень мало деталей и сражение не такое грандиозное, как в Повести… Но, тем не менее, в Повести князь Георгий Всеволодович представлен злостным нарушителем братской этики, братской любви и братских уз. Это один из камешков в огород Георгия Всеволодовича как общерусского положительного героя.

Важный момент! В Лаврентьевской летописи о битве на Липице почти ничего не говорится. Кроме того  что братья поссорились между собой и победил Константин, и дал Георгию Суздаль, и дьявол плакал о погибели своей. По мнению летописца, дьяволу не удалось разжечь эту усобицу. И после этого текста идёт пространный текст о страшном преступлении, которое произошло в рязанских Исадах в 1217 г.: два рязанских князя пригласили на переговоры пять двоюродных и одного родного братью и с помощью половцев всех их убили. А тут дьявол добился своего. Получается, что в Лаврентьевской летописи происходит увязывание двух текстов: дьявол плакался о погибели своей во Владимирской земле, а вот в Рязанской добился своего. А что читается в летописях XV в., содержащих Повесть о битве на Липице? Огромный – на пять-шесть страниц –  текст о битве на Липице и одной строчкой говорится, что князь Глеб убил шесть рязанских князей. То есть, раздувается один эпизод и сводится до одной строчки, до незначительного сведения другой эпизод. В нём убираются библейские сентенции, обличения князя… Это один из образцов тенденциозной обработки исторических фактов истории XIII в. в летописях XV-XVI вв.

Георгий отбыл в ссылку в Городец, а Константин восстановил власть владимирского престола на всё Владимирское княжество. В 1217 г. Константин вернул Георгия из Городца в Суздаль. Предчувствуя скорую смерть, Константин передал власть над всем княжеством Георгию, с условием, что тот будет опекать сыновей Константина. Это ещё раз показывает, что у Константина был свой политический проект централизации власти. Георгий принял эту власть и ничего не стал менять, не стал исполнять завещание отца и дробить княжество. То есть, он оставил модель Константина.

Следующим шагом Георгия после возвращения на великокняжеский престол стало восстановление власти владимирского княжества над Новгородом. Делал он это, опираясь на своего брата Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского). Почему же Новгород признал власть владимирского князя, несомненно,  помня обращение с ним со стороны Всеволода Большое Гнездо? Потому что появились новые вызовы. В Прибалтике закрепились датчане, немцы, шведы. Среди литовских племён шли военно-политические процессы, сопровождавшиеся агрессией в отношении пограничных русских княжеств . И если раньше были грабительские набеги, то в 1220-е гг. началась экспансия на земли, находившиеся под влиянием Новгорода, Пскова, Полоцка, а затем уже и на собственно Русские земли. И смоленские князья, которые находились на Новгородском престоле, не смогли ничего сделать. Они не поняли, что произошло. Смоленские князья пытались организовывать какие то одиночные точечные походы по принципу «сходили –  получили добычу – вернулись славой». Угроза же не спадала. Владимирские князья поняли, что ситуация изменилась. Свидетельством тому являлись постоянные походы в 1220-е гг. владимирских дружин в Прибалтику через Новгород. И они постоянно бьются… Новгород сам отбить все вызовы не мог. Но боевое содружество владимирских, новгородских и псковских полков позволяло добиться ощутимых результатов. В 1229 г. Ярослав Всеволодович привёл войска со всей Северо-Восточной Руси (понятно, что это можно было сделать при поддержке брата) и призывал пойти на Ригу и покончить с продвижением захватчиков. Но Новгород отказался, сославшись на то, что с Орденом подписан мир и торговые интересы новгородцев превыше всего. И  князь увёл полки обратно. Вот – проявление политической близорукости новгородской элиты и, можно сказать, имперские устремления Владимирских князей. Именно усилиями Владимирских князей Георгия и Ярослава Всеволодовичей в то время получилось отстоять зону влияния Руси в Прибалтике. Ту зону влияния, которую позднее будет защищать Александр Невский.

Впервые после князя Владимира Красное Солнышко будет проведено массовое политическое крещение. Князь Ярослав и Георгий Всеволодовичи в 1227 г. крестили карелл. Это было ответом на католическую экспансию, когда папа Римский писал грамоты русским князьям, в которых призывалось не мешать католикам распространять правильную веру. И Карелия находится в составе Российской государственности до сих пор. Сохранение Новгорода в границах Руси перед нашествием Батыя сыграло свою  положительную роль во время Ордынского ига. Не разоренный Батевым нашествием Новгород невольно взял на себя основную нагрузку по выплате дани, что позволило сохранить государственность Руси.

Основание Нижнего Новгорода. Восточная политика.

В основании Георгием Всеволодовичем Нижнего Новгорода самым главным является выведение Владимирской Руси из перелесков и малых речушек Залесской земли на совершенно новый геополитический простор. Именно из Нижнего Новгорода шло освоение Поволжья и продвижение Руси на Восток, которое продолжалось даже во время Ордынского ига.

Основание Нижнего Новгорода выставило совершенно новые задачи развития государства, которые начали решаться только в XIV в., когда более-менее оправились после Батыева нашествия и выплаты дани. Важно понимать, что монголы, а затем ордынцы, не осваивали те территории на которых уже стояли русские города. Если бы при монгольском нашествии не было Нижнего Новгорода, то значительная часть Нижегородской области, часть Ивановской области, небольшая часть Владимирской области не были бы освоены и заселены русскими, и не понятно о какой и чьей истории был бы этот текст.

С основанием Нижнего Новгорода произошло включение в контур Владимирского княжества загадочной территории под названием Черемись, которое в летописях XV-XVI вв. сменится на название Мещера. Эта местность, которая локализуется нижним течением Оки от устья Клязьмы до впадения в Волгу, левобережьем Клязьмы и течением Волги до впадении в неё Оки. На этих территориях ныне находятся окские левобережные районы Нижнего Новгорода, Дзержинский, Володарский и Балахнинский районы Нижегородской области. Данный болотистый и слабо заселенный территориальный анклав будет осваиваться включительно до XIX в.

Надо понимать что с закладкой Нижнего Новгорода произошло усиление Городца, который на тот момент из-за отрыва от основного массива крепостей и городов Владимирского княжества являлся, по сути, «Русским островом». Водный путь к Городцу из Владимирской земли лежал вниз по Клязьме и Оке, потом вверх по Волге. Сухопутный путь к Городцу шёл из Владимира через Суздаль и севернее села Омутского поворачивал на восток к Волге, проходил где-то по территории современного Палехского района Ивановской области. Оба пути пролегали через неосвоенные русскими земли.

Говоря про основание Нижнего Новгорода, часто задают вопрос, почему раньше никто не занял это очень выгодное с экономической, военной, политической точки зрения место? Необязательно владимирские князья, почему ни рязанские или муромские князья, ни волжские булгары? Почему это хорошее, крайне выгодное место пустовало так долго? Этот вопрос подспудно звучит в представлениях о предшественнике Нижнего Новгорода, который может называться Абрамов городок, Старый городок, Ибрагимов городок. Но это отдельный сюжет истории нижегородской литературы конца XVII – XIX вв., которая породила эти «факты», пытаясь, в том числе, объяснить важность этого места. На самом деле Нижний Новгород возник на голом и пустом месте. Мордва непосредственно на этом месте и на берегах Оки не жила. Как только бы она вышла на берег реки, любые бы проплывающие дружины, русские или булгарские, разнесли бы их поселения в щепки. Мужчин бы убили, а женщин и детей увели в полон. Мордва не находилась на должном военном и политическом уровне развития, чтобы защитить свой городок. И эту логику можно распространить и на князей Руси и на Волжскую Булгарию. Вынести на устье Оки, в отрыв от основного массива крепостей и войск своего государства, маленький или большой город, возможно только условии, что в случае опасности сумеешь его защитить. Или придать ему ресурсы, чтобы он мог защитить себя сам. Поэтому сюда никто долго не шел, чтобы закрепиться. И только после того как в 1220 г. владимирские князья совершили ответный поход на Булгарию, и Георгий Всеволодович стал готовить ещё больший поход, булгары испугались и прислали к нему в Городец посольство и там провели переговоры о мире. После чего, летом 1221 г. был заложен город. Некоторые историки считают, что закладка города стала результатом договора с булгарами. Скорее всего, это не так. Вероятно, это была воля владимирского князя, который посчитал, что удалось сломить булгар, и основал город.

Подтверждается это тем, что с 1223 г. по 1229-1230 г.  шла русско-булгарская война. Булгары будто бы не согласны с закладкой города. Эта война по неизвестным причинам с трудом прослеживается по источникам, но подтверждается летописными сведениями о заключении русско булгарского мира и обменом пленными в 1229/1230 гг. Театр военных действий и формы ведения этой войны неизвестны. Возможно, со стороны булгар она ограничивалась грабительскими набегами. Параллельно с военным противостоянием с Булгарией владимирские князья заняты войной с мордвой под предводительством князя Пургаса. Является ли эта война частью русско-булгарской войны, доподлинно не известно. В источниках есть упоминание, что один раз булгарский отряд пытался напасть на мордовский отряд Пуреши, союзника владимирских князей. Закончилась эта война по инициативе Булгарии, скорее всего, под давлением монгольского нашествия.

Главным достижением русско-булгарской войны для владимирских князей это было установление контроля над Волгой до устья Оки включительно и над большой территорией вокруг Нижнего Новгорода. Так по оценкам историков союзные племена мордвы под руководством Пуреши жили в 50-60 км Нижнего Новгорода, а воинствующие племена Пургаса ещё на 60-70 километров южнее в Тешинско-Мокшанском междуречье, в которое попадают Лукояновский, Шатковский, Арзамасский, Дивеевский и другие районы Нижегородской области.

Основание Нижнего Новгорода – дерзкий и авантюрный акт. Хотя из-за недостатка информации мы представления не имеем о истинных планах Георгия Всеволодовича в отношении Новгорода на устье Оки. Однако, через 4 года после основания ставится каменный Спасо Преображенский храм. Мало можно найти молодых городов в истории, где сразу ставится каменный храм. Кроме того,  вне стен города сразу закладывается Богородичный монастырь. Это свидетельствует о грандиозных замыслах и чаяниях, которые возлагал владимирский князь на этот город.

Батыево нашествие. Смерть Георгия Всеволодовича.

Батыево нашествие состоит из двух походов, которые длились с конца 1237 по 1242 год.

Негативный образ князя Георгия Всеволодовича близорукого, недалекого и нерешительного –  это оценка историков, анализировавших летописи XV-XVI вв. Хотя сами летописцы XV-XVI вв. не кидались по отношению к князю такими обвинениями. В этих летописях тоже создан большой стройный текст о Батыевом нашествии, сшитый из текстов Лаврентьевской, Ипатьевской, Новгородской Первой летописей. Сшитый не совсем корректно, но обвинений князя в неспособности отразить монгольское нашествие там нет. Наоборот, в Повести о Батыевом нашествии XV-XVI вв. князь Георгий Всеволодович упоминается 21 раз по имени и прямым местоимениям, ростовские князья – 11 раз, а другие от2 до 4 раз. Это при всем при том , что Батыево нашествие длится 4 года, а князь Георгий Всеволодович погибает на четвёртом месяце вторжения. Такая статистика упоминаний князя Георгия Всеволодовича может говорить о его некой популярности.

Что произошло на самом деле? Выдержать монгольский удар раздробленная Русь не могла. Монгольское войско – это мужчины целого народа, посаженные на коней. Это не просто кочевники, к которым на Руси давно привыкли, а кочевники, вооруженные завоевательной доктриной. «Идея, овладевшая массами, становится материальной силой,» – непопулярный ныне Маркс. Чингисхан подарил идею монголам – идти и завоевывать. Монгольские и около монгольские исторические источники свидетельствуют, что говорил Чингисхан своим военачальникам: “Вы должны идти и завоевать. Должны уничтожить мужчин других народов. Вы должны превратить их женщин в подстилки для своих воинов”, и так далее… Идти и угнетать, и жить за их счет – это заявленная без стеснений завоевательная доктрина. И она ломала всё, и монголы шли «до последнего моря», это варварское войско мужчин одного народа. А что такое Русь? Это – дружина профессиональных воинов, только они имели право носить оружие, а это не весь народ.

Князь Георгий Всеволодович бежит на Сить собирать войска, оставляя свою семью во Владимире. Как же так он просчитался? Но ведь кочевники практически никогда не доходили до Северо Восточной Руси. Кроме того, на Руси не были знакомы с кочевниками, которые умели брать города. У них это получалось только в том случае, если удавалось тайно подобраться и ворваться в открытые ворота города. Если ворота успевали закрыть, то кочевники ездили вокруг и более ничего сделать не могли. А в 1237/1238 г. появились монголы, которые умели брать города, они этому научились ещё в Китае, и постоянно эту практику улучшали. А Георгий Всеволодович этого не знал. Поэтому он оставляет свою семью в городе, который, как считал князь, отобьётся. Он просчитался, он просто многого не знал и не мог знать.

Монголы пришли с совершенно новой тактикой степной войны. Отличительной чертой этой тактики является уничтожение в первую очередь легитимного правителя, который может организовать сопротивление. Грабежи и уничтожение военных подразделений здесь являлось вторичными задачами. Рязанские князья, первыми попавшие под удар, были практически вырезаны все. Далее монголы ищут Георгия Всеволодовича. Первый вопрос который они задают, придя к стенам Владимира: «Где ваш князь?» Получают ответ, что князя нет, и тут же часть войска снимается и уходит под Суздаль искать князя. Они его не находят. И далее идет облавная петля, в ходе которой монголы берут 14 городов. Надо представлять себе тот уровень информационной блокады февраля 1238 г.. Идёт облава на князя, параллельно перекрываются все дороги, они его ищут. И в то время когда один из монгольских отрядов осаждает Торжок на границе с Новгородской землёй, другой отряд под командованием Бурундая натыкается на лагерь на Сити.

После гибели князя в битве на Сити монголы вдруг начинают отходить. Обычно говорят, что весна дала себя дать, сопротивление городов обескровило монголов – это тоже сыграло свою роль, но отходить они начинают после Торжка и гибели князя. Воины Батыя добились своего –легитимный правитель мертв, его подданным внушен страх и ужас. Потом эта практика расправы с легитимными правителями продолжиться. Михаил Всеволодович Черниговский убежит в Западную Европу просить помощи, помощь пообещают, но ничем не помогут. Когда он вернется ,монголы его вызовут и казнят. Ярослав Всеволодович будет вызван в далёкий Каркарум и там будет отравлен.

Заключение.

Великий владимирский князь Георгий Всеволодович, как политический деятель опережает во многом своё время. Закладывает семя имперского политического роста Руси своей политикой в Прибалтике. Основание Нижнего Новгорода – это вывод Руси на новый геополитический простор. Георгий Всеволодович начинает процесс выстраивания отношений с мордвой. С кем-то договариваются, а с кем-то воюют, как с Пургасом. Вырабатываются нормы общежития большого народа с малым. Развитие всех этих достижений было приостановлено Батыевым нашествием и ордынским игом, но не перечеркнуто.

Про Георгия Всеволодовича, как человека можно уверенно сказать, что он никого не предал. В исторических источниках нет таких фактов и не видно его непорядочности и аморальности. Он мог ошибаться, как с Липицей и своим братом Константином… но в итоге они нашли в себе силы простить друг друга и выйти достойно из этой ситуации.