Фотий (Пурлевский), епископ Сергачский, викарий Горьковской епархии

Преосвященный Фотий (в миру Александр Александрович Пурлевский) родился 4 декабря 1881 года, на Украине, в городе Житомире, в семье лесничего. Учился в светской гимназии, но полного курса не окончил, поступив в Волынскую духовную семинарию. Высшее богословское образование получил в Киевской духовной академии, обучение в которой завершил в 1910 году со степенью кандидата богословия, с последующим назначением преподавателем в Волынскую духовную семинарию.

4 ноября 1910 года будущий епископ был рукоположен в сан иерея. Прослужив в семинарии всего полгода, с 7 июня 1911 года о. Александр исполнял обязанности помощника смотрителя Кременецкого духовного училища, в уездном городе Кременецке Волынской губернии, был назначен инспектором классов и законоучителем Волынского епархиального женского училища.

В конце 1915 года он переехал в Пятигорск, где, начиная со 2 января 1916 года, служил в качестве законоучителя в городской женской гимназии. Спустя полгода, иерей Александр Пурлевский перевелся в Харьковскую духовную семинарию.

Служение его в Харькове продлилось до 1919 года. После Октябрьской революции 1917 года, когда семинария была закрыта, о. Александр состоял преподавателем в харьковской 4-й гимназии. Именно в это время, по воспоминаниям его дочери М. А. Каневской, к нему неоднократно приезжал архиепископ Антоний (Храповицкий) с предложением эмигрировать из России, однако о. Александр не согласился.

В период с 1920 по 1922 год он служил в Екатерининском кафедральном соборе города Екатеринодара (Краснодара), исполняя обязанности ключаря этого храма и благочинного окрестных церквей. При этом вместе с семьей был вынужден проживать в соборной сторожке.

Летом 1922 года о. Александр Пурлевский публично выступил против обновленческого движения и «Живой Церкви». Он положил ключи от собора и ушел с собрания приходского совета, где было принято решение поддержать обновленцев. К тому времени в Краснодаре все храмы были уже обновленческими, за исключением одной лишь Ильинской церкви, где настоятелем являлся о. Александр Маков. С сентября 1922 года о. Александр Пурлевский и о. Александр Маков стали служить вместе. В своих проповедях они постоянно обличали обновленчество, разъясняя пастве сущность раскола, что и послужило поводом для их ареста, который произошел 16 декабря 1922 года.

После пяти месяцев тюремного заключения, уже в 1923 году, священник Александр Пурлевский был выслан в Среднюю Азию, в Туркестан. За два года ссылки его неоднократно переселяли с места на место (всего сменил шесть мест проживания). В конце 1924 года, после досрочного освобождения по амнистии, о. Александр Пурлевский и о. Александр Маков смогли вернуться в Краснодар, где все храмы были заняты обновленческими служителями. И потому им приходилось служить тайно, по ночам. В дальнейшем создалась православная община «тихоновцев», которой летом 1925 года был передан Георгиевский храм, где иерей Пурлевский служил вторым священником.

В начале марта 1927 года его арестовали повторно: в административном порядке, сроком на три года он был выслан в город Джамбул, в Казахстане. В 1929 году в Краснодаре умерла его супруга, и трое их детей-подростков остались без родителей. Во время этой ссылки о. Александр был еще раз осужден на поселение, на три года, с ограничениями по месту проживания: в связи с этим он по окончании ссылки, в июле 1930 года, уже не мог опять вернуться в Краснодар. Новым местом проживания избрал Самарскую область, село Борское. В этом селе уцелел храм, где ему разрешено было служить. Но и здесь протоиерей Александр также подвергался аресту и более двух месяцев провел в заключении.

6 сентября 1933 года в Рязани овдовевший священник Александр Пурлевский был пострижен в монашество с именем Фотий. Его рукоположение в иеромонаха совершил архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский). В дальнейшем иеромонах Фотий служил в Московской епархии — настоятелем храма в селе Кочемирово.

21 сентября 1935 года, по благословению митрополита Сергия (Страгородского), состоялась его хиротония в епископа Забайкальского и Читинского. Но через полгода после своего назначения на Дальний Восток, 29 февраля 1936 года, Владыка Фотий подал прошение митрополиту Сергию с просьбой о переводе в другую епархию: «Сильное ухудшение моей давней хронической болезни сердца вынуждает меня обратиться к Вашему Блаженству со смиреннейшей просьбой о переводе меня хотя бы на одно из викариатств Европейской России. Высота места г. Читы над уровнем моря так вредно отражается на деятельности сердца, что это делает меня преждевременно инвалидом, а хотелось бы еще трудиться для Церкви Божьей…» Как следствие этого прошения, 20 марта 1936 года вышел указ Московской Патриархии о переводе Преосвященного Фотия на кафедру епископа Семипалатинского. Однако и здесь гонения на архипастыря со стороны органов НКВД не прекращались, и служение его было краткосрочным. В сентябре того же года Владыка опять был арестован и выслан из Семипалатинска.

Постановлением Московской Патриархии, от 23 сентября 1936 года за №115, Преосвященный Фотий был назначен «…епископом Сергачским для управления православными приходами следующих районов Горьковского края: Сергачского, Теплостанского, Пильненского, Салганского, Гагинского, Больше-Болдинского, 2-го Теплостанского, и 2-го Гагинского».

Владыка Фотий был человеком глубоко верующим и очень добрым. Он всегда помогал всем нуждающимся, забывая о своих личных потребностях. Еще будучи приходским пастырем, наряду со служением и педагогической деятельностью он занимался богословскими трудами и литературным творчеством. По воспоминаниям его дочери, Владыка особенно почитал преподобного Серафима Саровского и святителя Николая Чудотворца — говорил, что по молитвам к ним он в заключении и ссылке неоднократно получал спасение.

Официальное служение епископа Фотия (Пурлевского) в Горьковской епархии продлилось до 1937 года: 5 июля последовал указ о его назначении на кафедру епископа Омского. Пробыв в Омске не более двух недель и фактически не успев приступить к выполнению своих обязанностей, 1 августа 1937 года он был в очередной раз арестован и этапирован в город Горький. На этот раз Преосвященного Фотия, как и большую часть арестованного духовенства Горьковской епархии, обвиняли в том, что «…по заданию бывшего патриарха Тихона, а впоследствии митрополита Сергия Страгородского, вел активную контрреволюционную подрывную работу, направленную на свержение Советской власти и восстановление капиталистического строя в СССР. Создал церковно-фашистские организации на Кубани, в Чите, в Семипалатинске и в ряде районов Горьковской области и руководил их контрреволюционной деятельностью». В ходе мучительных допросов, которые продолжались почти пять месяцев, Владыка Фотий по предъявленному ему обвинению признал себя виновным.

17 декабря 1937 года на заседании Тройки при УНКВД СССР по Горьковской области «Александр Александрович Пурлевский, как враг народа» был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. 28 декабря на страницах газеты «Горьковская коммуна» о Владыке писали: «Махровый контрреволюционер — сергачский епископ Пурлевский активно боролся против советской власти с первого дня ее существования. Старый тихоновец, он создавал группы и вел подрывную антисоветскую деятельность».

Погиб Владыка Фотий 3 января 1938 года в горьковской тюрьме, где и был приведен в исполнение приговор. Практически в это же время, а именно 9 января 1938 года, в Казани был расстрелян его родной брат — архиепископ Казанский Никон (Пурлевский).

Статья из книги «Святители земли Нижегородской»,

авторы: игумен Тихон (Н.И. Затёкин), О.В.Дёгтева,

Нижний Новгород 2003 г.