Поликарп (Тихонравов), епископ Лукояновский викарий Нижегородской епархии

Епископ Поликарп, в миру Павел Алексеевич Тихонравов, как и большинство викариев Нижегородской епархии советского периода, относился к представителям одной из известных в Нижнем Новгороде династий священнослужителей. До своего рукоположения в епископский сан с наречением нового имени отец Павел был настоятелем домового Александро-Невского храма, при Нижегородской Губернской Земской богадельне.

Родился будущий святитель 1 июля 1858 года в селе Милино Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Его отец Алексей Тихонравов был настоятелем Покровской церкви в этом селе. После окончания Нижегородской Духовной семинарии, как лучший ученик Павел Тихонравов продолжил свое богословское образование в Санкт-Петербургской Духовной академии, обучение в которой завершил в 1884 году со степенью кандидата богословия.

Возвратившись в Нижегородскую епархию, он был определен преподавателем латинского языка и арифметики в подготовительном классе при Лысковском Духовном училище. Прослужив в течение одного учебного года, женившись, 22 июля 1885 года Павел Алексеевич Тихонравов стал дьяконом, а затем священником.

В 1886 году он был перемещен на должность настоятеля вышеназванного домового храма, где и прослужил беспорочно на протяжении тридцати трех лет. Нижегородский Александро-Невский храм при земской богадельне в середине XIX столетия был упразднен, и именно молодой священник Павел Тихонравов был призван епархиальным начальством и земством осуществить его возрождение. После капитального ремонта помещения 8 октября 1889 года состоялось торжественное освящение этой небольшой церкви вновь.

В период с 1886 по 1895 год его имя значилось среди преподавателей Нижегородского епархиального училища. В дальнейшем на протяжении пяти лет он состоял в этом учебном заведении инспектором классов и законоучителем. Кроме того, фактически одновременно, с 1890 по 1895 год, он являлся также преподавателем Закона Божия в светском 2-м Городском Георгиевском училище. Начиная с 1888 года, в продолжение трех лет отец Павел состоял выборным членом от духовенства в педагогическом собрании при Правлении Духовной семинарии.

20 августа 1901 года он был избран депутатом на Нижегородский училищно-окружной съезд духовенства. В период с 1903 по 1906 год отец Павел преподавал Священную историю в двух классах Нижегородского Духовного училища. Наряду с педагогической и просветительской деятельностью отец Павел весьма активно занимался делами благотворительности. Начиная с 1887 года, он был непрерывно членом попечительского Комитета при епархиальной Макарьевской женской богадельне и детского при ней приюта, исполняя при этом обязанности казначея. В 1906 году был единодушно избран на должность председателя этого комитета. Кроме того, был также членом епархиального Попечительского Совета.

За многочисленные плодотворные и успешные труды в деле духовного образования 9 мая 1908 года отец Павел был возведен в сан протоиерея. А в ноябре того же года назначен на должность благочинного соборов и домовых церквей Нижнего Новгорода. Через год определен законоучителем во 2-ю женскую гимназию.

В период с 1911 по 1914 год протоиерей Павел Тихонравов возглавлял строительную комиссию, которая занималась расширением здания епархиальной Макарьевской богадельни.

За годы своего пастырского и педагогического служения он был отмечен епархиальным начальством и Святейшим Синодом различными наградами: в 1886 году получил набедренник; в 1891 году — бархатную фиолетовую скуфью, в 1896 году — бархатную камилавку, в 1899 году, ко дню Святой пасхи — награжден золотым наперсным крестом. Кроме этого в 1903 году отец Павел был сопричислен к ордену Св. Анны III степени, и спустя десять лет в 1913 году получил аналогичный орден уже II степени, а в 1916 году орден святого Владимира IV степени.

Отец Павел вместе со своей супругой Любовью Ивановной воспитал и вырастил шестерых детей: троих сыновей и трех дочерей. Эта большая благочестивая семья долгие годы жила в собственном большом полукаменном доме на Полевой улице. Старшие дети до революции успели получить высшее образование. Сын Алексей обучался в Санкт-Петербурском Политехническом институте, а Николай в Нижегородском Александровском дворянском институте.

После революции отец Павел продолжал служить в Александро-Невском домовом храме. В 1920 году этот овдовевший всеми уважаемый и почитаемый пастырь, который был уже в возрасте 62 лет, подал прошение архиепископу Евдокиму (Мещерскому) о его пострижении в монашество. После неожиданной кончины не успевшего даже вступить в свои обязанности епископа Лукояновского Николая (Кенарского), архиепископ Евдоким предложил именно отцу Павлу, возглавить эту овдовевшую епископскую кафедру.

16 марта 1920 года был подписан Синодальный указ о его назначении: «…за освобождением, кафедры епископа Лукояновского, викария Нижегородской епархии, назначить на сию кафедру <…> протоиерея Нижегородской Александро-Невской бывшей земско-богаделенной церкви, Павла Тихонравова, с тем, чтобы по пострижении его в монашество и возведение в сан архимандрита, наречение и хиротония его сан епископа были совершены в г. Нижнем Новгороде». Хиротония нового святителя с наречением имени Поликарп состоялась 8-го марта 1920 года в Спасской церкви Нижнего Новгорода. По этому поводу от Святейшего Патриарха Тихона на имя епископа Поликарпа, викария Нижегородского, была получена следующая телеграмма:

«Ваше Преосвященство! Приветствую Вас с восприятием благодати Архиерейской хиротонии и молитвенно желаю, чтобы Господь Спаситель споспешествовал Вам в начинающихся для Вас новых трудах на благо вверенных Вам пасомых. Искренно благодарю Вас за высказанные в Вашем письме добрые пожелания и за готовность содействовать мне молитвами и трудами в исполнении лежащих на мне задач по церковному управлению».

Из официального отчета Преосвященного Поликарпа в Нижегородское епархиальное управление известно, что 26 марта 1920 года он прибыл в город Лукоянов и возглавил Лукояново-Сергаченскую епископию. Поселился он на территории Покровского женского монастыря в игуменском корпусе.

Фактически сразу же по прибытии епископ Поликарп сумел объединить духовенство и мирян своего епископского округа. По его личной инициативе, с целью оживления и развития приходской жизни был организован «Союз всех приходов». Кроме того, он стал председателем Лукояновского «Братства Святой Софии». В августе 1921 года с благословения святителя была предпринята попытка организовать в Лукоянове пастырско-миссионерские курсы, «…но они не состоялись, за неявкою достаточного количества слушателей.

Спустя полтора года после своего назначения и проживания в Лукоянове, епископ Поликарп в декабре 1921 года в письме писал: «Работаю один, у меня не спорится, и у кого-то появилось недовольство моей службой. Один нижегородец в здешнем ОЗУ приговорил медлителя к увольнению — выгонке… Не успел переговорить мысли об изгнании, как посетили меня трое товарищей по квартирному вопросу, чтобы поглумиться над моим убогим жилищем…Благо, яко смирил мя еси, Господи…

С возвращением канцелярских бумаг, составляю отчет по вечерам; днем — бывают посетители. Принужден всюду поспевать один. Об абсентеизме сотрудников кричать мне напрасно: положение мое безвыходное, по безлюдью…».

По данным из сохранившегося годового отчета епископа Поликарпа за 1921 год в состав его вновь образованной епископии входило три городских поселения: Лукоянов, Сергач и Починки, а так же 213 сел с приходскими храмами.

В этом отчете Преосвященный Поликарп пытался сообщить не только традиционные статистические сведенья, но высказать свои взгляды и мнение на происходящее в обществе и Церкви. «…Современное безбожие — не атеизм, как отрицание идеи Бога; это — скорее богоотступничество. Современное неверие сеет свои семена и до некоторой степени приносит плоды, отражающиеся главным образом на молодом поколении, колеблющемся в истинах христианской веры и требует особо усердного и внимательного надзора пастыря за пасомыми чадами, проповедью Слова Божия, истовым совершением богослужений и внебогослужебными беседами<…>.

Церковный корабль по инерции совершал свое плавание по бурным волнам житейского моря. А в опасностях и заблуждении должно было прибегать к Чудному Кормчему, Иисусу Христу, как самого вернейшего помощью и спасением верующих. Исконное хранение веры в недрах Православной церкви служило надежным ручательством правильности понимания церковной жизни…».

24 февраля 1922 года в Лукоянове под руководством Преосвященного Поликарпа по благословению архиепископа Евдокима и с разрешения властей состоялся съезд духовенства и мирян Лунояновского епархиального округа, на котором присутствовало 50 человек, и где обсуждался вопрос о помощи голодающим в Поволжье. На этом собрании так же выступал председатель Лукояновского исполкома и руководитель уездного Комитета помощи голодающим Питенин. Епископ Поликарп выступил перед духовенством и своей паствой с такими словами:

«Братие, православные христиане! Дни, которые мы переживаем, являются днями прощальными, а если оглянуться немного назад и вспомнить про слова Святого Евангелия, читаемого в последнее Воскресенье о страшном суде Божием, то нам Небесный Царь скажет: когда я алкал Вы накормили Меня, жаждал Вы напоили Меня, был в темнице Вы посетили Меня, был наг и Вы одели Меня и приняли под свой кров, но где эти благословенные люди могли видеть Господа, чтобы совершить для Него благодеяния, о которых Он говорил. Но Господь на их вопрос, где мы могли послужить Тебе Господи, скажет, что вы оказали это одним из меньших братьев Моих. Но вспомните, чада мои! Какие страшные слова были сказаны тем, которые не хотели подать необходимого тем братьям, которых назвал Христос своими меньшими братьями. Святое Евангелие нам напоминает страшные слова: идите в огнь вечный, уготованный дьяволу и ангелом его, где плач и скрежет зубов. Чада мои! вспоминая последние слова, жестоко наказывающие тех, которые немилостиво относятся к бедствиям ближних наших, необходимо вспомнить нет ли у нас ввиду тех страждущих и бедствующих, которым необходима помощь. Такие у нас имеются и очень много. Прежде цветущее Поволжье в настоящий момент превращается в пустыню от голода; там десятки, миллионов людей взывают к нам, братие, о помощи. Милосердие Божие обязывает нас помочь голодающим чем кто может, ибо Господь не простит тем, которые не оказали помощи ближнему.

Православные христиане! помощь необходима скорая и усиленная. Наша Святая Православная Церковь не раз приходила на помощь Русскому народу в его бедствиях и на сей раз не откажет в помощи. Прочитайте воззвание Святейшего Патриарха Тихона, который благословляет нас жертвовать погибающему от голода Русскому народу излишнюю от употребления ценную церковную утварь, чтобы, через посредство этой жертвы, спасти умирающих от голода братьев и мы, православные христиане, должны это сделать. <…>. Дадим необходимую помощь ценностями. Все церкви нашего епархиального округа и все благочестивые христиане будем участвовать в общем народном деле помощи голодающим. Грешно хранить в сокровищницах ценные вещи, без всякого их употребления, и то время как люди во множестве томятся в невыразимых муках голода. Как архипастырь Ваш умоляю Вас, с искренней готовностью дайте голодающим все, возможные для Вас жертвы, да Господь помилует и спасет Вас от подобных стихийных бед и скорбей».

После выступления председателя местного исполкома, о последствиях страшного голода на данном съезде было принято постановление, о том, что: «В ответ пред страшным Судиею и по любви Христовой к бедствующим от голода соотечественникам нашим по указанию Святейшего Патриарха Тихона, в ответ на воззвание нашего архипастыря Высокопреосвященного Евдокима архиепископа Нижегородского и Макарьевского и по примеру сестер Макарьевской общины и других, изъявляем принципиальное согласие на изъятие в пользу голодающих часть церковной утвари каждой церкви Лукояновского, Починковского и Сергачского уездов (предметов, неупотребляемых при богослужении)».

Помимо сбора церковной утвари было так же решено организовать в церквях силами церковно-приходских советов сбор продуктами и вещами. При этом все пожертвования должны были записываться и учитываться, а сведенья о них предоставляться в специально созданный комитет, в составе семи человек (из мирян и казначеи Покровского монастыря монахини Назареты) под руководством Преосвященного Поликарпа.

Однако в ходе добровольной компании по оказанию материальной помощи голодающим в июне месяце 1922 года уполномоченным Губернского политотдела по Лукояновскому уезду были арестованы двое священнослужителей, обвиняемые в сокрытии церковных ценностей. Это протоиерей Сергий Николаевич Фаминский, настоятель Покровского собора, личный секретарь епископа Поликарпа и протоиерей Василий Николаевич. При обыске в храме и в домах обвиняемых была обнаружена евхаристическая утварь из ценных и драгоценных металлов. Эти предметы прежде принадлежала домовой церкви при гимназии в городе Ревель. С началом Первой мировой войны во время эвакуации из оккупированных территорий многие церковные ценности из этого города оказались вывезенными в Лукоянов.

В последствие в газете «Нижегородская коммуна» была опубликована заметка под заголовком «Попы чудотворцы», в которой сообщалось, что: «Лукояновские чудотворцы, как выясняется, самое ценное церковное имущество успели припрятать, дабы не пошло на нужды голодающих. Так, например, в церкви обнаружено две иконы с серебряными ризами, не занесены для сдачи. Одна из икон оказалась припрятанной на верхнем окне. Кроме того из церковного имущества многое оказалось не состоящим на учете, как например серебряная чаша <…>. Уполномоченным Губполитотдела удалось напасть на следы таинственного исчезновения золотого креста, золотой чаши и евангелия в серебряной оправе, весом около 2-х пудов».

После ареста обвиняемых отправили в Нижний Новгород, и их дело было рассмотрено в Нижегородском ревтрибунале. Решением Нижегородского губернского суда отец Сергий и отец Василий были приговорены к заключению и принудительным работам сроком на один год.

Подобного рода деятельность и нескрываемые епископом Поликарпом его политические убеждения настораживали не только соответствующие органы, но и правящего в то время Нижегородского архиерея — архиепископа Евдокима (Мещерского), старавшегося угодить представителям новой власти. Сохранилось ответное письмо Преосвященного Поликарпа в адрес архиерея, из которого следует, что Евдоким интересовался в частном порядке его взглядами в отношении советской власти. В дальнейшем, когда архиепископ Евдоким примкнул к обновленчеству, епископ Поликарп, очевидно, как и ряд других викарных епископов, первоначально признал власть обновленцев. Однако вскоре вновь присоединился к сторонникам Святейшего Патриарха Тихона. Подтверждением этому является тот факт, что имя епископа Лукояновского Поликарпа значится в общем списке епископата, принятого в общение с Патриархом. Официальное его присоединение произошло 25 августа 1923 года.

Но даже и после этого обновленцам удалось захватить одну из церквей Лукоянова и впоследствии создать там даже свою епископскую кафедру. Когда же священник села Страховая Пуза Ардатовского уезда, протоиерей Димитрий Садовский, обратился в Канцелярию Патриарха Тихона с просьбой о назначении епископа в Ардатов, то выбор пал на епископа Поликарпа.

В ноябре 1923 года, на основании прошения верующих Лукояновского викариатства и в связи с отзывом временно управляющего Нижегородской епархией епископа Балахнинского Филиппа (Гумилевского), Патриарх Тихон и Святейший Синод вынесли постановление: «Преосвященного Поликарпа, епископа Лукояновского, переместить на кафедру епископа Ардатовского, викария Нижегородской епархии…».

Таким образом, епископ Поликарп в дальнейшем возглавил Ардатовскую епископию и стал духовным отцом для многочисленных сестер уже официально закрытых к тому времени женских общин этого округа: Ардатовских Покровского и Кутузовского монастырей, Курихинской и Мелявской общин.

В Ардатове Преосвященный Поликарп являлся настоятелем городского Знаменского собора. Служение его на Ардатовской кафедре продолжалось почти пять лет. Жил он в Ардатове в обычном частном доме, так как местный Покровский женский монастырь был фактически ликвидирован еще в 1920 году.

В августе 1928 года он был перемещен на Ветлужскую кафедру, которая прежде являлся третьей викарной в составе соседней Костромской епархии, а с 1923 года после изменения территориально-административных границ вошла в состав Нижегородской. Назначение его в Ветлугу произошло после того, как его предшественник епископ Николай (Голубев), был отправлен на покой в заштат.

Приехал Преосвященный Поликарп в Ветлугу 9 сентября 1928 года, в три часа дня, где познакомился в Воскресенском соборе с местными священнослужителями: настоятелем храма протоиереем Павлом Максимовским, протоиереем Александром Зарницыным и протоиереем Иоанном Знаменским. Вместе с ним прибыли в Ветлугу и две монахини, которые помогали престарелому святителю в быту и по хозяйству.

Служение епископа Поликарпа на новом месте было совсем не долгим. В феврале 1929 года, согласно его письменному обращению к митрополиту Сергию (Строгородскому), он был уволен на покой. «Преосвященному Ветлужскому Поликарпу. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и временный при нем Патриарший Священный Синод слушали: рапорт Преосвященного Ветлужского Поликарпа, викария Нижегородской епархии с просьбой уволить на покой на жительство в г. Ардатов, Нижегородской губернии, определением своим, от 20 февраля 1929 года за № 20-м ПОСТАНОВИЛИ: Преосвященного Ветлужского Поликарпа, викария Нижегородской епархии, уволить на покой, согласно прошению».

Таким образом, Преосвященный Поликарп в начале марта 1929 года вновь возвратился в Ардатов, где, не смотря на то что, официально жил на покое регулярно присутствовал на богослужениях в Ильинском храме, который являлся последним еще не закрытым храмом. К этому времени епископ Поликарп уже дважды вызывался в Нижегородский губернский отдел ОГПУ и в Ардатове проживал под подпиской о невыезде из города, а также был официально отстранен от богослужений светской властью.

5 декабря 1930 года, его вновь допрашивали. Когда представители местных властей еще в 1925 году проводили собрания по перевыборам в местные советы и стали озвучивать свои настойчивые пожелания о закрытии в Ардатове Знаменского собора, именно епископ Поликарп выступил с проповедью открыто в защиту своей церкви с такими словами: «Когда я умру, тогда делайте что хотите, а пока я жив, не допущу закрытия». Давая спустя годы объяснения следователю, Преосвященный вынужден был заявить: «Сказал это я в состоянии большого волнения, совершенно не думая, что это дело примет такой серьезный оборот. В этом я признаю себя виновным».

Как показали свидетели, с речами в защиту собора он выступил не только в храме, но и на различных собраниях, где, в частности, говорил: «Христиане, пока я жив, собор закрыть не дам, умру — тогда что хотите, то и делайте, но будьте мужественней, не давайте позорить религию, боритесь, как боролись мученики против еретиков». После подобного рода проповедей епископа, уже преклонного старца, пользующегося большим уважением и почитанием среди местных жителей, Знаменский собор удалось отстоять, и в нем какое-то время продолжали совершать богослужения. Но, затем согласно решению Губернского исполкома храм этот в 1925 году все-таки был закрыт.

5 февраля 1931 года Преосвященный Поликарп в третий раз был арестован по обвинению в антисоветской агитации. К этому времени епископ был уже физически немощным старцем: у него отказали ноги, и он не мог передвигаться самостоятельно, а лишь с помощью заботящихся о нем монахинь. Во время обыска в его доме Преосвященный заявил, что производить обыск можно и без понятых, так как он ничего не имеет и скрывать ему нечего. (При этом постановление на его арест было подписано только 10 февраля, а приказ о привлечении его в качестве обвиняемого — 6 мая 1931 года).

Из официального обвинения составленного сотрудниками ОГПУ следовало, что «Тихонравов Поликарп Алексеевич принимал участие в контрреволюционной деятельности церковно-монархической организации, целью которой являлась свержение существующего Советского строя, путем систематической антисоветской агитации, распространением повстанческих настроений среди верующих масс, контрреволюционной деятельностью».

Согласно последнему протоколу допроса епископа, от 4 июня 1931 года, он подтверждал свое недовольство советской властью и говорил: «…власть притесняет духовенство, то есть отбирает церковное имущество, отбирает имущество у священников, арестовывает духовенство… Я считаю, что наиболее приемлемой для России властью в современных условиях является такой государственный строй, который существует в западно-европейских странах, однако этими своими мыслями я как будто бы ни с кем не делился, хотя убедительно сказать не могу, забыл». В конце этого допроса, отвечая на вопросы следователя, Преосвященный также добавил: «Признаю себя виновным в том, что высказывал недовольство советской властью среди своих детей. Больше показать ничего не могу».

Епископ Поликарп являлся подследственным по весьма нашумевшему в 1931 году групповому делу так называемых «Истинных православных христиан». Всего, вместе с ним, в течение февраля 1931 года было арестовано около 80 человек.

Как уже было сказано выше, Преосвященный являлся духовным пастырем для многочисленных сестер бывших нижегородских монастырей, которые нашли себе временное убежище в отдаленных районах Ардатовского и Муромского уездов. Наряду с духовным окормлением сестер епископ Поликарп также осуществлял тайный постриг некоторых из них.

После начавшейся в 1923 году обновленческой смуты духовенство Нижегородской епархии, как известно, разделилось на сторонников Святейшего Патриарха Тихона и собственно обновленцев. В дальнейшем, когда обновленчество потерпело неудачу, а Местоблюстителем Патриаршего престола стал Нижегородский митрополит Сергий (Страгородский), произошло еще одно разделение: на тех, кто признавал власть митрополита Сергия как канонически законную (а его действия по урегулированию сложившейся ситуации в Церкви правильными и закономерными), и на тех, кто ее отрицал. К числу последних относились и так называемые «Истинные православные христиане», в том числе и епископ Поликарп (именно по этой причине, очевидно, он и был переведен в 1928-м году на Ветлужскую кафедру). В самой Ардатовской епископии и паства, и духовенство также разделились на два противоборствующих лагеря. В дальнейшем деятельность «Истинных православных христиан» трансформировалась в некое сектантство и отрицание церковной иерархии в целом.

Что же касается судьбы епископа Поликарпа (Тихонравова), то в период следствия, 7 июля 1931 года, в возрасте 73 лет он скончался в больнице Нижегородской фабрично-заводской колонии. 17 августа 1931 года было вынесено постановление ОГПУ о том, что: «материал дела в отношении Мальцевой Феофании Егоровны [бывшей игуменьи настоятельницы Кутузовского монастыря — прим. автора] и Тихонравова Поликарпа Алексеевича производством прекратить за их смертью».

Место погребения епископа Поликарпа в настоящее время не известно. Возможно, его смогли похоронить его собственные дети, которые еще проживали тогда на нижегородской земле. Большинство же находившихся под следствием и обвиненных поэтому же групповому делу священнослужителей, монашествующих и мирян были сосланы в сталинские лагеря.

Статья из книги «Святители земли Нижегородской»,

авторы: игумен Тихон (Н.И. Затёкин), О.В.Дёгтева, Нижний Новгород 2003 г.