Серафим (Юшков) Епископ Лукояновский викарий Нижегородской епархии

Преосвященный Серафим, в миру Владимир Иванович Юшков родился в 1864 году, в селе Ивашевка Лукояновского уезда Нижегородской губернии, в благочестивой семье причетника местной церкви Ивана Павловича Юшкова и его супруги Александры Ивановны.

Крестили младенца в храме во имя Покрова Пресвятой Богородицы с наречением имени Владимир.

Вскоре, после рождения младенца, семейство Юшковых переселились в Пензенскую губернию, где епископом Пензенским и Саранским Антонием (Смолиным) Иван…был рукоположен в сан диакона и назначен для служения в село Пушкино Саранского уезда.
Отрок Владимир, закончив обучение в гимназии поступил в Пензенскую Духовную семинарию которую окончил в 1885 году. По окончании семинарии, студент Владимир Юшков женился и 1 марта 1887 года, Преосвященным епископом Пензенским и Саранским Антонием (Николаевским) был рукоположен в сан диакона, а затем иерея и назначен вторым священником в Троицкую церковь села Трофимовщины Саранского уезда.

В 1888 году у них родился сын, которого в Святом Крещении крещении нарекли Серафимом. Однако после столь радостного события, спустя три года, молодое семейство постигло большое горе. В 1891 году скончалась супруга отца Владимира, и он остался с 3-х летним ребенком на руках.
В 1898 году иерей Владимир Юшков, познакомился с известным общественным деятелем, публицистом и историком Михаилом Матвеевичем Стасюлевичем, благодаря которому он переехал в Санкт-Петербург, где митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Палладием (Раевым) был определен на священническое место при Василеостровском городском училище. В Петербурге он вместе с М.М.Стасюлевичем принял участие в создании учебного заведения нового типа – политехнической школы, в которой в последствии преподавал Закон Божий. В Петербурге протоиерей Владимир Юшков прожил около 20 лет и после революции 1917 года, он был лишен избирательных прав и ему было запрещено проживать в столице.
В 1918 году, протоиерей Владимир вместе с сыном Серафимом переехал в Саранск. После переезда он сильно заболел и некоторое время лечился в Саратове. По выздоровлении, из Саратова он переехал в город Кузнецк, где получил настоятельство в одном из приходов города. Проходя свое служение в Кузнецке, протоиерей Владимир занял твердую позицию «тихоновского направления». Здесь им были установлены прочные связи с православным клиром Саранска в обход Пензы, где в начале 20-х годов было засилье обновленчества.
В 1924 году протоиерей Владимир Юшков принял монашество с именем Серафим и 15 августа того же года, он был хиротонисан во епископа Саранского, викария Пензенской епархии.

9 июня 1925 года, митрополит Нижегородский и Арзамасский Сергий (Страгородский) обратился к Местоблюстителю Патриаршего Престола

митрополиту Крутицкому и Коломенскому Петру (Полянскому) с рапортом в котором писал: « Высокопреосвященнейший Владыко! Преосвященный Саранский Серафим (Юшков) передал мне Ваше предложение принять его на Лукояновское викариатство. Сегодня же явился ко мне с письмом владыки архиепископа Трифона отец архимандрит Арсений, рекомендуемый им и также от Вашего имени на одно из Нижегородских викариатств. И я говорил с ним уже о Лукоянове, хотя и не делал окончательного заключения. Теперь я представляю это дело Вашему усмотрению. Против кандидатуры

Преосвященного Серафима я ничего не имею и рад его иметь соработником.

Вопрос только в том, удастся ли ему устроиться там с гражданской властью.Пусть он сам об этом наводит справки. Если да, то очень буду рад его назначению. А архимандрита Арсения тогда можно будет в Сергач. 9/22 июня 1925 г. Вашего Высокопреосвященства покорнейший послушник

Сергий, митрополит Нижегородский».

В конце июля 1925 года, епископ Серафим, написал прошение митрополиту Крутицкому и Коломенскому Петру: «…Ввиду моего затруднительного положения, не имея возможности иметь местопребывание в городе Саранске, я прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство, дать мне другое назначение. Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Серафим, епископ Саранский 1925 года июля 25 дня».

Митрополит Петр ознакомившись с данным прошением наложил на него свою резолюцию: «25 июля 1925 г. Преосвященному Саранскому Серафиму благословляется быть епископом Лукояновским, викарием Нижегородской епархии. Патриарший Местоблюститель митрополит Петр».

По указу Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Петра (Полянского), 12/25 июля 1925 года Преосвященный Серафим был назначен епископом Лукояновским, викарием Нижегородской епархии.

Проживать в самом Лукоянове, власти Преосвященному Серафиму не разрешили и ему пришлось поселиться на жительство в 30 километрах, в селе Починки. В родных местах епископ Серафим прекрасно ориентировался, имел много знакомых из духовенства и мирян и совершал свои служения во вверенном ему викариатстве. Известно, так же, что в том же 1925 году, ему было приглашение от обновленцев принять участие в диспуте, но Преосвященный Серафим категорически отказался от этого приглашения.
8 октября 1929 года, Преосвященный Серафим был назначен викарием Саратовской епархии с титулом Кузнецкий.
Не смотря на гонения со стороны властей, преосвященный Серафим, проводил активную епархиальную деятельность. «В Кузнецке двери его квартиры по улице Саратовской, д. 2 почти не закрывались, дом превратился в настоящее епархиальное управление и штаб по борьбе с обновленчеством. День и ночь в город отовсюду тянулись лишившиеся приходов священники, странствующие монахи, оставшиеся без куска хлеба члены приходского совета. Духовенство, возвратившееся из лагерей и ссылок, Владыка старался удержать в епархии, назначить на еще незакрытые приходы. Из многочисленных документальных упоминаний о кузнецком епископе известно, что он был настоящим отцом для подчиненных ему пастырей и мирян, страдания и скорби гонимого духовенства воспринимались им как свои личные страдания. В 1930 году служивший в Пачелме диакон Павел Гулынин был выгнан с семьей из собственного дома с приказанием покинуть Пачелму в течение суток. Делать ничего не оставалось и отец Павел уже собрался в далекий путь – Среднюю Азию к родственникам. Но перед отъездом он решил взять благословение у епископа. Поскольку в Пензе был обновленческий епископ, а православный епископ Кирилл (Соколов) был арестован, о. Павел отправился в Кузнецк, к Владыке Серафиму. Епископ тепло принял диакона, внимательно выслушал его рассказ о случившемся, но вместо благословения на дорогу предложил принять сан священника и остаться в Пензенской епархии. 7 января на Рождество Христово в Вознесенской церкви г. Кузнецка отец Павел был рукоположен в иерея и назначен в село Порошино Нижнеломовского района. Другой священник Анатолий Павлович Фисейский из Каменского района в протоколах допросов говорит: «Я трижды был на приеме у епископа Серафима Юшкова в Кузнецке, где останавливался на жительство. По разрешению Еп. Серафима служил в Конно-слободской церкви г. Пензы». Далее Иоанн Оленевский в 1934 году на допросе показал: «Из с. Кучек была у меня ссыльная монахиня мать Евгения по дороге в Пензу. Она мне говорила, что идет от священников с поручением к Кузнецкому Епископу Серафиму. Попутно я ей поручил договориться с Серафимом о том, чтобы он мне разрешил надеть монашескую скуфью». Из приведенных примеров видно, насколько доступен и близок к духовенству был Преосвященный владыка Серафим».
Во время гонений на церковь, Преосвященный Серафим был неукоснительным блюстителем церковной дисциплины. К тому же он был твердым сторонником митрополита Нижегородского и Арзамасского Сергия (Страгородского), что в начале 1930-х гг. не совпало с духом Пензенской епархии, обратившейся вслед за епископом Кириллом (Соколовым) на путь иосифлянства.
В 1932 году ОГПУ сфабриковало дело под названием «Союз Христовых воинов», по которому проходило 39 человек Николо-Пестровского, Кузнецкого, Инзенского районов. 8 марта по этому делу был арестован родственник Владыки – священник с. Новый Кряжим Иван Яковлевич Юшков, также переехавший сюда из Лукояновского уезда. 13 мая 1932 года иерей Иоанн Юшков был осужден на 3 года концлагерей, однако, сам Преосвященный Серафим тогда арестован не был.

19 октября 1932 года, архиепископ Самарский Александр (Трапицын) написал рапорт на имя заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в котором указал, что: « Преосвященный Кузнецкий Серафим (Юшков) 20 сего августа обратился ко мне с докладом следующего содержания: «Сызранская епископия своими границами на далекое пространство тянется вдоль Кузнецкой епископии. Очень много приходов Сызранской епископии находятся вблизи гор. Кузнецка, а самые дальние приходы Сызранской епископии отстоят от гор. Кузнецка не далее 150 верст, тогда как от гор. Сызрани некоторые приходы будут на расстоянии 250 верст, а от гор. Самары около 400 верст. Духовенство и миряне Сызранской епископии за отсутствием своего Преосвященного очень часто по церковным делам обращаются в гор. Кузнецк. В этих случаях я обыкновенно направляю к Вашему Преосвященству. Но не всегда они на это охотно соглашаются, в большинстве случаев отказываются за дальностью расстояния ехать в Самару и уходят не удовлетворенными в своих нуждах. По этому вопросу я беседовал с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, будучи в Московской Патриархии. Он, со своей стороны, находит, что гораздо удобнее было бы духовенству и мирянам Сызранской епископии, ввиду ее территориального положения, со своими церковными нуждами обращаться в гор. Кузнецк, и предложил мне по поводу этого переписаться с Вашим Преосвященством. Я полагаю, что Вы для удобства и блага Святой Церкви вряд ли будите против, если духовенство и миряне Сызранской епископии будут обращаться со своими церковными нуждами в гор. Кузнецк и, если в будущем не будут назначаться Преосвященные на Сызранскую кафедру, совсем объединятся с Кузнецкой епископией». На этом докладе Преосвященного я, ничего не имея против удовлетворения им духовных нужд церковных причтов и мирян Сызранской епископии, в ответном ему письме просил его, согласно выраженному им желанию, принять на себя впредь до особых распоряжений Патриархии архипастырское попечение о приходах Сызранской епископии, расположенных в районах Инзенском, Барышевском, Верхнее-Свияжском, или Кузоватовском, ввиду удобств сношения этих приходов с Преосвященным. Что же касается населения приходов Сызранского, Теренгукльского и Новодевического, то на мои частные предложения некоторым священникам этих районов последние не выразили своего желания обращаться по церковным делам в гор. Кузнецк, а более тяготеют к Самаре, о чем вследствии указа Патриархии от 29 декабря 1928 года за № 2166 и имею долг почтительнейше донести Вашему Высокопреосвященству».

На заседании Священного Синода по этому вопросу постановили: «Районы Инзенский, Барушевский, Верхнее-Свияжский (Кузоватовский), Николаевский и Новоспасский поручить архипастырскому ведению Преосвященного Кузнецкого, а районы Сызранский, Теренгульский и Новодевический – оставить в ведении Преосвященного архиепископа Самарского, о чем Преосвященному архиепископу Самарскому и Преосвященному Кузнецкому дать указы».

В 1934 году, епископ Серафим был привлечен к следствию по одному делу с иереем Иоанном Оленевским. 4 февраля он был допрошен следователем, а затем между ним и духовенством города Пензы были устроены очные ставки. Но и в этот раз, по милости Божией Преосвященный Серафим избежал репрессий.
3 июля 1935 года в городе Кузнецке 70-летний епископ Серафим был арестован, а вместе с другими священнослужителями. На период следствия у владыки взяли подписку о невыезде. Его обвиняли в том, что он сгруппировал в приходах своей епархии – Кузнецкого, Литвиновского и Барышского районов контрреволюционные кадры из осужденных священников и кулацких элементов для борьбы с советской властью под флагом сохранения Церкви. 26 октября 1935 года, приговором спецколлегии Куйбышевского краевого суда по ст. 58-10 УК РСФСР Преосвященный Серафим был осужден на 10 лет тюремного заключения.

Четырьмя днями ранее, 22 октября пришел указ из Московской Патриархии, за подписью митрополита Сергия (Страгородского) в котором говорилось: «…В виду невозможности для Преосвященного Кузнецкого Серафима Юшкова управлять Епархией, уволить его на покой и иметь в виду при замещении свободных архиерейских кафедр в будущем. Епископу Павлу Чистякову быть епископом Кузнецким с правами викария Куйбышевской епархии».

По ходатайству своего сына, академика Серафима Владимировича Юшкова тюремное заключение Преосвященному Серафиму было заменено высылкой на Урал, а затем по болезни досрочным освобождением. Последние годы жизни святитель провел в г. Малоярославце Калужской области, в доме, купленном его сыном. Здесь он и скончался в 1951 году. Похоронен Владыка был на местном кладбище при большом стечении народа.

16 ноября 1988 года постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР приговор в отношении епископа Серафима был отменен и производство по делу прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.

Статья из книги «Святители земли Нижегородской»,

авторы: игумен Тихон (Н.И. Затёкин), О.В.Дёгтева, Нижний Новгород 2003 г.