Лысковская епархия — самая молодая в составе Нижегородской митрополии. О ее становлении и насущных нуждах рассказывает правящий архиерей, занявший кафедру в октябре прошлого года. Епископ Силуан (Глазкин) 31 марта посетил просветительский центр «Глагол» и дал интервью корреспонденту радио «Образ».
— Владыка Силуан, что сегодня представляет собой вверенная вам епархия?
— В Лысковской епархии 104 прихода и один монастырь. В настоящее время я осуществляю поездки, знакомлюсь с людьми, с храмами и их клиром. Пока еще объехал не все приходы, но побывал во всех районных центрах, послужил в главных храмах благочиний — у нас их одиннадцать. Встретился с настоятелями, провел совещания с благочинными.
В целом впечатление положительное: храмы восстанавливаются, строятся новые. Правда, не везде получается это быстро, но по сравнению с тем, что было десять или двадцать лет назад, многое уже сделано. Чувствуется возрождение духовности, веры. Но останавливаться на достигнутом нельзя, нужно проповедовать Евангелие Христово, чтобы все жители могли полноценно участвовать в духовной жизни.
— Миряне открыты к этому? Например, в Нижегородской епархии есть еще уголки, где совсем мало воцерковленных, да и просто православных людей.
— Как я узнал, на территории Лысковской епархии из русского населения почти все крещеные. Но просвещенных в вере меньше.
Как вы знаете, опубликовано решение Священного Синода, которое призывает ответственно подходить к таинству Крещения. Важно, чтобы решившиеся крестить ребенка родители и взрослые оглашенные, принимающие таинство, понимали основы духовной жизни, а восприемники сознавали, насколько это важный шаг, что он дает их крестнику. Совершенствование огласительных бесед — задача, которая стоит перед священниками, и в этом направлении мы работаем.
— Как вы считаете, почему еще остаются места, где Благая весть недостаточно проповедана? С чем это связано?
— Причины разные. То прошлое, когда безбожие насильно насаждалось, в одночасье не исчезло: кто-то привык жить без Бога, укоренился в этом состоянии. Есть люди верующие, но лень мешает им заняться духовным самообразованием, почитать священную книгу, пойти в храм на богослужение. У некоторых ценности перевернуты, во главе стоят не духовные, а какие-то иные. И таким людям надо помогать, чтобы все встало на свои места.
— Какие еще задачи вы определяете для себя, для духовенства, для мирян? Каких результатов хотелось бы добиться в ближайшие годы, какие вопросы решить?
— В некоторых населенных пунктах Лысковского района нет храмов. В этом году решен вопрос о строительстве церкви в Бармине. Замечательный поселок на берегу Волги! Там старый магазин приспособили под храм, но часть жителей этого не приемлет. Хотя, конечно, место это освященное и там молятся. Но в старые добрые времена здесь стоял храм, и вот нашлись люди, которые будут его восстанавливать.
Хотелось бы возвести храм и в селе Трофимове недалеко от Лыскова. В этом селе полторы тысячи жителей, и, даст Бог, вопрос строительства тоже будет решен положительно.
Старинные церкви требуют реставрации. Проезжая по епархии, я обращаю внимание на то, какими величественными, масштабными были храмы раньше — а ведь тогда не имелось такой техники, как сейчас. Люди в дар Богу приносили самое лучшее. А теперь вроде бы и техника есть, но как непросто бывает восстановить разрушенное! И случается, что у местного населения не хватает сил, ищут добровольцев, благотворителей, которые помогли бы привести святыни в порядок.
Сами жители собирают инициативные группы, обращаются к нам, мы их выслушиваем, поддерживаем. Например, в Марах Спасского района монастырь восстанавливается, уже действует храм святителя Николая, есть намерение построить корпус для сестер.
— Сколько еще монастырей в Лысковской епархии требуют восстановления?
— Самый главный наш монастырь — Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский. Там уже многое сделано владыкой Георгием и матушкой Михаилой. В настоящее время нужно восстановить две башни, чтобы весь архитектурный ансамбль приобрел законченный образ. И еще у игумении есть важное желание — открыть гостиницу рядом с монастырем. Потому что приезжают паломники, но всех разместить в монастыре нет возможности, да это и не совсем верно. Лучше, когда при обители есть гостиница — как в Дивееве. Вот в Марах бы тоже гостиницу надо построить…
На территории Лысковской епархии есть еще Серафимо-Понетаевский Скорбященский монастырь, в котором расположен скит Серафимо-Дивеевской обители. Его восстанавливают дивеевские сестры во главе с матушкой Сергией, и заметны большие успехи.
— Владыка, что вы знали о Нижегородской земле до того, как получили назначение на Лысковскую кафедру?
— Прежде всего, преподобный Серафим Саровский привлекает сюда многих. О Нижегородской земле я узнал, когда читал житие преподобного Серафима в детстве. Бывал здесь, у преподобного. А от владыки Георгия получал газеты, журналы, которые рассказывают о жизни Нижегородской митрополии, и таким образом знакомился с ней.
До своего назначения сюда я служил в Ярославской области — в Троице-Сергиевом Варницком монастыре, и ко мне приезжал в командировку владыка Варнава, который теперь управляет Выксунской епархией. Тогда он был иеромонахом, еще только постриженным в лавре преподобного Сергия, и мы вместе с ним прослужили полгода. Он много рассказывал о Нижнем Новгороде, в котором родился. Мои одноклассники по семинарии здесь служат, они тоже рассказывали о святых местах Нижегородчины.
Посетив Нижний Новгород, поездив по области, я убедился в благочестии здешних жителей, увидел, с какой любовью они восстанавливают храмы, как молятся, причащаются, исповедуются. Видел статистику: даже в самом Нижнем Новгороде тридцать лет назад было совсем мало церквей, и сколько же их сейчас, в каком они благолепии! Так что здесь вера укрепляется и благочестие распространяется.
Общаясь с людьми, замечаю, что многие из тех, кто раньше не ходил в церковь, сейчас по-новому относятся к Божественным заповедям, начинают участвовать в церковной жизни.
— Какое напутствие вы дали верующим на период Великого поста?
— Пожелание, взятое из церковной стихиры: поститься постом приятным, благоугодным Господеви. Неслучайно во время Святой Четыредесятницы читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Это сделано для того, чтобы мы, вникая в нее, совершая поклоны, научились тем добродетелям, к которым нас призывает святой. «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми» — это указание на грехи и страсти. «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему…».
Пост помогает нам научиться важной добродетели воздержания, учит нас тому, чтобы душа господствовала над телом, над его желаниями. Мы боремся с чревоугодием — у всех по-разному получается, но это та страсть, которая может помешать человеку жить счастливо. Постом мы больше молимся, читаем Священное Писание, и каждый из нас призван заглянуть в глубину собственной души и оценить, насколько мы живем праведно, богоугодно, насколько жизнь наша соответствует тому, что заповедал нам Иисус Христос.
— А с какими мыслями надо приступать к Страстной неделе? Что читать, на что обращать внимание в эти дни?
— Во время Страстной седмицы мы вспоминаем страдания Господа нашего Иисуса Христа, и в эти дни важно посещать богослужения. Есть такой благочестивый обычай: некоторые на этот период берут отпуск, чтобы не отвлекаться на работу, а полноценно участвовать в церковной жизни. А если кому-то все же нужно работать, то хотя бы в Великий Четверг, Великую Пятницу, Великую Субботу хорошо бы быть в храме, когда вспоминаются самые главные моменты: Тайная Вечеря, крестные страдания, смерть, погребение. Хорошо в эти дни читать Евангелие (в храме оно тоже читается больше, чем в обычное время), слушать поучения священников. Желательно отказаться от телевизора, развлечений, избегать мероприятий, которые противоречат тому, что мы должны делать в эти святые дни, которые помогут нам лучше понять страдания Христовы и, тем самым, праздник Пасхи.
— Недавно мы отпраздновали Благовещение. Поделитесь своими мыслями об этом событии.
— Праздник Благовещения очень радостный, светлый. Само слово «благовещение» говорит нам о том, что для всех людей от Бога послана весть: нам дано спасение через Сына Божия, который воплотился от Девы Марии и стал человеком. Тропарь праздника указывает на суть этого события: «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает».
Бог, великий Творец мира, стал человеком по любви. Он хочет, чтобы все люди спаслись, достигли познания истины. И об этом надо всегда помнить: что не хочет Бог смерти грешникам, но хочет, чтобы все к Нему обратились. И от каждого человека зависит, насколько он принимает Благую весть о своем спасении, о том, что Бог хочет ему дать благодать.
Эта радость о том, что мы не оставлены нашим Творцом, что Он всех ведет к Себе, должна нас вдохновлять на жизнь святую, богоугодную, праведную. По-гречески Благая весть звучит как «евангелие», и для верующих это очень важная книга: неслучайно на Царских вратах изображают Архангела Гавриила и Деву Марию, четырех евангелистов, поскольку через Евангелие нам открыты двери райские. И те, кто слушается Бога, кто принимает Благую весть о Спасителе, имеют возможность войти в рай. Чего всем и желаю.
Беседовала Галина Самосадова
К печати подготовила Ольга Схиртладзе