И. А. Никулин «Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит Сибирский и Тобольский, духовный писатель»

 

Игнатий происходил из знатного дворянского рода, до принятия монашества, вероятно, имел чин стольника. Н. П. Лихачёв полагал, опираясь на одно из поздних родословий, что Игнатий в миру звался Иваном Степановичем; согласно А. П. Богданову, имя архиерея в миру было Илья Александрович. Однако оба мнения следует признать недостаточно обоснованными (Лукичёв М. П. К вопросу о происхождении митр. Игнатия – историка и публициста XVII в. // Он же. Боярские книги XVII в.: Тр. по истории и источниковедению. М., 2004. С. 333-335).
В 1667 г. Игнатий принял монашеский постриг в Маровской в честь Воздвижения Креста Господня (Крестомаровской) пустыни в Нижегородском уделе, где под руководством игумена Павла (Маровского; впоследствии митрополит Рязанский) возрождались традиции монашеской жизни и нестяжания, процветала литературная деятельность. В 1667 г. Игнатий закончил работу над переводом с греческого сборника Житий святых (РГБ. Собр. Овчинникова. № 749), затем переписал и отредактировал Скитский патерик (ГИМ. Син. № 214), трудился над монастырским синодиком, включив в него большое число имен крестьян, посадских и мастеровых людей.
Вскоре Игнатий был рукоположен во иерея. По мнению Богданова, в 1673 г. Игнатий по поручению правительства ездил к запорожским казакам с целью благословить их на участие в войне с Турцией и Крымским ханством на стороне России. Вручив казакам икону Киевского митрополита св. Алексия, Игнатий произнес «Слово к православному и христоименитому запорожскому воинству, внегда принесенней быти всечестней иконе… в благочестивыя полки их противу нечестивым турком и татаром». Весной 1675 г. Игнатий возглавил Крестомаровскую пустынь. Известен Торжественник, переписанный настоятелем этой обители иером. Игнатием в мае 1675 г. (ГИМ. Син. № 306).
В 1676 г. Игнатий был переведен в Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь (по другим сведениям, там он принял постриг), назначен экклисиархом (уставщиком). Эта должность в обители была особо ответственной, поскольку только что было подавлено старообрядческое Соловецкое восстание 1667-1676 гг. Игнатию было поручено привести богослужение в обители в соответствие с совершившейся в середине XVII в. в Русской Церкви богослужебной реформой. В 1677-1679 гг. Игнатий занимался составлением «Соловецкого Ирмология» (РНБ. Солов. № 277/282), для чего переложил тексты новоисправленных богослужебных книг на крюковую нотацию, обнаружив глубокое знание византийского и современного ему греческого пения.
В июле 1680 г. Игнатий возглавил московское подворье Соловецкого монастыря, одновременно в звании строителя управлял подмосковной Новосоловецкой Марчуговской пустынью, приписанной к Соловецкому монастырю. Переехав в столицу, Игнатий продолжил литературную деятельность. В это время, по мнению Богданова, Игнатий перевел с латыни сочинение «О различных литургиях, и о уставе, и о чине вечери» с приложением «Чина мши латинской, сиречь литургии» Г. Кассандра, написал обширный трактат «Генеалогиа явленной от сотворения мира фамилии несравненнаго древностию времени роду… Корсаков-Римских» (ГАРФ. Ф. 728. Собр. Зимнего дворца. Оп. 1. Кн. 1. № 27). В этом труде автор, использовав свыше 70 сочинений греческих, римских, итальянских и польскких авторов, возводит свой род через многих деятелей античности (в частности, через римский род Фабиев) к царям острова Корсика, а от них, по римской родословной легенде, к Юпитеру, затем к Ною и Адаму. Несмотря на фантастичность генеалогических выкладок, Игнатий, как показал Богданов, впервые в России применил методику написания научной монографии: сформулировал критерии оценки достоверности источников и принципы их истолкования, ввел требование точных ссылок на используемые тексты. В 1682 г. вместе с иподиаконом патриарха Иоакима (Савёлова) Н. Георгиевым Игнатий составил опись Свято-Никольской церкви, «что в Посольской улице у красных колокол» («Красный звон»).
В 1683 г. Игнатий был назначен архимандритом ярославского в честь Преображения Господня монастыря, 7 сент. 1684 г.- архимандритом Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря. В 1686-1689 гг. артель костромских иконописцев во главе с Василием Козьминым, Василием Осиповым и Силой Савиным расписала в Новоспасском монастыре Спасо-Преображенский собор.
Будучи архимандритом Новоспасского монастыря, Игнатий сблизился с патриархом Иоакимом, разделяя его грекофильские убеждения, выполнял различные поручения патриарха. В 1684-1686 гг. Игнатий занимался составлением на основе многочисленных документов Сводного чиновника патриарших выходов и служб за 1667-1679 гг. (РГАДА. Саровское собр. № 237. Л. 151-228). Выступая против постройки лютеранской церкви в Москве и в целом против политики веротерпимости В. В. Голицына, Игнатий написал полемические «Слово на латин и люторов» и «Возобличение на лютеранский Катехизис». В 1685 г. вместе с иеродиаконом Карионом (Истоминым) Игнатий был назначен к следствию по делу Смоленского митрополита Симеона, в 1689 г. участвовал в допросе диакона Иакова и в «увещании» Сильвестра (Медведева), в 1690 г. вел расследование «ереси» Псковского митрополита Маркелла. В 1687 г. Игнатий и протопоп московского собора во имя Черниговских чудотворцев Иоанн Иоаннов ездили в Костромской и Кинешемский уезды для «обличения» старообрядцев, после чего Игнатий написал «Известие о увещевании раскольников в уездах Костромском и Кинешемском».
Игнатий был сторонником политики расширения южных границ России и выхода к Средиземному морю. Накануне 1-го Крымского похода (1687) он выступил перед войсками со «Словом благочестивому и христолюбивому воинству» и «Словом православному воинству о помощи Пресвятой Богородицы» (автограф – ГВСМЗ. Собр. Флорищевой пуст. В-5636/107), где неизбежность победы обосновывал не только заступничеством святых, но и свидетельствами летописей о борьбе русских с татарами и турками. Игнатий составил «Свидетельство ко образу святыя неизреченныя Софии, Премудрости Слова Божия, о Российском благословенном царствии» – толкование новгородского извода иконы Святой Софии как политической аллегории процветания Российского государства под управлением царевны Софии Алексеевны; в сочинении цари Иоанн V и Петр I Алексеевичи представлены как «предстоящие» царевне. После свержения Софии Алексеевны Игнатий в 1690 г. преподнес царям Иоанну и Петру «Слово избранно от Божественных писаний и от повестей отеческих о Российском царствии». После смерти патриарха Иоакима (1690) Игнатий написал «Житие и завещание патриарха Иоакима».
С усилением в Москве Нарышкиных положение Игнатия осложнилось. 3 апреля 1692 г. патриарх Адриан возглавил хиротонию Игнатия во митрополита Сибирского и Тобольского, что можно считать почетной ссылкой Игнатия. Прибыв в Тобольск 12 февраля 1693 г., Игнатий активно включился в борьбу со старообрядчеством. Живший в Тобольске учитель «старой веры» Иосиф Истомин (Астомен) после нескольких публичных диспутов с Игнатием в 1693 г. принес покаяние и под диктовку Тобольского архиерея написал «исповедание». Зимой 1694/95 г. митрополит совершил поездку по епархии, посетив Тюмень, Туринск, Пелым, Верхотурье, Ирбит. Сибирский архипастырь проповедовал, обличал последователей «старой веры», принимал жалобы населения, освящал новопостроенные храмы, решал другие вопросы епархиальной жизни. Самым известным его деянием во время поездки стало освидетельствование мощей и прославление праведного Симеона Верхотурского. В 1695 г. архипастырь составил Житие святого с тропарем на обретение мощей и описанием чудес от них («Повесть известная и свидетельствованная о появлении честных мощей и отчасти сказание о чудесах… праведного Симеона»). В 1696 г. Игнатий написал книгу, состоящую из 3 «Посланий на арменов и полуарменов» (РНБ. Собр. СПбДА. № 164), в которой он наряду с обличением старообрядчества кратко изложил его историю. Название труда объясняется тем, что происхождение некоторых старых обрядов, в частности двоеперстия, автор объяснял влиянием армян, якобы появившихся в России при Иоанне IV Васильевиче, в эпоху Стоглавого Собора. В самый разгар красноярского восстания в 1697 г. митрополит написал послание, в котором обличал руководителей мятежа, а жителей города призывал подчиниться властям.
Попытка Игнатия совершить поездку по низовым городам епархии встретила сопротивление местных властей, что привело к резкому обострению отношений митрополита с тобольскими воеводами А. Ф. и А. А. Нарышкиными. Конфликт усугубился другими обстоятельствами, а именно: бесконтрольностью десятильников (светских архиерейских чиновников), неясностью вопроса о сферах церковного и светского судов и, наконец, решением, принятым воеводским дьяком в поземельном споре Тобольского архиерейского дома с татарами Тарханского острога в пользу последних. Вершиной конфликта стало отлучение митрополитом воевод и дьяка от Церкви (1697). Ситуация была разрешена вмешательством царя и патриарха, должность десятильников в епархии была упразднена, их обязанности переданы поповским старостам и заказчикам (в Центральной России институт десятильников был ликвидирован в 1675).
В 1695 г. Игнатий, узнав от возвращавшихся из Китая купцов о существовании в Пекине часовни при русской сотне в Албазине, дал священнику Максиму Леонтиеву благословенную грамоту на освящение храма и послал все необходимое для освящения и богослужения, таким образом положив основание русской православной миссии в Китае. В годы архипастырства Игнатием был восстановлен Воскресенский монастырь в Берёзове, основан иркутский в честь иконы Божией Матери «Знамение» женский монастырь (1693). Митрополит предоставил значительные льготы Усть-Киренскому во имя Святой Троицы мужскому монастырю, о чем свидетельствуют грамота илимскому воеводе Б. Челищеву и строителю Усть-Киренского монастыря Иосифу о непризыве к гражданскому суду и неверстании в тягло и оброки монастырских людей и вкладчиков (АИ. Т. 5. № 247. С. 456), грамота десятиннику Василию Саминскому об освобождении Усть-Киренского монастыря от платежа данных, праздничных и других указных денег (Там же. № 248. С. 457). Архиерей благословил строительство в обители привратной церкви во имя святого Иоанна Крестителя (Лаврентий (Мордовский), игум. Ист. описание Киренского Свято-Троицкого монастыря, Иркутской еп. М., 1806. Прил. № 3. С. 40-42) (публикацию значительного числа грамот Игнатия, относящихся к сибирскому периоду, см.: Грамоты преосвященного Игнатия, митрополита Сибирского и Тобольского (1693-1701) // Мелетий [Якимов], архим. Древние церковные грамоты Вост.-Сибирского края (1653-1726) и сведения о Даурской миссии. Каз., 1875. С. 44-113; Туманский Ф. Собр. разных записок и сочинений, служащий к доставлению полного сведения о жизни и деяниях государя имп. Петра Великого. СПб., 1787. Ч. 2. С. 81-82; АИ. Т. 5. № 290. С. 532-533). По мнению Богданова, до последних лет жизни И. руководил написанием и редактированием обширного летописного свода (ГИМ. Забел. № 263). Работа над ним скорее всего была начата в ярославском Спасском монастыре, продолжена в Москве, затем в Тобольске, где статьи с 1683 по 1698 г. пополнялись погодно.
В декабре 1699 г. Игнатий выехал в Москву. В столице 16 марта 1700 г. он вступил в резкий конфликт с патриархом Адрианом и другими архиереями, собравшимися для поставления Стефана (Яворского) на Рязанскую кафедру (возможно, Игнатий возражал против хиротонии, опасаясь усиления пролатинской партии, или выступал против изменений, которые произошли в его отсутствие в Москве). Патриарх велел заточить Игнатия в кремлевском Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыре. 3 апреля Игнатий был переведен в Симонов Новый московский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь, где пользовался большей свободой. Патриарх в письмах царю называл причиной удаления Игнатия на покой с запрещением в священнослужении душевную болезнь митрополита. Игнатий был погребен «в паперти» Симонова монастыря (Московский некрополь. СПб., 1907. Т. 1. С. 491).
Игнатий неплохо владел греческим и латинским языками, прекрасно знал Священное Писание. Он собрал довольно большую келейную библиотекуку (75 печатных и рукописных книг). В основном это были богослужебные книги, в том числе певческие. Из светской литературеры в описи его библиотеки значатся 2 лечебника, «Хрисмологион» и «История сирская». Помимо книг архиерей имел 3 карты: Соловецкого монастыря, части Московского царства и части Европы. Библиотека Игнатия в основном (кроме певч. книг) перешла свт. Димитрию (Савичу (Туптало)) как к преемнику Игнатия на Тобольской кафедре и сохранилась в составе его книжного собрания. Сочинения Игнатия следуют традиции жанровым нормам прения, проповеди, панегирика, летописи, жития. Их особенностями являются эмоциональность, яркая образность, публицистичность. Труды Игнатия (частично сохранившиеся в автографах) переписывались и распространялись при его жизни (в том числе им самим): в частности, списки были посланы Холмогорскому архиепископу Афанасию (Любимову), во Флорищеву в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую пустынь.

Архивы:
РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 30. 1689 г. Стб. 46492; Ф. 214. Оп. 3. Ст. 1363; Ст. 1058; Ст. 1277;
Ст. 1559; Ст. 596 [Документы, относящиеся к деятельности Игнатия];
ГИМ. Син. № 286. Л. 27-39 [Следственное дело о митр. Симеоне].
Сочинения:
Грамота… Селенгинского монастыря игумену Мисаилу, о денежной выдаче диакону Лаврентию, отправленному в Китай с церковными потребами и утварями // АИ. Т. 5. № 243. С. 445;
Предисловие к Ирмологию // Ундольский В. [М.] Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 34-39;
Две грамоты Игнатия, митрополита Тобольского, о построении церкви на Савватиевой, или на Секирной, горе и о прочем // Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого монастыря. М., 1853. Ч. 3. С. 227-231;
Послания блж. Игнатия, митрополита Сибирского и Тобольского // ПС. 1855. Ч. 1-3. Прил. (переизд.: Каз., 1855);
Барсуков Н. П. Житие и завещание свят. патриарха Московского Иоакима. М., 1879. С. 45-101. (ОЛДП; Т. 47);
Лебедев А. Полемические сочинения XVII в. против лютеран // ЧОИДР. 1884. Кн. 3. Отд. 2. С. I-IV, 1-9;
Церковь великого чудотворца Николы // Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Т. 1. Стб. 371-375;
Сапожников Д. И. Самосожжение в русском расколе: Со 2-й пол. XVII в. до кон. XVIII в. М., 1891. С. 14-17;
Смирнов П. С. Из истории противораскольнической миссии XVII в.: Поездка архим. Игнатия в Кинешму для увещевания раскольников и составленное Игнатием описание этой поездки // ХЧ. 1903. Т. 216. № 11. С. 652-666; № 12. С. 855-880;
Лихачёв Н. П. «Генеалогия» дворян Корсаковых // Сб. ст. в честь Д. Ф. Кобеко от сослуживцев по Имп. публичной б-ке. СПб., 1913. С. 91-114;
Дворецкая Н. А. Послание митр. Игнатия в Красноярск 1697 г. // Археография и источниковедение в Сибири. Новосиб., 1975. С. 167-173;
Челобитная Спаса Нового монастыря архим. Игнатия и с братиею о высылке в тот мон-рь из г. Суздаля иконописцев Гурья Никитина с товарищами для писания в том монастыре стенного письма. 1689 г. // Брюсова В. Г. Гурий Никитин. М., 1982. С. 257-260;
«Слово благочестивому и христолюбивому воинству» // Памятники обществ.-полит. мысли в России кон. XVII в.: Лит. панегирики. М., 1983. Ч. 1. С. 135-173;
«Слово к православному воинству о помощи Пресвятой Богородицы» // Там же. С. 174-182;
«Свидетельство… о Российском благословенном царствии» // Там же. Ч. 2. С. 233-241; Сибирские послания (1696 г.) Тобольского митр. Игнатия Римского-Корсакова: Извлеч. // Памятники литературы и письменности крестьянства Зауралья. Екатеринбург, 1991. Т. 1. Вып. 2 / Сост.: А. Т. Шашков, В. И. Байдин. С. 22-31;
Генеалогия явленной от сотворения мира фамилии… Корсаков-Римских. М., 1994; Житие Симеона Верхотурского: Ранняя ред. // Лит. памятники Тобольского архиерейского дома XVII в. Новосиб., 2001. С. 196-231. (История Сибири. Первоисточники; Вып. 10);
Послание в Красноярск // Там же. С. 322-329; Изъяснение иконы св. Софии, Премудрости Божии, поднесенное государыне царевне Софии Алексеевне Игнатием, архим. Новоспасского монастыря // Брюсова В. Г. София Премудрость Божия в древнерусской литературе и искусстве. М., 2006. С. 157-159.
Источники:
Gordon P. Tagebuch. СПб., 1851. Bd. 2. Th. 3/4. S. 309-311;
Устрялов Н. В. История царствования Петра Великого. СПб., 1858. Т. 3. (Прил. 7. № 61. С. 534-537; № 66. С. 539);
Подробное сказание о жизни и чудесах св. прав. Симеона, Верхотурского чудотворца, и о чествовании святых мощей его. Пермь, 1886 7;
Попов Н. П. О поездке в Смоленск к митр. Симеону «для великих духовных дел» архимандрита Игнатия и справщика Кариона (Истомина) // ЧОИДР. 1907. Кн. 2. Отд. 5. С. 38-44; он же. Соборы патр. Иоакима на митр. Смоленского Симеона // Смоленская старина. 1909. Вып. 1. С. 326-343; ПСРЛ. Т. 36. С. 231, 286-293, 339-343, 353, 354, 376, 377;
От Вятки до Тобольска: Церк.-монастырские библиотеки рос. провинции XVI-XVIII вв. Екатеринбург, 1994. С. 128-130; Кузнецов Е. В. Сибирский летописец / Ред.: С. Г. Пархимович; сост.: Ю. Л. Мандрика. Тюмень, 1999. С. 101.
Литература:
Новиков Н. И. Опыт ист. словаря о рос. писателях. СПб., 1772. С. 69; ИРИ. Ч. 2. С. 491-500; Строев. Словарь. С. 112-113, 165, 392;
Сулоцкий А. И., прот. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881. С. 4-5 (переизд.: То же // Соч.: В 3 т. Тюмень, 2000. Т. 2. С. 505);
Цветаев Д. Из истории иностр. исповеданий в России в XVI и XVII вв. М., 1886. С. 212-236;
Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Сев. России. СПб., 1890. С. 26-28, 246-247;
Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время, 1651-1709 гг. СПб., 1891. С. 168-170;
Оглоблин Н. Н. Библиотека Сибирского митр. Игнатия, 1700 г. // Библиограф. 1892. № 8/9. Отд. 1. С. 286-291;
он же. Из архивных мелочей нач. XVIII в.: Челобитная о двух книгах, 1702 г. // Там же. № 10/11. Отд. 1. С. 335-336;
Игнатий, митр. Сибирский и Тобольский // Монастырь. 1908. № 11. С. 72-76; № 12. С. 86-90;
Луппов С. П. Книга в России в XVII в. Л., 1970. С. 138-139;
Воронова Л. Б. Археографический обзор списков сочинений Игнатия (Римского-Корсакова) // Исследования по истории обществ. сознания эпохи феодализма в России. Новосиб., 1984. С. 185-201;
Богданов А. П. «Генеалогия» и ее автор (Игнатий (Римский-Корсаков)) // Чистякова Е. В., Богданов А. П. «Да будет потомкам явлено…»: Очерки о рус. историках 2-й пол. XVII в. и их трудах. М., 1988. С. 86-102;
он же. Общерусский летописный свод кон. XVII в. в собр. И. Е. Забелина // Рус. книжность в XV-XIX вв. М., 1989. С. 183-209;
он же. Первое ученое родословие в России: «Генеалогия» Игнатия (Римского-Корсакова) // Ист. генеалогия. Екатеринбург, 1993. Вып. 1. С. 16-22;
он же. Творческое наследие Игнатия (Римского-Корсакова) // ГДРЛ. 1993. Вып. 6. Ч. 1. С. 165-248; он же. От летописания к исследованию: Рус. историки посл. четв. XVII в. Ч. 1. М., 1995. С. 30-213;
он же. Начало ист. науки в России: Неизв. труд Игнатия (Римского-Корсакова) // Вестн. РАН. 1999. Т. 69. № 3. С. 256-267;
он же. Европейский историк в России XVII в. // Россия и мир глазами друг друга: Из истории взаимовосприятия. М., 2000. Вып. 1. С. 69-86;
Шашков А. Т. Сибирский митр. Игнатий и «дело» Иосифа Астомена // Власть, право и народ на Урале в эпоху феодализма: Сб. науч. тр. Свердловск, 1991. С. 36-49;
он же. «Путное шествие» митр. Игнатия (Римского-Корсакова) по Сибирской епархии в кон. XVII в.: Планы и реальность // Рус. старожилы: Материалы 3-гo Сибирского симп. «Культурное наследие народов Зап. Сибири». Тобольск; Омск, 2000. С. 337-339;
Белоброва О. А., Богданов А. П. Игнатий // СККДР. Вып. 3. Ч. 2. 1993. С. 26-31;
От Вятки до Тобольска: Церк.-монастырские б-ки Рос. провинции XVI-XVIII вв. Екатеринбург, 1994. С. 88-99;
Абрамов Н. А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998. С. 165-173;
Софронов В. Ю. Светочи Земли Сибирской: Биографии архипастырей Тобольских и Сибирских (1620-1918 гг.). Екатеринбург, 1998. С. 71-75;
Журавель О. Д. Житие Симеона Верхотурского: К изучению лит. творчества Игнатия (Римского-Корсакова) // Источники по рус. истории и лит-ре: Средневековье и Новое время. Новосиб., 2000. С. 73-93;
Крушельницкая Е. В., Тутова Т. А. Старцы Соловецкого мон-ря XVI в. по упоминаниям в грамотах ризничной коллекции и другим док-там: Указ. имен // КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 10;
Мангилёв П. И., прот. К истории текста жития Симеона Верхотурского // Проблемы истории России: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2001. Вып. 4. С. 293-301;
он же. Житие, прославление и почитание св. прав. Симеона Верхотурского в трудах церк. и светских исследователей // Четыре века правосл. монашества на Вост. Урале: Мат-лы церк.-ист. конф. Екатеринбург, 2004. С. 162-170;
Кочетков. Словарь иконописцев. 2003. С. 327-328, 340, 346; Игнатий // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. Доп. С. 715-716;
Покровский Н. Н. Российская власть и общество: XVII-XVIII вв. Новосиб., 2005. С. 375-413.

По материалам сайта “Православная Энциклопедия” http://www.pravenc.ru/text/293471.html