Основа иконы Божией Матери “Печерская” состоит из двух разноразмерных кипарисовых досок, соединенных двумя врезными встречными шпонками. Паволока не просматривается. Левкас.
Небольшая поновительская вставка по краю лика Антония. На лицевой стороне множественные мелкие утраты красочного слоя по всей поверхности, тонированные при реставрации. Сильная потертость живописи. Обширные реставрационные тонировки на фоне. Рисунок складок мафория Богоматери возобновлен. Надписи прописаны. Сама икона реставрирована в 2007 году А. В. Константиновым.
Образ создан в 1662 году по заказу митрополита Рязанского и Муромского Илариона для Макарьевского Желтоводского монастыря вместе с написанной чуть ранее иконой св. преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца. На происхождение икон из одной обители указывают совпадение размеров и почти идентичная формулировка авторской подписи. Внизу на поземе в центре плохо сохранившаяся надпись: «ЛЕТА ЗРО [7170] ГО ДI [14] ГНВ С[IЙ] WБРАЗ ПО WБЕЩА//НИЮ […ПРЕОСВЯЩЕННАГО ИЛАРИОН]А [А]РХИЕПСКОПА // Р[Я]ЗАНСКОГО I М[УРОМСКА]ГО, А ПИСАЛ ГСДАРЕВ I[ЗО]ГРАФЪ // СИМОНЪ ФЕОДОРОВЪ СНЪ ОУШАКОВЪ»
Выбор иконографии Богоматери Печерской принадлежал, самому заказчику Высокопреосвященному Иллариону, который стремился отразить в сюжетах обеих вложенных им в Желтоводский монастырь икон особенности местных культов. В XVII веке чудотворный образ с таким названием почитался в Нижнем Новгороде, близ которого расположена Печерская Вознесенская обитель. Согласно преданию, икона Божией Матери “Печерская” принадлежал основателю Нижегородского Печерского монастыря архимандриту Дионисию, выходцу из Киево-Печерского монастыря, и был принесен в Нижний Новгород в 1330 году. Именно этот образ дал начало местному Нижегородскому почитанию Богоматери Печерской[1].
Поскольку Нижегородская чудотворная икона не сохранилась и особенности ее иконографии неизвестны, нельзя судить о том, насколько точно они повторены в произведении Симона Ушакова. Композиционно оно достаточно близко следует московскому списку с древней Печерской иконы из Свенского монастыря под Брянском, выполненному в третьей четверти XVI века для Успенского собора Московского Кремля (ГИКМЗ; см.: Вера и власть 2007. Кат. 54. С. 136-137), но не совпадает с ним полностью.
Общим прообразом для всех икон этого типа является икона Богоматери Печерской XI века, некогда находившаяся в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря. Богоматерь Свенская, датируемая около 1288 года (ГТГ; см.: Каталог собрания 1995. С. 71), – наиболее древний сохранившийся список, дающий представление об иконографии киевского протографа. Она представляет собой изображение Богоматери с младенцем Христом на коленях, сидящей на высоком троне без спинки, по сторонам которого стоят преподобные Феодосий и Антоний Печерские. Появление иконографии Богоматери Печерской Н. П. Кондаков связывал с изложенным в Киево-Печерском патерике преданием об отослании Богородицей в Киев греческих мастеров для строительства Успенского собора Печерского монастыря (Памятники литературы 1980. С. 419, 425). Кондаков предположил, что иконографическим прототипом Печерской иконы был образ тронной Богоматери с Младенцем из Софийского собора в Константинополе[2]. В Киеве он мог быть повторен в мозаике конхи Успенского собора и дополнен изображением печерских чудотворцев.
Иконография Богоматери Печерской не имела распространения в искусстве Московской Руси до привоза в столицу образа из Свенского монастыря в 1563 году (Саенкова 1999. С. 329-333). Интерес к ней заметно возрос после воссоединения Украины с Россией в 1654 году, когда киевские святыни стали почитаться как общенациональные. Помимо Симона Ушакова к ней обращался ряд изографов Оружейной палаты второй половины XVII – первой половины XVIII века, обычно сохранявших в своих произведениях особенности оригинала[3].
В русской традиции в типе Печерской Богоматери закрепились иконографические особенности, присутствующие на Свенской иконе. Обе руки Богоматери, слегка опущенные, поддерживают Младенца, правая ступня поднята чуть выше, чем левая. Младенец благословляет обеими руками, слегка приподнятыми и разведенными в стороны. Между тем на иконе Ушакова правая рука Богоматери приподнята, а левая опущена, как в иконографическом типе Никопеи, Младенец Христос же благословляет только правой рукой, держа в левой свиток. Такое решение было обычным для тронных изображений Богоматери в ростовых пророческих рядах иконостасов.
На списке из Успенского собора в основании трона Богоматери располагалось условное изображение Печерского монастыря, которое, очевидно, имелось и на древней Свенской иконе, но в настоящее время утрачено. На публикуемой иконе у ног преподобных представлены две архитектурные постройки в виде портиков, увенчанных треугольными фронтонами, которые могли обозначать дальние и ближние пещеры монастыря.
Обращение Симона Ушакова к иконографии Богоматери Печерской – один из характерных для его творчества примеров возвращения в иконописную практику древних забытых иконографий в новой «живо-подобной» стилистической редакции. Поскольку икона создана в ранний период творчества Ушакова, на начальном этапе использования им «живо-подобного» стиля, пластическая проработка ликов, столь важная для нового направления, выражена в ней недостаточно отчетливо. Здесь во многом проявляются традиции предшествовавшего времени, на которых воспитывался мастер и реминисценции которых нередки в его ранних работах.
Икона находилась в собрании А. Глезера (Германия), а с 2007 года – в собрании М. Е. Елизаветина и имеет хранящийся отдельно серебряный гравированный оклад с венцами, выполненный в XIX веке.
Публикации:
Jaeger, Scheider 1997; Bentchev, Haustein-Bartch 2000. S. 28-29; Словарь 2009. C. 687, 701; Русские иконы 2008. С. 14. Ил. на с. 19; Смирнова 2009. С. 112; Ил. на с. 113; Русские иконы 2009. Кат. 33. С. 60-61, 300-301. Ил. на с. 73.
Примечания:
- С этого же образа в 1654 году был сделан список для Вознесенского собора в Балахне, также ставший впоследствии почитаемым (Макарий 1857. С. 267). Аналогичный образ, отнесенный Макарием к XV веку, находился в Архангельском соборе Нижнего Новгорода (Там же. С. 73). Все иконы в настоящее время утрачены.
- Автор опирался на сведения из паломнического хождения «Беседа о святынях и других достопамятностях Царьграда», составленного на рубеже XIII-XIV веков, где говорится об иконе Богородицы в Софийском соборе, которая «посылала мастеры на Киев ставить церковь в Печере ко святому Антонию и Феодосию» (Кондаков 1915. С. 326).
- К этой теме обращались Кирилл Уланов (1721, ГВСМЗ), Алексей Андреев (1714, ГИМ), Иван Александров и другие.