Иларион, митрополит Рязанский и Муромский

Жизнеописание подготовлено по материалам «Рязанского богословского вестника» №2 (5) 2011 год, статья «Рязанские митрополиты и Рязанская митрополия» за авторством: Игумен Серафим (Питерский), монахиня Мелетия (Панкова)

 

Отца будущего митрополита Рязанского и Муромского Илариона(1) звали Иаковом. До принятия монашества Иларион служил священником в селе Лыскове (ныне город в Нижегородской области). В этот период он сблизился с Аввакумом Петровым(2), вспоминавшим позднее в «Книге бесед» о своей «древней любви» с Иларионом и о взаимной поддержке: «Помнишь, камением-тем в тебя бросали на Лыскове-том у мужика-тово, как я к тебе приезжал?»(3) . Очевидно, лысковские знакомства, а с этим селом были связаны Иван Неронов, Коломенский владыка Павел, Патриарх Никон, сблизили Илариона с кружком ревнителей благочестия, большинство членов которого были связаны с Нижегородской землей.
Овдовев, Иларион принял монашеский постриг в находившемся напротив Лыскова, на другом берегу Волги, Макариевом Желтоводском во имя Святой Троицы монастыре. Обитель была возобновлена в 1620-е годы; в 1640-х годах в ней развернулось активное каменное строительство. Находясь под особым покровительством царствующего дома, монастырь стал центром церковно-общественного движения в поддержку деятельности новой династии по обновлению и укреплению страны после Смутного времени. Многие члены кружка ревнителей благочестия имели отношение к Желтоводскому монастырю. В I-й половине 20-х годов XVII века здесь жили будущий Патриарх Никон и Неронов. В монастырь делал вклады протоиерей Стефан Вонифатьев(4). Вместе с Иларионом в обители подвизался Аввакум, вспоминавший об их совместных аскетических трудах: «Помнишь ли, как на комарах-тех стаевано на молитве? …А ты, мила голова, нарочит бывал и бесов молитвою прогонял»(5) . Из записки иподиакона Ф. Трофимова «О винах патриарха Никона»(6) известно, что Иларион был духовным сыном Никона. Возможно, установление этих отношений произошло во время пребывания Илариона в Желтоводском монастыре.
В 1649-1656 гг. Иларион являлся настоятелем Желтоводского монастыря в сане архимандрита. Затем в течение года возглавлял нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня монастырь(7). 5 июня 1657 года архимандрит Иларион был хиротонисан на Рязанскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Хиротонию возглавил Патриарх Никон(8). Несмотря на то, что владыка Иларион являлся духовным чадом Патриарха Никона и другом многих учителей старообрядчества (в 1658 г. у архиепископа Илариона в Москве, вероятно на рязанском Троицком подворье, бывал Неронов, выступивший против богослужебной реформы), после 1658 г., когда Никон оставил Патриаршую кафедру, Рязанский архиерей стал одним из главных исполнителей планов царя Алексея Михайловича в устройстве церковных дел: как в устранении бывшего Патриарха Никона, так и в борьбе со старообрядчеством.
В 1660 г. владыка Иларион присутствовал в Москве на Соборе, начавшем разбирательство «дела Никона». Собор принял решение осудить Патриарха Никона, лишить его сана и избрать нового Патриарха. Однако вследствие заявления Епифания (Славинецкого) о том, что это решение не соответствует практике Православной Церкви, и протестов Никона постановление не было исполнено. На том же Соборе рассматривались обвинения в богослужебных нововведениях, выдвинутых суздальским священником Никитой Добрыниным против Суздальского архиепископа Стефана – сторонника Патриарха Никона. Собор приговорил Суздальского архиерея к извержению из сана, но царь простил Стефана, т.к. тот покаялся(9), а Никита был лишен права священнодействовать и передан городскому суду(10). В марте 1662 г., после анафематствования Патриархом Никоном Крутицкого митрополита Питирима, царь направил нескольким архиереям, в т.ч. архиепископу Илариону, грамоты с вопросом, следует ли признавать действенность проклятия, наложенного Патриархом Никоном. По-видимому, категоричность позиции Рязанского архиерея, решительно осудившего бывшего Патриарха, стала причиной того, что в «деле Никона» владыка Иларион выдвинулся на первый план как один из главных исполнителей предначертаний царя. В кратком ответе Илариона царю нет разбора инцидента, Рязанский архиерей утверждает, что самовольным оставлением Патриаршего престола Никон лишил себя права участвовать в церковных делах(11).
21 декабря 1662 г. Алексей Михайлович издал повеление созвать для суда над Никоном Собор с участием восточных патриархов. Во главе комиссии, задачей которой было подготовить материалы для Собора, был поставлен Рязанский архиепископ Иларион. Собор также подтвердил, что самовольным оставлением Патриаршего престола Никон лишил себя права участвовать в церковных делах, а за его дальнейшие действия – «возлагает клятвы неправильне, тем святые Божия церкви и народ возмущает, … он же ныне… посланных от царскаго величества и от … преосвященнаго собора безчестит…» – «приговорили, что ему Никону патриарху быти в Воскресенском монастыре, в который он сам, оставя патриаршество, пришел своею волею, неисходну до совершеннаго собора…»(12). В 1664 г. на связанный с «делом Никона» вопрос царя, можно ли схимонаха поставить архиереем, архиепископ Иларион ответил так, как ожидал Алексей Михайлович(13).
10 февраля 1665 г. Рязанский архиепископ участвовал в Соборе, отстранившем митрополита Ростовского и Ярославского Иону (Сысоевича) от местоблюстительства Патриаршего престола за принятие благословения от Никона. Большой Московский Собор 1666-1667 гг. стал оружием в руках царя, и царь хотел, чтобы это оружие действовало эффективно и точно. Поэтому собор, созыва которого так ожидали сторонники старого обряда, совсем обманул их ожидания. Ни представители белого духовенства, ни миряне, как об этом просил Неронов, не были приглашены на собор, и ни один из защитников русской богослужебной традиции и старого обряда не стал его участником. Первая часть официальных заседаний Собора происходила с 29 апреля по 2 июля 1666 г. с участием только русских епископов и архимандритов. Представители белого духовенства, которое в массе сочувствовало оппозиции, в работах собора не участвовали, по крайней мере, ни одной подписи представителей белого духовенства на протоколах собора нет(14). Когда же в конце 1666 г. в Москву приехали восточные патриархи, то тогда фактически начался уже второй собор, решения которого были гораздо радикальнее решений первого, русского(15).
Рязанский владыка Иларион стал одним из наиболее активных участников Большого Московского Собора 1666-1667 гг. Современники (сторонники царя) называли владыку Илариона и Сарского митрополита Павла «столпами» Собора. Рязанский архиерей участвовал в предшествовавших Собору увещаниях старообрядцев, привезенных в Москву из ссылок. Архиепископ Иларион увещевал инока Авраамия. На Соборе вместе с митрополитом Павлом уговаривал подчиниться церковным властям Аввакума, который позднее вспоминал: «На сонмище-той лукавой пред патриархами-теми Вселенским говорили мне Иларион и Павел: «Аввакум милой, не упрямься. Что ты на русских святых указываешь? Глупы наши святыя были и грамоты не умели, чему им верить!» Помните, чаю, не забыли, как я бранить стал, а вы меня бить стали»(16).
2 ноября 1666 г. Рязанский архиепископ произнес приветственную речь на торжественной встрече прибывших в Москву восточных патриархов Паисия Александрийского и Макария III Антиохийского(17). Царь определил митрополита Павла и архиепископа Илариона к патриархам в качестве «толмачей» (поскольку архиереи плохо владели греческим языком, их задачей, по-видимому, был не перевод, но доведение точки зрения царя до сведения патриархов на совещаниях, проходивших в кельях греков).
На соборных заседаниях владыка Иларион был одним из свидетелей, выступавших против Никона. Патриархи велели читать Рязанскому архиепископу Илариону известный свиток четырех патриархов, в котором сведены были святые правила против Никона, и на основании их уже произнесен был над Никоном приговор всеми восточными патриархами. После этого патриархи спросили архиереев и весь освященный Собор: какому наказанию подлежит Патриарх Никон по канонам Церкви? И все архиереи, сначала греческие, затем русские, и весь освященный Собор отвечали: «Да будет извержен от священного чина». Когда приговор был написан по-гречески и по-русски, 12 декабря 1666 г. состоялось восьмое, последнее, собрание Собора, производившего суд над Никоном. Сначала приговор был прочитан по-гречески пресвитером и экономом великой Церкви Антиохийской Иоанном, а потом громогласно по-русски «Объявление о низложении Никона» прочел Рязанский архиепископ Иларион(18).
Вопреки ожиданиям 14 января 1667 г. блюститель Патриаршего престола Крутицкий митрополит Павел и архиепископ Рязанский и Муромский Иларион, те самые, которые во время суда более всех действовали против Никона, объявили, что не подпишут приговора об его низложении, подготовленного греческими участниками Собора, т.к. в документе, по их мнению, говорилось о приоритете светской власти перед церковной. Владыки Павел и Иларион получили поддержку многих русских иерархов, которые представили выписки из сочинений отцов Церкви о превосходстве священства над царством и оспаривали аргументы греков, изложенные Паисием Лигаридом. Архиепископ Иларион и митрополит Павел объяснили свою позицию патриархам, тайно подав им просьбу ходатайствовать о них перед царем о прощении за выказанное противление. Архиереи говорили патриархам о притеснениях, которые они терпят в епархиях от светских властей, и о своих опасениях, что зло может возрасти, если Собор признает превосходство государства над Церковью. Неподчинение русских иерархов вызвало у восточных патриархов и царя недовольство, и 24 января 1667 г. на митрополита Павла и архиепископа Илариона была наложена епитимия. После длительных прений пришли к соглашению, что царь имеет преимущество в политических делах, а патриарх – в церковных, и включили это положение в приговор, который подписали все члены Собора. При этом владыки Павел Крутицкий и Иларион Рязанский, смирившись и подписав соборный акт о низложении Никона, в своих подписях выразились: «На извержение Никоново, по священным правилам бывшее (содеявшееся), подписал», чего в других подписях не встречаем. Павел подписался на своем месте – между митрополитами, а Иларион – ниже всех, даже епископов(19).
Архиепископ Иларион был принят в церковное общение после принесения им покаяния 3 февраля 1667 г. Выступление этих двух архиереев не имело для них существенных последствий. В 1667 году за заслуги в борьбе против старообрядцев архиепископ Иларион получил грамоту, подписанную патриархами Паисием, Макарием и Иоасафом II Московским, по которой Иларион и все его преемники на Рязанской кафедре имели право служить в саккосе и носить белый клобук. Владыке Илариону были пожалован патриарший саккос(20). 13 июня 1667 г. «за подвиг против раскольников» архиепископ Иларион был возведен в сан митрополита(21). В 1669 году от патриарха Александрийского Паисия владыка Иларион получил посох «его апостольскаго патриаршескаго престола евангелиста Марка, великаго града Александрии», … любве ради и для вечной памяти навсегда Рязанской митрополии(22)» и мантию – «прежде него бывшаго патриарха Иоанникия»(23).
В произведениях старообрядческих учителей (протопопа Аввакума, диакона Феодора Иванова, Авраамия) владыка Иларион назван одним из главных противников старообрядчества. При этом отдается должное его способностям: Рязанский владыка Иларион и митрополит Павел, по словам диакона Феодора, «наши лучшие архиереи, два лучшие отступницы». Старообрядцы обвиняли митрополитов Павла и Илариона, а также архимандрита Чудова монастыря Иоакима (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) в том, что те оклеветали сторонников «старой веры» перед царем и восточными иерархами. Диакон Феодор писал, что никоновскую реформу на Соборе «не греческия патриархи совершили, но наши русския власти»(24).
По-видимому, защита митрополитом Иларионом богослужебной реформы была следствием не только верности архиерея царской политике в этом вопросе, но и результатом его приверженности просвещению, ориентированному на греческую ученость. Будучи уже архипастырем, Иларион обучался греческому языку («греческим буквам») у Дионисия Грека, справщика и переводчика Московского Печатного двора(25). Рассказывая о беседе с владыкой Иларионом, Авраамий передает слова архиерея, упрекавшего старообрядцев в отсутствии образования: «А вы, брате Аврамей, конечно за неведение погибаете. Не учася, риторства, ни философства, ниже граматическаго здраваго разума стяжали есте, а начинаете говорить выше ума своего»(26). Владыка Иларион состоял в переписке с прп. Симеоном Полоцким, возможно, заказывал ему тексты речей. Архиерей отличался интересом к новшествам, в частности был одним из первых владельцев кареты (это средство передвижения вошло в придворную моду в 60-х гг. XVII в.), за что подвергся осуждению со стороны Аввакума(27).
В 1664, 1668 и 1669 гг. владыка Иларион поднес государю Алексею Михайловичу на жалование ратным людям 4100 рублей. За что «от государя приписана ему похвала»(28).
Как епархиальный архиерей Иларион жестко преследовал нарушителей церковного благочиния, за бесчестье духовного лица отлучал от Церкви. Владыка Иларион заботился о просвещении Рязанской епархии – в 1657 г. для ее нужд купил на Московском Печатном дворе 50 новоисправленных богослужебных книг. При митрополите Иларионе в Рязанском архиерейском доме велось каменное строительство: «Мисаиловы палаты» Юрий Ершов надстроил вторым этажом; построены палаты эконома (т.н. «певческий» корпус) и консисторский корпус(29). В 1658 г. им был «построен» и освящен для соборной колокольни колокол весом в 215 пудов.
В 1669 г. по указанию митрополита Илариона в Высоцкий монастырь были собраны все женщины, имевшие пострижение, но жившие в миру, а братию Высоцкого монастыря он перевел в Рождественский монастырь. В 1672 г. митрополит Иларион вложил в кафедральный Успенский (ныне Христорождественский) собор в Переяславле Рязанском золотые, отделанные финифтью и драгоценными камнями потир, дискос, звездицу и лжицу (ныне в РИАМЗ «Рязанский кремль»; на сосудах надпись: «Лета 7180 (1671/72) построены сия сосуды первым на Рязани Иларионом Митрополитом, Рязанским и Муромским, по втором лете возведения на Митрополический престол»; вес потира 3 фунта 4 золотника, дискоса – 2 фунта 73 золотника, звездицы – 1 фунт 4 золотника, лжицы – 13, 5 золотника (ныне находятся в РИАМЗ «Рязанский кремль»)(30).
В феврале 1672 г. митрополит Иларион присутствовал на погребении Патриарха Иоасафа II. 2 июня того же года участвовал в хиротонии Нижегородского митрополита Филарета, 7 июля – в избрании Патриархом Новгородского митрополита Питирима.
После двукратной просьбы к царю и Патриарху принявший схиму митрополит Иларион был почислен на покой в нижегородский Макариев Желтоводский монастырь и 28 мая 1673 г. по государеву указу «отпущен с Москвы на стругу с провожатыми». По пути в монастырь 6 июня 1673 г. митрополит Иларион скончался. Произошло это вблизи Переяславля Рязанского, поэтому тело усопшего было возвращено в его кафедральный город.
Завещание Рязанского архиерея традиционно по форме, краткая последняя часть написана как проповедь о памятовании смерти (опубл.: Воздвиженский Т. Историческое обозрение Рязанской иерархии. М., 1820. С. 136-140). Духовное завещание митрополита Илариона, изъятое из Архиерейского дома во время экспроприации церковного имущества, ныне находится в фондах музея-заповедника(31). Митрополит Иларион был похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля – в настоящей церкви у западной стороны юго-западного столпа. На столпе сохранилась до наших дней белокаменная полихромная резная доска с надписью: «Лета 7184 (1673) года июня в 16 день по указу великаго государя, царя и великаго князя Алексия Михайловича, всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержца, по челобитью рязанских жителей всякаго чина погребен великий господин Преосвященнейший митрополит Рязанский и Муромский Иларион схимник, по- неже первый митрополит на Рязани. Отпевал и погребал Преосвященный Павел, митрополит Сарский и Подонский, с властьми в храме св. архистратига Михаила, идеже прежни архиереи Рязанстии почиют. Преставися пред градом Переяславлем, идучи на обещание в Макарьев монастырь чудотворца июня же в 6-й день».
Примечания:
1. Мелетия (Панкова), мон., Серафим (Питерский). Игум. Иларион, митрополит Рязанский и Муромский. // Православная энциклопедия. Т. XXV. М., 2010. С. 608-609.
2. Протопоп Аввакум Петров (Аввакум Петрович Кондратьев; 20.XI.1620—14. IV.1682), протопоп – поборник старой веры, вождь старообрядчества, автор знаменитого «Жития» и ряда других произведений. Родился на Нижегородской земле, в селе Григорове (в 1991 г. там воздвигнут скульптурный памятник Аввакуму работы В. Клыкова) в семье сельского священника Петра; в возрасте 21 года был рукоположен в диаконы церкви соседнего с Григоровом села Лопатицы, спустя два года, поставлен в священники, а через 8 лет назначен протопопом Вознесенской церкви в Юрьевце Повольском (город на Волге выше Нижнего Новгорода). Возведение Аввакума в протопопы состоялось в 1652 г., в канунный год Никоновской церковной реформы. В это время Аввакум уже был тесно связан с так называемым кружком ревнителей благочестия, который возглавляли царский духовник, протопоп кремлевского Благовещенского собора Стефан Вонифатьев с протопопом московского Казанского собора Иваном Нероновым и в который входил сам молодой царь Алексей Михайлович. Члены кружка стремились возвысить дух церковной жизни Российского государства, ратовали за возрождение активной пастырской деятельности духовенства, боролись с простонародными видами увеселений, видя в них пережитки язычества; в конечном счете все эти стремления были результатом того подъема национального самосознания, который испытывали русские люди после победоносного завершения войны с интервентами в последние годы Смуты. Движение ревнителей благочестия, или, как их еще называли, боголюбцев, зародилось, как можно полагать, вскоре после освобождения Москвы от поляков нижегородским ополчением, с воцарением на Руси новой династии Романовых, и, скорее всего, первым царственным его вдохновителем был Патриарх Филарет, отец нового царя Михаила Феодоровича, но наиболее ярко выраженного воплощения оно достигло в самые первые годы царствования второго Романова – Алексея Михайловича. Большую часть ревнителей благочестия составляли нижегородцы. Очевидно, это связано с особой ролью Макарьевского Желтоводского монастыря в зарождении боголюбческого движения (считается что преподобный Макарий покровительствовал нижегородскому ополчению, освободившему Москву). Аввакум был нижегородцем, его друзьями и знакомцами с молодых лет являлись нижегородцы – Иларион Рязанский, Павел Коломенский, Иван Неронов. В Москву к Неронову, своему духовному отцу, и перебрался Аввакум из Юрьевца Повольского в 1652 г., когда в Юрьевце у него случился конфликт с взбунтовавшимися против непреклонного в своем благочестии пастыря прихожанами. В Москве Аввакум был представлен царю другим своим покровителем (и, возможно, первым духовным отцом), самим Стефаном Вонифатьевым. Иван Неронов дал Аввакуму право служить в одном из приделов Казанского собора (во имя свв. Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев), и с этого момента он сделался постоянным участником кружка боголюбцев, в который к тому времени входил и новый любимец царя, по происхождению тоже нижегородец, Новгородский митрополит Никон, будущий Патриарх. Когда умер Патриарх Иосиф и духовенству Русской Церкви предстояло избрание нового Патриарха, Аввакум был уже настолько влиятелен среди членов приближенного к царю кружка, что вместе с другими его участниками подписал челобитную царю о будущем Патриархе. Человек, за которого они хлопотали, был митрополит Никон. Видеть Никона в Патриархах жаждал, в первую очередь, сам царь Алексей Михайлович. В 1652 г. митрополит Никон стал Патриархом. Великим постом 1653 г. он начал претворять в жизнь ту церковную реформу, которая и привела к расколу Русской Церкви.
3. Памятники истории старообрядчества XVII в. Л., 1927. Стб. 304.
4. Понырко Н.В. Обновление Макариева Желтоводского монастыря и новые люди XVII в. – ревнители благочестия // Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). 1990. Т. 43. С. 58-69.
5. Памятники истории старообрядчества XVII в. Л., 1927. Стб. 304.
6. Материалы для истории раскола за первое время его существования (МДИР). / Изд.: Н. И. Субботин. М.,. 1878. Т. 4. С. 295.
7. Добротворский С.М. Описание Нижегородского Печерского первоклассного муж. монастыря. Новгород, 1849. С. 81-82.
8. Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности: (С примеч. свящ. И. Добролюбова). Рязань, 1889. С. 76. § 217. Настольная грамота, данная Патриархом Московским и всея Руси Никоном Илариону, архиепископу Рязанскому и Муромскому (ныне в РИАМЗ, КП-17469).
9. Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности: (С примеч. свящ. И. Добролюбова). Рязань, 1889. С. 80. Список с особаго подлиннаго свитка. § 225.
10. Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности: (С примеч. свящ. И. Добролюбова). Рязань, 1889. С. 78-80. § 224. Список с особаго подлиннаго свитка; Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. М., 1996. Т. 2. С. 7-14, 25-28, 88-94, 227-228, 239-372.
11. Полезнев Д.Ф. Письма русских архиереев царю Алексею Михайловичу 1662 г.: К истории внутрицерковной борьбы в связи с «делом Никона» // Проблемы истории и культуры. Ростов, 1993. С. 79-80).
12. Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности: (С примеч. свящ. И. Добролюбова). Рязань, 1889. С. 83-86. § 230. Список с особаго свитка (перевод с латинскаго письма к патриарху Никону, писаннаго, вероятно Паисием Лигаридом); § 231. Список с особаго ж свитка подлиннаго.
13. См. публикацию ответа И.: Дело о патриархе Никоне / Изд. Археографической комиссии. СПб., 1897. С. 120.
14. Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией (ДАИ). 1676-1700 гг. Т. V. Спб., 1842. С. 98.
15. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович… Т. II. С. 29—37, 41; Материалы для истории раскола… Т. II. С. 41, 62, 80, 83.
16. Памятники истории старообрядчества XVII в. Кн. I, вып. I. // Русская историческая библиотека. Т. XXXIX. Л., 1927. Стб. 291-292.
17. Опубл.: Материалы для истории раскола за первое время его существования (МДИР). 1875-1895. 9 т. / Изд. Н.И. Субботин М., 1876. Т. 2. С. 153-155.
18. Макарий, митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. В 9 кн. Кн. седьмая. М., 1996. Глава III. С. 364.
19. Там же. С. 371-372.
20. Саккос из золотного аксамита, в комплекте (парчовая ткань). В результате изъятия церковных ценностей из Архиерейского дома попал в Рязанский губернский музей. РИАМЗ № 3469.
21. Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности: (С примеч. свящ. И. Добролюбова). Рязань, 1889. С. 89-90. § 236. Список с подлинной грамоты патриаршей о пожаловании преосвященнаго Илариона митрополитом. Грамота 1667 г. написана на пергаменте. Хранилась в Архиерейском доме. В результате изъятия церковных ценностей попала в Рязанский губернский музей (РИАМЗ. КП-17468).
22. См. Епархии Русской Православной Церкви. Московский Патриархат (1650- 1700) // Макарий, митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. В 9 кн. Кн. седьмая. М., 1996. С. 607.
23. Грамота, написанная в Москве по-гречески рукой патриарха Паисия. См. Воздвиженский Тихон. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии от учреждения ея до нынешних времен. М., 1820. С. 161; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности: (С примеч. свящ. И. Добролюбова). Рязань, 1889. С. 90-91. § 238. Из грамот государевых.
24. МДИР. 1881. Т. 6. С. 199.
25. Поздеева И.В., Дадыкин А.В., Пушков В.П. Московский печатный двор – факт и фактор русской культуры, 1652-1700 гг.: Исследования и публикации. М., 2007. Кн. 1. С. 320.
26. МДИР. 1885. Т. 7. С. 395.
27. Памятники истории старообрядчества XVII в. Стб. 304.
28. Воздвиженский Тихон. Историческое обозрение Рязанской епархии. М., 1820. С. 131.
29. Ильенко И.В. Рязанский кремль. М., 1978. С. 13-15.
30. РИАМЗ. КП-3577; КП-3578; КП-3579.
31. РИАМЗ. КП-17466.