Село Шершово Перевозского района спряталось в низинке. Вокруг холмы да поля, березовые перелески. Подъезжаешь к нему, и вдруг за очередным бугром ожидаемо-неожиданно появляется старинный храм. «Там русский дух», — сказал Пушкин. Вот и в Троицком храме дух этот же самый (кстати, и в буквальном смысле: он до сих пор отапливается дровами, которые так славно потрескивают). И хранит эта церковь многие святыни и предания.
Храм из земли вырос
Жила в начале XIX века одна барыня. Она владела землями в здешних местах. Известно, что родом она была из села Вазьян, поэтому в народе ее звали Вазьянихой. Она обратилась к тогдашнему владыке и получила благословение на строительство церкви. В 1801 году началась стройка.
— Село Шершово стоит на глинистой почве, — рассказывает настоятель Троицкого храма священник Владимир Пономарев. — И кирпич, из которого сложена церковь, сделан из местной глины. То есть храм, можно сказать, из земли вырос. У меня за огородом (а я напротив церкви живу) печи обжига стояли, обжигали кирпич. Это я методом раскопок определил.
В течение семи лет храм возводился, затем украшался: делались росписи, украшались иконостасы, алтари… В 1813 году на Троицу церковь освятили. Все иконы, которые мы видим сейчас в больших киотах, тогда и были установлены. И все убранство храма первозданное. Есть, правда, иконы, принесенные из закрытых и разрушенных храмов после 1917 года. Дома хранить боялись. Так что было время, когда зимой, в теплой части храма шли службы, а в летней — иконы рядами стояли. В конце 1980‑х годов около 20 образов было передано в Сергач, там открылся храм Спаса Всемилостивого.
В лихую годину
После революции церковь в Шершове пытались закрыть. Но прихожане встали живой стеной: кто с косой, кто с вилами, кто с топором. И большевики, даже будучи с оружием, испугались этой грозной силы. И ушли. Староста две недели скрывался в лесу, а старенькая бабушка Анна Кулагина еще с двумя такими же старушками отправилась пешком в Москву. Добрались, добились аудиенции у самого Калинина. Что говорили «всероссийскому старосте» ходоки, неизвестно, но он выдал бумагу, в которой запретил трогать шершовскую церковь.
— Плохо, что они отдали ее властям, — сокрушается отец Владимир. — Этот мандат (так называют документ местные жители), скорее всего, уничтожили. Я нигде не могу его найти, куда только удочки не забрасывал.
И в годы войны службы в Шершове не прекращались. Одно время в храме хранили зерно, боялись держать в складах, воровства опасались. И часть зерна на зиму разместили в летней части церкви. Но верующие все-таки настояли, чтобы зерно из храма убрали, за это они сами охраняли колхозные зернохранилища.
Миро благоуханное
Главная святыня Троицкого храма — образ Спаса Нерукотворного. В 1838 году он явил чудо. Люди пришли утром на службу и иконы не увидели. Трогают ее, ощущают, а глазами не видят. Отслужили литургию — стена по-прежнему пустая, потом молебен — опять нет образа. Крестный ход вокруг храма — снова не появляется. На следующий день жители трех сел собрались, крестным ходом вокруг села пошли прямо по полям. И только на втором поле лик снова просиял. Когда люди вернулись в храм, отслужили благодарственный молебен. Прихожане написали тогда рапорт правящему архиерею, и с тех пор образ Спаса Нерукотворного стал местночтимым.
— Я думаю, что это людям дано было как укрепление в вере или знамение в преддверии грядущих испытаний для страны, — рассуждает отец Владимир. — А может, Господь таким образом хотел сплотить приход.
В храме можно приложиться и к чудотворной иконе святителя Николая Мирликийского. Она так и была записана в перечне святынь при освящении церкви. Откуда принесена и где написана — неизвестно. Есть другая чудотворная икона — Богородицы «Всех скорбящих Радость», она с Афона, из русского Пантелеимонова монастыря.
Есть в храме и образ, который проявил чудеса мироточения. Это икона Пресвятой Богородицы «Ахтырская» — одно из клейм на большой иконе Казанской Божией Матери. Образ этот довольно редкий, а история обретения Ахтырской иконы такова. Недалеко от Харькова, в населенном пункте под названием Ахтырка священник косил у дома траву. Вдруг видит в траве свет. Оказалось, он исходил от небольшого образа Пресвятой Богородицы. Принес домой, помолился перед ним, потом вымыл икону, а вода эта исцелила его больную дочь. Так образ прославился, исцеления стали получать многие люди.
— Был у нас сложный период в жизни прихода: разлад какой-то между людьми, — рассказывает настоятель храма. — И как раз в это время Ахтырский образ замироточил. Это 1999 год. Миро стекало тонкой струйкой почти три недели и так благоухало! И вот за этот промежуток времени, слава Богу, трудности наши сгладились, потом и совсем исчезли.
После этого отец Владимир, тогда еще церковный староста, заказал в Софрине небольшие иконки Богородицы «Ахтырская». Их с удовольствием брали прихожане. Одна такая икона стоит дома у батюшки.
— Однажды, больше года назад, перед зимним Николой, я взял ее и увидел капельки мира по контуру изображения. Они есть и сейчас. И произошло это со всеми четырьмя иконами, которые у нас остались. Теперь одна из них у нас всегда на праздничной иконе. Вот как Господь нас не через старинную икону, а через современное изделие укрепляет в вере.
Трехликая икона
В шершовском храме можно помолиться еще перед одной святыней. Прямо скажем, необычной. Это трехликая икона Пресвятой Троицы. Такой способ иконописи известен с XVII века. Смотришь на образ с одной точки — видишь Бога Отца, с другой — Бога Сына, с третьей — Духа Святаго, белоснежного голубя.
Все мы знаем о рекламных щитах с меняющимися изображениями. Здесь используется принцип, возможно, позаимствованный у иконописцев.
Икон, подобных той, что в Шершове, немного. Люди, которые создавали их, обладали замечательным воображением, были хорошими живописцами и применяли точный математический расчет. Принцип пространственного построения делает образ уникальным. Иконописец вызывает иллюзию внезапного возникновения образов, прежде не видимых; происходит трансформация одного образа в другой — создается эффект ожидания чуда.
Однажды в Музей древнерусского искусства в Москве принесли икону «Иисус в темнице». Ее необычность состояла в том, что изображение пересекали узкие вертикальные полоски. Было высказано предположение, что это следы от решетки, закрывавшей когда-то образ Христа. Однако разгадка темных полос оказалась гораздо интереснее. Оказывается, икона когда-то содержала не одно, а три изображения. Полосы — не что иное, как следы от вертикальных пластинок, которые крепились к окладу иконы. Они вплотную прилегали к ее поверхности и поэтому оставили следы. На обеих сторонах каждой пластинки были написаны части еще двух икон. Стоя напротив изображения, вы могли видеть один образ, передвинувшись влево — другой, вправо — третий. Точно так же, как на иконе в Троицкой церкви Шершова. Пластины были утрачены, но удалось найти точно такую же целую икону. Выяснилось, что на 12 пластинках с двух сторон написаны части образов Божией Матери и святого Иоанна Предтечи.
В запасниках Музея истории религии в Санкт-Петербурге хранятся иконы подобного типа. Одна даже с сюжетом, подобным шершовскому образу. На переднем плане — голубь, символ Святого Духа. Но стоит отойти вправо, как появится образ Бога Отца, влево — лик Бога Сына. Современный человек избалован световыми эффектами. Ему трудно представить силу впечатления, которое производили трехликие иконы на верующих прошлых веков, да еще в сумерках церкви, освещенной лишь свечами.
Спустя два века
Как живет сейчас шершовский приход? В материальном плане трудно. Свидетели тому — трещины на стенах, фрески, требующие реставрации. А в духовном — думается, ладно. Народ в Шершове от веры никогда не отбивался.
Потихоньку стареет село, пенсионеров много, дети и внуки все в город рвутся. Но молодежь в храм тянется, по воскресеньям из города ездит. Да и не только та, что родом отсюда. Частые гости в храме в честь Святой Троицы — перевозцы, прихожане из соседних деревень. Разные люди в них живут. Одни потеряли стремление идти к Богу, другие рвутся к Нему, пробиваются сквозь препоны страстей. Впрочем, и в прошлые века так было, только не слишком явно.
А сегодня церковь Божия не дает селу умереть. Вот и газ в Шершово несколько лет назад приход проводил, и дорогами занимался. Но главное — в Троицкой церкви есть источник жизненных сил для очень многих. Светлая тропинка, чтобы не заблудиться в жизни.
Надежда Муравьева
Газета “Ведомости Нижегородской митрополии”