Примечание редакции сайта: В июле 2011 года Католикос-Патриарх Грузии Антоний II канонизирован Священным Синодом Грузинской Православной Церкви, память — 21 декабря.
Будущий Катликос и Патриарх Антоний II родился 8 января 1762 года в Тифлисе в семействе царя Кахетии Ираклия II и его супруги царицы Дарьи Георгиевны, урожденной княжны Дадиани и принадлежал к ветви династии Багратионов (1).
В это самое время, его родной дед царь Теймураз II находился в Санкт-Петербурге на приёме у императрицы Елисаветы Петровны по важным государственным делам. Ещё в 1744 году, вступив на Карталийский престол, Теймураз возвел на престол Кахетии своего сына Ираклия II. Сам Теймураз стремился объединить восточно-грузинские царства в одно государство, чему многие противились, а напряженная обстановка в Персии вынуждала Теймураза согласовать свои действия с правительством России и поэтому в апреле 1760 года он со своей свитой выехал в Санкт-Петербург.
В России царь Теймураз пробыл весь 1761 год. Он покорил императрицу Елизавету Петровну своим умом, благородством и красотой. Всероссийская самодержица даже приказала написать портрет Теймураза лучшему живописцу той эпохи Алексею Петровичу Антропову. Русские граверы Е. Виноградов и А. Греков вырезали этот портрет на медной доске в день посещения Теймуразом II Академии художеств и типографии Академии наук. Царь Теймураз II скончался в Санкт-Петербурге неожиданно 8 января 1762 года перед самым отъездом на родину. В этот же день в Тифлисе у него родился внук, которого назвали в честь деда – Теймуразом. Тело умершего царя решено было везти в Грузию, но когда печальный кортеж прибыл в Москву, члены свиты обратились к императрице Елизавете Петровне с просьбой разрешить похоронить Теймураза в Астрахани в Успенском соборе, там, где уже покоились останки грузинского царя Вахтанга VI. 26 мая прапорщик ингермандландского полка Иван Чуфаров, прикомандированный к свите Теймураза, рапортовал о том: «…что он со всею свитою и с телом грузинского, владетеля на данном из Казани волжском судне к Астрахани прибыл и остановился выше Астрахани на приверхе реки Болды… Что он судном по желанию свиты пристанет к берегу у Николаевских ворот и что та свита намерена тело его, владетеля, вынув из судна, поставить в церковь… По присланному к нему Государственной коллегией иностранных дел из конторы указу велено спросить сердара с прочими князьями, желают ли они погрести тело его, владетеля, в Астрахани, или послать от себя курьера к принцу Ираклию, а на то они объявили ему, что курьера послать они о погребении не намерены, а желают погрести тело его здесь, в Астрахани.
3 июня означенные свиты грузинской князья через прапорщика Мангова объявили губернатору, что они к погребению тела его, владетеля, по указанию епископа Мефодия в соборной церкви гробницу изготовили и просили, чтоб его 4 числа июня действительно погребсти, почему он, губернатор, дал о том знать ему, епископу. И того 4 числа июня по отправлении литургии с отпевом по обыкновению с подобающею по церковному чиноположению честию при нем, губернаторе, и прочих штаб- и обер-офицерах и при множестве народа погребен со звоном»(2).
Над могилами грузинских царей в Астраханском кафедральном Успенском соборе были установлены надгробия. Надпись на гробнице Вахтанга VI была выбита на медной доске на русском, а надпись на надгробии Теймураза II была сделана на грузинском языке: «Теймураз Николаевич, наследный царь Грузинский, Кахетинский и Картлинский, прибывший в Петербург в 1761 году на поклонение Ее Императорскому Величеству Монархине Всероссийской»(3).
В это время, после войны с турками, желая обезопасить Грузию от набегов соседних орд и предупредить домогательства на грузинский престол удалившихся в 1724 году в Россию потомков карталинского царя Вахтанга, царь Ираклий решился навсегда подчиниться России и состоять с народом грузинским под ее верховным патронатом. Договор Грузии с Россией был подписан уполномоченными обеих сторон 24 июля 1783 года в Георгиевской крепости и затем отправлен к императрице Екатерине II. В этом посольстве царь Ираклий послал в Санкт-Петербург и двух своих сыновей — царевичей Мириана и Теймураза (будущего Патриарха Антония). По прибытии в Санкт-Петербург царевич Мириан, сразу же поступил на службу и к 1802 году имел уже чин генерал-лейтенанта. В 1812 году, когда император Наполеон вступил в оставленную русскими войсками Москву, он, уже будучи в звании сенатора, вывез весь архив Сената в Нижний Новгород, где прожил более года в центре города на улице Большой Покровкой, в доме принадлежащем госпоже Л.К. Сапожниковой(4).
Царевич Теймураз был полной противоположностью своего брата. Он получил образование в Тбилисской Духовной семинарии, где в 1782 году принял монашеский постриг с именем Антоний и был рукоположен в сан иеродиакона(5).
Имея от роду 20 с небольшим лет, он вместе с братом приехал в Россию, и в следующем 1784 году, по просьбе царя Ираклия, в Царскосельской придворной церкви, в присутствии Императрицы Екатерины Алексеевны был хиротонисан в сан епископа, с титулом Ниноцминдского. После епископской хиротонии, Императрица Екатерина II пожаловала ему драгоценную панагию, осыпанную крупными бриллиантами — «стоившую, и по тогдашнему времени, весьма высокой цены»(6).
В том же году, после возвращении его из России, повелением царя Ираклия, епископ Антоний был возведён в сан митрополита Алавердского. 29 февраля 1788 года, скончался Каталикос Грузии Антоний I и 25-летний митрополит Антоний II (Ираклиевич) был избран на святительский престол Грузинских Каталикосов-Патриархов(7).
Ираклий II, потомок Кахетинских царей царствовал в Грузии 52 года и 11 января 1798 года, имея от роду 84 года, скончался, передав престол своему пятому сыну Георгию. Сам Георгий чувствуя приближение своей кончины, и видя неминуемое разрушение своей страны в 1800 году, подчинился со всем своим народом верховному владычеству России.
22 декабря 1800 года император Павел I подписал манифест, о присоединении Грузии к России. Смерть царя Георгия XII и переход власти к царевичу Давиду XII обострил обстановку в стране. Царица Дареджан, вдова Ираклия II и её сыновья категорически отказались признать власть царевича Давида XII, а также присоединение Грузии к России(8).
18 января 1801 года, состоялся Высочайший указ о присоединении Грузии на вечные времена к России. 10 марта того же года император Павел I, получив донесение, что вся Грузия приняла присягу на подданство России, в знак своего благоволения к Католикосу-Патриарху Антонию II, пожаловал, ему белый клобук с серафимами и бриллиантовым крестом(9).
После того, как Грузия приняла подданство России, фактически был предрешен и вопрос самостоятельности Грузинской Церкви(10).
После убийства императора Павла Петровича, на Российский престол взошел Император Александр I. Он ещё раз решил рассмотреть вопрос о присоединении Грузии к России, которому не сочувствовал, но Государственный Совет, наоборот был за это присоединение. Чтобы разобраться в ситуации, Император Александр Павлович послал в Грузию генерала Карла Кнорринга, который должен был на месте определить положение страны и её потребности и беспристрастно исследовать, может ли она оставаться независимым далее государством. Пробыв в Грузии 3 недели, генерал представил на Высочайшее утверждение всеподданнейший доклад, в котором высказался за присоединение Грузии. 12 сентября 1801 Александром I указ о принятии Картли-Кахетинского царства в подданство России был подтверждён(11).
15 сентября, в день своей коронации, Император Александр Павлович сопричислил Каталикоса Антония II к ордену св. Александра Невского(12).
В феврале 1801 года, генерал Карл Кнорринг обратился к Каталикосу Антонию с просьбой предоставить ему полные статистические сведения о находившейся в его ведении Грузинской Церкви, что и было передано им с присовукуплением небольшого обзора по истории древней Грузинской Церкви(13).
В мае 1802 года генерал-лейтенант Карл Фёдорович Кнорринг в Тбилиси сверг грузинского претендента на трон царевича Давида XII и установил правительство Ивана Петровича Лазарева. Грузинская знать не признавала этого указа до апреля 1802 года, когда Кнорринг собрал всех в Сионском соборе города Тбилиси и заставил принести присягу Российскому престолу(14).
Считая своим долгом проповедовать непротивление новой светской власти, Антоний в ответ на просьбу генерала Кнорринга осадить сепаратистские действия царевичей писал: «Верьте, Ваше Превосходительство, моему сану духовному, что я братьям своим и до сего времени советовал, и ныне советую, и в следующие времена никогда не перестану советовать им о пребывании в мире»(15).
2 апреля 1803 года, главнокомандующий в Грузии генерал князь П. Цицианов уведомил Каталикоса Антония о том, что «священная есть воля Его Императорского Величества не умножать в Грузии высоких в духовенстве званий и что упраздняющиеся епархии должны быть присоединяемы к ближайшим, а паче к беднейшим епархиям». Так же он высказал крайнее удивление тем, что Антоний не только не упразднил Цилканскую епархию после смерти архиерея, а рукоположил сюда во епископа архимандрита Досифея (Магаладзе), и советовал ему незамедлительно присоединить ее к более крупной Самтависской епархии. Вскоре Каталикос был обвинен в нарушении закона о землевладении и поощрении антироссийской деятельности некоторых оставшихся в Грузии представителей рода Багратиони(16).
В 1807 году, в Санкт-Петербурге скончалась мать Каталикоса-Патриарха Антония – царица Дарья Георгиевна, которая была погребена в Благовещенской усыпальнице Александро-Невской Лавры. Несколько годами позже в 1814 году в этой же усыпальнице был погребён сын царя Ираклия II – царевич Вахтанг Ираклиевич подписавший Георгиевский мирный трактат с Россией в 1783 году.
Более 20 лет Блаженнейший Католикос Патриарх Антоний управлял православною церковию в Грузии – «быв там предметом всеобщего уважения: ибо народ грузинский с любовию смотрел на своего сановитого, благолепного и благодушного архипастыря, как на последнюю отрасль своего старинного царского рода. Покойно и безмятежно проводил дни свои католикос Антоний II под благословенными небесами своей родины до 1809 года»(17).
В июне 1809 года, главнокомандующий в Грузии генерал Александр Петрович Тормасов в письме обер-прокурору Святейшего Синода РПЦ князю Александру Николаевичу Голицыну предложил создание духовной дикастерии (то есть церковного суда – прим. автора) в Грузии, во главе которой должен был бы стоять Антоний «во уважение царского рода и всеобщего к нему здесь, в Грузии, почтения». Учреждение дикастерии сильно затянулось(18).
В это время, обер-прокурор Синода, получивши от генерала Тормасова бумаги, в которых в частности затрагивались и вопросы церковного землевладения был на приеме у Государя Императора с соответствующим докладом, а затем 28 сентября 1910 года, он написал Тормасову: « По сему случаю Государь Император, обратив внимание на то, что Св. Синод не имеет ни влияния, ниже сведения о делах Грузинского духовенства, поручает Вашему Высокопревосходительству для лучшего соображения предполагаемых на счет сих постановлений снестись с пребывающим в Грузии архиепископом Варлаамом (бывшим Ахтальским, из князей Эристовых) и сообразно с местными обстоятельствами представить мнение: в каком виде и на каком основании устроить управление Грузинским духовенством так, чтобы оно было в зависимости от Св. Синода»(19).
В этом же году честолюбивый и недальновидный архиепископ Варлаам, поссорил Каталикоса Антония с Тифлисским митрополитом Арсением и вследствие этой ссоры Антоний был вызван в Россию(20). Так же он был приглашен в Санкт-Петербург «для положения прочных оснований в деле, относящемся до тамошняго духовенства, ибо по оному нужно будет сделать некоторыя перемены». Целый год Каталикос Антоний откладывал свой отъезд, ссылаясь на плохое самочувствие, но в начале ноября 1810 года, был вынужден покинуть свою родину. 9 ноября, он в соборе Светицховели совершил свою последнюю Патриаршую службу.
30 января 1811 года, император Александр I утвердил доклад Святейшего Синода об учреждении нового управления Грузинской церковью: автокефалия и Патриаршее достоинство были упразднены, начальствующим архиереем над Грузинским духовенством был поставлен митрополит Мцхетский и Карталинский с присвоением ему титула члена Святейшего Синода и Экзарха Грузии. 21 июня 1811 года, на заседании Святейшего Синода посвященного церковным вопросам Грузии с Антония II, был снят сан Католикоса Патриарха(21).
При этом сам Император Александр Павлович принял Антония чрезвычайно милостиво, а затем «назначил его членом Святейшего Правительствующего Синода, подарил ему богатую мантию зеленого бархата со скрижалями, украсил его орденом св. Андрея Первозванного и, кроме гонорария на сей орден, пожаловал ему ежегодный пенсион в 54,000 рублей ассигнациями, что по тогдашнему курсу составляло довольно значительную сумму»(22).
Дороговизна жизни в Санкт-Петербурге, которая требовала на содержание большой свиты, которая поехала вместе с Антонием, значительных затрат и вовлекшая Католикоса в неизбежные долги, а возможно и другие какие-либо причины заставили его покинуть северную столицу и удалиться в центральную часть России. Из всех губерний Антоний предпочел избрать своим местопребыванием Нижегородскую, именно потому, что здесь жили его соотечественники: потомок Карталинских царей князь Георгий Александрович Грузинский, вдова князя Леона Грузинского — Прасковья Евграфовна, урожденная Татищева со своим семейством, которую называли также княгиней Катунской, (по её поместью в селе Катунки в Балахнинском уезде), и его родственник по материнской линии князь Николай Александрович Дадиан(23).
В Нижнем Новгороде, все представители Грузинской диаспоры были постоянными прихожанами Покровской церкви в центре города. «Под сенью этого же храма и царственный святитель приютился в число прихожан со своим штатом, состоящим из одних грузин, монашествующих и бельцев, и из принадлежавших лично ему, выехавших с ним из Грузии, дворовых людей, из которых иные были с семействами. Из родных находился при нем родной его племянник, действительный статский советник князь Евстафий Давидович Цицианов, выехавший вместе с ним в 1810 году из Грузии в Россию, живший при нем 17 лет неотлучно и управлявший всеми его домашними делами. При князе Цицианове также находилось несколько семейств крепостных его людей, взятых им из Грузии»(24).
После приезда в Нижний Новгород, Антоний некоторое время жил в селе Лыскове у действительного камергера, князя Григория Александровича Грузинского, который около 20 лет являлся нижегородским губернским предводителем дворянства. Он имел большое состояние и жил, как истинный вельможа — пышно, открыто, гостеприимно и по княжески(25).
Весной 1824 года из Лыскова Блаженнейший Антоний, переехал на жительство в Нижний Новгород, где первоначально занимал дом, стоящий напротив Покровской церкви. После этого, он жил некоторое время на Варварской улице в доме купца Котельникова, стоявшего на углу напротив палаты государственных имуществ, и на Ошарской улице, в небольшом деревянном доме, где впоследствии и скончался. Покровская церковь постоянно была молельным храмом Блаженнейшего Антония, и придел в честь святого мученика Харлампия был отведен в этой церкви грузинам для отправления по воскресным и праздничным дням богослужениям, на их родном языке. За этими богослужениями почти всегда присутствовал владыка Антоний, как богомолец, восседая по слабости ног, посреди церкви под аркой, на высоком кресле, покрытым белым чехлом. Памятником его пребывания в Покровском приходе осталась преподнесенная им в дар небольшая икона Святой Троицы, о которой он сам свидетельствовал, что она старинная и чудотворная(26).
Кроме того в метрической книге Покровской церкви записано, что 9-го октября 1824 года был он восприемником вместе с княжною Дарьею Леоновной Грузинской при крещении дочери Варвары, у гвардии поручика Александра Александровича и супруги его Ольги Леоновны Турчаниновых.
По указу Святейшего Синода, Высокопреосвященейшему Антонию разрешалось совершать богослужения в храмах Нижнего Новгорода, с ведома здешнего правящего архиерея. Антоний иногда служил в кафедральном Спасо-Преображенском соборе и в женском Крестовоздвиженском монастыре. Монахини с радостью встречали его у врат обители. Блаженнейший Католикос в своей золотой карете под колокольный звон следовал в собор на богослужение. Службу он совершал на грузинском языке, но певчие отправляли службу по-русски. Один раз, после Божественной литургии, он кушал в монастырской трапезной, сидя на возвышении вместе с игуменьей Дорофеей (Михайловой)(27).
На праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1824 году, ехавший на службу в Крестовоздвиженский монастырь епископ Нижегородский и Арзамасский Моисей (Близнецов-Платонов) был поражен «апоплексическим ударом», и тогда во время его болезни, Католикос Антоний, замещал его в некоторых вопросах, а именно: освящал антиминсы, совершал богослужения в кафедральном соборе и рукополагал ставленников в священный сан.
10 января 1825 года, Преосвященный Моисей скончался и Антоний вместе с греческим митрополитом Агафангелом, который был тогда проездом через Нижний Новгород в город Нежин, совершили отпевание усопшего нижегородского владыки(28).
В декабре 1825 года, по случаю кончины Императора Александра Павловича, Антонию пришлось два раза приводить нижегородских граждан к присяге новому императору. В первый раз нижегородцы присягали ночью — Императору Константину I , а в другой раз — после вечерни уже Императору Николаю I. На богослужении его величали Блаженнейшим, Католикосом Карталинским и Кахетинским, а в разговорах и в письмах титуловали Святейшим Патриархом(29).
В свободное время Антоний любил читать отечественную литературу, так как, владел большой коллекцией грузинских книг духовного содержания, преемственно доставшихся ему после предшественника его, Католикоса Патриарха Антония I , который сам написал несколько сочинений по учебной части и всю жизнь свою не жалел средств на приумножение своей грузинской библиотеки(30).
Нижегородцы, которым приходилось видеть и общаться с Антонием в уже впоследствии вспоминали: «…что блаженнейший Католикос, несмотря на свои преклонные лета, был отменно сановит наружностью, что он имел высокий рост, лице полное, свежее, восточного типа, красоты замечательной, с большою окладистою бородою; глубокие черные глаза его осенялись густыми бровями, голова его украшалась белым клобуком с бриллиантовым крестом и с жемчужными херувимами на плечах, на груди у него блистали две драгоценные панагии и наперсный крест с весьма крупными бриллиантами; золотая цепь и звезда ордена св. Андрея Первозванного, Александровская звезда и, среди всех сих первоклассных и ценных украшений, простой бронзовый крест в память отечественной войны 1812 года на Владимирской ленте. Все сии знаки отличия придавали ему величественный вид.
Обращение его было со всеми чрезвычайно вежливое и благосклонное; манеры его соответствовали его высокому сану и происхождению; затрудняясь в произношении русских слов, разговаривал он большею частию чрез переводчика, любил образованную беседу, принимал охотно посещения и часто сам бывал в обществе. Парадные выезды свои светлейший царевич Антоний делал в подаренной ему Императором Александром Павловичем золотой карете, принадлежавшей еще Императрице Елизавете Петровне. У этой шести стекольной, Французского изделья, кареты, на пасах, кузов был расписан гениями и гирляндами; запрягалась она обыкновенно цугом, в шесть лошадей, с шорами и страусовыми перьями на головах. В незатейливом губернском городе все это было так диковинно, так необыкновенно, что народ не мог на грузинского Иерарха довольно наглядеться и везде сопровождал его толпами»(31).
Находясь вдали от своей родной Грузии, Антоний скорбел душою более всего о том, что не имел материальной возможности обеспечить жизнь своих приближенных, которые добровольно разделили с ним его участь. Деньги, которые Антоний получал из казны в сумме 54 000 тысячи рублей, он тратил на свой штат, много денег раздавал бедным, помогал своим соотечественникам – «сам же, в полном смысле слова, богат был одною нищетою, так что и похоронить его было не чем»(32).
15 июля 1818 года, в Санкт-Петербурге проходило заседание Святейшего Синода, на котором было принято решение о возврате в Мцхетский Кафедральный собор ризницы, которую в 1810 году вывез из Грузии в Россию Католикос Антоний II. При своём отъезде Антоний произвёл опись этого имущества в «количестве тридцати номеров», а сама эта опись впоследствии была препровождена к министру Духовных дел и народного просвещения, действительному тайному советнику, князю Александру Николаевичу Голицыну(33). После получения постановления Святейшего Синода, Каталикос Антоний «через почту отправил все в Тифлис к экзарху Грузии Карталинскому митрополиту Ионе»(34).
Незадолго до своей кончины, будучи уже не в силах владеть пером, он просил своего родственника князя Г. А. Грузинского походатайствовать перед Государем Императором о том: «чтобы выдаваемое служащим в свите его жалованье обращено им было в пожизненные пенсии, по примеру тому, как и прежде бывали награждаемы служившие в штатах царевичей и царевен грузинских»(35).
В свите Католикоса Антония состояли люди, которые добровольно поехали с ним в Россию. Первым из них был архимандрит Феофан. По приезде в Нижний Новгород он поселился вместе с прочей грузинской свитой в доме Рюмина, но когда почувствовал приближение смерти, Антоний приказал перенести больного архимандрита в дом находящийся в Холодном переулке, располагавшийся напротив алтаря Покровской церкви. Скончался архимандрит Феофан, имея от роду 76 лет, 29 апреля 1826 года. После отпевания он был погребён на кладбище Вознесенского Печерского монастыря.
Так же на кладбище этой древней обители были погребены переводчик Иван Фомич Молодинов, скончавшийся 26 июня 1828 года от чахотки и имея от роду 42 года, а так же грузинский князь Николай Александрович Дадиани скончавшейся 9 октября 1851 года(36).
В доме Рюмина проживали так же: духовник Католикоса Антония – протоиерей Аарон Николаевич Алексеев, бывший до этого штатным протоиереем Спасо-Преображенского собора в селе Лысково, священник Симон Георгиевич Эрианов, иеромонах Даниил, секретарь и титулярный советник князь Парсадан Цицианов, домоправитель Исаия Назарович Нацвалов, состоящий для различных поручений Иосиф Березин, дворецкий – Василий Егорович Кузьмин и келейник – Соломон Черкезов(37).
Незадолго до своей смерти, Антоний написал своё духовное завещание, текст которого и приводится с небольшими сокращениями в этой публикации:
«Во имя Всемогущия, Святыя и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Я нижеподписавшийся, по преклонности лет своих быв движим чувствами и твердым рассудком, по природе и по святой вере Христианской, что каждый человек состоит под властью живого Бога нашего и не может предузнать, какие непредвидимые случаи могут постигнуть во временной его жизни, доколе пользуясь дарами от Всевышнего – твердостью ума, памяти и непреложного моего рассудка, а с другой убеждаюсь строго справедливою признательностью моею к родному сестры моей сыну, а моему племяннику Господину Действительному Статскому Советнику и Кавалеру Князю Евстафию Давидовичу Цицианову, который, проживая с давнего времени вообще со мною, удовлетворяет полезному желанию моему, оказывая ревностное к сохранению бренной жизни моей и выгодной экономии усердие и неусыпные заботы, сколько по преданности союзом родства нас соединяющей, столько и по особенной ко мне его приверженности и любви… Все мое недостаточное движимое имение… предоставляю по смерти моей Князю Евстафию Давидовичу Цицианову…Все бывшие у меня в Грузии значительные вещи задолго до сего принесены мной в дар Собора в грузинском городе Цхете…Писано в Нижнем Новгороде октября 13 дня 1825 года. Католикос Антоний Грузинский»(38).
Последний Католикос Патриарх Грузии Антоний II скончался после непродолжительной болезни, на 67 году жизни, 21 декабря 1827 года, в 10 часов утра(39). В этот же день, из Лыскова в Нижний Новгород прибыл князь Г.А. Грузинский, который распорядился сделать опись всему имуществу в присутствии настоятеля Печерского монастыря архимандрита Гавриила и настоятеля Благовещенского монастыря архимандрита Иоакима.
О смерти Каталикоса генерал-губернатор Алексей Николаевич Бахметев известил шефа жандармов графа Александра Христофоровича Бенкендорфа и обер-прокурора Святейшего Синода князя Петра Сергеевича Мещерского.
Так как после смерти Антония денег в наличности оказалось только 400 рублей, то князь Г. А. Грузинский, «для отдания ему последнего долга», вынужден был занять 6000 рублей, о чем тогда же известил местное начальство и принял на себя все хлопоты и распоряжения по почившему архипастырю.
«…С подобающими высокому сану и достоинству покойного Иерарха — Царевича Антония с почестями тело его было вынесено 24 декабря из дома в Благовещенский собор, где устроен был великолепный катафалк под короной, и вся внутренность церкви одета была глубоким трауром с гербами и цветами Грузии. Со дня кончины до самых похорон все духовенство Нижнего Новгорода, по очереди, дежурило день и ночь при теле его: священники читали в головах усопшего евангелие, диаконы держали над ним золотые его дикирии, а причетники осеняли золотыми же рипидами.
31 декабря совершено было с печально-торжественною церемонией погребение сего потомка царей грузинских, от корня Давидова, преосвященными епископами — Нижегородским Афанасием и Пензенским Иринеем, которого ко дню выноса князь Грузинский пригласил из Пензы эстафетою, по случаю болезни преосвященного Афанасия.
Перед выносом гроба из Благовещенского собора, протоиерей сего собора П.И. Лебедев произнес над ним прощальную речь: “При сем печальном событии, при сем поразительном зрелище гроба, вмещающего в себе останки великого мужа, венчанного славою и честью, маститого старостью, украшенного доблестями на поприще высокого служения Церкви, Престолу и Отечеству, соединявшего в себе достоинство верховного пастыря и отблеск величия Царского…Потеря сего священного мужа чувствительна для сердец наших. Одно воспоминание его доблестей, кротости, глубокой покорности и благоговения к неисповедимым судьбам Божиим могут облегчить горесть нашу. Не один град наш Георгиев оплакивает смерть сего блаженного Иерерха: нет! Сетуют о нем и самые царственные Главы, соединенные с ним узами священной крови. Восплачет о нем Иверия, сия благословенная страна гробов отцов его, где воздвигнется ему памятник в признательных сердцах. Горько восплачут о нем все облагодетельствованные им… Тебя достойно чтили именем: блаженнейшего. Да будешь прославлен, блажен и на небеси. Сия риза спасения, в которой Ты предстоял пред престолом Господним, сей венец, украшавший и доселе украшающий священную главу твою, сии отличия, знаменующие высокое достоинство твое, да будут залогом вечной твоей славы и блаженства, его же обеща Бог любящим Его”.
В процессии несли знаки отличия покойного и генерал-губернатор Бахметев, губернатор Храповицкий, губернский предводитель дворянства князь Грузинский и все городские власти шли за гробом в полной парадной форме; войска, стоявшие в строю на Верхнее-базарной площади, отдавали знаменитому усопшему царскую почесть. При многочисленном стечении народа похороны эти были чрезвычайно великолепны; но мороз в тот день был столь силен, что, говорят, птицы мерзли налету и многие с печальной церемонии возвратились домой с отмороженными руками, хотя переход из Благовещенского собора до приготовленной в теплом кафедральном Скорбященском соборе могилы был весьма не велик. Заупокойную литургию совершил в кафедральном соборе преосвященный Ириней. Здесь также произнесены были речи — настоятелем Печерского монастыря архимандритом Гавриилом и протоиереем Г. Прудентовым»(40).
После похорон, князь Георгий Грузинский вышел с ходатайством на обер-прокурора Святейшего Синода князя Мещерского, а тот в свою очередь доложил об этом Государю Николаю I, чтобы ему были возмещены затраты на погребение Каталикоса Антония. Император Николай Павлович, своим именным указом от 18 марта 1828 года, выданным министру Финансов, приказал заплатить занятые на погребение грузинского Католикоса 6000 рублей, а так же повелел выдать 2500 рублей на сооружение надгробного памятника и по желанию покойного святителя назначить пожизненные пенсии служившим при его особе лицам. Получив сумму на сооружение надгробия над могилой Католикоса Патриарха Антония II, Нижегородский губернатор Илларион Михайлович Бибиков, попросил князя Георгия Александровича Грузинского предоставить ему сведения о гербе почившего и прочих орнаментах для изображения их на надгробном памятнике(41).
29 февраля 1828 года, из Святейшего Синода пришел указ, по которому часть вещей принадлежавших почившему Католикосу Антонию подлежала возврату в Санкт-Петербург. В дальнейшем наследством владыки распредились следующим образом: «Всемилостивейшее пожалованные покойному Антонию II панагию и крест на клобук, осыпанные бриллиантами, представлены в Святейший Синод для возвращения в число коронных драгоценностей, а наследникам покойного Каталикоса за эти драгоценности, по оценке, выдано 7000 рублей. Орденские знаки св. Александра Невского и св. Андрея Первозванного с золотою цепью, согласно с постановлением статусов, возвращены в Капитул российских орденов <…>. Вместо митры, положенной в гроб на покойном Антонии, взять в Нижегородскую архиерейскую ризницу его саккос из белой парчи с большими золотыми травами, оцененный по описи в 500 рублей. Золотая карета и шоры им самим завещаны преосвященному Афанасию за его погребение. Остальное церковное облачение предоставлено на волю родственников покойного раздать в архиерейские ризницы русские и грузинские. Некоторые из сих вещей поступили и в Нижегородскую ризницу»(42).
Кроме этого, о судьбе личных вещей Каталикоса Патриарха Антония, было выпущено соответствующее распоряжение и из Нижегородской Духовной Консистории: «Поелику Консистории известно, что родственники покойного Блаженнейшего Каталикоса их Сиятельства князья Георгий Александрович Грузинский и Евстафий Давидович Цицианов находятся здесь, так же известно, что последний действительно есть тот самый племянник, которому покойный отказал свое имущество: то присутствующим сей Консистории отцам Архимандритам Печерскому Гавриилу и Благовещенскому Иоакиму предписать указом, что бы они последовавшее в Святейший Синод об имуществе покойного Блаженнейшего Католикоса определение объявив по надлежащему означенным родственникам покойного, учинили следующее:
1. Всемилостивейшее пожалованные Католикосу бриллиантовая панагия и крест на клобуке истребовав от них родственников, представили сии вещи в Консисторию для отсылки их при сделанной им описи в Святейший Синод.
2. Из собственных покойного вещей, при служении Архиерейском употребляемых взяли что < …>, и отдали в Нижегородскую Архиерейскую ризницу под расписку Протоиерея с братией, в замен возложенной из сей ризницы на покойного митры, а о всем прочем предложили родственникам, в какие Архиерейские ризницы считают они оное передать <…>. Касательно вывезенного покойным из Грузии церковного имущества, отнестись ныне от имени Его Преосвященства к Экзарху Грузии Преосвященному Ионе, Митрополиту Карталинскому дабы он благоволил уведомить, чрез какое посредство находит он удобнее отправить отсюда к нему то церковное имущество, коему притом отношении приложить и засвидетельствованную копию с описи…»(43).
Прах Католикоса – Патриарха Антония II покоился в нижегородском Скорбященском соборе около 14 лет, который был построен еще епископом Нижегородским и Алатырским Димитрием (Сеченовым) в 1745 году. Надгробие над могилой было устроено возле южной стены за главным иконостасом в виде пилястры с краткой надписью и с бронзовым позолоченным гербом(44).
Приходской Скорбященский храм находился, прежде напротив ворот Нижегородского Кремля, дорога от которых вела к зданию Духовной семинарии, расположенной через площадь. В 1829 году, по повелению императора Николая Павловича, пришедший в ветхость нижегородский кафедральный Спасо-Преображенский собор в кремле был разобран, а над гробами погребенных в нем князей и архипастырей Нижегородских был тогда специальный навес, по всем четырем сторонам храма. В 1834 году храм этот был заново отстроен и 17 сентября освящен епископом Нижегородским и Арзамасским Амвросием (Моревым). Спустя несколько лет, сам Скорбященский храм решено было в сентябре 1841 года разобрать по причине его ветхости(45). В дальнейшем на этом месте было построено здание Нижегородской духовной консистории.
9 сентября 1841 года, останки Католикоса Патриарха Антония при активном участии князя Георгия Александровича Грузинского с большими почестями были перенесены, под своды нового Спасо-Преображенского кафедрального собора, где и были положены в усыпальнице рядом с могилами Нижегородских князей и архипастырей(46).
Новый памятник из белого мрамора изготовил по указу губернатора И.М.Бибикова, губернский архитектор Иван Ефимов. На нем была сделана бронзовыми буквами надпись: «Здесь погребено тело блаженнейшего каталикоса Антония, царевича Грузинского». В низу надписи на памятник был вмонтирован бронзовый вызолоченный герб царей Грузинских(47).
В 1917 году в России произошла революция, которая изменила весь ход отечественной истории. Стали закрываться храмы и оскверняться святыни. В 1929 году, властями Нижнего Новгорода было принято решение о сносе Спасо-Преображенского кафедрального собора. Из Москвы пришла телеграмма: «…Согласно предписания Главнауки, завтра 22 февраля в 11 часов утра будет начато вскрытие гробниц находящихся в бывшем кафедральном соборе…»(48).
В дальнейшем были вскрыты гробницы всех Великих князей и архипастырей Нижегородских, а именно: митрополитов Филарета и Павла, архиепископа Питирима и епископа Владимира, о чем был составлен подробный отчет. Специально созданная для этого комиссия планировала найти в этих захоронениях золото, серебро и драгоценные камни, а нашла только в основном костные останки и часть полуистлевших облачений. Сотрудники ее в своём отчете с прискорбием отобразили, что: «…Ввиду того, что не было надежды найти интересный материал в других погребениях, Комиссия решила приостановить работы и вскрыть остальные погребения впоследствии, когда представиться возможность…»(49).
Остается невыясненным были ли вскрыты другие могилы, и в том числе Грузинского Первосвятителя Антония, или же она была снесена вместе со зданием нижегородского кафедрального собора.
Повествование же об этом архипастыре хочется закончить словами священника В.В.Аристова: «Так жил и так умер этот святитель Христов, князь от колена библейских царей, прямая отрасль древней грузинской династии. Участь его была весьма превратна: любимое дитя Ираклия царя, воспитанный в неге и роскоши, среди чудной природы Востока, богато одаренный личными качествами, он с ранних лет презрел суету мирскую и посвятил себя Богу. Вознесенный потом на самую верхнюю ступень духовной иерархии, осыпанный в самой молодости всеми возможными почестями и пользовавшейся знаками благоволения трех русских Венценосцев, он до конца жизни своей сохранил в себе смирение и бескорыстие. Судьба обрекла его закончить собою длинный ряд грузинских Каталикосов и умереть вдали от своего отечества, вдали от всего, что ему было мило и дорого. Нижний Новгород, сохраняя в недрах своих прах царственного гостя своего – этот священный залог для Грузии, будет всегда с почтением воспоминать добродетельную жизнь сего архипастыря»(50).
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Антоний II, последний Католикос Грузии // Странник. Духовный учено-литературный журнал за 1865 год. Т III. Спб., 1865. С. 95.
2. Грузинский царь Теймураз II (1700-1762 гг.). Internet / Успенский кафедральный собор города Астрахани. РПЦ МП. История. Персоналии.
3. Там же.
4. Антоний II, последний Католикос Грузии. Указ. публ. С. 96.
5. Абашидзе С. Антоний II (Багратиони Теймураз) // Православная энциклопедия. М., 2001. Т – 2. С. 658.
6. Антоний II, последний Католикос Грузии. Указ. публ. С. 96.
7. Там же.
8. Internet / ВИКИПЕДИЯ. Кнорринг Карл Фёдорович.
9. Аристов В.В., священник. Антоний II, последний Католикос Грузии // Нижегородские епархиальные ведомости. 1865. № 13. Часть неофф. С. 19.
10. Абашидзе С. Указ. пуб. С. 658.
11. Internet / ВИКИПЕДИЯ. Кнорринг Карл Фёдорович.
12. Абашидзе С. Указ. пуб. С. 658.
13. Там же.
14. Internet / ВИКИПЕДИЯ.. Кнорринг Карл Фёдорович.
15. Абашидзе С. Указ. пуб. С. 658.
16. Там же.
17. Аристов В.В., священник. Антоний II, последний Католикос Грузии. Указ. публ. С. 20.
18. Абашидзе С. Указ. пуб. С. 658.
19. Послание Святейшего Леонида, Каталикоса Патриарха всея Грузии, к Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России. Тифлис, 1920. С. 6—7.
20. Антоний II, последний Католикос Грузии. Указ. публ. С. 97.
21. Абашидзе С. Указ. пуб. С. 658—659.
22. Антоний II, последний Католикос Грузии. Указ. публ. С. 97.
23. Аристов В.В., священник. Антоний II, последний Католикос Грузии. Указ. публ. С. 20—21.
24. Там же. С. 21.
25. Там же.
26. Антоний II, последний Католикос Грузии. Указ. публ. С. 98.
27. Аристов В.В., священник. Антоний II, последний Католикос Грузии. Указ. публ. С. 22.
28. Там же.
29. Там же. С. 23.
30. Антоний II, последний Католикос Грузии. Указ. публ. С. 99.
31. Там же. С. 100.
32. Там же.
33. ЦАНО. Ф. 570. Оп.556. Д 1828. Л 145—147. Указы Синода за 1828 год.
34. Аристов В.В., священник. Антоний II, последний Католикос Грузии. Указ. публ. С. 31.
35. Антоний II, последний Католикос Грузии. Указ. публ. С. 100.
36. РГИА. Ф. 549. Оп.2. Д. 23. Лл. 27, 27 об. Канцелярия Великого князя Николая Михайловича. Списки о лицах, погребенных в церквах и на кладбищах Нижегородской епархии с обозначением надгробных надписей, 1912 г.
37. Аристов В.В., священник. Антоний II, последний Католикос Грузии. Указ. публ. С. 24—25.
38. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556. Д. 1828. Лл 67—68. – Указы Св. Синода за 1828 год.
39. Аристов В.В.Антоний II, последний Католикос Грузии. Указ. публ. С. 26.
40. Антоний II, последний Католикос Грузии. Указ. публ. С.102.
41. Аристов В.В., священник. Антоний II, последний Католикос Грузии. Указ. публ. С. 28.
42. Там же. С. 32.
43. ЦАНО. Ф. 570. Оп.556. Д 1828. Лл 155-156. – Указы СВ. Синода за 1828 год.
44. Аристов В.В., священник. Антоний II, последний Католикос Грузии. Указ. публ. С. 29.
45. Добровольский М., протоиерей. Путеводитель по святыням и церковным достопримечательностям г. Нижнего Новгорода. Н-Новгород. 1912. С. 5—6.
46. Аристов В.В., священник. Антоний II, последний Католикос Грузии. Указ. публ. С. 27.
47. Добровольский М, протоиерей. Указ. Соч. С. 15.
48. ЦАНО. Ф. 1684. Оп.1. Д. 87. Л. 71.Переписка по охране памятников церковного зодчества 1925—1929 гг.
49. Там же, Л. 108.
50. Аристов В.В., священник. Антоний II, последний Католикос Грузии. Указ. публ. С. 32.