Среди духовных учебных заведений Нижегородской епархии XIX – начала ХХ веков заметная роль принадлежала Лысковскому духовному училищу. В числе его преподавателей и воспитанников были люди, проявившие себя в дальнейшем как на церковном, так и на светском поприще — единоверческий епископ Уфимский Симон (Шлеев), архиепископ Сарапульский Алексий (Кузнецов), ректор Оренбургской духовной семинарии Ф. А. Дмитровский, профессор богословия Н. М. Боголюбов, писатель-беллетрист С. Н. Миловский (Елеонский), известный нижегородский врач и общественный деятель В. Н. Золотницкий и другие.
Возникновение «низшей» (начальной) духовной школы в Лыскове было связано с именем архиепископа Нижегородского и Алатырского Питирима, учредившего в 1738 году тринадцать новых учебных заведений с целью лучшей подготовки детей духовенства. Неопределенные к обучению не могли рассчитывать «когда-нибудь за одну букварную выучку получить какую-либо из церковных должностей». Около 1778 года школа получила название «гимназии» и, просуществовав до 1799 года, закрылась в связи «с сокращением пределов Нижегородской епархии». Вместо Лысковской и нескольких других гимназий было основано Нижегородское духовное училище, к которому затем добавились еще два – Арзамасское и Печерское(1).
В июне 1848 года епископ Иаков (Вечерков) получил согласие от обер-прокурора Синода графа Н. А. Протасова на создание четвертого духовного училища в Нижегородской епархии. Первоначально его планировалось открыть в уездном Княгинине, однако, распорядившись выяснить, можно ли в этом городе нанять подходящее помещение, епископ потребовал предоставить ему сведения и о Лыскове. По «дознанию» протоиерея лысковского Спасо-Преображенского собора В. Я. Княгининского оказалось, что среди домов Княгинина, сдававшихся внаем, не нашлось ни одного удобного. Выполнить же необходимые «переделки» за свой счет хозяева домов не соглашались.
Напротив, князь Г. А. Грузинский, владелец Лыскова, изъявил готовность «безмездно» отдать под училище каменный торговый корпус, письменно уведомив о том благочинного: «Пречестный отец протоиерей, Василий Яковлевич! На предложение Ваше об уступке… каменного корпуса, состоящего в селе Лыскове на Вознесенской площади, я изъявляю мое согласие с приведением на мой счет в такой порядок, чтобы можно было поместить для учения все четыре класса, с тем, доколе по распоряжению духовного начальства училища сии будут здесь существовать. По переводе же сих училищ в другое место, корпус обратно должен поступить ко мне. Находящиеся под ним подвалы остаются в моем распоряжении»(2).
Кроме того, как докладывал В. Я. Княгининский, «в Лыскове, для всего продовольствия, как учителям, так и учащимся, по причине торгового села, всем изобильного, гораздо в содержании будет выгоднее и удобнее к снисканию всех потребностей, а родителям и родственникам учащихся удобно доставлять им всякие потребности: ибо в зимнее время каждодневно, да и в летнее нередко из всех уездов Нижегородской губернии жители во множестве приезжают с хлебом и другими товарами»(3).
Согласившись с доводами В. Я. Княгининского, епископ направил новое ходатайство в Синод об открытии училища в Лыскове, которое увенчалось успехом(4).
Переданное А. Г. Грузинским здание входило в ансамбль Вознесенской церкви, созданный по инициативе владельца села поблизости от его усадьбы, в восточной (урегулированной) части Лыскова(5). Работы по его ремонту и переоборудованию заняли больше времени, чем предполагалось. Лишь 30 июля 1849 года В. Я. Княгининский рапортовал, что корпус «во всем совершенно и в лучшем виде исправлен; для учеников парты и скамейки, а для учителей столы и стулья изготовлены»(6).
Открытие Лысковского духовного училища состоялось 1 сентября 1849 года в присутствии исполнявшего должность ректора Нижегородской семинарии иеромонаха Макария (Миролюбова) – будущего известного историка церкви. После литургии в Вознесенском храме, «при колокольном звоне, с хоругвями и святыми иконами, из церкви в училище был крестный ход, в котором находились все священники села Лыскова в единообразном белого цвета облачении». Торжество завершилось «обеденным столом», устроенным Г. А. Грузинским в его доме (для почетных гостей и учителей) и в училищной зале (для учащихся)(7).
Заведовать училищем был назначен М. Тихонравов – воспитанник Нижегородской семинарии и кандидат Московской духовной академии, занимавший эту должность до 1853 года(8). В октябре 1854 года новым смотрителем становится выпускник Казанской духовной академии, магистр богословия С. В. Керский, в дальнейшем сделавший успешную карьеру и дослужившийся до управляющего канцелярией Синода(9). С 1858 года место смотрителя занял выпускник Казанской духовной академии, кандидат богословия М. И. Масловский, проработавший в училище свыше пятидесяти лет и исполнявший также обязанности председателя Макарьевского отделения Нижегородского епархиального училищного совета(10). С 1911 по 1918 год смотрители менялись еще трижды.
В первые годы училище подразделялось на приходское и уездное с одно- и двухгодичным курсом обучения. Через несколько лет оба они были объединены в одно — с низшим, средним и высшим отделениями, а срок обучения увеличен до шести лет (по два года на каждое отделение). В соответствии с предписанием правления Нижегородской семинарии от 7 октября 1854 года, устанавливались четкие сроки проведения приемных экзаменов, на которых обязаны были присутствовать «совокупно» начальник училища, инспектор и учитель.
Экзаменуемые делились на три «разряда»: в первый попадали дети, показавшие хорошие знания по всем предметам, во второй — «кои знают все предметы хорошо, исключая одного или двух, кои хотя знают, но не совсем хорошо», к третьему относились те, «кои или все предметы знают не удовлетворительно, или хотя и удовлетворительно знают прочие предметы, но по одному какому-нибудь, а тем паче по двум, совсем не учились». Не подготовленных отсылали «к родителям или родственникам для лучшего приготовления к будущему приемному испытанию». Исключение могло быть сделано для детей-сирот. Ведомость «испытанных учеников», заполненная по определенной форме, должна была без промедления отсылаться в правление семинарии для ее утверждения(11).
После введения Устава духовных училищ 1867 года, курс обучения становится четырехгодичным с одним первым параллельным классом, вскоре замененным на подготовительный. С этого времени в училище могли приниматься за плату дети православного вероисповедания из других сословий. Среди предметов основной упор делался на преподавание «древних классических языков» (латыни и греческого) и арифметику, так как они «лучше всего, особенно при начале обучения, содействуют умственному развитию учащихся и приучают их к труду, а вместе с тем к отчетливости и ясности приобретаемых познаний»(12). Еще через некоторое время к ним добавился русский язык. С введением Устава 1884 года, в училище сократились учебные часы, отведенные на светские предметы.
В начале 1880-х годов для всех воспитанников окончательно вводится одежда установленного образца, состоявшая из двубортного сюртука, брюк, жилета, пальто, кожаных сапог и фуражки; в летнее время, по желанию, дети могли носить блузу. Материалом для одежды служило черное сукно или казинет (род плотной хлопчатобумажной или полушерстяной ткани)(13).
Бесплатная квалифицированная медицинская помощь учащимся оказывалась в больнице Г. А. Грузинского, перешедшей после его смерти к дочери и единственной наследнице – графине А. Г. Толстой, которая особенно много сделала для поддержки учебного заведения. Одной из первых благотворительных акций А. Г. Толстой стало существенное увеличение денежной суммы, выделенной ее отцом для содержания неимущих воспитанников(14).
С преобразованием училища по Уставу 1867 года, ближайшее попечение о нем осуществляло местное духовенство, составившее особый Лысковский училищный округ (благочиния Васильского, Макарьевского, Княгининского и Сергачского уездов). Определенные взносы в пользу училища взимались с каждого причта и церкви. Раз в год депутаты от округа собирались на съезд для решения насущных вопросов учебного заведения.
В пореформенное время содержание училища улучшилось, однако многое из необходимого — будь то устройство парт, «приспособленных к современным педагогическим требованиям», или организация питомника плодовых деревьев с огородом, — отклонялось «в виду совершенной недостаточности средств». И все-таки, как вспоминал М. И. Масловский на праздновании 50-летия училища, «радости было больше… училище добивалось… радости большим, упорным трудом, непреклонной энергией. Трудились все… добросовестно, не трудом наемника, но волею и по Бозе, творящие волю Божию от души. Трудились помногу, сил не жалея; ели хлеб, по библейскому выражению, в поте лица. Среди такой общей и добросовестной деятельности само собою и дело в училище всегда спорилось. Каждый деятель достоин был мзды своея»(15).
Первоначальный внешний облик Лысковского училища и его внутренняя планировка восстанавливаются следующим образом. Приземистый одноэтажный корпус, Г-образный в плане, был покрыт тесовой крышей, выкрашенной красной краской. Венчала здание круглая башня под железной кровлей, окрашенной в зеленый цвет, «с полом, но без потолка». В училище вели четыре входа с деревянными крыльцами – два с запада, одно с севера и одно с юга. Западные и южный входы прямо сообщались с «классическими комнатами». Северный вход вел в сени, из которых налево попадали в башню, направо – в «классическую комнату» и прямо – «просто в комнату». Для учебных занятий были оборудованы четыре комнаты. Две из них имели размер 3 сажени в длину и 4 сажени 1 аршин в ширину (6,4х9,2 м), а две другие – 4 сажени 1 аршин в длину и 3 сажени 2 аршина в ширину (9,2х7,8 м). В каждой «классической» комнате имелось по два окна с летними и зимними рамами, но без «приборов». Отапливались помещения кирпичными печами – неоштукатуренными, выбеленными «мелом на воде». Стены во всех комнатах были выкрашены «вохрою», потолки выбелены мелом. Среди незамысловатых предметов обстановки выделялись икона преподобного Макария Желтоводского, подаренная епископом Иаковым, и подержанные стенные часы «с боем в струну».
Летом 1867 года корпус училища был несколько перестроен «применительно к новому уставу» на средства почетного блюстителя – Царскосельского купца 2-й гильдии Е. А. Стогова. Что именно было сделано, неизвестно, так как в правление Нижегородской семинарии «обстоятельные сведения» об этом не поступали(16).
Более крупные строительные и ремонтные работы были проведены в 1869-1870 годах на средства А. Г. Толстой и Е. А. Стогова. Корпус расширили пристроем с южной стороны, разместив в нем два класса, в основном объеме устроили теплый коридор «через проведение вдоль прежних классных комнат внутренней капитальной стены»(17). Часть помещений переоборудовали под квартиру смотрителя, соорудив в 1872 году с западного бокового фасада деревянный пристрой-кухню (позднее каменный). В 1874-1875 годах заменили старые балки и потолки, крышу покрыли новым железом, построили парадное крыльцо(18). Приблизительно с этого времени корпус начинает отапливаться преимущественно голландскими печами. В последующие годы текущий ремонт здания и благоустройство небольшой усадьбы училища проводились ежегодно во время летних каникул.
Окончательно здание училища перешло в собственность духовенства в 1871 году благодаря все той же А. Г. Толстой(19). Тогда же, «для большего упрочения» пожертвованного корпуса, решено было приобрести «землю под… домом в собственность училища»(20).
Реализация этого намерения дала возможность использовать и четыре подвала, которые стали сдаваться в аренду местному купцу Ф. Я. Ермолаеву, устроившему в них пивной склад. По условиям контракта, арендатор был обязан производить ремонт подвалов «как снаружи, так и внутри, на свой счет». Требование заводчик не выполнял, а когда срок аренды подошел к концу, отказался привести в порядок помещения, залитые водой, навозом и «всякой нечистотой». Правление было вынуждено обратиться к мировому судье Макарьевского уезда с просьбой «о побуждении купцов Ермолаевых к поправке и очистке подвалов под училищным домом». Впрочем, до судебного разбирательства дело не дошло: по мировому соглашению деньги на ремонт заводчик перечислил(21). В дальнейшем подвалы вновь сдавались в аренду, но, кажется, конфликтов такого рода больше не случалось.
В 1877 году обнаружилось, что «здание училищное доселе не застраховано от огня», поэтому депутаты округа «единогласно постановили: немедленно просить… правление в самоскорейшем времени застраховать… здание там, где оно найдет более удобным и выгодным для духовенства»(22).
Несмотря на все «улучшения», здание мало соответствовало своему назначению, что неоднократно отмечалось ревизорами Учебного комитета при Синоде: «Обревизовывавший в 1879 году… училище… статский советник Миропольский, в отчете своем высказал, что училищные здания представляют мало удобств. Первое неудобство – помещение здания на Базарной площади, где постоянный крик, шум, брань и толкотня. Второе неудобство – теснота усадьбы (всего 191 квадр. сажень). Наконец, некоторые классы зимою очень холодны вследствие того, что под училищным зданием находятся подвалы. Одна комната (именно 4 класса) кроме того тесна, и нет особой комнаты для правления. Обревизовываший в 1882 году училище… действительный статский советник Керский, в отчете своем говорит, что училищные помещения не удовлетворяют по-прежнему нуждам училища»(23).
Другой проблемой для училища являлось размещение своих воспитанников. Первоначально для них предназначались два «бурсачных дома», пожертвованных местными священниками. Первый дом вскоре стал непригоден, так как «совершенно обветшал около 1856 года», второй дом уничтожил пожар 1863 года(24). При реорганизации училища в 1867 году, рассчитывали арендовать под общежитие каменный дом причта Спасо-Преображенского храма, в котором размещался военный лазарет. Но причт соборной церкви отказался уступить здание, заявив, что «духовенство…, по неимению селитебной земли, после бывшего в Лыскове пожара, доселе… проживают на квартирах, который [дом] для оного и нужен, а если сказанный дом нами и отдан для военного лазарета, на некоторое время, то это для того, чтобы вознаградить утрату денег на поправку оного… взятых взаймы»(25).
Учащимся оставалось жить в частных домах, разбросанных «по разным кварталам обширного села». В лучших условиях находились беднейшие церковнокоштные ученики, содержавшиеся на средства духовенства округа. Их «квартира» представляла собой «отдельную спальную комнату» со «спальными приборами», однако и она была «не вполне удобна в гигиеническом отношении». Остальные проживали «вместе с хозяевами, в комнатах с русскими печами, где готовится и кушанье; постелей мало, а большею частию ученики спят или на лавках, или же на полу». Оставляло желать лучшего и питание «нахлебников»(26). Кроме того, Устав духовных училищ предписывал размещать воспитанников у «семейных обывателей с добрым именем», но не всегда владельцы домов таковыми являлись.
Не имея возможности контролировать воспитанников постоянно, правление училища предлагало напечатать правила «нравственности и благоповедения… для раздачи на ученические квартиры», однако депутаты посчитали «совершенно достаточным для ознакомления с сими правилами прочитать их ученикам в классах в свободное время»(27).
К вопросу вернулись в середине 1870-х годов, признав лучшим вариантом строительство общежития рядом с училищем. А так как земля принадлежала А. Г. Толстой, постановили «просить Ее Сиятельство уступить… училищу 300 квадратных саженей с северной стороны училищного здания». Переговоры с престарелой графиней, не желавшей отдавать доходное место (вся площадь сдавалась в аренду), затянулись. Наконец, 26 февраля 1881 года дарственная на участок несколько большего размера (500 квадратных саженей) была оформлена. Правда, располагался он не рядом с училищем, а «в местности, носящей название «на Гумнах»(28).
Обсуждая, где взять средства на строительство, «и не находя этих средств… остановились мыслию на том, нельзя-ли… воспользоваться… кирпичом упраздненного Макарьевского монастыря; для разработки этого материала при училищном правлении имеется сумма… составившаяся как из взносов окружного духовенства на предмет устройства общежития, так и из экономических остатков по содержанию училища». Намерение одобрил епископ Макарий (Миролюбов), посчитавший возможным использовать кирпич «сколько ни потребуется… на благополезное учреждение»(29). Последовавшее затем определение Синода о возобновлении обители заставило депутатов отказаться от ранее принятого решения, обратив внимание на дом с флигелями и лавками лысковских крестьян Лабазиных(30).
В 1883 году в дело вмешался Синод, поручив епископу обратиться к общеепархиальному съезду с просьбой о помощи Лысковскому училищному округу. Депутаты ответили отказом, «найдя, что… средств излишних никаких нет и, в частности, все прочие училищные округа сами крайне стеснены в средствах для удовлетворения собственных неотложных нужд»(31).
Чтобы хоть как-то разгрузить переполненные классы училища, предлагалось построить отдельное небольшое помещение на месте караулки Вознесенской церкви. В конце 1883 года М. И. Масловский предложил надстроить здание вторым этажом, сообщив о тяжелой ситуации в училище: «16 декабря… ученики 4 класса заявили мне, что они большею частию выходят из класса, по окончании уроков, с болью в голове, как одурелые, что в классе им бывает дышать трудно, мало воздуха, что сидеть за партами по 6 человек тесно, что когда у них бывают письменные работы в классе, некоторые, по необходимости, выходят из-за парт и пишут у окна на подоконнике…»(32).
Духовенство, не желая производить новых перестроек, вновь решило приступить к строительству общежития на подаренном А. Г. Толстой участке земли – без «всяких излишеств», но с классами и квартирами для смотрителя и его помощника. В июне 1884 года очередному съезду округа были представлены проект двухэтажного с подвалом здания на 140 учеников и смета, составленные архитектором Н. П. Ивановым(33).
Вскоре необходимость в строительстве отпала – бывшая владелица села, «движимая состраданием к настоящей жизни воспитанников, видя, что неприглядность их квартирной обстановки долго не изменится к лучшему, если дело оставить так, как оно шло до сих пор… решилась отдать под общежитие свой собственный фамильный дом, в котором жила и воспитывалась и который, по ее словам… – для нее дорогое детище»(34).
Пожертвованный А. Г. Толстой деревянный «Летний дом» на каменном фундаменте, «во вкусе старых, но прочных барских домов… дореформенного времени», располагался на мысу берега реки Валавы, в 80 саженях (170 м) от училища. Дом имел два этажа и подвальный кирпичный этаж с северной стороны, был обшит тесом и покрыт железной кровлей. Впечатляли размеры здания – 25,5 саженей в длину и 6 саженей в ширину (54,3х12,8 м). К училищу отходил также обширный земельный участок с двумя садами, примыкавшими к дому с западной и восточной стороны.
В собственность духовенства дом переходил на следующих условиях: корпус училища с землей под ним отныне «всегда занимались оным [училищем] и никогда никому в посторонние руки не отчуждались во вред владельческих и помещичьих интересов, так как дом тот и земля… находятся среди принадлежащей графине… в селе Лыскове базарной площади», ранее пожертвованный участок земли возвращался А. Г. Толстой, несколько ее бывших крепостных, проживавших в двух флигелях, «оставались на жительстве в занимаемых ими квартирах в течении десяти лет», проезды «мимо дома и сада» не должны были застраиваться.
Со стороны Синода «препятствий не встречалось», о чем указом от 20 мая 1886 года сообщалось епископу Модесту (Стрельбицкому)(35). Еще через два месяца последовало «Высочайшее соизволение» на «укрепление» за училищем дома. Акт передачи здания был оформлен 14 августа 1886 года у нижегородского нотариуса А. В. Олигера и через пять дней утвержден старшим нотариусом Нижегородского окружного суда(36).
В сентябре того же года съезд духовенства округа одобрил проект на ремонт «Летнего дома», не предусматривавший «особо важных изменений в расположении комнат». В двухсветном зале по центру здания устраивалась однопрестольная домовая церковь во имя святого и праведного Богоприимца Симеона и пророчицы Анны, алтарь которой «в видах большего простора» пристраивался снаружи, на месте бывшего восточного крыльца. По сторонам от церкви размещались четыре «занятные» комнаты, двенадцать спален, квартиры надзирателя, смотрителя и его помощника, эконома, различные подсобные помещения. Подвальный каменный этаж отводился под столовую и буфет, соединявшийся «чрез коридор с каменной пристройкой», в которой находились кухня, пекарня и кладовая. В одном из флигелей устроили квартиру для священника церкви. На дворе появились новые хозяйственные постройки(37).
В каменном корпусе на Базарной площади оставались классы, правление, фундаментальная и ученическая библиотека и архив.
Определением Синода от 20 декабря 1886 года, будущему общежитию, по желанию А. Г. Толстой, было присвоено название «Иоанникиевского» – в честь тогдашнего митрополита Московского и Коломенского Иоанникия (Руднева). Занимавший в 1870-х годах Нижегородскую кафедру, он являлся инициатором «в устроении ученических общежитий в Нижегородской епархии», выступив также «первым ходатаем… о пожертвовании дома и места под Лысковское ученическое общежитие»(38).
Открытие Иоанникиевского общежития состоялось 24 августа 1887 года(39). 5 октября прибывшим в Лысково владыкой Модестом в сослужении нижегородского и местного духовенства было совершено освящение училищной церкви(40).
С этого времени большая часть учащихся стала проживать под одной крышей, разделяясь на «пансионеров» и «полупансионеров». Первые полностью содержались на средства окружного духовенства, для вторых бесплатными были «стол и квартира со спальными принадлежностями». Удобные помещения, постоянная опека, приличное питание, возможность регулярных внеклассных занятий и организованный досуг – все это положительным образом сказывалось на «душевном настроении» воспитанников.
Здание общежития было сразу же застраховано в страховом обществе «Россия». Через несколько лет, «в виду частых пожаров в селе Лыскове, грозящих и общежитию», оценочную сумму решили увеличить до 30 тыс. руб(41).
Последним крупным пожертвованием А. Г. Толстой стал банковский 5% билет в 10 тыс. руб., переданный в конце 1888 года на учреждение стипендии для беднейших воспитанников «при новооткрытом… общежитии». Извещая епископа Модеста о получении «благословенной грамоты» (письменного благословения) из Синода за этот поступок, А. Г. Толстая писала: «Одной мысли, что моих родителей и мое имя в Лысковском общежитии не умрет никогда, этой мысли достаточно, чтоб исполнилось мое сердце самой глубокой к Господу признательности»(42).
В августе 1889 года перед училищем встал вопрос об организации собственной больницы, так как «за смертию графини Анны Георгиевны Толстой, больница, где больные ученики… пользовались лечением, закрылась». Под больницу с аптекой был приспособлен деревянный одноэтажный флигель «в восточном саду общежития», ранее занимавшийся священником. В 1896 году здание надстроили мезонином, в котором разместилась квартира фельдшера(43).
В 1903 году усадьбу Иоанникиевского общежития расширили покупкой еще одного участка земли – «площади» около здания(44). Приобретение стало возможным благодаря крупному пожертвованию почетного блюстителя Н. Е. Стогова.
В таком виде комплекс духовного училища оставался до 31 июля 1905 года, когда в Лыскове произошел «небывалый еще в летописях… села пожар», уничтоживший и здание общежития, и училищную больницу, и все надворные службы. Чудом уцелела лишь деревянная баня, находившаяся на задворках усадьбы, вблизи речки. Огонь угрожал и учебному корпусу на Базарной площади, который с трудом удалось отстоять(45).
Съезд депутатов от духовенства округа, собравшийся 22 сентября того же года, постановил выстроить на участке сгоревшего дома новое здание, разместив в нем не только общежитие, но и само училище. Объяснялось решение все тем же: старое здание «не гигиенично, крайне тесно, классы малы, низки, малосветны и холодны, словом… требует расширения, что… признано не раз… а расширить здание не позволяет место, так как негде будет поставить служебных построек»(46).
Присутствовавший на съезде епархиальный архитектор А. К. Никитин сообщил, что, по его расчетам, стоимость двухэтажного с «подвальным этажом» каменного здания варьировалась от 95 до 105 тыс. руб. Нижний этаж отводился под шесть классных комнат, домовую церковь с рекреационным залом, библиотеку, комнаты для правления училища, канцелярию, архив, столовую и «буфетную», квартиру помощника смотрителя училища и др. В верхнем этаже должны были размещаться дортуар на 160 учеников, умывальная комната, квартиры смотрителя училища, священника, эконома и двух надзирателей, гардеробная. Подвальный этаж предназначался для кухни, помещений для служителей и кладовой. Кроме того, на участке планировалось построить больницу и необходимые надворные службы, поэтому общая сумма расходов еще более возрастала(47).
В 1906 году от дорогостоящего проекта отказались, решив построить деревянное двухэтажное здание без классных комнат, домовой церкви и квартиры священника. На следующий год пришли к мнению, что здание следует строить все-же каменное, но «близкое» к проекту одобренного деревянного. Очередной проект, выполненный петербургским гражданским инженером А. Ф. Голензовским и рекомендованный Техническо-строительным комитетом Хозяйственного управления Синода, вызвал возражения у смотрителя училища иеромонаха Алексия, который вновь настаивал на строительстве общежития вместе с классами(48).
Все это время воспитанники вновь размещались в домах лысковских обывателей. Как и прежде, повседневном быту они должны были руководствоваться правилами поведения, выработанными правлением и изданными отдельной брошюрой(49).
Находясь вне стен училища, воспитанники обязаны были «воздерживаться от всякого рода злоречия, пересуд, сплетен, лживости и самохвальства», не общаться «без особенной нужды» со сверстниками из других сословий, а если уж пришлось, то вести себя «свободно» и «вежливо». Выход в село разрешался «только в случае самой крайней нужды», на улицах полагалось «вести себя как можно скромнее», не посещать «публичных заведений, зрелищ, увеселений и общественных гуляний» и т.д. Отдельно оговаривались распорядок дня, правила личной гигиены, поведение во время летних и зимних каникул и др.. Насколько точно «духовное юношество» следовало этим предписаниям, неизвестно.
Не был построен и новый училищный храм, средства на который пожертвовал бывший смотритель М. И. Масловский. Отказавшись от домовой церкви, посчитали необходимым выстроить отдельное небольшое каменное здание «с куполом византийского стиля». Затем решили возводить здание «более обширное», приблизительно на 400 человек, «предполагая, что училищная церковь будет посещаться жителями с. Лыскова, что будет давать немаловажный доход». Но само строительство постановили «отложить до окончания постройки общежития, имея в виду могущие быть остатки [денежных средств] и, может быть, найдутся благотворители»(50).
Из намеченного появилась лишь новая больница с квартирой для помощника смотрителя на втором этаже. Выстроено здание было «с большими недостатками» и почти ежегодно требовало «более или менее основательного ремонта»(51).
В годы Первой мировой войны «строительный капитал» использовался для покрытия все более увеличивавшегося дефицита по содержанию училища. Наиболее крупное отчисление сделали при утверждении сметы на 1918 год, само же строительство общежития, по общему мнению, становилось «в будущем… весьма проблематичным при изменяющихся условиях государственно-социальной жизни»(52).
Несмотря на все трудности и перемены, жизнь училища продолжалась. В июле 1918 года в «Нижегородском церковно-общественном вестнике» в очередной раз было напечатано объявление о времени проведения вступительных экзаменов и о начале «классных занятий»(53). Последовавшая за этим новая информация была неутешительной: «Корпорации всех духовно-учебных заведений утверждены губернским советом по народному образованию, что можно считать началом перехода… в ведомство комиссариата по народному образованию. Далее должно последовать их преобразование в светские учебные заведения. Законоучители светских учебных заведений не утверждены в своих… должностях даже в звании преподавателей философии, педагогики и т. п.»(54).
Вскоре училище было закрыто. В конце 1918 года местный отдел по отделению церкви от государства предписал училищному правлению сдать часть обширной училищной библиотеки в пользование благочинных 1 и 2 округов Макарьевского уезда. Другую ее часть, при изъятии книг «религиозно-нравственного» и «тенденциозно-патриотического содержания», сложили в башне корпуса. Некоторые из этих книг подлежали передаче Союзу пастырей – новой общественной организации, созданной в уезде в марте 1919 года «в целях распространения и укрепления религиозно-нравственных знаний»(55).
В феврале 1919 года президиум Макарьевского уездного исполкома разрешил передать для строящегося храма в селе Городное находившиеся на хранении в Рождественской церкви Лыскова «сосуды, дарохранительницу, евангелие, кресты, облачение и церковную утварь» из бывшей училищной домовой церкви(56).
Что же до самого здания, то после закрытия училища, оно некоторое время пустовало. В архивных материалах сохранилось обращение уездного военного комиссара, датированное 18 декабря 1918 года, в котором он ходатайствовал о предоставлении помещения бывшего училища местному культурно-просветительному кружку «К Свету». Просьба не была удовлетворена, так как в в корпус планировалось перевести I Советскую школу 1-й ступени. Из других документов следовало, что к весне 1919 года в здании обосновалась V Советская школа 2-й ступени(57).
С этого времени в старинном корпусе на главной площади села началась совсем другая жизнь…
Корпус бывшего Лысковского духовного училища сохранился до настоящего времени (улица Революции, 11). Как и остальные здания ансамбля Вознесенской церкви, он является памятником градостроительства и архитектуры федерального значения и взят на государственную охрану.
Примечания:
- Подробнее см.: Макарий, архимандрит. История Нижегородской иерархии, содержащая в себе сказание о Нижегородских иерархах с 1672 до 1850 года. – СПб., 1857. С.99-100, 151, 195, 211; Знаменский П. Духовные школы в России до реформы 1808 года. – Казань, 1881. С.166-167, 172-174, 217, 523-524, 548-551. Можаровский А. Нижегородская семинария за первый период (1721-1765) существования //НЕВ. – 1895, 15 сентября. №18. С.518-531. См. также: Берельковский И.В. Архиепископ Питирим и профессионально-сословное обучение в Нижегородской губернии (275 лет первым регулярным школам) //Педагогическое обозрение. – 1996. №3. С.128-132.
- Цит. по: Андросов Е. Учреждение и открытие Лысковского духовного училища (справка по поводу пятидесятилетнего юбилея училища) //НЕВ. – 1899, 1 августа. №15. С.539.
- Там же. С.540.
- Там же. С.540-541.
- Подробнее см.: Давыдов А.И., Краснов В.В. Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области //Нижегородская старина. – 2010. Вып. 25-26. С. 120-129.
- Цит. по: Андросов Е. Указ. соч. С.542-543.
- Местные известия //НГВ. – 1849, 17 сентября. №52. С.205-206.
- ЦАНО. Ф. 567. Оп. 1. Д. 25. Л. 3-3 об.; Андросов Е. Указ. соч. С.544; Тихов А. Нижегородская духовная семинария в 1840-1851 г.г. //НЕВ. – 1903, 1 августа. №15. С.552.
- С. В. Керский [Некролог] //Прибавления к Церковным ведомостям – 1903, 11 октября. №41. С.1583-1585.
- Алексий, иером. М. И. Масловский (Некролог) //Нижегородский церковно-общественный вестник. – 1912, 14 октября. №42. Стб. 1037.
- ЦАНО. Ф.567. Оп.1. Д.31. Л.15-15 об., 16-16 об.
- О действиях Комитета, Высочайше утвержденного для преобразования духовно-учебных заведений //НЕВ. – 1867, 1 мая. №9. С.260.
13. От Правления Лысковского духовного училища, к сведению духовенства того округа //НЕВ. – 1881, 15 января. №2. С.31; Журналы съезда оо. депутатов Лысковского училищного округа, бывшего 1-го и 2-го июля 1881 года //Там же. – 1881, 1 сентября. №17. С.398.
- ЦАНО. Ф. 518. Оп. 413. Д. 1-б. Л. 5-5 об., 12-12 об.
- Крылов П. Празднование 50-летнего юбилея Лысковского духовного училища //НЕВ. – 1899, 15 октября. №20. С.652.
- П.А.С. Преобразование духовно-учебных заведений Нижегородской епархии //НЕВ. – 1867, 15 декабря. №24. С.823, 868.
- Журналы заседаний IV очередного собрания оо. депутатов Лысковского духовного училищного округа, бывшего 5, 6 и 7 сентября 1870 года //НЕВ. – 1871, 1 января. №1. С.18-22; Историческая записка о Лысковском духовном училище. 1849-1899 гг. – Н.Новгород, 1899. С.45.
- Журналы съезда духовенства лысковского училищного округа, бывшего 12-го июля сего 1874 года //НЕВ. – 1874, 1 ноября. №21. С.530-531; Журналы съезда оо. депутатов Лысковского духовно-училищного округа //Там же. – 1875, 15 сентября. №18. С.368-369.
- Снежницкий А. Адрес-календарь Нижегородской епархии. В память исполнившегося в 1888 году 900-летия крещения Руси. – Б.м., б.г. С.394; Историческая записка… С.46.
- Журналы Лысковского окружного духовно-училищного съезда 12 июля 1871 года //НЕВ. – 1871, 15 ноября. №22. С.566.
- Журналы съезда оо. депутатов Лысковского духовно-училищного округа, бывшего 12 и 13 июля 1876 года //НЕВ. – 1876, 15 декабря. №24. С.630-631; Журналы съезда духовенства Лысковского училищного округа, бывшего 1 и 2 июля 1879 года //НЕВ. – 1879, 15 сентября. №18. С.376; Журналы оо. депутатов Лысковского училищного округа, бывших на съезде в июле месяце 1882 года //НЕВ. – 1882, 1 сентября. №17. С.502-503; Отчет… по содержанию Лысковского духовного училища за 1882 год //НЕВ. – 1885, 1 сентября. №17. С.339; Отчет… по содержанию Лысковского духовного училища за 1883 год //Там же. – 1885, 1 октября. №19. С.382.
- Журналы оо. депутатов Лысковского духовно-училищного округа //НЕВ. – 1877, 1 ноября. №21. С.509-510.
- Журналы оо. депутатов Лысковского училищного округа //НЕВ. – 1884, 15 февраля. №4. С.93. См. также: Зинченко И. Отчет о ревизии духовно-учебных заведений Нижегородской епархии. (1875 г.). – Б.м., б.г. С.18.
- П.А.С. Преобразование… С.836; Крылов П. Указ. соч. //НЕВ. – 1899, 1 ноября. №21. С.689.
- Цит. по: П.А.С. Преобразование… С.831-834.
- Зинченко И. Отчет о ревизии… С.17-18; Журналы оо. депутатов Лысковского училищного округа //НЕВ. – 1878, 15 августа. №16. С.375-376; Журналы оо. депутатов Лысковского училищного округа, бывших на съезде в июле месяце 1882 года… С.504-505.
- Журналы съезда…, бывшего 1-го и 2-го июля 1881 года //НЕВ. – 1881, 1 сентября. №17. С.395-396.
- Журналы съезда…, бывшего 12 и 13 июля 1876 года //НЕВ. – 1876, 15 декабря. №24. С.631-632; Журналы оо. депутатов Лысковского духовно-училищного округа //Там же. – 1877, 1 ноября. №21. С.510-516; Журналы оо. депутатов Лысковского училищного округа //НЕВ. – 1878, 15 августа. №16. С.370-373; Выпись из крепостной Нижегородского нотариального архива книги по Макарьевскому уезду на 1886 год //НЕВ. – 1886, 15 сентября. №18. С.32.
- Журналы съезда духовенства Лысковского училищного округа, бывшего 1 и 2 июля 1879 года… С.376-377; Журналы съезда духовенства Лысковского училищного округа, бывшего 1 и 2 июля 1880 года //НЕВ. – 1880, 15 августа. №16. С.377-379.
- Журналы съезда…, бывшего 1-го и 2-го июля 1881 года… С.398-400; Журналы оо. депутатов…, бывших на съезде в июле месяце 1882 года… С.507-509.
- Журналы Нижегородского общеепархиального съезда оо. депутатов, бывшего в сентябре 1883 года //НЕВ. – 1883, 1 октября. №19. С.458-459.
- Журналы оо. депутатов… //НЕВ. – 1884, 15 февраля. №4. С.97-98.
- Журналы оо. депутатов лысковского духовно-училищного округа, бывших на очередном съезде 11 июня 1884 года //НЕВ. – 1884, 15 июля. №14. С.277-278; Историческая записка… С.52-54.
- Историческая записка… С.58-60; У.С.М. Об общежитии для учеников при Лысковском духовном училище //НЕВ. – 1886, 1 ноября. №21. С.26-32.
- НЕВ. – 1886, 1 июня. №11. С.8-11.
- Выпись из крепостной Нижегородского Нотариального Архива по Макарьевскому уезду на 1886 год //НЕВ. – 1886, 15 сентября. №18. Ч. С.24-30.
- Снежницкий А. Указ. соч. С.401; Историческая записка… С.61-62.
- Снежницкий А. Указ. соч. С.399.
- Историческая записка… С.63.
- Слово, сказанное Преосвященнейшим Модестом, епископом Нижегородским и Арзамасским, после освящения церкви в здании общежития Лысковского духовного училища и после литургии 5 октября 1887 г. //НЕВ. – 1887, 15 октября. №20. С.1079-1083.
- Журналы съезда депутатов Лысковского духовно-училищного округа, в августе 1890 года //НЕВ. – 1890, 15 сентября. №18. Ч. С.428-429.
- НЕВ. – 1889, 1 января. №1. Ч. офиц. С.1-3; Там же. Ч. неоф. С.68-69.
- Журналы Съезда депутатов… в Августе 1889 года… С.541-542; Историческая записка… С.63.
- Постановления о.о. депутатов духовенства Лысковского училищного округа на съезде 22 августа 1901 года //НЕВ. – 1901, 1 октября. №19. С. 432-433; Отчет… по содержанию Лысковского духовного училища за 1903 год //НЕВ. – 1904, 15 декабря. №24. С.573, 576.
- Истребление пожаром здания общежития учеников Лысковского дух. училища с церковью, больницы и служб //НЕВ. – 1905, 15 августа. №16. С.512-514; Волгарь – 1905, 4 августа. №207.
- Журналы оо. депутатов духовенства Лысковского училищного округа //НЕВ. – 1905, 15 ноября, №22. С.629, 631-632.
- Там же. С.627-632.
- Журналы съезда депутатов от духовенства Лысковского училищного округа 21-22 августа 1906 года //Нижегородский церковно-общественный вестник. – 1906, 17 сентября. №37. Стб. 1035-1037; Журналы съезда о.о. депутатов Лысковского училищного округа //Там же. – 1907, 4 ноября. №44. Стб. 1164-1165; От Лысковского духовного училища //Там же. – 1912, 15 января. №3. Стб. 55-57; Журналы съезда о.о. депутатов Лысковского училищного округа //Там же. – 1912, 14 октября. №42. Стб.1030.
- Правила поведения для учеников Лысковского духовного училища. – Лысково, 1912.
- Пожертвование в пользу лысковского духовного училища //Нижегородский церковно-общественный вестник. – 1911, 3 июля. №27. Стб. 698; Журналы съезда о.о. депутатов Лысковского училищного округа //Там же. – 1911, 27 ноября. №48. Приложение. VIII, IX – X.
- Журналы съезда… //Нижегородский церковно-общественный вестник. – 1912, 7 октября. №41. Стб.1001-1002.
- Журналы Лысковского училищного округа //Нижегородский церковно-общественный вестник. – 1918, 14 января. №1. Стб. 12-13.
- От Лысковского духовного училища //Там же. – 1918, 26 июля (8 августа). №12. Стб. 267-268.
- Там же. – 1918, 16(29) августа. №14. Стб. 307.
- ЦАНО. Ф. 2506. Оп. 2. Д. 1. Л. 122-122 об., 123-127 об., 134, 138, 139-139 об.
- ЦАНО. Ф. 1025. Оп. 1. Д. 2. Л. 13, 398.
- ЦАНО. Ф. 1506. Оп. 1. Д. 8. Л. 16-16 об.; Там же. Оп. 2. Д. 122-122 об.