Купола над Волгой

 Этот храм имеет богатую, более чем 300-летнюю историю. Там, где в Волгу впадает Сура, на самом речном берегу стоит церковь, которую построили еще при Петре I. Казанский храм в поселке Васильсурск многое повидал на своем веку: и  расцвет, и запустение, целые эпохи проходили перед его глазами-окнами. Сейчас дом Божий, в советское время оскверненный и полуразрушенный, возрождается.

Находится он в месте, которое издревле зовется Хмелевкой. Когда-то в  уездном городе, превратившемся теперь в рабочий поселок, было пять церквей, в  том числе и величественный белоснежный Покровский собор. Сейчас остался один Казанский храм.

Была монастырской — стала приходской

В 1708 году, 17 сентября, Преосвященным Тихоном, митрополитом Казанским, была освящена церковь в Хмелевке. Об этом говорит рукопись хмелевской церкви, составленная на основе имевшегося архива XVIII века. В этом же году здесь был возобновлен мужской Троицкий монастырь, закрытый в XVII веке. Когда обитель еще действовала, по грамоте царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича ей были даны рыбные ловли, пристань и мельница. В 1764 году монастырь был снова упразднен вследствие малого числа насельников (было их восемь человек). Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери стала приходской. Ей было выделено тридцать три десятины земли.

Низкие круглые своды, небольшие, высоко поднятые окна — в этом старинном храме особенно остро чувствуешь себя частью истории. Известно, что своды были отреставрированы в 1845 году, а в 1840 году кирпичный пол заменили чугунными плитами. Об этом пишет краевед Михаил Болобонов, живший в конце XIX — начале XX века.

В советское время судьба храма оказалась печальной. Здесь было зернохранилище, потом потребность в нем отпала, и здание заколотили. Лишь в  1996 году по инициативе жителя Васильсурска Геннадия Кузьмичева и других верующих поселка храм начал восстанавливаться. Люди просто собирались и  приводили в порядок церковь и прилегающую территорию.

Под руководством Геннадия Алексеевича были выполнены первые строительные работы. Крышу покрыли новым оцинкованным железом. Вскоре уже и  кресты увенчали купола церкви. В мае 1998 года последний из них был восстановлен на приделе преподобного Михаила Малеина.

За активное участие в возрождении Казанского храма Геннадий Алексеевич Кузьмичев был награжден медалью преподобного Сергия Радонежского, которую вручил ему приснопамятный митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов).

Службы в Казанской церкви после периода разорения начались 15 февраля 1999 года.

Родники

С местностью, где стоит храм, связаны предания, известные среди местных жителей и марийцев из соседних сел. Вот что пишет Михаил Болобонов: «При церкви имеется два ключа и священная сосна, почти ровесница храму. Особым почетом с  незапамятных времен пользуется Супротивный ключ (впоследствии освященный — ред.), находящийся недалеко от села Хмелевка в Бардовском овраге. Водой этого ключа некоторые хмелевцы лечатся путем обливания от малярии, которая довольно распространенная в с. Хмелевка и подгорной части Василя (так звался уездный город в то время — ред.). Больного, надевшего нарочно самую плохую одежду, ведут к ключу и в час пароксизма обливают из ведра водой… Затем больной одевается в принесенную с собой одежду, а плохую оставляет…».

Далее местный краевед рассказывает о том, что Святой ключ, находящийся на окраине села, тоже почитали марийцы и чуваши. Накануне и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября — в Хмелевке у церкви разворачивалась ярмарка, и толпы марийцев и чувашей в национальных праздничных костюмах тянулись к родникам — сначала к Святому, а потом к Супротивному.

«Здесь и там они молятся перед часовенками, — сказано в рукописи Болобонова, — жертвуя медные монеты, свечи и короткие холстовые ленты, умываются водой источника, пьют ее и берут воды в бутылки. Марийцы верят, что случится несчастье в доме, если кто-нибудь из семьи не побывает здесь хотя бы один раз в году».

В 1938 году часовни у ключей разрушили, но паломничество продолжалось еще долго. Возможно, у этих родников в древности были мольбища — об этом мы  читаем у краеведа и этнографа начала ХХ века Николая Оглоблина в очерке «Черемисские городища и мольбища в окрестностях Василя».

В Казанской церкви (до ее закрытия 3 ноября 1937 года) на Иоанна Крестителя и накануне этого дня кроме обычной службы совершались непрерывные молебны пророку и Предтече Господню, а также святому Христофору. Его икону, бывшую в храме, местные жители очень почитали. Святой изображен на ней с  лошадиной головой. Согласно преданию, Христофор отличался замечательной красотой и, чтобы не вводить в соблазн ни женщин, ни себя, просил у Бога заменить ему голову лошадиной. Этот православный святой считался у марийцев покровителем скота, в особенности лошадей.

В наше время из двух родников сохранился только один. Он освящен в  честь преподобного Макария Желтоводского. По благословению епископа Лысковского и Лукояновского Силуана его сейчас обустраивают. Здесь теперь можно не только набрать воды, но и окунуться — сооружена купальня.

К матушке Агнии

Настоятель храма Казанской иконы Божией Матери — иерей Павел Рыжаков. Уже шесть лет молодой священник живет в Васильсурске. Продолжает восстановление храма. Батюшка показал нам фотографии Казанской церкви советского периода. Горько смотреть… Сейчас церковь отремонтирована и снаружи, и внутри. Проводятся богослужения, работает воскресная школа. Она состоит из двух групп: в  дошкольной восемь человек, в старшей — шестнадцать. Изучают основы православной веры, занимаются лепкой, рисованием. Когда выдается счастливая возможность, ездят по святым местам.

В Васильсурске есть еще одно место, где совершаются службы. На кладбище, там, где стоял когда-то храм в честь Смоленской иконы Божией Матери, построена часовня. Освятили ее тоже в честь Смоленской иконы. В теплое время года здесь проходят панихиды.

Есть на Васильсурском кладбище могила, у которой прихожане Казанского храма останавливаются с особым трепетом. Тут похоронена монахиня Агния, по одной из версий бывшая насельница Цивильского монастыря, что в соседней Чувашии. После закрытия обители старушка жила в лесу, в маленьком домике, вместе с семьей бывшего васильсурского нотариуса Формозова (сюда это семейство переселилось, когда отобрали дом в уездном городе). К монахине приходили жители Васильсурска и окрестных деревень за советом и утешением. Умерла она в 1953 году, а к могиле и сейчас притекают люди, просят матушку Агнию помолиться за них.

— Печаль наша, — говорит отец Павел, — это разговоры о поднятии Чебоксарского водохранилища. Многие поволжские храмы уйдут под воду. Начнет разрушаться и наш, Волга окажется у самого порога. Будем молиться, чтобы этого не  произошло.

С высокой колокольни Казанского храма в большие праздники раздается звон. Далеко разносится он по округе, по воде, по Волге. Жители Васильсурска считают, что не сгинул, сохранился храм в честь Казанской иконы благодаря молитвенному заступничеству святого праведного Иоанна Кронштадтского, в конце XIX века путешествовавшего по Волге. Проплывая мимо Василя, батюшка перекрестился на старую церковь. Восстановление ее почти закончено. Храм готовится к Великому освящению.

Надежда Муравьева

Редакция газеты “Ведомости Нижегородской митрополии”благодарит за помощь в подготовке материала краеведа Зою Хрулеву