На Земском соборе 1648-1649 года царем Алексеем Михайловичем было утверждено Соборное уложение, которое содержало полный свод законов Московского государства. В законотворческой деятельности Земского собора приняли самое активное участие представители православного духовенства, члены Освященного собора, оставившие свои подписи под текстом этого законодательного памятника. Примечательно, что в Соборном уложении в главе Х «О суде» составители поместили скрупулезный правовой материал по защите чести и достоинства священнослужителей. За нанесение оскорбления («бесчестия») словом или делом настоятелям монастырей в их пользу законом были установлены значительные штрафные санкции.
Глава «О суде» содержит подробный перечень («лествицу») 49 монашеских обителей, две из которых имели самую тесную связь с Нижегородской землей. После перечисления знаменитых московских и некоторых иных монастырей, в том числе Ипатьевского в Костроме, имевшего особое значение в судьбе царского дома Романовых, на 11 месте был назван Вознесенский Печерский мужской монастырь в Нижнем Новгороде. Настоятели этой древней обители со времени ее основателя святого Дионисия традиционно носили сан архимандрита («архимарита»), что свидетельствовало о несомненном высоком статусе монастыря. Нижегородские историки обратили особое внимание на то, что в 1640-е годы настоятели Вознесенского Печерского монастыря получили по патриаршей грамоте право надзора за нижегородским духовенством с рассылкой от своего имени указов во все монастыри и храмы Нижнего Новгорода, Балахны, Курмыша, Ядрина и Гороховца[1]. О том, что этому древнему монастырю на волжском берегу уделялось со стороны церковных властей должное внимание, свидетельствует назначение в 1644 или 1645 году настоятелем обители архимандрита Германа, ранее служившего в Успенском соборе Московского кремля[2].
Значимое положение Вознесенского Печерского монастыря было определено тем, что в нем подвизались молитвенно почитаемые на Русской земле святители Дионисий и Евфимий Суздальские, преподобные Макарий Желтоводский и Унженский и Иоасаф Печерский. Царская семья всегда помнила, что печерский архимандрит Феодосий сыграл в 1612 году значительную роль в создании нижегородского военного ополчения, а в 1613 году принимал активное участие в Земском соборе в избрании на царство первого государя из династии Романовых – Михаила Феодоровича, подписав вместе с князем Д.М. Пожарским избирательную грамоту[3].
Высшими административными лицами в русских монастырях были настоятель, келарь, заведовавший хозяйственными делами обители, и казначей, ведавший финансовыми делами. В управлении крупными монастырями настоятелям-архимандритам помогали соборные старцы, занимавшие в церковной жизни XVII века особое место. Надежную юридическую защиту от нанесения обид cловами или действиями названным монашествующим лицам Соборное уложение 1649 года предусматривало следующую: «Из Нижнего Печерского монастыря архимариту пятьдесят рублев; келарю тритцать рублев; казначею дватцать пять рублев; соборным старцом по пятинатцати рублев»[4]. Остальным печерским монахам за нанесенные им оскорбления полагалась компенсация в размере пяти рублей.
Другой монастырь, упомянутый в Соборном уложении, был связан с именем великого нижегородского православного подвижника преподобного Макария Желтоводского и Унженского. Настоятель этой обители пребывал в сане игумена. Содержание главы «О суде» предписывало: «С Уньжи, Желтоводского монастыря игумену тритцать рублев; келарю дватцать рублев; казначею десять рублев»[5]. Разница в суммах денежной компенсации настоятелю, келарю и казначею обеих названных обителей в случаях нанесения им бесчестья свидетельствует о несомненном различии в статусе этих монастырей. Однако небольшой монастырь, основанный преподобным Макарием в лесной стороне, был внесен составителями Соборного уложения в особый перечень обителей, духовенство которых получило значительную правовую защиту. Это было связано с тем, что царствующая семья Романовых молитвенно почитала преподобного Макария и после посещения монастыря в 1620 году царем Михаилом Феодоровичем постоянно наделяла его щедрыми дарами[6].
В списке русских обителей отдельно не был указан древний Благовещенский мужской монастырь в Нижнем Новгороде, настоятели которого с XIV века являлись в основном архимандритами[7]. Из текста Соборного уложения известно, что «которых монастырей в лествице не написано, и тем по суду класть за бесчестье: архимаритом по десяти рублев; игуменом по осми рублев; келарям и казначеем по шти рублев» [8]. Что касается «рядовых старцев», то сумма компенсации за нанесенные им оскорбления была установлена законодательством в пять рублей.
Внимательное прочтение Соборного уложения 1649 года показывает, что тогдашнее законодательство не только зафиксировало конкретные суммы компенсации за бесчестье, нанесенное кем-либо насельникам монастырей, но также четко распределило эти денежные взыскания, исходя из того положения, которое занимали обители на иерархической лестнице Русской Православной церкви в XVII веке.
Примечания:
-
Храмцовский Н.И. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. – Н.Новгород: Нижегородская ярмарка, 1998. – С. 316.
-
Тихон (Затекин), архимандрит. Вознесенский Печерский мужской монастырь: История и современность.– Н.Новгород: Издательский центр Нижегородской епархии, 2008. – С. 58.
-
Участие нижегородцев в избрании на царство Михаила Феодоровича Романова и присяга их царю. – Издание НГУАК к 300-летию нижегородского подвига 1611-1911 гг.: Типо-литография «Нижегородское печатное дело» З.А. Остафьевой, 1913.
-
Соборное уложение 1649 года // Хрестоматия по истории государства и права России: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Просвет, 2008. – С. 58.
-
Там же. – С. 59.
-
Рябов А.Н. Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский Чудотворец. – Н.Новгород: Общество Интелсервис, 2002. – С. 104.
-
Архимандрит Макарий. Памятники церковных древностей. – Н.Новгород: Нижегородская ярмарка, 1999. – С. 414-415.
-
Соборное уложение 1649 год. – С. 60.