Архимандрит Тихон (Затёкин) «Митрополит Казанский и Свияжский Корнилий»

Документального жизнеописания святителя Казанского и Свияжского митрополита Корнилия не сохранилось. Его имя впервые упоминается, начиная с 1647 года, когда он в сане игумена был настоятелем Макарьевского Желтоводского монастыря Нижегородской губернии[1].

Период правления игумена Корнилия Макарьевским монастырём ничем особым не ознаменовался. В Государственном архиве Нижегородской области сохранились лишь две грамоты, относящиеся к периоду его правления обителью. Первая грамота говорит о том, что: «Лета 7156 августа в 20 день по государеву царев и великого князя Алексея Михайловича всея Руси указу и по наказу и по росписи боярина и воеводы Лаврентья Дмитреевича Салтыкова да дьяка Ивана Чистого взял в государеву казну подьячей Иван Внифатьев на нынешней на 156 год боярина князя Бориса Михайловича Лыкова Нижегородцкого уезду села Керженец у крестьян: у Фетки да у Захарка Парфеновых да у Ивашка Исакова да у Якунки Карпова с рыбных ловель по реке по Кержанцу от Богоявленского селища и до верху речки Козлинца да в речке в Пезделинце дав речке в Ывожаинах, что было на оброке Зачатцкого девичья монастыря старицы Александры Колычовы. Да с сенных покосов, которые в тех местах впусте объявятца оброк и пошлин — рубль одиннатцеть алтын четыре деньги. Платил деньги Макарьевского монастыря казначеи старец Июда, а отпись писал подьячей Иван Внифатьев»[2].

В другой грамоте значилось: «Лета 7156 августа в 30 день. По государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу и по наказу и по росписи столника и воеводы князя Петра Алексеевича Долгорукова да дьяка Ивана Чистого подьячей Михайло Бунков взял в государеву казну на нынешней на 156 год Нижгороцкого уезду Живоначальные Троицы и преподонаго отца Макария Желтоводцкого монастыря вотчины села Керженец у крестьян у Федки да у Захарка Парфеновых да у Ивашка Исикова да у Якунки Карпова с рыбных ловель по речке по Кержанцу от Богоявленского селища и до верху речки Козлинца да в речке в Пезделинце да в речке в Ывожаинах. Да с сенных покосов, которые в тех местех впусте объявятся оброку и пошлин рубль одиннатцать алтын четыре деньги. Платил Макарьевского монастыря служка Яков Павлов»[3].

Через два года в феврале 1649 года по указу царя Алексея Михайловича, он был переведён игуменом в Московский Богоявленский монастырь[4].

К тому времени в Первопрестольной столице «большую силу» имел кружек «ревнителей благочестия», который возглавлял духовник царя Алексея Михайловича протопоп Стефан Вонифатьев. В этот кружек входили: Фёдор Ртищев, архимандрит Новоспасского монастыря Никон, епископ Коломенский Павел, настоятель Казанского собора Иван Неронов, протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь и Даниил. Большинство из них были уроженцами Нижегородского уезда, возможно, что и настоятель Богоявленского монастыря игумен Корнилий был «сочувствующим» к «ревнителям благочестия» и с некоторыми имел тесное общение ещё в Макарьевском монастыре, поскольку там он мог видеться и с протопопом Аввакумом и Иваном Нероновым.

Если предположить, что Корнилий был пострижеником Макарьевского монастыря, то он мог видеться и с самим Никоном, будущим Патриархом. 8 ноября 1648 года, он совершил иноческий постриг над насельником вверенной ему обители монахом Илларионом, который в недалеком будущем станет митрополитом Рязанским и упорным «гонителем» Патриарха Никона. Сами «ревнители» стремились к исправлению церковной и гражданской жизни в России путём утверждения благочестия на основе строгого следования церковным уставам и постановлениям Стоглавого Собора 1551 года.

26 сентября 1649 года скончался архиепископ Казанский и Свияжский Симон, участвовавший в Земском соборе который рассмотрел и принял Соборное уложение (свод законов) царя Алексея Михайловича. Необходимо было найти замену почившему святителю. Выбор царя Алексея Михайловича пал на игумена Богоявленского монастыря Корнилия. 13 января 1650 года, он был хиротонисан во епископа Казанского и Свияжского, с возведением в сан митрополита, Патриархом Московским и всея Руси Иосифом в Успенском соборе Московского Кремля[5].

В свою епархию, митрополит Корнилий прибыл «в семнадцатый день, в мясопустную субботу 1650 года»[6]. По всей вероятности приехав в Казань, он повелел отправить в Макарьевский Желтоводский монастырь вклад «в вечный помин» своей души и своих близких. По получении данного вклада, в синодике Макарьевского монастыря после рода Новгородского митрополита Никона (в последствии Патриарха), записан род Казанского митрополита Корнилия, в котором значится девять имен: «Корнилия архиерея, архимандрита Дионисия, архимандрита Антония, Симона иеромонаха, Гурия монаха, Марии монахини, Екатерины монахини, Андрея, пресвитера Карпа» [7].

Во время управления митрополита Корнилия Казанской епархией, им на земле принадлежащей Казанскому Архиерейскому дому была основана Макарьевская пустынь. В середине XVII века, из Макарьевского Желтоводского монастыря в Казанскую митрополию, вероятнее всего по приглашению митрополита Корнилия пришел священноинок Исаия, который и основал данную пустынь между 1650 и 1667 годами. На этом месте, освобожденный из плена ордынским ханом Улу-Махметом останавливался св. прп. Макарий, поэтому создание здесь монастыря в честь этого святого было закономерным[8].

19 февраля 1651 года, митрополит Корнилий по указу царя Алексея Михайловича присутствовал на соборе, на котором обсуждались «литовские дела» и челобитная гетмана Богдана Хмельницкого «о принятии его под Государеву высокую руку»[9].

В Патриаршество Иосифа, митрополит Новгородский Никон предложил царю Алексею Михайловичу перенести в Успенский собор Московского Кремля из Старицкого Успенского монастыря останки первого Патриарха Иова, из Чудова монастыря Патриарха Ермогена, а из Соловецкой обители перенести мощи Святителя Филиппа. За мощами Святителя Филиппа, в Соловецкий монастырь отправился сам Никон. 5 апреля 1652 года Москва встречала честные останки первого Патриарха Московского и всея Руси Иова, насильно сведённого с патриаршего престола Лжедмитрием I. Во встрече участвовал сам Государь, Патриарх Иосиф, митрополит Казанский Корнилий и другие. Останки Святейшего Иова были поставлены у надгробия Патриарха Иоасафа и «оклали гроб кирпичем, а сверху доска была положена». В тот момент, Патриарх Иосиф спросил царя: «кому в ногах у него лежать?». Алексей Михайлович ответил ему: «Ермогена тут положим». Тогда Патриарх Иосиф попросил Государя: «…пожалуй, Государь, меня тут грешнаго погресть»[10].

Через десять дней, 15 апреля 1652 года, в Москве скончался Патриарх Иосиф и многие уже догадывались, что преемником его на патриаршей кафедре будет Новгородский митрополит Никон, «…который ещё при жизни Иосифа был главным советником царя Алексея Михайловича в делах церковных и возвышался над всеми сколько своими личными достоинствами, столько же или даже более неограниченною доверенностию и любовию к нему государя…»[11].

Скончавшегося Патриарха Иосифа отпевал по указу государя митрополит Казанский Корнилий. Царь писал в Соловки к митрополиту Никону: «…Да как его Патриарха, переложили во гроб, так стал Казанский митрополит грамоту разрешительную говорить, а какова грамота, и с нее список под сим столбцом подклеен. Во имя Святыя и Живоначальныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа. Се аз, смиренный Корнилей митрополит, молясь Тебе, Христу моему Владыце, прощаю и разрешаю именем Твоим сего Твоего раба, Святейшаго Иосифа Патриарха Московскаго и всея Русии, подражая Божественных уст Твоих слову ко святым Твоим учеником и апостолом, глаголющему: аще согрешают пред всеми человецы седмьдесят седмерицею, прощайте их; и паки: его же бо аще свяжете на земли, будет связан на небесех, его же аще разрешите на земли, будет разрешен на небесех. По Божиим же Твоим, Владыко, и неизреченным судьбам, сподобивый мене в превеликий той человеческая согрешения прощати и разрешати, и аз смиренный Корнилей митрополит, именем Твоим, Владыко Христе, благословляю и разрешаю, и простилесмь сего Твоего раба, Святейшаго Иосифа Патриарха Московскаго и вся Русии, от всех содеянным их согрешений, елика бо той Тебе согреши волею и неволею, словом и делом и помышлением; понеже бо, Владыко Христос всех Царю, пришел еси грешных спасти и безответных, и токмо Ты един еси без греха, а человека несть иже жив быв к Тебе не согреши; но молю Твое, Владыко, великое человеколюбие, яко да в преидущий великий день страшнаго и неизмалимаго Твоего суда, десныя части того, о нем же молю Твое милосердие, рабо Твоего, Святейшаго Иосифа Патриарха Московскаго и всея Русии, не отлучи и небеснаго Твоего царствия наследия ему даруй, со всеми иже от века благоугодившими. Аминь. А прочетши, положил в правую руку, а в левую список рукописание его лет, и, положа, благословил рукою да поцеловал в руку[12].

Сообщение о смерти Патриарха Иосифа застало Никона уже в Соловецкой обители. Тем временем в Москве, ревнители благочестия, воспользовались моментом отсутствия Никона, и сделали попытку не допустить его к Патриаршему престолу. Митрополит Макарий (Булгаков) в своём труде писал: «Известный протопоп Юрьевца Повольского Аввакум рассказывает в своей автобиографии, что духовник государев, тоже лицо, имевшее великую силу у Алексея Михайловича, протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев целую седмицу постился “с братиею” и молился Богу о даровании России нового патриарха. И по окончании седмицы братия вместе с Казанским митрополитом Корнилием подали за собственноручными подписями царю и царице челобитную “о духовнике Стефане, чтоб ему быть в патриархах”»[13].

Протопоп Стефан Вонифатьев неожиданно для ревнителей благочестия отказался от этой «чести» и посоветовал царю Алексею Михайловичу поставить в Московские Патриархи Никона. Царь, не мешкая, отправил к Никону в Соловки послание, в котором, извещая его о смерти Патриарха Иосифа, писал: «Возвращайся, Господа ради, поскорее к нам собирать на патриаршество именем Феогноста (т. е. Богу известного), а без тебя отнюдь ни за что не примемся… И ты, владыко святый, помолись, чтоб Господь Бог наш дал нам пастыря и отца, кто Ему, Свету, годен, имя вышеписанное, а ожидаем тебя, великого святителя, к выбору, а сего мужа три человека ведают: я, да Казанский митрополит, да отец мой духовный»[14].

В данном письме к Никону царь писал о том, что только он, митрополит Казанский Корнилий и царский духовник уже знали «избранную кандидатуру». По всей видимости Стефан Вонифатьев убедил митрополита Корнилия изменить своё решение в пользу «могущественного собинного друга» царя Алексея Михайловича — Никона. 9 июля, митрополит Никон вместе с мощами Святителя Филиппа прибыл в Москву, и как пишет протопоп Аввакум: «…спешил с поклонами и ласками к своим друзьям, Вонифатьеву и прочей братии, чтобы не случилось ему от них какой помехи достигнуть патриаршества»[15].

Для избрания нового Патриарха был составлен чин, по которому оно должно было совершаться. В этом чине говорилось о том, что, благочестивый царь, не желая видеть Церковь вдовствующею, должен разослать грамоты во все концы своего государства, ко всем Преосвященным архипастырям и известить их о смерти Патриарха Иосифа, приглашал их собраться в Москву для избрания нового Первосвятителя. В следствии этого указа, в царский дворец прибыли четыре митрополита: Новгородский Никон, Казанский Корнилий, Ростовский Варлаам, Сарский Серапион и три архиепископа: Вологодский Маркелл, Суздальский Серапион и Рязанский Мисаил со множеством архимандритов и игуменов. Собравшимся святителям царь приказал «ко избранию на патриаршеский престол написати двенадцать мужей духовных»[16].

22 июля, царь Алексей Михайлович послал своего боярина Василия Васильевича Бутурлина и думного дьяка Волошенинова возвестить Освященному Собору, чтобы они из избранных 12 мужей, в число которых вошел и митрополит Казанский Корнилий избрали одного достойнейшего быть патриархом, «мужа благоговейного и преподобного», и после чего, они должны были доложить государю о избранном кандидате. После совещания, архипастыри явились в Золотую палату и Казанский митрополит Корнилий возвестил государю от лица всех, что они из 12 кандидатов избрали на патриарший престол Никона, митрополита Новгородского, а затем предложил царю идти «для такова великого дела» в соборную церковь и помолиться, чтобы Господь Бог по предстательству Пресвятой Богородицы и святых чудотворцев Московских «то великое дело совершил»[17].

23 июля происходило наречение новоизбранного патриарха по прежде составленному чину, а спустя два дня, митрополит Никон был посвящен в сан Патриарха Московского и всея России, Казанским митрополитом Корнилием и другими архипастырями в Успенском соборе Московского Кремля [18].

В Нижегородском Государственном архиве хранится уникальный документ — «Ставленнная грамота и поучение митрополита Корнилия диакону Павлу на рукоположение его в сан священника». Из этой грамоты видно, что к нему в 1653 году, обратился за рукоположением в сан иерея, диакон храма Бориса и Глеба. Митрополит Корнилий утвердил прошение диакона Павла и рукоположил его в «попы в вотчину Казанского Преображенского монастыря в село Георгиевское». В ставленой грамоте за подписью Корнилия написано: «Божиею милостию се Аз, Корнилий, митрополит Казанский и Свияжский по благодати Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа дал нам от пресвятого и животворящего Духа благословил есми диака Павла, Григорьева сына. Бил он нам челом: во дьяконы де он поставлен нашим смирением, к церкви и ко престолу Святых Стратотерпцев благоверных великих князей Бориса и Глеба в свою митрополию в плетени в нынешнем, во 161-м году (1653 год) декабря 24-м числе и ставленую грамоту перед нас положил. И нам бы его пожаловать, благословить и совершить в попы. И аз, смиренный Корнилий, митрополит Казанский и Свияжский пожаловал, благословил и совершил в попы к церкви и ко престолу Святого мученика Георгия, вотчину казанского Преображенского монастыря, в село Георгиевское и имею его благословенна и прощена и свидетельствована во всем. И по веданию отца его духовнаго успенского попа Гаврила еже есть достоин священства он же священническая да деиствует во святеи Божии церкви по сеи нашей грамоте со всяким бережением и хранением в чисте совести и аще кто к нему приходит, детей его духовных да раз …жает их по правилом божественных апостол и святых отец, имея волю вязать и решать по благословению нашего смирении и совету, имея от на во всем понеже в недоумеваемых и во всех духовных вещех. И да не приходит от церкви к церкви без нашего благословения или не явяся наместнику нашему или десетиннику, аще ли преидет неявися и от священническая да не деиствует во святые Божии церкви по сеи нашей грамоте. Сия наша ставленая грамота на утвержение его в богоспасаемом граде написали лета 7161-го июня 28 день»[19].

После рукоположения, митрополит Корнилий прочёл ему поучение, о том, как ему теперь надлежит проводить свою жизнь: «…Се тебе, Чадо, Господь поручи Священие и Службу страшной Таины рукоположением моего смирения и послушеством разумных сил его, вня же желают и сами тии ангелы приимут. Дело же твое буде еже учитися закону Господню день и нощь. И заповедей прехвальных апостол и вселенских седми соборных последовати и поместных Святых отец правилом составление, бо святительства Божия Писаниа истинная хитрость еже частопочитатия, и тако возможно спасти себе и прочих. Свят Бог и на святых почивает, суд разумеет и в разумных глубинах обретается. Пророк рече: раб твой есмь аз. Спасе, вразуми мя и увидим правду твою и возрадуюся о словесех твоих, яко обретая и корысть многу, паче тысящь злата и сребра.

И рече пророком Бог: даж закон мой в сердце твое и словеса моя во уста твоя и глаголеши яко же ти заповедах. Се избратя Бог от братии твоея и постави тя, пророка, в людех своих не о себе бо кто честь приемлет, но нареченные от Бога. И твори волю пославшаго тя. Да будеши правя Евангелия Божиа истинное слово, а не превращай по хотению сердца свого наплотное. Приемли послушество от правил Святых апостол и Святых отец седми соборов и поместных девяти и прочих божественных писаний. И да не будеши лжив послух благослови ти, еже чрез долю его священная красти. Се приял еси от Вышняго промысла не токмо себе ползовати, но и в ближним в показании духа и силы, дела бо и веру совершают. Должен еси показати добронравие святейшаго подобия стяжати любовь, кротость, целомудрие, пощение, трезвение, удержание всех сластей, не буди кощунник, ни игрец, ни срамословник, ни буди ни горд, ни величав, не гневлив, ни яр, ни напрасен, ни безстыден, ни пияница, ни склад пировных творя, но и иным возброня, ниже буди резоимец и аклада не емли, да не будеше мятежник, ни ропотник. Ни поручаяся, ни беи, верна согрешающа, ни неверна обидяща, а своими руками никого же удари, ни ловы твори, ни закалаи животнаго. Брашна пития не приимаи, без времене ино в подобно время в закон и во славу Божию аще будут на браце ли в пиру позоры, отходи преже видения. На брань не ходи. И де же муж жену поимеет пщеницу, или жена за мужа идет без вины или в племяни поимутся не зван – не ходи в пир и на обед. Одежу носи долгу до глезна, ни от пестри, ни от утварей мирских, ни почитай возбраненных книг или досели чему начился еси несведомая словеса. Чары или лечбы, и коби или игры дивы творя, басни звятомых и шахматы и мети да ся останеши. Коннаго ристания не зри. Дом свои с правдою строи не томително. Нищих на свою работу озлоб не нуди, чада свои наказуи и учи своему пути, буди кроме всякого зазора горе тому, им же соблазн приходит те цы путем заповедей Божиих несут бо тяжки заповеди Божии. Но изволения наша зла внимаи учению, буди терпелив в молитве, пой разумно от сердца по силе, имей усердие ко олтарю Божию без лености. Во олтарь входи со опасением, в чисте совести. А простым возбраняи олтарь, токмо попам и дияконом, а четцем и певцем предолтарие. И приимшим рукоположение от епископа верх пострижен носяще кратки фелонь чести чтения и апостол пети прокимны и Бог Господь, а простым ни пети ни чести, пономарь бы был избран чист, не повинен ни в коемждо гресе с благословением, епископа нося священное знамение, а к сосудом священным не прикасаются слуги, ни кадят. Да будет святость церквы во олтарь не носи кути, ни питья. Церковь держи чисто, без пороха и паучины, паче же олтарь. Книги ветхия и иконы по страницам, на трапезе не положи ничего, разве Евангелие и Таин, в он же день служити, ты молвы не твори, не препирайся, не стани вражду имея на кого, да непроженеши утешителя Духа в страсе и трепете предстои олтарю, не мысли земных, ни озирайся назад, но к единому предлежащему Царю и стоящим окрест его силам, да не угодиа ради человек потщишися скратити молитвы, таковым бо разсыплет кости человекоугодником Богу и по пророку. Со отлученным не служи, ни устыдися, ни убоися никого же человека на грех себе, им же правила не повеливают. Не давай причастиа ни по дару, ни по страсти, ни по любви. Помни заповедь владычну и святых его апостол, не дадите рече святыя псом, ни бисер ваших не мещите пред свиниями, блюдите псы и я же по сих да не с ними, осудиши ся, да не твоего ради небрежения мышь или ино что прикоснется божественных Таин да не исплесневеет и ниже суд имеет, ниже приято будет от несвященных рук в церкви не давать повествовати суетных и тщеславных и бесед по Златоусту Иоанну яко же на деяниа в беседах 24 глаголет: безчиннующих в церкви яко губителей и злодеев и тьмами исполненных злых из церкви изгоняти, подобише остави молитву и оному запрети тако возможен ползовати. И не принеси приноса в Божии жертвенник от неверных: ни от еретик, ни от блудник, ни прелюбодеи, ни от татей, ни разбойник, ни грабитель, ни от властелей немилосердых, ни от корчемника, ни от резоимца, ни от ротника, ни от клеветника, ни от поклепника и от лжива послуха, ни от волхва и потворника,, ни от игреца и злобника или томяща челядь свою гладом и ранами. И кто будет от таковых, а не покаются, не емли у них приноса. Просфиры приноси о своих духовных детей, дая жития и, а духовныя дети учи и исправляй посты отец правилом и по мере грехов запрещаи и епитимю давай непокорникам же и в грехи впадающа и от церкви отлучи и от себе отжени. Да он де же обратится к тебе, от иного попа от пианного не приемли. Приемли таковаго кто мне возвести. А убогих сирот или болит кто или умрет или родит жена, слышав, и незван – иди. Сшевшаго нас ради с небес, буди страж день и нощь с крещением, и покаянием, и причастием, и твори достоино правило, с любовю тихо и борзяся. Младенец не разумеет, а мертвец не чует. Ты же поставлен еси живым на наказание, младенца крестив и всякого человека, причастие даи, а мертву немоси, аще ли кого изгбиши леностию и нерадением, мука их на тебе взыскана будет. А к неи же церкви поставлен, еси не остави ея во вся дни живота твоего, разве великие нужи и то по совету епископа своего, где тя благословит. А в чужом пределе не служи, не взяти от епископа своего грамоты, без воли его не твори ничтоже. Имеи епископа своего яко Бога и волю его во всем твори, и любовь к нему и боязнь, яко апостолы Христу. На собор приходи и на исправление церковных вещей, на принятие истиннаго разума. Да можеши дати благословить на созидание послушающими тебе и явися во всем по имени своему, свет миру и мена бо твоя многа и велика по Господню словеси и святых его. Свет миру. Соль земли, врач больных, вож слепых, наставник заблудящим, учитель и светильник, око телу церковному, путь и дверник, ключарь и делатель и строитель, купец, гостинник, страж и пастух, воевода и судиа, и властель, чиститель и жрец и холм высок, Таин дому столп, премудрости уста Божия, дали мир миров, ангел Господен, труба ночная, отец братии своеи, Богу нудитель, миру молитвенник, подражатель Господень и апостольский подобник, кормник и источник, вод несущихся во исочнице не имат на рещися источник и дел не имы иереи даются весть бо Бог колико больми можем и ленящееся не делаем. Отроковица не соблюдши девтсва оскверни тело и душу, не сохранивши завета, оскверни дух воследует ненависть, и укор, и раны, и отлучениа. Се тебе, сыне и брате, написах от святых отец писание и правил святых апостол и благоносных отец изложивших саны церковных по Горнему образу аще и а сохраниши жив будеши и блажен во веки, аще ли преступиши или в обиду дал аз о сем дела не имали ты сам узриши в день испытания и месть достоиную приимеши доселе слово мое к тебе же то буди, храни и учти»[20].

1 октября 1653 года, митрополит Корнилий был вновь вызван в Москву на Земской собор, в котором приняли постановление «принять гетмана Богдана Хмельницкого со всем его войском под Государеву руку и объявить войну Польскому королю Яну Казимиру за нарушение мирных постановлений»[21].

В дальнейшем митрополит Корнилий принимал участие в Соборах 1654 – 1655 годов, где Патриархом Никоном обсуждался вопрос об исправлении церковных книг. При нём, прославилась чудесами икона Божией Матери именуемая Смоленская, принесённая в Седмиезерную Богородицкую Вознесенскую пустынь Казанской епархии.

В 1656 году, в Казани и ее окрестностям вспыхнуло страшное бедствие – эпидемия чумы. Очевидно, что источником заразы стали торговые связи Казани с Персией и Средней Азией и чуму завезли в город персидские и таджикские купцы. В конце XIX века профессор Казанской Духовной академии протоиерей Евфимий Малов в архиве уездного суда уездного города Курмыша Симбирской губернии обнаружил там отписки казанских воевод в Москву. В 1902 году, он опубликовал тексты этих отписок в «Известиях Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете», в которых ярко представлена картина страшного бедствия случившаяся в Казани[22].

31 июля, боярин Иван Никитич Хованский и стольник Иван Яковлевич Колтовский писали в Москву, в приказ Казанского дворца, которым номинально управлял двухлетний сын царя Алексея Михайловича царевич Алексей Алексеевич: «Государю царевичу и великому князю Алексею Алексеевичу Всея Великие и Малые и Белые России холопи Ваши Ивашко Хованский, Ивашко Колтовский, Васька Ушаков, Пятунька Спиридонов челом бьют. В нынешнем государь, в 7164 (1656) году июля в 11день писали мы, холопи ваши к тебе… с казанцем с Сувором Мещериновым, что в нынешнем, государь, в 1656 году июня с 25 числа в Казани изволением Божиим учали помирать люди скорой смертью. А умерло в Казани в каменном и деревянном городе, на посаде и в монастыре Пречистые Богородицы Казанские и за городом в слободах стариц и всяких чинов людей мужеского и женского полу и младенцев июня с 25 числа и июля по 10 число 59 человек, в том числе умерли 4 человека язвенной болезнью. Да в Казанском уезде в монастыре в Семиозерской пустыни умерло язвенной болезнью 5 человек старцев, да 6 человек без язв. И Божьей милостью в Казани учало быть льготнее июля с третьего числа ж по 11 число в Казани умер язвенно 1 человек, да 32 человека без язв… А … с июля 11 числа по июля ж 31 число по спискам объездных голов казанцев дворян и детей боярских и попов в каменном и деревянном городе и в загородных слободах всяких чинов людей, мужского и женского полу и младенцев 595 человек. А лежали по полугоду 5 человек, да по 20 недель 3 человека, 10 недель 1 человек, семь недель 8 человек, по 2 недели 26 человек, 10 человек по 10 ден, по 9 ден 5 человек, по осьми ден 6 человек, а 528 человек лежали по дни, по два… и по неделе. И в том числе 46 человек умерли я язвами. А в Казанском, государь, уезде в монастыре в Седмиозерной пустыни по отпискам заставных голов померло старцев 27 человек… да в Казанском же уезде по отпискам приказных людей объявилось моровое поветрие вновь в казанском пригороде в Арском, в ясачном селе Чурилине, да в поместных деревнях казанцев детей боярских Осипа Красенского да Ефима Нудомова. И в Арском, государь, городе умерли посадского человека жена да 4 дочери девки язвенной болезнью, а в ясачном селе Чурине померло ваших государевых ясачных крестьян 30 человек да жен и детей их 21 человек… И ныне, государь, в Казани Божьим посещением грех ради наших моровое поветрие и на люди упадку множится, помирают люди скорой смертью и язвенной болезнью человек по десяти по двадцати… и по пятидесяти на день и больше в разных дворах. Девичьих монастырей Пречистые Богородицы явления Чудотворные иконы Казанские да Успения Пречистые Богородицы деловных стариц 36 человек…да в соборной церкви протопоп, да ключарь, да поп, да протодьякон, да подьякон ризничий умерли от язвы.. А попов, государь, в Казани у церквей Божьих ныне мало, а многие, государь, попы померли, а которые, государь, остались, и те больны. А которые и здоровы, и те попы поновляют и причащают и погребать не успевают. И ныне, государь, в Казани для вашего государева дела послать и приказывать некому: которые дворяне и дети боярские в Казани были… да и то померли, а иные разбежались за заставы и в деревнях иные померли ж. А и подъячие, государь, Приказной палаты померли ж, а иные лежат больны. Да и митрополичьи, государь, дворы и дворовых его людей в каменном городе пусты, только, государь, в каменном городе Преображенский монастырь, и в том монастыре старцы мрут…»[23].

В августе месяце, чумой заболел и сам митрополит Корнилий. Архимандрит Платон (Любарский) в своём труде «Сборник древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств» по этому поводу пишет: «Преставися в 7164 (1656) году, августа в 17 день. Пас церковь Божию шесть лет, семь месяцов без дня. Положен в соборной церкви у стены на северной стране»[24].

Примечания:

1. Титов А.А. Троицкий Желтоводский монастырь у старого Макарья. (1435 – 1887). – М., 1887. С. 25.

2. ЦАНО. Ф. 988.Оп.588. Д. 28. Л.1. (1648 год) – Расписка в уплате казенных денег за рыбные ловли и сенные покосы в Нижегородском уезде по реке Керженцу.

3. ЦАНО. Ф. 998. Оп.588. Д. 29. Л. 1. (1649 год). – Расписка в уплате казенных оброчных денег за рыбные ловли и сенные покосы Нижегородском уезде по реке Керженцу.

4. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. – СПб., 1877. (Нижегородская епархия). Стб. 176.

5. Липаков Е.В. Архипастыри Казанские 1555 – 2007. – Казань, 2007. – С. 73, 75.

6. Платон (Любарский), архимандрит. Сборник древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств, старанием и трудами Спасо-Казанского Преображенского монастыря архимандрита Платона составленный 1782 года – Казань. 1868. – С. 77.

7. НГИАМЗ. Синодик Макарьевского Желтоводского монастыря. Л. 72.

8. Липаков. Е.В. Указ. соч. С. 75.

9. Готье Ю.В. Акты, относящиеся к истории Земских соборов. – М., 1909. С.64.

10. Никон, Патриарх. Труды / Научное исследование, подготовка документов к изданию, составление и общая редакция В.В. Шмидта. – М.: Изд-во Моск. Унта, 2004. С. 105.

11. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской церкви. Книга VII. – М.,1996. С. 17.

12. Никон, Патриарх. Труды… Указ. сб. С. 108.

13. Макарий (Булгаков), митрополит. Указ. соч. С. 17.

14. Там же. С.18.

15. Там же.

16. Макарий (Булгаков), митрополит. Указ. соч. С. 18.

17. Там же. С. 19.

18. Там же. С. 20.

19. ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 126. 1653 г. – Поучение и ставленая грамота Корнилия, митрополита Казанского и Свияжского.

20. ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 126.1653 г. 1653 г. – Поучение и ставленая грамота Корнилия, митрополита Казанского и Свияжского.

21. Готье Ю.В. Указ. пуб. С. 68.

22. Липаков Е.В. Указ. соч. С. 76.

23. Там же. С. 76 – 78.

24. Платон (Любарский), архимандрит. Указ. соч. С. 77.