Митрофан (Русинов) (1881 – 1938), епископ Полтавский и Переяславский

В миру Русинов Евлампий Владимирович, родился 10 октября 1881 года в слободе Казинка Павловского уезда Воронежской губернии (ныне село Большая Казинка Павловского района Воронежской области) в семье диакона Вознесенской церкви Владимира Русинова. Родной брат – епископ Тихон (Русинов), а всего в семье было шестеро детей.
В 1898 году окончил Павловское духовное училище по II разряду [1], в 1904 году – Воронежскую духовную семинарию.
Служил псаломщиком в Николаевской церкви села Гнилуша Павловского уезда (ныне Приречное Верхнемамонского района), а 3 февраля 1906 переведен, по прошению, в храм Вознесения Господня слободы Казинка Павловского уезда [2].
4 сентября 1906 года перемещён к Петропавловскому приходу слободы Екатериновки Острогожского уезда [3].
С 8 февраля 1907 [4] по 1911 год исполнял должность надзирателя в Задонском духовном училище [5].
В 1911 году вместе с братом поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1915 году со степенью кандидата богословия.
В 1916 году был назначен преподавателем Воронежской духовной семинарии.
С 7 сентября 1916 года зачислен помощником инспектора Воронежской духовной семинарии. В 1917 году хотел занять место учителя в Павловском духовном училище [6].
По некоторым данным, еще до закрытия семинарии принял монашеский постриг и даже был возведен в сан архимандрита архиепископом Модестом (Никитиным) в 1921 году.

В обновленческом расколе

В 1923 уклонился в обновленческий раскол. В том же году обновленческим митрополитом Серафимом (Мещеряковым) был хиротонисан во епископа Лукояновского, викария Горьковской епархии. В качестве лукояновского обновленческого епископа упомянут в одном из писем Василия Гундяева к архиепископу Илариону (Троицкому) от 3 октября 1923 года: «А затем прибыл к нам в Лукоянов живяк епископ, котрый требует себе все архиерейские облачения, и угрожает нам милицией, если мы не отдадим…»

Принесение покаяния и архиерейский сан

В 1924 году принёс покаяние перед Святейшим Патриархом Тихоном и по его благословению был позднее в том же году рукоположен во епископа. 31 марта того же года ему временно поручено управление Болховским викариатством Орловской епархии.
Его пригласили на “собеседование” в Орловский Губотдел ОГПУ, оказали моральное и физическое воздействие, потребовали дать подписку о сотрудничестве. Владыка поставил подпись, но на этом его сотрудничество с органами и закончилось.
В сентябре 1924 года его взяли в разработку воронежские чекисты. В секретно-оперативной сводке из Богучарского УПОЛГООПУ дана ему такая характеристика:”Епископ Русинов Митрофан является руководителем чисто тихоновского движения”. Дальнейшую разработку его предлагалось вести, “руководствуясь рядом циркуляров, касающихся тихоновщины”.
В октябре 1924 года был хиротонисан во епископа Болховского. Проживал в слободе Уразово.
17 декабря этого же года был арестован Воронежским Губернским отделом ГПУ. Лишь через месяц, 12 января 1925 года, было заведено дело на владыку Митрофана.
Cогласно сведениям агентов ОГПУ, владыка Митрофан в октябре 1924 года побывал в городе Богучаре. Во время поездки он “насаждал Тихоновщину”. Вел беседы с городским духовенством и с духовенством слобод, примыкающих к городу. В беседах старался показать, что обновленческое духовенство все перешло на сторону большевиков и вместе с ними стремится проводить и укреплять в народе идеи Соввласти. “Нам, – говорил епископ, – не по пути с таким духовенством, нам нужно вывести народ на настоящий путь, указанный нам великими иерархами Русской церкви. А эти иерархи говорили: “Русский народ силен самодержавием и православием””.
Сотрудники Воронежского ОГПУ, узнали о подписке, данной епископом в Орле. 29 января 1925 года уполномоченный Гассельбаум жаловался вышестоящему начальству:
“На мое предложение написать о причинах отказа исполнять наши задания, Русинов ответил тоже отказом, заявив: “Насильно заставили подписать бумажку, а теперь тоже насильно хотите применить – писать объяснение я не буду”. Видя его вызывающее поведение, я прекратил с ним беседу и отправил обратно в Комендатуру. Должен заметить, что Русинов, как осведомитель, способен на всякие неожиданности. Уже то, что он умышленно и вполне сознательно скрыл данную им Орловскому ГООГПУ подписку, надеясь тем самым уйти от возлагаемой подпиской на него работы, показывает истинную физиономию Русинова”.
В одном из документов объяснена причина, по которой владыка уволил себя с должности сексота: “Русинов работать категорически отказался, по причине своей религиозности”.
Вскоре было составлено обвинительное заключение: “Гр-н Русинов, стараясь уклониться и освободиться от исполнения возлагаемых на него обязанностей Орловским ГООГПУ, согласно данных им обязательств, решил не ставя в известность ГООГПУ, выехать в другую губернию, чем ликвидировать всякое общение в органами ОГПУ. Прибыв в Воронежскую губернию, Русинов стал заниматься агитацией, направленной на подрыв Соввласти в среде крестьян. Прибыв из Москвы, пользуясь большим авторитетом в среде кулачества слободы Уразово, занял епископскую кафедру, где и стал проявлять свою активную деятельность, внедряя раздор в среду крестьянства, используя для этой цели вопрос о церковных течениях. Вызванный в ГООГПУ, он скрыл свою связь с Орловским ГООГПУ, а также категорически отказался выполнять какую бы то ни было возлагаемую на него работу”.
Авторы обвинения предложили меру наказания “заключение в Соловецкий концлагерь сроком на два года”. Но начальник СО ОГПУ Е. А. Тучков, наложил на обвинительное заключение резолюцию: “Русинова из-под стражи освободить, дело следствием прекратить и сдать в архив 6 отд. СО”. Эта резолюция перекочевала в выписку из протокола судебного заседания Коллегии ОГПУ.
Епископ Митрофан вернулся в слободу Уразово. 12 апреля 1925 года в Послании Патриаршего местоблюстителя митропополита Крутицкого Петра (Полянского) о вступлении своем в управление Православной Русской Церковью упомянут как епископ Бутурлиновский, викарий Воронежский [7].

В григорианском расколе

В декабре 1925 года уклонился в григорианский раскол (ВВЦС). Стал григорианским Валуйским епископом, до ноября 1927 [8] года управлял григорианской Воронежской епархией.

Возвращение в каноническую Церковь

В 1932 году принёс покаяние перед митрополитом Сергием и, как ставленник архиереев старого поставления, был принят в сущем сане.
В 1933 году [9] был назначен епископом Старооскольским. Надежным помощником владыки в Старом Осколе был протоиерей Василий Михайлович Иванов, благочинный округа.
14 сентября 1937 года [10] был назначен епископом Полтавской епархии, где до этого служил его брат – Тихон. Проживал в городе Полтава в пер. Гребинки, 4. Служил в Макаровской церкви города.
26 февраля 1938 года был арестован Управлением НКВД по Полтавской области. По делу проходило 38 человек, а владыка был объявлен главой заговора церковников.
23 апреля того же года особой тройкой УНКВД по Полтавской области был приговорен по стт. 54-8, 54-10 ч.1, 54-11 УК УССР к расстрелу с конфискацией принадлежащего имущества.
Из обвинительного заключения: “Враждебно настроен против Соввласти, высказывает мнение о скором падении соввласти и прихода к власти диктатуры фашизма… Организация ставила задачей подготовку и осуществление вооруженного восстания с целью свержения Советской власти и восстановления фашистского строя, а также террористических актов в отношении Сталина и других руководителей. Епископ Митрофан с 1933 г. – один из участников организации, заложивших в Воронеже и Курске областные центры, готовил теракты, организовывал диверсионные акты – поджог колхозного хлеба, проводил шпионаж в пользу Германии. Русинов признал себя виновным”
Протокол первого и единственного допроса епископа Митрофана в следственном деле занимает более 30 листов. Написан он без единой помарки. Собственноручных показаний владыки нет. Только подписи в конце страниц. Почерк неузнаваем.
Из 37 обвиняемых только три женщины: игумения Олимпиада (Вербецкая) и две дочери генерала Остроградского (потомка знаменитого математика) Варвара и Наталья не признали себя виновными.
23 июня [11] 1938 года был расстрелян в урочище Трибы в окрестностях Полтавы вместе с последними представителями полтавского духовенства и монашества.
После этого расстрела кафедра в Полтаве практически прекратила свое существование(12).
22 июня 1990 года был реабилитирован прокуратурой Полтавской области по 1938 году репрессий.

Литература:

Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.4. С.369.
“Обновленческий” раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики)/ Сост. И.В.Соловьев. М.: Общество любителей церковной истории, Издательство Крутицкого подворья, 2002. С.821-822.
Использованные материалы:
БД ПСТГУ “Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви”:
http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/koi/nm/?HYZ9EJxTGoxIT…Bk*
Страница Официального сайта Полтавской епархии:
http://www.pravoslavie.poltava.ua

Примечания:

[1] Переводятся в I класс Воронежской духовной семинарии – Разрядный список учеников ПДУ на 1897/98 уч. г.г // Воронежские епархиальные ведомости, 1898, № 14, с. 289
[2] “Распоряжения епархиального начальства” // Воронежские епархиальные ведомости, 1906, № 5, 44
[3] “Распоряжения епархиального начальства” // Воронежские епархиальные ведомости, 1906, № 20, с. 374
[4] Сведения о составе лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Воронежской епархии на 1908 год // приложение к Воронежским епархиальным ведомостям, 1908, № 18, с. 12
[5] Памятные книжки Воронежской губернии на 1908, 1909, 1910, 1911 годы / Издания Воронежского Губернского Статистического комитета, 1908, с. 91; 1909, с. 98; 1910, с. 101; 1911, с. 108.
[6] Выпускники полного курса Воронежской духовной семинарии (1780 – 1918), 76-й выпуск: 1904 г., на личном сайте свящ. Павла Овчинникова: http://priest.cerkov.ru/materialy-vypuskniki-do-1918-goda/
[7] Губонин М. Е., Акты Святейшего Патриарха Тихона, 415-416.
[8] Именуется григорианским епископом Острогожским и Валуйским, исполняющим обязанности управляющего Воронежской григорианской епархией – Сапелкин Н.С Жребий истины. Церковные расколы XX века. Воронеж 2012, с. 76
[9] т.к. после ареста владыки Онуфрия (Гагалюка) весной 1933 года несколько месяцев управлял по совместительству архиепископ Воронежский Захария (Лобов). См. Владимир Русин, свящ., Виноградник владыки Онуфрия. Судьбы священников, которых призвал к пастырскому служению владыка Онуфрий (Гагалюк), Кунье: Издание Покровского храма села Кунье Горшеченского р-на Курской области, 2012, 225.
[10] По данным БД ПСТГУ, по другим данным, вероятно ошибочным, с 27 июля 1935 года
[11] По сведениям из архивной справки Управления Службы безопасности Украины по Полтавской области. По другим данным – 2 июня
12. Официальный сайт Полтавской епархии: http://www.pravoslavie.poltava.ua/ru/eparkhiya/istoriya-eparkhii/obzor-istorii-poltavskoj-eparkhii