Николай Мухин. «Царские монастыри. Пьянско-Грозненский Троицкий мужской монастырь»

 

О жизни и царствовании Иоанна Васильевича Грозного написано немало. И все же в его биографии есть факты, которые и по сей день остаются малоизвестными. К примеру, мало кто знает о том, что в 1552 году во время его победного похода на Казань ему было чудесное видение Пресвятой Богородицы на месте восьмой стоянки царского войска на территории современной Нижегородской губернии. Вот как об этом событии было написано в церковных документах, обнаруженных в XIX столетии в Казанской церкви погоста Сакма Сергачского уезда: «Царь Иоанн Васильевич Грозный, идя на Казань, остановился, для дневки, близ мордовской деревушки Мушек. В это время пришли к нему гонцы, из-под Казани, от воеводы князя Курбского, с известием, что царская рать разбита татарами и много русских взято в плен. Царь прослезился, задумался, решил возвратиться в Москву; помолился и уснул. Во сне явилась ему Божия Матерь в таком виде, как изображается на образе Тихвинском, и словами, исполненными кротости, и обещанием своей всемогущей помощи ободрила Грозного. Проснувшись, царь увидел ту же икону, несомую ангелами с божественным пением, упал на колена, повелел служить молебен <…> и коленопреклоненно, пламенно молились сам царь, бояре и все воинство <…>. И приказал Иоанн на этом месте создать монастырь, во имя Святой Троицы <…> и двинулся далее…»(1). Похожее рукописное сказание было обнаружено и у крестьянина села Юрьева Маркела Смыслова в конце XIX столетия.(2)

В эйфории исторической победы над Казанским ханством московский государь Иоанн Грозный не забыл о чудесном видении ему Пресвятой Богородицы на Троицкой Горе. Вновь основанному монастырю, по преданию государь пожаловал «множество пашни, лугов и лесу при р. Пьяне, и рыбной ловли в последней, и обещал прислать из Тихвина икону и монахов…»(3). Царь сдержал свое обещание. «По повелению Иоанна, посетившего Тихвин, для поклонения тамошней чудотворной иконе, с последней была списана копия и в сопровождении иеромонаха Иова, дьякона Серафима и клира, всего в числе десяти человек, отправлена в Троицкий монастырь. Всю дорогу икона была несена на руках (путешествие продолжалось два месяца) и прибыла на место 26 июня 1576 года. Вслед за тем последовал царский указ о каждогодной, 26 июня, около Троицкого монастыря ярмарке»(4). По другим источникам, государь послал икону на Троицкую гору, приказав нести ее всю дорогу на руках до самого места и от села до села провожать с крестным ходом(5). В общей сложности от Тихвинского монастыря до Троицкой горы образ несли 900 с лишним километров.

По всей вероятности, именно 26 июня 1576 года и следует считать днем образования Пьянско-Грозненского, или иначе Троицкого, мужского монастыря. Летом же 1552 года, судя по всему, на Троицкой горе, где располагался царский шатер, ратниками Иоанна IV был построен деревянный «обыденный» (т. е. выстроенный за один день) православный храм, освященный во имя Святой Троицы. И не случайно впоследствии в более поздних документах одна из двух церквей Троицкого монастыря называется «царской».

Первым настоятелем Троицкой обители был иеромонах Иов – «муж благочестивый», происхождением из царского рода(6). Судя по преданию, он прожил очень долгую жизнь: более ста лет. В последние годы своей многолетней и праведной жизни отец Иов принял схиму с именем Мины и удалился из монастыря на расстояние полуверсты в урочище, называемое «Старая пустынь». Здесь он построил для себя келлию, в которой прожил в течение пяти лет, дав обет молчания. Почувствовав слабость здоровья, схимник вновь возвратился в Троицкий монастырь, где, невзирая на свой почтенный возраст, принял большое участие в строительстве нового Троицкого каменного храма, который был выстроен в 1645 году(7). На 105 году жизни накануне своей смерти схиигумен Мина позвал в свою келлию настоятеля игумена Серафима, написал «хартию» (завещание) и, запечатав ее пятью печатями, распорядился положить после кончины в его гроб.

Жители окрестных селений почитали схиигумена Мину за праведника. Они обращались к нему за духовным советом и помощью в житейских нуждах, обращались к нему православные «из ближних и дальних мест». Старец, несмотря на свою немощь и болезни, принимал всех страждущих, никому не отказывая в духовном наставлении. О праведной жизни первого настоятеля Пьянско-Грозненского монастыря красноречиво свидетельствует следующий факт: «20 мая 1637 года Иов, отслужив Всенощную, вздремнул в своей келье. В это время явилась ему Божия Матерь с Николаем Угодником и повелела следовать за ними. Иов встал и пошел за ними, идущими по воздуху. На родниковой горе, около Студенца, последовало Иову повеление соорудить здесь часовню во имя Параскевы Пятницы. Затем каждогодно из Троицкого монастыря, в 9-ю пятницу по Пасхе, совершался в часовню крестный ход, в котором участвовал и женский монастырь Никола-Сакма»(8).

25 июня 1653 года часовня над святым источником была ограблена и сожжена татарами, через два года ее возобновил на свои средства боярин Иван Юрьевич Бахметьев. В 1725 году часовню сжег некий разбойник Иван Евсеев, впоследствии приговоренный к смертной казни(9). Судя по описанию И. А. Милотворского, на месте Троицкого монастыря в дореволюционное время стояли две небольшие часовни, а на погосте лежали три надгробных белокаменных плиты.

Скончался схиигумен Мина 3 февраля 1646 года. Об этом свидетельствует едва заметная, а местами совсем стертая надпись, выбитая на надгробном камне с его могилы. В настоящее время эта плита с могилы первого настоятеля Троицкого монастыря является единственным сохранившимся до наших дней материальным подтверждением о существовании святой обители на Троицкой горе. Документальным свидетельством о смерти схиигумена Иова является запись, сделанная в XIX столетии в церковной летописи Предтеченского храма села Ветошкино, где было записано: «3 февраля 1646 года скончался иеросхимонах Иов, 110 лет от роду и погребен на правом берегу р. Пьяны, на месте бывшего Троицкого монастыря. Память народная, из глубокой древности, чтет его святым. Окрестные жители доселе стекаются в ночь на Духов день на его могилу, а утром сюда бывает крестный ход из села Ветошкина»(10).

С появлением в XVI веке на Троицкой горе святой обители началась монастырская колонизация и освоение на реке Пьяне новых земель. Иоанн IV пожаловал Троицкому монастырю пашенные и сенокосные угодья с правом поселения на них крестьян. Вскоре вокруг обители возникли селения: Ройка, Воронцово, Курбатово и другие. Первоначально до 1672 года Пьянско-Грозненская обитель подчинялась архиереям Владимирской епископской кафедры.

Пришедшие с иеромонахом Иовом из Тихвина монахи развернули среди местных жителей активную миссионерскую деятельность. Братия монастыря, «памятуя наказ царя и митрополита Макария первосвятителю Казанскому Гурию о просвещении христианством неверных», занялась обращением к православию язычников. По свидетельству церковной летописи села Болобонова, в местах, прилегающих к реке Пьяне, христианство появилось именно со времен основания на Троицкой горе одноименного монастыря. Из этой святой обители православное вероучение стало распространяться по всей округе. Трудами и молитвами монахов Свято-Троицкого монастыря приняла крещение и местная мордва. В 1683 году в селе Болобонове был построен первый храм(11).

В 1605 году, когда в России свирепствовал голод, царь Борис Федорович Годунов, узнав о человеколюбии иеромонаха Иова, прислал в дар Пьянско-Грозненскому монастырю различную утварь и священнические ризы. Первоначальная деревянная церковь, сооруженная воинами Иоанна Грозного, в 1610 году сгорела от удара молнией. При этом икона Тихвинской Божией Матери, подаренная в дар обители государем, явила свое первое чудо: во время пожара она «осталась невредимою». После пожара на том же месте на средства владельца и основателя села Юрьева Ю. Ю. Бахметева была построена новая деревянная церковь, освященная во имя праздника Успения Божией Матери. Именно эта церковь во многих исторических документах именуется «царской». Рядом с ней и был погребен после смерти ее строитель. Спустя годы в 1645 году сын Юрия Бахметьева Иоанн построил в Троицкой обители второй каменный храм, освященный в честь Святой Троицы, с приделом во имя преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев(12).

Вплоть до 1918 года Троицкая гора для жителей окрестных селений считалась святым местом. Особенно массовое паломничество совершалась сюда в XVII – начале XIX столетия, когда в монастырской Успенской церкви находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. В свое время эта икона являлась одной из наиболее почитаемых святынь на Нижегородской земле. Вот что говорится о ней в Адрес-календаре епархии за 1887 год: «По преданию, древность иконы восходит к XVI столетию и сооружена царем Иоанном Васильевичем IV, во время похода его на Казань, когда он, будто бы, останавливался на отдых в бывшем, где теперь упраздненное село Троицкое, Троицком мужском монастыре, основанном схимонахом Миною и упраздненном в 1764 году. Икона была в церкви с. Троицкого, а по упразднении ея за ветхостию перенесена в церковь с. Ветошкина в 1827 году. Окрестные жители почитают ее за чудотворную, и 25 – 26 июня бывает в Ветошкине большое стечение народа, для поклонения святой иконе. Благодатной силы от святой иконы особенно боятся бесноватые»(13).

В начале XVIII столетия по указу Петра I «Троицкая пустынь на реке Пьяне» была приписана к Арзамасскому Спасскому мужскому монастырю(14). Во времена правления Екатерины Великой, в 1764 году причисленная по штату к мало-братским монастырям, она попала в число упраздненных обителей Нижегородской епархии. По всей вероятности, оставшаяся братия вместе с церковным имуществом впоследствии переселилась в Арзамас(15).

Оставленная за штатом Пьянско-Грозненская обитель была обращена в погост, монастырские храмы – деревянная «царская» и каменная «Иовская» – обращены в приходские церкви. Определенному приходскому причту оставили в пользование 128 десятин бывшей монастырской земли. Приход Троицкого погоста составили те деревни, которые прежде принадлежали монастырю: Ройка, Курбатово и Воронцово(16).

В 1827 году бывшие монастырские земельные угодья и святыню Троицкого Погоста – чудотворный Тихвинский образ Божией Матери – решил прибрать к своим рукам один из богатейших нижегородских помещиков того времени, владелец села Ветошкино (или иначе Архангельского) Сергачского уезда генерал-майор В. А. Пашков. Исполнению этого благоприятствовали следующие обстоятельства: во- первых, Пашков к тому времени имел чин обер-егермейстера Императорского двора, являлся членом Государственного Совета и председателем департамента законов в правительстве;(17) во-вторых, на Нижегородскую кафедру прибыл новый епископ Афанасий /Протопопов/, (управлял Нижегородской епархией с 1827 по 1832 гг.), еще не успевший как следует ознакомиться с положением дел в епархии; в-третьих, священник Троицкого Погоста Феодор Григорьевич Кондорский не проявлял особого внимания к хранению святыни и был человеком податливым, и, кроме того, в 1827 году диакон Петр Павлович Бельский был переведен в село Ветошкино, после чего согласился перейти в этот приход и священник Кондорский(18).

Судя по церковной летописи села Барские Поляны, события развивались следующим образом: «Раз приехал на Погост к священнику Кондорскому ветошкинский помещик В. А. Пашков. Между прочими разговорами обер-егермейстер спросил священника: «Чем ты, отец Федор, меня благословишь?» Тот отвечал: «Благословлю чудотворной иконой Тихвинской Божией Матери». Обер-егермейстер намеренно понял это благословение священника в буквальном смысле и предложил ему совместно хлопотать об упразднении Троицкого Погоста с переводом причта вторым штатом к церкви с. Ветошкино; причем, имея в виду воспользоваться угодьями Троицкого Погоста, предложил священнику дать причту дворовое помещение в своих домах, а ему, священнику, еще сверх церковного дохода 1000 рублей жалованья от себя. Священник Кондорский на это с радостью согласился. Как причину к упразднению Погостского прихода священник и Пашков выставили провалившийся верх каменной «Иовлевской» церкви, но о деревянной «царской», которая вся была построена из дуба и в ту пору была крепка, умолчали»(19)

В конечном итоге В. А. Пашкову (во многом благодаря своему высокому положению в обществе и связям) все же удалось добиться того, что по ходатайству его и причта Погостский приход закрыли, а священнослужителей перевели вторым штатом к церкви села Ветошкина. Деревня Ройка была приписана к ветошкинскому приходу, деревня Курбатово – к Воскресенскому храму села Юрьева, а деревня Воронцово — к Покровской церкви села Болобонова(20).

Главная святыня Пьянско-Грозненского монастыря и Троицкого Погоста – чудотворная Тихвинская икона Богоматери была поставлена в Иоанно-Предтеченский храм села Ветошкина, а обещанные священнику Ф. Г. Кондорскому ежегодные деньги в размере 1000 рублей по причине смерти батюшки остались в распоряжении В. А. Пашкова. Между тем тысячи богомольцев вместо Троицкого Погоста направились теперь в ветошкинскую церковь на поклонение к Тихвинской иконе. Вот что писали об этой святыне в дореволюционное время: «Из святых икон в церкви особенно замечателен образ Тихвинской Божией Матери – дар царя Иоанна Васильевича Грозного Троицкому монастырю – живописный, с удержанием частию греческого стиля <…> в серебряной ризе с двумя серебряными вызолоченными венцами и с тремя бирюзовыми звездами. Вследствие чудодейственной силы икона эта почитается не только местным населением, но и окрестным, так как на поклонение ей ежегодно 26 июня собирается весьма много людей из разных окрестных и далеких сел и деревень»(21). Фиксировали в XIX столетии и различные чудеса от чудотворного образа, приведем лишь некоторые из них:

1. «Один из монахов Свято-Троицкой обители купался в р. Пьяне и утонул. Братия монастыря пришли к игумену и сказали, что брат их Рафаил утонул. Тогда игумен стал молить Заступницу и велел утопшего брата принести в храм и приложить к чудотворной иконе. Монахи сделали так, как сказал игумен, и тут же, к удивлению братии, утопший ожил».

2. «Одна женщина была одержима нечистым духом десять лет. Пришедши с верою к чудотворной иконе Тихвинской Божией Матери, она заказала и отслужила перед святым образом молебен. Когда больную окропили освященной водой, она получила исцеление».

3. «В 1860 году на полях крестьян с. Ветошкино появился червь, поедающий озимь. Ветошане, испытав все известные методы борьбы с ним и все безуспешно, прибегли с молитвой к Пресвятой Богородице. С чудотворным образом Тихвинской Божией Матери на поля был совершен крестный ход, и на том месте, где особенно свирепствовал червь, отслужили благодарственный молебен Богородице с водоосвящением. Сразу после этого червь куда-то пропал»(22).

С перенесением в Ветошкино чудотворной иконы сюда же была переведена и трехдневная Тихвинская ярмарка, которая прежде собиралась в Троицком Погосте. Эта ярмарка проводилась ежегодно с 26 по 28 июня (по старому стилю) вплоть до 1928 года. В связи с этим одновременно стала благоукрашаться вновь построенная каменная ветошкинская церковь, (которую в 1819 году на свои средства возвел В. А. Пашков) и повышаться благосостояние местных крестьян. Однако воспользоваться пахотными землями бывшего Троицкого Погоста В. А. Пашкову, несмотря на все его старания, так и не удалось. Судебная тяжба из-за бывших монастырских угодий продолжалась до 1831 года. В конечном итоге, не без участия Юрьевского помещика князя А. С. Голицына, право на владение церковной землей отстояли причетники бывшего Погостинского причта. Однако то, чего не добился Пашков при расхищении бывшего монастырского имущества, впоследствии довершили священнослужители села Ветошкина(23).

В 1828 году в «Клировых ведомостях» второго благочиннического округа Сергачского уезда о бывшем Троицком Погосте была сделана следующая запись: «Есть церквы и каменная, и деревянная упраздненные, но священник и церковники за невыстроением в селе Ветошкине им Господином Пашковым дворов живут еще тут при погосте; а Богослужение, как они показывают, отправляют в селе Ветошкине понедельно. Утварь и ризница и прочее церковное имущество в ветошкинскую церковь еще не переправлены, да и все церковные документы хранятся еще у них в Успенской деревянной церкви»(24).

В скором времени каменная («иовлевская») церковь в Троицком Погосте была разобрана, из оставшихся кирпичей В. А. Пашков распорядился выстроить для своих хуторов риги для хранения зерна(25). Спустя десять лет после упразднения села Троицкий Погост, согласно церковным документам за 1837 год деревянная церковь на Троицкой горе еще стояла: «В упраздненном селе <…> небольшая деревянная во имя Успения Пресвятыя Богородицы церковь без колокольни, которой, по указному предписанию, в 1827 году состоявшемуся, все имущество во описуемую церковь (т. е. в селе Ветошкине – авт.) вынесено и ничего не оставлено, кроме небогатого иконостаса, и теперь накрепко от всех стран запертая существует»(26).

Почти четверть века после упразднения Троицкого Погоста «царская» Успенская церковь в полнейшем запустении одиноко стояла на Троицкой горе. В 1851 году новый ветошкинский помещик генерал-майор А. В. Пашков, старший сын обер-егермейстера В. А. Пашкова, унаследовавший нижегородские земли отца, перенес этот храм на местное сельское кладбище(27). Это кладбище находилось на левом берегу реки Пьяны между двумя «марами», насыпанными еще ратниками войска Иоанна Грозного летом 1552 года. На новом месте бывший причт Троицкого Погоста проводил богослужения в Успенской церкви только три раза в году: в Великий четверг на Пасху, в престольный праздник и в летнюю Троицкую родительскую субботу(28).

В 1874 году новый владелец ветошкинского имения полковник В. А. Пашков с разрешения епархиального начальства распорядился перенести Успенскую церковь в деревню Барские Поляны, где был создан новый приход. Священник Предтеченской церкви села Ветошкина Алексей Владимирович Вознесенский был утвержден настоятелем сразу двух храмов – ветошкинского и полянского. В то же время ссоры и тяжбы о владение землями бывшего села Троицкий Погост продолжались между местными крестьянами на протяжении многих лет.

Большое количество имущества, которое когда являлось собственностью Троицкого Пьянско-Грозненского монастыря, оказалось в храме села Ветошкина, который отличался «большим богатством утвари»(29). Помимо Тихвинской иконы, здесь находились и другие ценные предметы, перевезенные из храмов упраздненного Троицкого Погоста. В отчете благочинного II округа Сергачского уезда священника Александра Никольского за 1907 год было записано: «есть в оной (т. е. в церкви – авт.) и древности, оставшиеся от упраздненного Троицкого монастыря. Имеется напрестольный крест времени Иоанна Грозного…», а также «древние оловянные дарохранительницы и сосуды»(30).

В настоящее время, к сожалению, судьба этих древностей, оставшихся от Пьянско-Грозненского Троицкого мужского монастыря, остается неизвестной. В годы советской власти ветошкинская церковь была осквернена и разграблена. До наших дней верующие нижегородцы смогли сохранить лишь чудотворный Тихвинский образ Божией Матери, который сегодня находится в ………….церкви села Николо-Погост Городецкого района Нижегородской губернии. Эта святыня является непреложным свидетелем многовековых исторических российских событий, а также свидетельством веры государя Иоанна Грозного, сумевшего в непростых условиях того времени не только значительно расширить границы Московского государства, но и принести свет православной веры языческим народам покоренных им обширных территорий.

Примечания:

1. Коробкин А. С. «Погост Сакма» // Нижегородский сборник под. ред. А. С. Гацисского, т. III, 1870 г.

2. Летопись Воскресенской церкви с. Юрьева. М. Смыслов, по его утверждению, списал это сказание «слово в слово» со старой рукописной тетради, принадлежавшей заштатному дьячку, жившему в Троицком Погосте до его упразднения.

3. Из материалов Гагинского и Юрьевского краеведческих музеев.

4. Там же;

5. Иерей Можаровский А. Ф. Троицкая гора на реке Пьяне. // Н. Е. В. 1890, № 4 Часть неофф.

6. Милотворский И. А. Путь Иоанна Грозного через Нижегородскую губернию во время его похода на Казань

в 1552 году. // Действия НГУАК 1912, Том. XVIII, Вып. 3, Отд.

7. Можаровский Указ. Соч.

8. Коробкин А. С. Указ. Соч.

9. Там же.

10. Иерей Можаровский А. Ф. Село Ветошкино Сергачского уезда Нижегородской епархии. // Н. Е. В. 1890 № 14 Часть неофф.

11. Иерей Можаровский А. Ф. Село Болобоново Сергачского уезда Нижегородской епархии. // Н. Е. В. 1891 № 8 Часть неофф.

12. Из материалов Гагинского и Юрьевского краеведческих музеев.

13. Снежницкий А. Адрес-календарь Нижегородской епархии………………..Н. Новгород, 18….

14. Архимандрит Макарий (Миролюбов) Памятники церковных древностей. Н. Новгород, 1999, С.………

15. Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1897. Том. II, раздел 3. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины II.

16. Иерей Можаровский А. Ф. Троицкая гора на реке Пьяне…

17. Тюкина В. В. Знакомцы давние…// Записки краеведов, Н. Новгород, 1991.

18. Иерей Можаровский А. Ф. Село Ветошкино Сергачского уезда Нижегородской епархии. // Н. Е. В. 1890 № 14 Часть неофф.

19. Там же.

20. Там же.

21. Иерей Можаровский А. Ф. Троицкая гора на реке Пьяне…

22. Из летописи церкви села Юрьева.

23. Иерей Можаровский А. Ф. Село Ветошкино Сергачского уезда…

24. ГУ ЦАНО ф. 570, оп. 556, (1828 г.), д. 343.

25. Иерей Можаровский А. Ф. Троицкая гора на реке Пьяне…

26. ГУ ЦАНО ф. 570, оп. 557, (1837 г.), д. 165.

27. ГУ ЦАНО ф. 570, оп. 558, (1851 г.), д. 218.

28. Иерей Можаровский А. Ф. Село Ветошкино Сергачского уезда…

29. ГУ ЦАНО ф. 570, оп. 559, (1907 г.) д. 19.

30. ГУ ЦАНО ф. 570, оп. 559, (1915 г.), д. 23.