Павел (Моравский), митрополит Рязанский и Муромский

Жизнеописание подготовлено по материалам «Рязанского богословского вестника» №2 (5) 2011 год, статья «Рязанские митрополиты и Рязанская митрополия» за авторством: Игумен Серафим (Питерский), монахиня Мелетия (Панкова)

 

Павел (Моравский, или Маровский) один из весьма почтенных и образованных иерархов своего времени. Биографические данные о нем незначительны. В 1672 г. из игуменов Крестомаровской пустыни Нижегородской епархии он был назначен архимандритом Нижегородского Макарьева Желтоводского монастыря, которым управлял до 1675 г. 2 апреля 1676 г. был возведен в сан епископа и поставлен архиепископом Коломенским и Каширским.
В период служения владыки Павла архиепископом Коломенским и Каширским (1676–1681 гг.) в состав Коломенской епархии входили исторические города, отошедшие в нее из Рязанской епархии: Тула, Алексин, Богородицк, Венев, Дедилов, Епифань, Ефремов, Кашира, Коломна и другие. Используя данные сохранившихся пяти писцовых книг Коломны конца XVI-XVII вв. и другие свидетельства, можно реконструировать двор и деятельность Коломенского епископа. Резиденция находилась при коломенском кафедральном соборном храме Успения Пресвятой Богородицы. Двор владыки располагался напротив царского двора на Соборной площади. Он был очень велик (примерно на треть больше современной территории Ново-Голутвина монастыря) и обнесен кругом деревянной стеной. За створчатыми воротами на дворе епископа стояли многочисленные постройки: кельи казенные, владычные, мастерские, 2 ледника, погреб, сушило, 2 поварни, житница, упоминается и «конюшенный двор с комнатою» и сенями. К западу располагался отличный сад. Посреди двора стояла «палата каменна, под нею погреб да хлебня». В этой парадной Крестовой палате (XVI в., до сих пор сохранилась в составе Арихиерейского монастырского корпуса) епископ занимался епархиальными делами, творил суд. Там же заседал коломенский «священный собор», т.е. собрание священников города, имеющее представительские функции. В здании консистории имелось казнохранилище епископа, еще одно казнохранилище помещалось в верхнем ярусе над притвором соборной церкви. Царь назначал епископу помощников в управлении монастырями и храмами(1).
Церковно-юридическое право Павла (Моравского) на управление Коломенской епархией было зафиксировано грамотой Патриарха Московского и всея России Иоакима о поставлении Павла архиепископом Коломенским и Каширским от 30 апреля 1676 г.(2). Н.М. Кочеткова исследовала грамоту о поставлении Павла архиепископом Коломенским и Каширским. В результате проведенной работы было установлено, что грамота выдана в Москве, в храме Успения Пресвятой Богородицы и великих иерархов всея России чудотворцев Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, игумену [Макарьева Желтоводского] монастыря Павлу на официальную каноническую церковную деятельность его архиепископом Коломенским и Каширским с благословением на достойное служение. В настоящее время грамота находится на хранении в Государственном архиве Тульской области в «Коллекции столбцов и грамот», которая представляет комплекс наиболее древних документов, сохранившихся на территории Тульской области (они имели распространение в канцелярском делопроизводстве Русского государства в XVI – XVII вв.). Приведенный здесь фрагмент грамоты(3) подчеркивает важность данного документа и великую ответственность лица, назначенного архиепископом Коломенским и Каширским: «…Настоящаго убо от сотворения мира 7184 году воплощения же Божию слова 1676 году априллия в 30 день. Благоволение в Троицы славимаго Бога Отца, Сына и Святаго Духа и советом благовенчаннаго великаго государя нашего царя и великаго князя Феодора Алексеевича всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержца. Мы, святейщий кир Иоаким патриарх Московский и всея России и своими с преосвященными митрополиты архиепис[ко] пы обретшимися царствующем граде Москве соборне…обретохом Ни… монастыря [что] на Перерве игумена Павла достоино бытии архиепископом степени приятия и судихом добре ведуща, люди тоя страны во всяком благоустроении соуправити. Сего мерность наша законнаго архиепископа богоспасаемым градовом Коломне и Кошире постави. Сей убо преосвященный архиепископ Павел обещавы и ся во Святом Духе бытии сын и сослужитель мерности нашея и еже деяти и нам всякое послушание и духовную любовь и отшед в Богом порученную архиепископию власть, да имать управлятию своею областию ея и со всеми подданными из начала градами пределы же и весми…»(4). Грамота написана скорописью XVII в. В нижнем правом углу имеется помета: «В книгу запи [сано]»(5).
Грамота уникальна не только по содержанию, но по внешнему оформлению – это один из самых красивых документов, хранящихся в Тульском архиве. Периметр украшен заставкой в виде прямоугольной рамы и инициалом. Заставка представляет собой травный (растительный) орнамент с полихромной раскраской ветвей, листьев, трав, цветов, ваз и птиц в пурпурных и светло-зеленых тонах с преобладанием золота. Внутри заставки в узорном обрамлении четырехугольный крест, в верхней части которого написано «IИС ХС», в нижней части – «НИКА». Имя Патриарха «Иоаким» написано вязью. Размер грамоты – 47х69 см. В ряду подобных сохранившихся до наших дней документов ставленая грамота архиепископа Коломенского и Каширского Павла (Моравского) занимает одно из самых значимых мест. Имя Коломенского архиепископа Павла мы встречаем и в связи с великим почитанием прп. Саввы Сторожевского: «…В сентябре 1680 года царь Феодор Алексеевич, исполняя обет своего отца, переложил св. мощи прп. Саввы Сторожевского в серебряную позлащенную раку, «в которой и доныне они почивают». В книге царских выходов сказано, что царь пошел в Саввинскую обитель по обещанию, пешком. 6-го числа царь пришел в Павловское «к вечернему кушанью» и ночевал в том селе, 7-го «после столоваго кушанья» пошел из Павловского в Звенигород. «А чудотворцева новая серебряная рака прежь государскаго пришествия в монастырь поставлена была на гостине дворе. А как Великий Государь изволил идти к монастырю, и из Саввинскаго монастыря встретили Великаго Государя с животворящим крестом Коломенский архиепископ (Павел – прим. авт.) и Саввинский архимандрит Сильвестр с игумны, и с попы, и с диаконы во одеждах; а раку несли серебряную перед ним, Великим Государем, верховые (придворные) певчие диаки, а перед нею шли черные священники и диаконы … с кадилы и с свещами. И тое раку изволил Великий Государь поставить в соборной церкви на правой руке: и певши молебен, изволил Великий Государь с Коломенским архиепископом и с Саввинским архимандритом мощи чудотворца положить в новую серебрянную раку». На другой день 8-го числа в храмовый праздник Рождества Пресвятыя Богородицы царь слушал заутреню и обедню в соборе»(6).
6 сентября 1681 г. владыка Павел стал архиепископом Суздальским и Юрьевским, а в ноябре того же года возведен в сан митрополита Рязанского и Муромского. Из выдающихся событий, совершившихся в Рязанской епархии в его правление, нельзя не сказать о том, что в 1682 г. по указу царя и благословению Патриарха в кремле Переяславля Рязанского начались подготовительные работы к возведению нового кафедрального (летнего) Успенского собора (первого здания). С прошением к царю Петру о разрешении строительства обращались еще митрополиты Иларион и Иосиф. После выхода в 1682 г. указа царей Петра и Иоанна митрополит Павел возглавил это дело: была начата подготовка каменных материалов(7).
В этом же году произошло выделение из Рязанской епархии и образование двух новых епархий – Тамбовской и Воронежской. Рязанская домовая казна передала в новые епархии все необходимое для их самостоятельного функционирования: священные одежды и сосуды, богослужебные книги, а также деньги. В 1682 г. по благословению митрополита Павла в Нижнем посаде Переяславля Рязанского был основан Симеоновский монастырь для странноприимства(8).
В истории русской духовной литературы митрополит Павел оставил о себе память своей замечательной наставительной грамотой к архимандриту Иоанно- Богословского монастыря Иосифу и келарю Солотчинского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Пахомию, написанной им через год с небольшим по занятии митрополичьей кафедры, когда он уже имел представление о состоянии дел в своей епархии(9). Поводом для написания этой грамоты послужили замеченные митрополитом Павлом при объезде епархии многие нарушения церковных правил и обрядов, установленных «новоизданными Московского государства печатными книгами и соборным чиновником, иже учинен в 1683 году». Не находя в себе одном достаточно сил для утверждения веры в пастве, «не могущее», как говорит грамота, «вся грады и веси нашея епархия за множество устноглаголательне научити», Павел обращается к лицам, доверенным и известным преданностью Церкви, с целью привлечь их к содействию в исправлении того, что «за неведением или невежством в седьми тайнах церковных обрящется деемое не по преданию и уставу церковному». Далее, основываясь на Священном Писании, он излагает те ошибки и заблуждения в церковных обрядах, которые были распространены в Рязанской епархии. Грамота 1683 г. осталась единственным образцом богословской и проповеднической деятельности митрополита Павла; она дает ясное понятие и о его деятельности, и о самом митрополите, характеризуя его как прекрасного знатока Священного Писания и церковных правил, понимающего современные нужды паствы. Кроме того, митрополит Павел был хорошим проповедником-оратором, говорил проповеди, как свидетельствовали его современники, обычно без всякой записи, как это было принято, «яко всем дивитися его ученью»(10).
29 марта 1684 г. владыка Павел заключил договор на строительство в кремле соборного летнего храма в честь Успения Божией Матери с крестьянами Ипатьевского монастыря, которые под руководством каменщика Кондратия Алферьева отрыли траншеи под фундамент собора, а трое подмастерьев – Шарыпин, Калинин и Сусанин – начали воздвижение стен. Строительство собора должно было завершиться в три года, однако в 1686 г. выяснилось, что работы ведутся плохо и непрочно, построен только подклет; один из подрядчиков отошел от дел, второй ослеп(11). Митрополит Павел (Моравский) так и не успел завершить задуманное строительство этого соборного храма. Этот замысел воплотили его преемники на Рязанской кафедре.
В 1-м часу ночи на 5 сентября 1686 года, через пять лет после занятия Рязанской митрополичьей кафедры, митрополит Павел отошел в мир иной в Переяславле Рязанском(12). 5 сентября его духовный отец архимандрит Спасо-Преображенского монастыря Филарет, «Богословский Иоасаф и Спаский из Мурома Антоний архимандриты, да Симеон Духовской и Игнитий Радовицкий игумены соборне вынесли и поставили в церкви Архангельской» тело преосвященнаго митрополита. «А сентября в 18 день по указу патриаршу Павел митрополит Нижегородский со властьми погребли тело его»(13). Похоронен в Архангельском соборе – его гробница слева от западного входа, в северной части собора – параллельно захоронению его предшественника на Рязанской кафедре – митрополита Иосифа IV.

Примечания:

1. Покровский И. Русские епархии XVI-XVII вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. T.1 (XVI-XVII вв.). Казань, 1897. С. 211-218.
2. ГАУ ТО (Тульской области) «Государственный архив». Ф. 2202. Коллекция столбцов и грамот. Оп. 1. Д. 163.
3. Передается в современной транскрипции.
4. ГАУ ТО (Тульской области) «Государственный архив». Ф. 2202. Коллекция столбцов и грамот. Оп. 1. Д. 163.
5. Книга регистрации выданных грамот.
6. См. Смирнов С.К. Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря. М., 1877. Житие преподобного отца нашего Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца. Саввино-Сторожевский монастырь близ Звенигорода. Изд. 3-е. М., 1904.
7. Хворостова Е.Л. Палаты с проходом и проездом в подклете Успенского со- бора Рязанского кремля. // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. IV. М., 2001. С. 75.
8. Из построек Симеоновского монастыря XVII в. ничего не сохранилось. От более позднего времени до нас дошли 2 здания, в т.ч. 2-этажный корпус Цифирной (Арифметической) школы, открытой митрополитом Стефаном (Яворским) в 1722 г., – первооснова Рязанской православной семинарии. Ныне это здание используется под детский сад. В богоборческое советское время остальные постройки, в т.ч. храмы, были стерты с лица земли.
9. Грамота 1683 г. напечатана у Воздвиженского (стр. 171-181) и в «Древних грамотах и актах Рязанского края» А.Н. Пискарева (CПб., 1854, № 51).
10. Материалы для истории Рязанской епархии. Павел Моравский // Рязанские епархиальные ведомости. 1879. С. 465-468; Воздвиженский Т. Историческое обозрение Рязанской иерархии. М., 1820. С. 169-188.
11. Хворостова Е.Л. Палаты с проходом и проездом в подклете Успенского собора Рязанского кремля. // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. IV. М., 2001. С. 75-76.
12. Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности: (С примеч. свящ. И. Добролюбова). Рязань, 1889. С. 109. § 290. Из записной ставленической книги.
13. Воздвиженский Т. Историческое обозрение Рязанской иерархии. М., 1820. С. 188.