Розов Константин Васильевич, Великий Архидиакон

Родился 10 февраля 1874 года в семье сельского священника. Отец Константина – Василий Степанович Розов – был священником прихода села Жданово Симбирской губернии Курмышского уезда (ныне Пильнинский район Нижегородской области).

Начальное образование Константин Розов получил в сельской школе, а затем, по окончании Алатырского духовного училища, в 1889 году был направлен Симбирскую Духовную Семинарию. В 1895 году стал псаломщиком Всехсвятской церкви. В городе Симбирск устроилась и семейная жизнь К. В. Розова: в 1896 году он венчался с купеческой дочерью Любовью Ивановной Полововой. В августе того же года последовал перевод Константина Васильевича в Кафедральный Троицкий собор, а в сентябре рукоположение в сан диакона. По воспоминаниям старожила Симбирска С.Ф.Уточкина, “из лучших диаконов 29 церквей Симбирска возвышался только К.В.Розов. Когда он служил обедню, с его прекрасным неутомимым басом, прихожане в церкви усердно слушали и восхваляли Розова”. В период с 1897 по 1899 год Розов состоял законоучителем в Городском приходском училище N 6.

Из послужного списка К. В. Розова за 1904 год следует, что в 1898 году Высокопреосвященнейшим митрополитом Московским и Коломенским Владимиром он был “определен на штатное дьяконское место к Московскому Кафедральному Христа Спасителя Собору”, а затем в 1902 году – к Большому Успенскому Собору и возведен в сан протодиакона.

В 1903 году на богослужении при участии протодиакона К.В.Розова в Большом Успенском Соборе присутствовала императорская семья. Впоследствии К.В.Розов был удостоен царского подарка: “всемилостивейшим пожаловано ему из Кабинета Его Императорского Величества золотые часы с золотой цепью” и приглашения императора Николая II поступить на службу протодиаконом Собора Императорского Зимнего Дворца. Прослужил в Санкт-Петербурге с 1904 по 1907. Однако, северная столица тяготила Розова своим придворным этикетом и условностями. В марте 1907 года, ссылаясь на губительный для его здоровья климат Петербурга, К.В.Розов просит перевести его обратно в Москву, в Успенский собор. Это ходатайство было удовлетворено. Розов был переведен в Москву протодиаконом к Московскому Большому Успенскому Собору.

Именно в Москве, во второй, древней столице Российской империи, талант Розова раскрылся с наибольшей полнотой, здесь снискал он огромную любовь и признание народа. Среди почитателей Розова были представители буквально всех слоев населения – дворяне, чиновники, купцы, интеллигенция, простолюдины, его голосом восхищались композиторы А.Кастальский, П.Чесноков и другие.. Со всех концов России съезжались ценители дьяконских низких голосов на Воскресную торжественную службу в неделю Православия в Успенский собор. Константин Васильевич, превзошедший своих предшественников, пользовался особой популярностью. В многочисленных воспоминаниях современников отмечается красота и необыкновенная сила голоса Розова. Так маршал Г.К.Жуков в воспоминаниях писал: “В Успенский Собор ходили с удовольствием слушать великолепный Синодальный хор и специально протодиакона Розова, голос у него был как иерихонская труба…” К.В.Розов участвовал во многих благотворительных концертах в Комитете общества благоустройства средних учебных заведений и госпиталях, в богослужениях Марфо-Мариинской обители Москвы, в Крестовоздвиженском монастыре г.Твери и других городах.

Он был приглашен и за границу на торжества освящения храма-памятника, сооруженного в Лейпциге в 1913 году в память русских воинов, погибших в битве с войсками Наполеона в октябре 1813 года.

После Октябрьской революции 1917 года в России было восстановлено патриаршество. При избрании Святейшего Патриарха Тихона в Храме Христа Спасителя именно Розову было поручено провозгласить ему “Многая лета”. В январе 1918 года по предложению Святейшего Патриарха Тихона Константин Васильевич был возведен в сан архидиакона. В те годы все торжественные богослужения в Москве совершались в Храме Христа Спасителя, и Розов был их непременным участником. Много служил он и в других московских церквях, принимал участие в благотворительных концертах.

19 сентября 1921 года в Москве в Храме Христа Спасителя, где собралось свыше 15 тысяч человек, торжественно отмечалось 25-летие его дьяконского служения. Тогда же состоялось торжественное наречение К.В. Розова Великим Архидьяконом, впервые в Русской православной церкви. В те памятные сентябрьские дни благодарные верующие преподнесли своему любимцу множество поздравительных адресов и приветствий, часть которых сохранилась до наших дней.

Изменившаяся в 1920-е годах обстановка в России побудила К.В. Розова обратиться к концертной деятельности, его репертуар значительно расширился, в нем появились произведения современных авторов, но все же чаще он исполнял известные русские народные песни, а также классические произведения Чайковского, Мусоргского и иных композиторов. Не оставив церковного богослужения, Розов становится солистом Московской Государственной Академической капеллы и концертирует совместно с артистами московского Большого театра и театров Петрограда в разных городах России.

В марте 1923 года в Большом зале Московской консерватории состоялся последний концерт, проходивший с его участием. 30 мая 1923 года он скончался в возрасте 49 лет. Его смерть вызвала глубокую печаль москвичей. На панихиде по Великому Архидиакону, состоявшейся в Крестовоздвиженском храме бывшего Крестовоздвиженского монастыря, наряду с жителями близлежащих домов присутствовали композиторы А.Кастальский, П.Чесноков и другие представители творческой интеллигенции.

К 100-летию со дня рождения К.В. Розова на его могиле на Ваганьковском кладбище Московской Патриархией был установлен памятный крест белого мрамора. С начала 1990-х годов началось возрождение памяти о К.В. Розове. В прессе появились статьи о нем, были выпущены пластинки и аудиокассеты с духовными и светскими произведениями в его исполнении. В 1993 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был проведен 1-й Международный праздник дьяконского искусства имени Великого Архидьякона К.В. Розова, ставший теперь ежегодным.

Огромная роль в возрождении памяти о Розове принадлежит его дочери, Людмиле Константиновне, сумевшей сохранить большую часть его документального наследия для потомков.

 

Литература:

  • Розова Л.К. “Великий архидиакон” (М.: Издательский отдел Московской Патриархии, 1994)

  •  

Информация с сайта «Древо. Открытая православная энциклопедия» https://drevo-info.ru/articles/192.html