М. В. Бойкачев, Н. В. Панфилова «Художественное наследие Серафимо-Понетаевского женского монастыря»

Серафимо-Понетаевский женский монастырь расположен в селе Понетаевка Шатковского района бывшего Арзамасского уезда. Основание этого монастыря связано с Серафимо-Дивеевским женским монастырём. 10 февраля 1861 г. по Указу Святейшего Синода Дивеевская община была возведена на степень 3-классного монастыря. Для объявления Указа и выбора начальницы в Дивеево приезжал епископ Нижегородский Нектарий. 20 мая по жребию настоятельницей монастыря была избрана Гликерия Васильевна Занятова. Но недовольные этим избранием сестры стали посылать жалобы на местное епархиальное начальство в Святейший Синод. В результате Синод не утвердил Занятову в должности настоятельницы, и она 6 марта 1862 г. навсегда оставила Дивеевский монастырь. Вместе с двумя сестрами, Ерофеевой Прасковьей Павловной и Маккавеевой Глафирой Семёновной, Занятова принимает приглашение дочери генерал-майора Копьева — Елизаветы Алексеевны, переселиться к ней в имение в село Понетаевку Арзамасского уезда. Вскоре около Занятовой собралось более 20 сестёр. Инокини трудились, совершали келейные правила в доме Копьевой и ходили на службу в приходскую Понетаевскую церковь. Таким образом, было положено начало Понетаевской общины. Е. А. Копьева в конце марта 1862 г. подаёт прошение об учреждении в своём имении женской общины с наименованием Серафимо-Понетаевская. На устройство и обеспечение обители она предложила во владение 100 десятин земли, каменные строения в своём саду, господский дом и домовую церковь. 27 октября 1864 г. женская община в селе Понетаевке была учреждена. 22 августа 1869 г. община была возведена на степень 3-классного женского монастыря, с общим числом проживающих 218 человек, с числом монахинь, кроме игуменьи и казначеи, из 15 лиц, составом причта из священника, причетника и диакона. При монастыре учреждено училище для девиц духовного звания.

Немаловажную роль в создании монастыря и его становлении сыграл отец Иоасаф — Иван Тихонович Толстошеев. Мещанин родом из города Тамбова, Саровский послушник, считавший себя учеником и келейником о Серафима Саровского. В 1848 г. его переводят из Сарова Тамбовской епархии в Печерский монастырь Нижегородской епархии. Там его постригли в монахи с именем Иоасаф. Затем посвятили в сан иеромонаха. В начале 1860-х гг. он был назначен настоятелем Павло-Обнорского монастыря Вологодской губернии, где принял схиму под именем Серафима. Позднее был переведён в Арзамасский Высогорский монастырь.

В 1849 г., будучи иеромонахом Нижегородского Печерского монастыря, Иоасаф издал в Москве «Сказание о подвигах и событиях жизни старца Серафима, иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни, с присовокуплением очерка жизни первоначальницы Дивеевской женской обители Агафий Симеоновны Мельгуновой». Это было одно из первых изданий о Серафиме Саровском. Подарочный экземпляр книги с акварельными иллюстрациями был преподнесён в дар императорской семье и хранился в библиотеке императрицы Александры Фёдоровны (старшей).

Всю свою жизнь он оказывал помощь и покровительство послушницам Серафимо-Понетаевского монастыря, поддерживая их во всех их начинаниях. Для этого отец Иоасаф использовал и свои связи в Санкт-Петербурге, где неоднократно бывал, собирая пожертвования среди петербургской аристократии. Он был знаком с царской семьёй и имел честь представиться Императрице, благословив её, детей и фрейлин(1). По просьбе настоятельницы игуменьи Евпраксии, как истинный попечитель и наставник сестёр, оставивший им своё духовное завещание, Иоасаф был похоронен за алтарём храма «Живоносный Источник» Серафимо-Понетаевского монастыря, на месте, избранном самим старцем.

Знавшие о. Иоасафа характеризуют его как большого любителя и знатока живописи, хорошего художника, писавшего картины, достойные мастера с академическим образованием. В особенности он любил рисовать сюжеты из жизни о. Серафима Саровского(2).

В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» архимандрита Серафима (Чичагова) сообщается следующий факт. Отец Иоасаф, как живописец, бывая часто в Петербурге, возымел намерение обучить некоторых преданных ему сестёр искусству живописи. С помощью своих покровителей он получает дозволение Почётного Президента Императорской Академии художеств Великой Княгини Марии Николаевны учить их в Академии. Была собрана и отправлена в Петербург группа монашествующих девиц под начальством самой преданной о. Иоасафу Гликерии Занятовой, назначенной одновременно и сборщицей пожертвований. Ходатайствовала об их учёбе в Академии и фрейлина Великой Княгини Марии Николаевны графиня Толстая(3).

Они были посланы в Петербург для обучения иконописи и мозаическому искусству. Получение художественного образования сыграло решающую роль в организации художественной мастерской в Серафимо-Понетаевском монастыре.

При работе нами были использованы вещественные материалы и архивные документы НГИАМЗ 1920-х гг. Из них следует, что после закрытия Серафимо-Понетаевского монастыря в 1927 г. встал вопрос о сохранении его художественного наследия. В связи с этим и на основании Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 7 января 1924 года, научный сотрудник Нижегородского областного Музея Д.В. Прокопьев был командирован 24 января 1928 года в село Понетаевку для учёта и принятия из всего имущества Понетаевского монастыря предметов историко-худо-жественного значения(4).

Именно Дмитрию Васильевичу Прокопьеву, энтузиасту, профессиональному музейщику, имеющему специальное искусствоведческое образование, мы обязаны тем, что было сохранено культурно-художественное наследие Серафимо-Понетаевского монастыря. Особенно следует отметить, что в списках поступивших в Музей предметов нет изделий из драгоценных металлов, богатой церковной утвари и т.п. Мы видим, что были спасены предметы, характеризующие высокий уровень художественной деятельности монастыря. В никому не нужных в то время «бумагах»: книгах, литографиях, рисунках, картинах, — Прокопьев смог увидеть тот бесценный материал, который является частью сокровищницы национальной русской культуры второй половины XIX — начала XX века.

В Книге поступлений Нижегородского областного исторического музея за 1928 г. значатся все предметы, поступившие из Серафимо-Понетаевского монастыря. В 19 34 г. значительная и наиболее ценная часть этой коллекции была передана во вновь организуемый Художественный музей. Проверить их наличие в Художественном музее в настоящее время не представляется возможным. Состав первоначальной коллекции, поступившей из Серафимо-Понетаевского монастыря следующий:

  1. Картины (холст, масло, акварель), в основном авторы не известны,
    за исключением нескольких произведений. Это портреты священнослужителей и монахов, купцов, а также картины на библейские сюжеты, портреты Серафима Саровского, картины на светские и исторические сюжеты.

  2. Копии с картин известных художников, выполненные на холсте маслом.

  3. Рисунки. Среди них альбом карандашных рисунков художника Сорокина П. с изображением архитектурных памятников и фресок
    Византии.

  4. Гравюры, литографии на библейские и евангельские сюжеты, виды
    Нижнего Новгорода и русских монастырей.

  5. Иконы, выполненные на холсте маслом.

  6. Мозаичные иконы.

  7. Иконы, имитирующие мозаику, и выполненные на холсте маслом.

  8. Финифтяные изделия.

  9. Пасхальные фарфоровые яйца.

  10. Книги.

  11. Лубочные картинки на библейские сюжеты.

  12. Фотографии монастырей, церквей, священнослужителей и картин
    на библейские сюжеты.

  13. Деревянная скульптура «Голова Иоанна Предтечи».

  14. Барельефы из чугуна «Апостол Пётр», «Иоанн Богослов».

15. Отдельные бытовые предметы: киоты, осветительные приборы,
берестяной бурак, сарафан, кофта и т.д.

В ходе научно-исследовательской работы нами были использованы архивные материалы ГАНО с 1863 по 1928 г. Это документы об организации монастыря; списки послушниц и монахинь, проживающих в монастыре; отчеты о состоянии монастыря; ведомости о состоянии и народонаселении монастыря; ведомости о настоятелях и монашествующих в монастыре и др.

При изучении архивных документов ГАНО за период с 1864 по 1919 г. были выявлены данные на 198 мастериц, проходивших послушание в художественной мастерской монастыря. Наибольший процент составляли выходцы из крестьян, а также мещане, солдатские и купеческие дочери, одна унтер-офицерская дочка. Это были монахини, рясофорные и проживающие по увольнительным видам на испытании. Среди них больше всего было уроженцев Нижегородской губернии, а остальные родом из Тамбовской, Вятской, Пензенской, Петербургской, Ярославской, Костромской, Рязанской, Симбирской губерний. Интересно, что большинство мастериц были грамотными, т.е. умели писать и читать.

Из них:

  • Живописными работами (писание образов маслом по холсту) занимались 86 человек;

  • Иконописанием на досках — 13 человек;

  • Мозаичными работами — 18 человек;

  • Финифтью — 16 человек;

  • Подготовительным рисунком — 25 человек;

  • Надписями на иконах — 1 человек;

  • Чеканными работами — 17 человек;

  • Золочением икон — 6 человек;

  • Грунтовкой парусин и подготовкой красок — 13 человек;

  • Укупориванием икон — 2 человека.

Давая эти цифровые данные, мы исходили из того, что для каждой конкретной мастерицы это было основное послушание. Но необходимо учитывать, что в течение жизни в монастыре, мастерица могла менять послушание, переходя из одной специальности в другую.

Среди художниц живописной мастерской монастыря были такие, у которых стаж доходил до 10 лет. Например, Андреева Прасковья Матвеевна занималась живописными работами с 1897 по 1917 г., Бушнева Евдокия Фёдоровна (монахиня Евфрасия) — с 1887 по 1894 г. Другие проходили данное послушание в течение только одного года и больше в художественной мастерской не работали. Третьи переходили на другие художественные работы, так Капитонова Анна Платоновна сначала имела послушание рисовальщицы, затем живописицы, а после занималась чеканной работой.

Из среды мастериц можно выделить отдельные личности, о которых следует сказать особо. Старшей по живописной работе в 1872 г. становится Семикова Анастасия Никифоровна (1839—1917 гг.). Семикова — унтер-офицерская дочка родом из Нижегородской губернии. В 1848 г. поступила в Дивеевский монастырь. С 1864 г. в Серафимо-Понетаевском монастыре. Проходила послушание в живописной мастерской. В 1892 г., за отличную усердную деятельность к живописному искусству, награждена Святым Синодом Наперсным крестом.

В 1893 г. определена настоятельницей монастыря, в 1894 возведена в сан игуменьи под именем Нектария. Уже, будучи настоятельницей монастыря, неоднократно награждалась высокими наградами за управление монастырём.

Следует отметить Занятову Марию Ивановну (монахиню Маргариту), 1851 г.р., из крестьян Нижегородской губернии, Ардатовского уезда, д. Малое Череватово. Поступила в монастырь в 1867 г. По имеющимся у нас данным, с 1871 г. занималась живописью образов, а с 1894 г. в её обязанности было вменено обучение сестёр живописной мастерской.

Можно назвать хотя бы несколько имён мастериц живописного дела, долго проработавших в мастерской:

  • Бобыкина Стафанида Герасимовна (монахиня Сусанна) работала
    с 1895 по 1917 г.;

  • Войлошникова Клавдия Ивановна (монахиня Антонина), 1860 г.р.
    Купеческая дочка родом из г. Любима Ярославской губернии. В 1879 г. ею
    была написана икона «Знамение Пресвятой Богородицы», позднее объявленная Чудотворной. В живописной мастерской работала до 1895 г.;

  • Елдышова Агафья Михайловна (монахиня Екатерина) работала
    с 1887 по 1895 г.;

• Серапионова Александра Михайловна (монахиня Мария), 1838 г. р.;
В живописной мастерской значительная группа сестер занималась подготовительным рисунком. Обычно сестры занимались этим не долго, в течение 2—3 лет, а затем переходили на освоение других, более сложных операций. Это был период своеобразного ученичества, через который проходили все мастерицы.

В монастыре занимались также и иконописанием — изображением образов на досках. В рапортах о состоянии монастыря отмечался тот факт, что в Серафимо-Понетавском монастыре получила развитие иконописная живопись древнего греческого стиля в отличие от Серафимо-Дивеевского монастыря, где развивалась иконописная школа академического стиля. Иконописание, в сравнении с живописными работами, более сложный художественный процесс, и посему мастериц было меньше. Среди иконописцев выделяем Овчинникову Марию Петровну (монахиню Мариамну), 1848 г. р., из мещан Вятской губернии. С 1864 г. проживала в монастыре. По архивным данным, в 1871 г. уже занималась иконописанием, а в 1897 г. отмечена как старшая при живописном заведении. Именно тут наблюдается наибольшее количество опытных мастериц, среди которых можно назвать:

  • Образцеву Александру Васильевну, 1829 г. р.;

  • Решетову Елену Кузьминичну, 1840 г. р.;

  • Арюткину Марию Артемьевну (монахиню Манефу), 1846 г. р.

Несколько человек выполняли подготовительную работу по грунтованию досок и парусины для написания икон. Отдельные мастерицы, проработав определённый срок, в дальнейшем получали новое послушание. Но были такие, кто занимался этой деятельностью долгие годы. К таким можно отнести Егошину Анисью Яковлевну, 1852 г. р., из крестьян Вятской губернии, работавшую в данной мастерской в 1880 — 1890-е годы.

В живописной мастерской была группа мастериц, которая занималась приготовлением красок для написания икон. Среди них была Ежкова Ирина Михайловна, 1856 г. р., из крестьян Нижегородской губернии, занимавшаяся этой деятельностью в 1880 — 1890-е годы.

Мозаичное отделение было организовано одновременно с живописным и действовало с начала образования монастыря. По известным нам документам, оно просуществовало в Серафимо-Понетаевском монастыре до 1919 г. Первоначально мозаичная мастерская состояла из сестер, получивших образование в Санкт-Петербурге. Среди художниц, работавших в мастерской, были:

  • Сабанина Надежда Дмитриевна, 1837 г. р., из дворян. В 1861 г.
    поступила в Дивеевскую общину, а затем была одним из организаторов
    Серафимо-Понетаевского монастыря. С 1872 г. являлась старшей в мозаичной мастерской;

  • Кисельникова (Киселёва) Рахиль Осиповна (монахиня Рахиль), 1839 г.р.,
    из мещан Нижегородской губернии. В 1879 г. поступила в монастырь,
    а с 1871 г. её уже отмечали как мастерицу по изготовлению мозаических
    образов. С 1887 по 1895 гг. она являлась старшей в мозаичной мастерской;

  • Монахиня Антонина, 1822 г.р., солдатская дочь. Родом из Санкт-
    Петербурга. С 1855 г. в Дивеевской общине. Была одним из организаторов Серафимо-Понетаевского монастыря. Сама выполняла мозаические работы и обучала других, но была вынуждена прервать свою деятельность
    в связи с тем, что в 1872 г. была утверждена в должности казначея монастыря. За деятельную службу была награждена в 1887 г. Святым Синодом
    наперсным крестом;

  • Баранова Евдокия Антоновна, из крестьян Нижегородской губернии,
    занималась мозаическими работами в 1880-е — 1890-е гг.;

• Догадина Парасковья Захаровна, 1870 г. р. (монахиня Елена), из крестьян села Понетаевки. В монастыре с 8 лет. Вначале обучилась рисованию,
а в 1894 г. она уже значится как мастер мозаических образов, выполнявшая это послушание до принятия монашеского сана в январе 1917 г.;

• Попова Гликерия Фёдоровна, 1849 г. р., из крестьян Тамбовской
губернии, на протяжении более 30 лет выполняла послушание по подготовительным работам для монастырских художников-мозаичистов.

Круг сюжетов мозаичных икон достаточно широк. Согласно имеющимся данным, в музей поступили следующие иконы: «Великомученица Параскева» (35×28 см), «Сергий Радонежский» (25,5×22 см), «Господь Вседержитель» (40×32 см), «Серафим Саровский» (27,5×22 см), «Алексей человек Божий» (24,5×21 см), «Богоматерь Умиление» (59,5×48 см).

Кроме того, поступили произведения, имитирующие мозаику и выполненные на холсте маслом: «Богородица», «Сергий Радонежский», «Спас Нерукотворный», «Алексей человек Божий», «Апостол Павел», «Митрополит Алексий», «Святая Варвара», «Николай Чудотворец». Они представляют собой подготовительный этап при переводе живописного образа в смальтовую мозаику.

В 1934 г. мозаичные иконы и произведения, показывающие подготовительный этап, были переданы в Нижегородский художественный музей, а в Нижегородском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике в настоящее время находится мозаичная икона «Богоматерь Умиление», к сожалению, имеющая утраты смальты.

На проходившей в 2006 г. в Москве, Нижнем Новгороде и Сарове выставке, посвященной 300-летию Саровской Успенской пустыни, была представлена мозаичная икона «Святитель Николай Чудотворец» из Серафимо-Понетаевского монастыря. В настоящее время она находится в собрании Московской Православной Духовной Академии. Следует отметить очень высокий профессиональный уровень всех указанных выше произведений.

В 1840-е годы, в связи с постройкой Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, в России возрос интерес к мозаичному делу. В связи с этим, из Италии был приглашен мозаичист Раффаэлли Винченцо, который в период с 1848 по 1852 г. вместе с братом и помощником Петром работал в Петербурге по устройству «Императорского Мозаического заведения для замены живописных изображений в Исаакиевском соборе ввиду её (мозаики) долговечности и ценности». С 1851 г. эти вопросы курировал министр Императорского Двора, а в 1852 г. мозаичное заведение было основано при Императорском фарфоровом заводе. С 1862 г. это учреждение уже называлось «Мозаическим отделением Императорской Академии художеств» и в 1864 г. было официально переведено в новое помещение при Академии художеств(5).

В «Прибавлении к Церковным ведомостям» за 1904 г. сообщается, что «мозаическому искусству инокини первоначально обучались в Петербурге у известных итальянских художников братьев Бонафеде, исполнявших грандиозные мозаические иконы в Исаакиевском соборе»(6). В данном случае необходимо пояснить следующее. Инокини, в то время ещё Дивеевской общины, были отправлены на учёбу в Санкт-Петербург в первый раз в конце 1840 — начале 1850-х гг. и, естественно, они могли обучаться мозаичному искусству, как в мастерской Раффаэлли Винченцо, так и у Бонофеди Джустиниана (1825—1866), работавшего в Петербурге с 1851 г. Однако следует учесть, что это были не братья Бонофеди. Вероятнее всего, в данном случае имелись в виду братья Раффаэлли(7).

В июле 1858 года в письме Г.В. Занятовой Нижегородскому епископу Антонию говорится о том, что 4 послушницы Дивеевской общины, в очередной свой приезд, проходили послушание в Петербурге, обучаясь художественному ремеслу. Она пишет, что «занятия их по милости Божией и попечению Ея Высочества Великой Княгини Марии Николаевны, идут успешно под руководством г-на Сонцева»(8).

По нашему мнению упомянутый «Г-н Сонцев» — Солнцев Егор Григорьевич (1818—1864) художник-мозаичист русского классицизма. В 1839 г. окончил Академию художеств. С 1847 г. учился в студии мозаичного отделения в Риме. С 1851 г. — художник-мозаичист Императорской Академии художеств в Петербурге. В 1861 г. — старший художник-мозаичист(9).

Кроме того, в период 1851—1914 гг. мозаичные картины, в том числе для иконостаса Исаакиевского собора, выполнялись в мозаичной мастерской при Императорской Академии художеств. Картоны для мозаик готовил Ф. Рисе, исполнял их Н. Алексеев.

Алексеев, Сыромянский Николай Михайлович (1813—1880), — русский живописец и мозаичист академического направления. В 1820—1828 гг. ученик Арзамасской школы А. Ступина, в 1829—1831 гг. — Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. В 1834 г. Алексеев женится на дочери А. Ступина и становится руководителем Арзамасской школы живописи. Работал в Арзамасе, Нижнем Новгороде, Пензе. В 1844—1845 гг. выполнял картоны для росписей Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге по проекту О. Монферрана. С 1853 г. — мозаичист мастерской Императорской Академии художеств, где исполнялись мозаичные работы для Исаакиевского собора.

Мозаика петербургских художников, как и мозаичные работы Серафимо-Понетаевского монастыря, великолепно имитировала живопись, а «в то время подобные работы особенно восхвалялись именно за тонкость имитации масляной живописи»(10).

Можно предположить, что существовали духовные и художественные связи Серафимо-Понетаевского монастыря и Алексеева Н.М., не только как художника-мозаичиста, но и как руководителя Ступинской школы живописи.

Профессиональный уровень художниц монастырских мастерских был настолько высок, а интересы настолько широки, что когда стало известно о закрытии в 1862 г. в г. Арзамасе известнейшей в России Ступинской живописной школы, руководством монастыря было принято решение о приобретении интересующего их художественного учебного материала, использовавшегося в Ступинской школе в процессе обучения. Это гравюры на библейские и евангельские сюжеты XVIII в. (всего 230 листов), литографии — пособия для преподавания рисования (49 листов), гравюры французских художников начала XIX в. (19 листов) и др. Подобные действия монастыря тем более становятся понятными, если учесть академическую направленность обучения и всего творчества художников как Ступинской школы, так и монастырских художниц.

В пользу подобного вывода говорит и перечень материалов, поступивших в Музей из Серафимо-Понетаевского монастыря. Это гравюры и литографии средневековых миниатюр, литографий из истории Византии, альбом литографий «Восток и Синай» 1857 г., гравюры из серии библейских евангельских сюжетов, лубочные картинки из Священной истории и т.п. Сюда же относятся и копии, выполненные на холсте маслом и акварелью с картин известных художников Корреджо «Рождество», Рембрандта «Портрет женщины», Джотто «Воскресение», Мурильо «Святое Семейство».

Весьма любопытно, что интересы монастырских мастериц не ограничивались академическим искусством. В их библиотеке и собрании художественного материала мастерской хранились литографии и гравюры русских монастырей, портреты известных церковных деятелей, книги по русской истории, в том числе и Полное собрание русских летописей.

Впервые запись о занятиях в монастыре финифтью мы находим в 1869 г., в рапорте Макария — настоятеля Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря(11). Назовём имена некоторых монастырских художниц, работавших с начала 1870-х годов:

  • Брызгалова Александра Ильинична, 1848 г.р., из мещан Пензенской
    губернии. В монастыре с 1864 г.;

  • Докусова Мария Павловна (монахиня Евгения), 1848 г. р., из мещан
    г. Данилова Ярославской губернии. В монастыре с 1865 г.;

  • Землемерова Евдокия Ивановна, 1852 г. р., из мещан Пензенской
    губернии. В монастыре с 1865 г.;

  • Климентовская Наталья Ивановна, 1853 г.р., из духовного звания.
    В монастыре с 1872 г.;

  • Рябкова Екатерина Ивановна (монахиня Ермиония), 1851 г. р.,
    из крестьян Костромской губернии. В монастыре с 1866 г.;

  • Ушакова Матрёна Захаровна, 1853 г. р., из крестьян Тамбовской
    губернии. В монастыре 1871 г.

Известны имена трёх сестёр — Шумилиной Татьяны Васильевны, Надеевой Евдокии Кузьминичны и Потаповой Евдокии Абрамовны, занимавшихся приготовлением плиток и оправ для финифтяных образов. Финифтяными работами продолжали заниматься вплоть до 1919 г. В этом году отмечены две мастерицы. Известно также, что в 1871 г. финифтью занималось 5 сестёр, писавших образа, и 2 были заняты на подготовительных работах. В 1887 г. — соответственно 3 и 1, а в 1894 г. — соответственно 1 и 1.

Известна мастерица Воронина Анастасия Филипповна, 1870 г. р., которая в 1890-е годы выполняла надписи и отдельные слова на иконах. Она уроженка Нижегородской губернии, из крестьянской семьи.

Наибольший интерес среди финифтяных произведений, входящих в коллекцию НГИАМЗ, представляют две иконы: «Явление Пресвятыя Богородицы к отцу Серафиму во время тяжкой Его болезни» (24×19 см) и «Явление Божией Матери старцу Серафиму в день Благовещения» (26,5×21 см). Они выделяются среди других вещей своими размерами и сложными многофигурными композициями. Принадлежность данных икон к мастерской Серафимо-Понетаевского монастыря нам представляется очевидной.

Сделаем предварительное предположение о датировке данных икон, связанное с их иконографией. В иконографии Серафима Саровского можно отметить несколько условных периодов. Известно, что при жизни отца Серафима было написано несколько его портретов, среди которых наиболее известны портрет, написанный художником Дмитрием Евстафьевым, когда старцу было около 50 лет, и портрет художника Серебрякова, написанный за пять лет до кончины старца. К 1849 г. относятся 5 листов с акварельными рисунками — иллюстрациями к житию преподобного Серафима Саровского. Они были вплетены в подарочный экземпляр книги иеромонаха Иоасафа «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима» из библиотеки Зимнего Дворца с личным экслибрисом Императрицы Александры Фёдоровны — супруги Николая I. Среди этих иллюстраций: «Старец Серафим трудящийся в пустыне», «Старец Серафим молящийся на камне», «Кончина старца Серафима» и «Старец Серафим в пустыне кормит Медведя»(12). Это житийные композиции начального периода иконографии Серафима Саровского, выполненные, предположительно, самим Иоасафом, отличаются простой манерой исполнения, непосредственностью, но с большой любовью и теплотой.

К началу 1860-х годов разрабатываются сложные многофигурные композиции из жизни Серафима Саровского, связанные с явлением Ему Богоматери в сопровождении Ангелов и Апостолов. Одни из первых подобных иллюстраций имеются в книге действительного статского советника Н.В.Елагина, изданной в 1863 г., «Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха».13 Первое издание книги имеет 4 иллюстрации, среди которых присутствуют два интересующих нас сюжета: «Явление Пресвятые Богородицы к о. Серафиму (бывшему ещё послушником) во время тяжкой его болезни», «Явление Божией Матери старцу Серафиму в день Благовещения». Иллюстрации с этими же сюжетами, но отличающиеся манерой исполнения и трактовкой сюжетов, имеются и в более поздних изданиях книги (1901, 1903), но выполненные другими художниками, в частности, Н. Осташевым. Сравнивая эмалевые иконы музейного собрания с иллюстрациями «Жития старца Серафима» разных редакций, очевиден вывод, что за основу росписи на иконах взята иконография иллюстраций первого издания 1863 года. Исходя из этого, можно датировать и сами иконы 1860-ми годами, хотя окончательный вывод преждевременен и данный вопрос требует дальнейших исследований.

В художественной мастерской была группа чеканщиц, занимавшаяся изготовлением окладов. Старшей в чеканной мастерской, по архивным данным за 1919 г., была Семикова Парасковья Андреевна (монахиня София), 1853 г. р., из крестьян д. Малое Череватово Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Чеканным ремеслом она начала заниматься не позднее 1871 г. Можно отметить и Ежкову Анну Михайловну, 1872 г. р., из крестьян Нижегородской губернии, работавшую с начала 1890-х годов и до 1919 г. Именно в 1919 г. в монастыре чеканными работами было занято самое большое количество мастериц — 13 человек.

Одним из видов художественной деятельности монастырской мастерской было выполнение работ по золочению. Это был очень ответственный процесс, гармонично входивший отдельным этапом в дело создания иконы. В этой мастерской, ввиду не только требований к квалификации работника, но и ответственности, связанной с использованием драгоценных металлов, мастерицы менялись редко, длительно работая на одном месте. Старшей при позолотной была Белова Анна Семёновна (монахиня Руфина), 1852 г.р., из крестьян д. Малое Череватово Ардатовского уезда Нижегородской губернии. В монастыре с 1869 г. Первоначально проходила послушание — приготовление плитки и оправы для финифтяных образов, а процессом золочения досок икон стала заниматься не позднее 1887 г. С 1919 г. значится старшей при позолотной мастерской. Вместе с ней на протяжении многих лет здесь работала Егошина Анастасия Яковлевна, 1848 г.р., из крестьян Вятской губернии.

Известны имена двух сестёр, занимавшихся «укупориванием» икон. Этот вид деятельности отмечен в документах за 1919 г.

Опираясь на архивные документы Серафимо-Понетаевского монастыря, можно провести анализ доли доходов от художественной деятельности монастыря в сравнении с общими его доходами(14):

Год

Общее количество проживающих в монастыре

Доходы от живописных работ (в рублях)

Общие доходы монастыря (в рублях)

1865

111

 

5005

1867

170

820

8240

1868

200

1150

14926

1869

218

853

11187

1875

280

1590

12039,80

1878

433

2015

13186,57

1882

388

2602

20573,60

1884

408

1890

21084

1886

444 (с учащимися)

1730

21992,59

1887

442

2412

21602,3

1891

Количество не установлено

5455

29701,3

1893

408

3125

26032, 92

1910

772

Количество не установлено

108327,48

1915

808

Количество не установлено

148024,69

1917

818

Количество не установлено

204148,20

Как мы видим, наблюдается общая тенденция роста доходов монастыря, в том числе и от художественных работ. Уже в рапорте архимандрита Арзамасского Спасского монастыря Иоахима за 1864 г. была отмечена такая особенность этой общины, как её изначальная организация на достойном уровне с каким-то особым внутренним изяществом. Иконостас в церкви отличался превосходной живописью, церковная утварь, ризница и библиотека хотя и были небогатыми, «но в достаточной количестве, а главное достойно внимания то, что всё это ново, светло и во вкусе». Это свидетельствовало о высокой внутренней духовной и художественной культуре сестёр общины. С самого начала она строилась «на любви и согласии между сестрами». «Удивления достойно, как всей общине в самый непродолжительный период времени, при скудных средствах всё это благолепно устроилось». «Такой великий успех надо бы приписать единодушию сестёр, их трудолюбию, а главное неутомимым заботам и полезной деятельности»(15).

В середине 1870-х годов в монастыре были начаты работы по постройке каменного корпуса для художественной мастерской.

А с момента организации при монастыре художественных мастерских, сестры сразу задумываются и о реализации их продукции. Для этого в Нижнем Новгороде планируется строительство часовни для продажи художественной монастырской продукции. Это была каменная часовня превосходной архитектуры, построенная в начале 1870 г. архитектором Л.В.Далем в стиле XVII века. Она имела шатровое завершение и как бы перекликалась с собором св. Александра Невского. В часовне находились две иконы работы академика П.С. Сорокина, руководителя живописной мастерской монастыря.

В 1860-е годы в монастыре сформировались два основных художественных направления — школа мозаическая и живописная, деятельность которых определялась творчеством опытных художниц. В то же время, исполняя Указ Синода от 29 февраля 1868 г. об учреждении при женских монастырях учебных заведений для девиц духовного звания, при Серафимо-Понетаевском монастыре в 1869 г. было открыто подобное училище, где кроме закона Божьего, Священной истории, русской грамматики, арифметики, чистописания, девицы обучались также разным рукоделиям. Следует отметить, что аналогичная форма обучения для сирот разных сословий существовала со времени открытия общины. Количество учащихся в разные годы могло доходить до 30 человек. Это способствовало развитию монастырских художественных ремёсел, постоянному притоку новых мастериц и своевременному обновлению квалифицированных кадров.

Деятельность Серафимо-Понетаевского монастыря не ограничивалась только художественной стороной. Она была очень разнообразной, поскольку параллельно развивалось и хуторское хозяйство. Монастырь имел 12 хуторов, где занимались выращиванием мясного и молочного скота, сыроварением, овцеводством, пчеловодством, садоводством и огородничеством, хлебопашеством, рыбоводством, прядением льна и шерсти, ткачеством и вязанием, шитьём одежды и обуви. При монастыре были построены водокачка, кирпичный завод, мельница, лесозавод, кузница, электрическая станция, винокуренный завод и цветочная оранжерея.

Примечания:

  1. Братановский А. Схиигумен Серафим, бывший настоятель Павло-Обнорского
    монастыря о. Иоасаф. — Ярославль, 1887. С. 10.

  2. «И художник он был хороший, любил живопись, знал в ней толк, и сам писал картины такой работы, как будто учился в Академии. В особенности любил изображать события из жизни о. Серафима Саровского; этими изображениями и дарил приходящих». (Братановский А. Там же. С. 11).

  3. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда с жизнеописанием основателя ея: преподобного Серафима и схимонахини Александры, урождённой А.С. Мельгуновой. Составил архимандрит Серафим (Чичагов). Изд. 2-е. — СПб,
    1903. С. 611.

  4. ГАНО, ф. 1684, оп. 1, ед. хр. 115.

  5. Пронина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств. — М., 1983. С. 146.

  6. Прибавлении к Церковным ведомостям, № 35. — СПб, 1904. С. 1022.

  7. Власов В. Г. Стили в искусстве. Т 2. – СПб., 1996. С. 113.

  8. ГАНО. Фонд 570, опись 558, дело 213.

  9. Пронина И. А. Указ. Соч. С. 264.

  10. Власов В. Г. Стили в искусстве. – СПб., 1997. Т. 3. С. 226.

  11. ГАНО, фонд 570, оп. 558, ед. хр. 141.

  12. Каталог к 300-летию Саровской пустыни. – М., 2006. С. 68-70.

  13. Житиё старца Серафима, Саровской обители иеромонаха. Пустынножителя и затворника. – СПб., 1863.

Имеются сведения, что это издание было подготовлено библиотекарем Саровской пустыни о. Иаковом. (Степашкин В. А. Библиотека Саровской пустыни // Нижегородская старина. Журнал 2003. Вып. 6. С. 30.

14. ГАНО. Фонд 570, опись 558, 559. Фонд 619, опись 1.

15. ГАНО. Фонд 570, опись 558.