Сергей Миловский, преподаватель духовных дисциплин, писатель, в разное время педагог ЛДУ и смотритель ПДУ

Сергей Николаевич Миловский родился 17 (29) сентября 1861 г. в селе Вороновка Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне Ульяновская область) в семье настоятеля сельского храма в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» священника Николая Миловского и его супруги Александры Масловской

Исходя из анализа рассказа Миловского «Старенькая церковь» краеведы предполагают, что после ранней смерти матери и брата, писателя длительное время воспитывал его дед, священник села Павло-Куракино Пензенской губернии Тихомиров Алексей Павлович.

После окончания Пензенского духовного училища Миловский учился в Пензенской духовной семинарии, которую окончил по первому разряду в 1881 году. Известно, что во время обучения Сергея Миловского в ПДС её ректором являлся его двоюродный брат по линии матери протоиерей Стефан Масловский.

С 1881 по 1885 год Миловский учился в Казанской духовной академии. В это время Сергей Николаевич вёл просветительский кружок, который посещал молодой Горький. В статье «Беседы о ремесле» М. Горький так вспоминал те годы: «Первое время в Казани, месяца три-четыре, я довольно усердно… посещал кружок Елеонского-Миловского… Елеонский вёл с нами беседы по «Азбуке социальных наук» В.В. Барви-Флеровского, и… мы убеждались, что полезный труд – только труд крестьянина, «из этого труда истекает вся простая и мудрая правда жизни, весь свет и всё тепло для души»; на службу крестьянству городской человек и должен отдать все свои помыслы, все силы. Всё, что мы читали, должно было подтверждать неоспоримость этой истины, нам и казалось, что все книжки единогласно подтверждают именно эту истину».

Можно предположить, что в этот период Сергей Николаевич по каким-то причинам передумал идти по пути священства и ищет себе иной путь. Однако выпускников Духовной академии в то время ждал либо священнический сан и карьера архиерея, либо путь ученого-богослова и преподавателя духовных учебных заведений. Он выбрал второй путь.

5 сентября 1885 года Священный синод определил кандидата богословия Сергея Миловского в Лысковское духовное училище (ЛДУ) преподавателем русского и церковнославянского языков. По отзывам проверяющих инспекторов ЛДУ в период службы в нём Сергея Николаевича по уровню образования выпускников является лучшим среди четырёх духовных училищ Нижегородской епархии. У ЛДУ находятся в личной собственности земельные участки в центре города и два здания на них с училищным правлением, учебными классами, общежитиями для учащихся и квартирами для педагогов. При училище действует большая библиотека. Воспитанники и педагоги Лысковского духовного училища получают бесплатную медицинскую помощь в частной больнице благотворителя.

Среди учеников Сергея Николаевича в Лысковском духовном училище можно отметить будущего священномученика епископа Уфимского Симона Шлеева и известного богослова протоиерея Николая Боголюбова.

Смотрителем ЛДУ в этот период является кандидат богословия Михаил Илларионович Масловский — родной дядя Сергея Николаевича по линии матери. Неизвестно волей случая или … хлопотами близких Сергей Николаевич Миловский попал на службу в ЛДУ к своему родственнику смотрителю. Но вполне вероятно, что протекция такого родственника могла бы объяснить, почему после непродолжительной службы в ЛДУ простым учителем Сергей Миловский получает повышение в системе церковного образования.

2 января 1887 года Сергея Миловского переводят помощником смотрителя в Арзамасское духовное училище. По мнению краеведов здесь Сергей Миловский пользовался уважением и любовью студентов и коллег.

С 31 мая 1889 года Сергей Миловский начал служить смотрителем Починковского духовного училища Нижегородской губернии с преподаванием русского и церковнославянского языков. Как руководитель Сергей Миловский занимался проектированием и строительством училищного здания, по своей инициативе дополнительно занимался со способным студентами.

В Починках Сергей Николаевич встретил дочь священника Анну Введенскую, которая стала его женой. Они венчались 2 июля 1890 года в соборе в честь Рождества Христова города Починки, где потом крестили двоих детей, Николая и Софью.

Указом Правительствующего Сената по Департаменту Герольдии от 20 ноября 1890 года Миловский был утвержден в чине коллежского асессора, а в декабре 1890 года съезд духовенства выразил ему благодарность «за радение об интересах училища». Через год он был отмечен еще одной благодарностью съезда: за труды «по ремонтировке здания».

В 1892 году Миловский работал в Лукояновском комитете помощи голодающим. Именно в этот период он знакомиться с писателем Владимиром Короленко, возглавлявшим выше названный комитет. Короленко понравились рассказы Миловского, которые он впоследствии печатает у себя в «Русских ведомостях». Считается, что в это время Короленко помог выбрать Миловскому и литературный псевдоним — Елеонский, который является вольным переводом на греческий фамилии Сергея Николаевича (Миловский — милость — έλεος)

В 1894 году Миловского назначили инспектором Вятской духовной семинарии. Это самые трагические годы в его жизни. Умирает от малярии четырёхлетний сын Николай. Ситуация осложняется отчислением двадцати семинаристов, поднявших «бунт» конкретно против Сергея Николаевича, и.о. ректора, активно предпринимавшего попытки наладить учебные дела и дисциплину в семинарии.

Глубоко переживая эти события, Сергей Николаевич пишет прошение о переводе в «тихое место» и в октябре 1895 года епархиальное начальство переводит Миловского смотрителем духовного училища в Сарапул. Занимая должность смотрителя Сарапульского духовного училища, Сергей Николаевич преподает катехизис и церковный устав. Так же вскоре после перевода Миловский разработал программу обучения «инородцев» в духовных училищах Сарапульского викариатства, что имело немаловажное значение для повышения уровня образования в Вятской губернии. Помимо службы в училище Миловский принимает активное участие в общественной жизни Сарапула, в частности, Сергей Николаевич является одним из учредителей Сарапульского краеведческого музея и Общества изучения Прикамского края.

Широкую известность в России Сергею Николаевичу Миловскому принесло литературное творчество. Его первый очерк «На поповом дворе» был опубликован в девятом номере журнала «Русское богатство» за 1895 г., за подписью «С. Елеонский». В последующие годы в крупнейших российских журналах: «Вестник Европы», «Образование», «Нива», «Современный мир», «Журнал для всех», а также в газетах «Прикамский край» и «Прикамская жизнь» печатались многие рассказы Миловского (С. Елеонского). Среди них – «Неизреченный свет», «Папаша-крестный», «Грубиян», «Зарок», «Огорчение», «Юбилей», «Ссора», «Высший ум», «Волшебник», «Пьяноборцы», «Под опекой», «Формуляр», «Стерлядь» и другие. Их героями чаще всего становились незаметные сельские священники, вся жизнь которых, так же, как и жизнь их отцов и дедов, была посвящена пастырскому труду. Творчество Сергея Николаевича Миловского часто сравнивали с творчеством Антона Павловича Чехова, главными героями которого тоже были «маленькие люди». «Прикамский Чехов» — так называли Миловского его друзья и почитатели. При публикации произведений в местных газетах Миловский скрывал своё имя, подписывая рассказы и очерки разными псевдонимами: «Старцев», «Спирит», «Млит», «Обыватель», «Павлов», «Шиханов», «Служитель», «Горюн», «Провинциал», «Пеплов» и др.

В 1904 г. в петербургском издательстве «Знание» вышел первый том избранных рассказов Миловского, посвященный В. Г. Короленко. Через семь лет, в 1911 г., в этом же издательстве вышел второй том его рассказов.

11 (24) августа 1911 г. Сергей Николаевич Миловский трагически погиб, упав с крыши, возглавляемого им Сарапульского духовного училища. Почти сразу появилась версия, что это было самоубийство в результате обострившейся нервной болезни, из-за которой писатель несколько раз с депрессией лежал в клиниках. В то же время это могло быть несчастным случаем во время осмотра кровли училища. Так или иначе, но Сергей Николаевич был похоронен по церковному обряду с отпеванием в храме.

После смерти писателя в газетах и журналах были опубликованы ещё несколько его рассказов. В течение последующих десятилетий, вплоть до недавнего времени, произведения Сергея Николаевича Миловского не переиздавались. И лишь в 2008 г. в сборнике «В уездном городе «С» были опубликованы два его рассказа: «Оползинская мифология» и «Посылка». Затем в Сарапуле в краеведческом издательском проекте «Культурный слой» были изданы три тома рассказов Миловского: «Хрустальное яблоко», «Неизреченный свет», «Волшебник». С 2014 года рассказы Миловского инсценируются, спектакли по его рассказам ставятся на сцене городского драмтеатра и Литературно-музыкального театра. С 2015 года в Сарапуле учреждена ежегодная литературная премия имени С. Н. Миловского «Хрустальное яблоко». В 2016 г Н. С.Запорожцева опубликовала книгу-биографию о Сергее Миловском «Тайны Сарапульского смотрителя».

Источники:

1. «Тайны Сарапульского смотрителя» Наталья Запорожцева

2. «Лысковское духовное училище» В. В. Краснов. Журнал «Нижегородская Старина», текст с официального сайта Лысковской епархии http://lyskovskaya￾eparhya.ru/krasnov-luskovskoe-dyhovnoe-ychilihe/

3. «Богослов, философ и психолог протоиерей Николай Михайлович Боголюбов: судьба и творчество» Н. Ю. Стоюхина. Нижегородская Духовная Семинария, текст с официального сайта Лысковской епархии http://lyskovskaya-eparhya.ru/bogolybov￾bogoslov/

4. «Масловский Михаил Илларионович» Тюстин, А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия. Славу Пензы умножившие. Т. 2 (М-Т):, Текст с сайта «Пензенские хроники. Краеведческий портал» http://penzahroniki.ru/index.php/spravochnik/147- penzenskaya-personaliya/2242-maslovskij-mikhail-illarionovich-1834-02-10-1912 5. Пензенские епархиальные ведомости,1886 г, №18