С. М. Шамин  «Иларион (Ананьин), святитель, митрополит Суздальский и Юрьевский»

SONY DSC

Источники

Основным источником сведений об Иларионе является его Житие, известное в нескольких редакциях. По всей видимости, 1-я, краткая, редакция была создана во Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни (ныне в поселке Фролищи Володарского р-на Нижегородской области) между 1686 и 1690 гг. диаконом Григорием, писавшим «по просьбе монаха Даниила Евреянина» (время ее написания определяется на основании того, что в ней упоминается обновление суздальского собора и постройка архиерейского дома в 1684-1690, но ничего не говорится о возведении более поздних церквей). Как следует из Жития, оно было дополнено келейником Илариона иеромонахом Мефодием, который «повеле в оных на краех истинная извещения написати, да не будет впредь чтущим и послушающим Жития его раздор и несогласие» (цитаиа по: Морозова. Житие. 2004. С. 385). Сочинение диакона Григория, исправленное иеромонахом Мефодием, читалось в рукописи из великоустюжского Успенского собора, открытой И. А. Шляпкиным в 1899 г. (местонахождение рукописи неизвестно). Житие было опубликовано В. Т. Георгиевским. По меньшей мере в 18 списках XVIII-XIX вв. известна пространная редакция Жития – «Повесть о блаженной жизни преосвященнаго Илариона, митрополита Суздальскаго, бывшаго перваго строителя Флорищевой обители, и о построении той обители», составленная между 1749 и 1756 гг. (издана КазДА). Датировка данной редакции основана на том, что в конце текста описан ряд чудес у гроба святителя. Рассказ перед завершающей припиской относится к 1749 г., но ниже помещено сообщение о чуде, происшедшем в 1756 г. «Повесть о блаженной жизни преосвященнаго Илариона…» значительно пространнее 1-й редакции Жития и содержит отсутствующие в краткой редакции сведения, в частности, об отце Илариона священнике Анании, о многих деятелях XVII в., в т. ч. об иконописце Симоне Ушакове, с которым Иларион состоял в родстве. «Повесть о блаженной жизни преосвященнаго Илариона…» была составлена на основе более ранних произведений. Так, автор ссылается на «Пространную повесть о святителе Иларионе и о начале Флорищевой пустыни» и на «Книгу иеромонаха Мефодия». При описании рукописного собрания Флорищевой пустыни в 1893-1896 гг. эти сочинения обнаружены не были.

Биография

Иларион был младшим сыном священника Анании и его супруги Мелании, в крещении получил имя в честь святителя Иоанна Златоуста. Его отец служил при нижегородском Зачатьевском женском монастыре. По-видимому, в Нижний Новгород семья переехала из села Лыскова (ныне город в Нижегородской обл., расположен на берегу Волги напротив Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря), где священник Анания сблизился с будущими членами «ревнителей благочестия кружка». В «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона…» сообщается, что в Лысково к «учительному» священнику Анании в 1-й пол. 20-х гг. XVII в. приходил для духовных бесед Никита Минин (впоследствии Патриарх Никон), живший тогда послушником в возобновленном в 1620 г. Желтоводском монастыре. По мнению Н. Ф. Каптерева, благодаря священнику Анании Никон завязал знакомство с Иваном Нероновым, Аввакумом Петровым и Коломенским епископом Павлом (Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Серг. П., 19132.. С. 119). Из Жития Неронова известно, что он некоторое время жил в Лыскове у священника Анании; по мнению Н. В. Понырко, это могло быть в 1-й пол. 20-х гг. XVII в. (Понырко Н. В. Обновление Макариева Желтоводского монастыря и новые люди XVII в.- ревнители благочестия // ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 65-66. Примеч. 40). Вероятно, священник Анания перебрался из Лыскова в Нижний Новгород вслед за Нероновым, уехавшим туда во 2-й половине 20-х гг.

Из Нижнего Новгорода отец Иларион вскоре после рождения младшего сына переехал с семьей в село Кириково (ныне поселок в Лысковском р-не Нижегородской обл.), расположенное также неподалеку от Макариева Желтоводского монастыря. Когда Ивану было 4 года, его мать умерла. Спустя некоторое время священник Анания вместе с Иваном поселился в Преображенской пустыне на реке М. Юнге (с 1620 приписана к Макариеву Унженскому во имя Святой Троицы монастырю) и вскоре принял там постриг с именем Антоний. По свидетельству Жития Илариона, отец и сын посещали окрестные обители ради встреч с ревностными иноками, у которых они научались подвижнической жизни. В «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона…» сообщается, что после кончины 15 апреля 1652 г. патриарха Московского и всея Руси Иосифа иеромонах Антоний был одним из кандидатов на Патриарший престол, но по смирению отказался от этой чести, уступив место Никону. Из Москвы иеромонах Антоний отправился в свой монастырь, но, остановившись в Кирикове у родных, умер. К началу XX в. в ограде Успенской церкви в Кирикове, построенной на средства Илариона в 1692 г., стояла часовня над могилой иеромонаха Антония.

Иван, живший в Кирикове, по-видимому, в конце 40-х гг. по настоянию родственников женился на Ксении, дочери священника из Лыскова, сестре Коломенского епископа Павла. По взаимному согласию супруги жили воздерживаясь от плотских отношений. Через 1,5 года Ксения умерла, и Иван переехал в Москву к старшему брату священнику Петру, который незадолго до того был переведен в Казанский собор на Красной площади (возможно, переход Петра был связан с тем, что знакомый ему по Лыскову Неронов в 1645 был назначен протопопом Казанского собора). Родственники настойчиво уговаривали Ивана вновь жениться, что противоречило его склонности к молитве и аскетическим подвигам. Иван находился в нерешительности относительно своей судьбы, когда у него началась болезнь глаз. Юноша понял, что это было наказание за отступление от обещанного им Богу подвига девства. Вместе с попутчиком Иван добрался до Троице-Сергиева монастыря, где перед ракой преподобного Сергия молился о возвращении ему зрения, о возможности принять иноческий постриг и поселиться во Флорищевой пустыни, где ему доводилось бывать прежде. Чудесным образом юноша исцелился и был удостоен видения преподобного Сергия, обещавшего ему помощь в иноческих трудах во Флорищевой пустыни.

Из Москвы Иван переехал в Коломну, где епископ Павел 11 декабря 1652 г. постриг его в монашество с именем Иларион. 12 марта следующего года епископ рукоположил Илариона во диакона и назначил ризничим архиерейского дома. В сентябре 1653 г., получив благословение епископа Павла, Иларион переселился в расположенную в глухих лесах, вдалеке от селений Флорищеву пустынь. Там жили основавший ее монах Мефодий и 4 инока. Слава об их подвижнической жизни дошла до Москвы, одним из вкладчиков пустыни был духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев. Усилиями Мефодия в пустыни в 1651 г. была построена деревянная Успенская церковь с приделом во имя преподобного Ефрема Сирина. Заботу об украшении храма Мефодий поручил Илариону. Благочестие новоприбывшего инока и его усердие о храме радовали насельников пустыни, решивших просить патриарха Никона о рукоположении Илариона во иерея (среди насельников пустыни не было священника). 22 мая 1654 г. в Москве патриарх совершил иерейскую хиротонию Илариона. В том же году эпидемия чумы унесла жизни почти всех насельников Флорищевой пустыни, включая Мефодия (к 1654 в обители жили 12 пустынников). Иларион и 3 инока остались в живых, благодаря тому что они переселились в келью у села Афанасьева, в 15 верстах от монастыря.

Вернувшись на следующий год во Флорищеву пустынь, Иларион занялся ее восстановлением. Насельники собирались в обители, привлекаемые святостью жизни Илариона, ставшего строителем монастыря. Святой ввел в пустыни строгое общежительство. Однажды он сжег обнаруженное у нескольких монахов тайно хранимое личное имущество. Один из насельников, уличенный Иларионом в присвоении братских денег, пытался зарубить святого топором, но при ударе задел дверной косяк, что спасло Илариону жизнь. Иларион составил для монастыря устав (не сохранился, известен по пересказу в «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона…»), в котором определил порядок совершения молитвенного правила и послушаний, запретил приобретение для монастыряря сел, поскольку иноки должны кормиться своими трудами («возделовая землю и различная устрояя монашескому житию приличная художества»), запретил в монастыре «пьянственное питие», заповедал снабжать едой и одеждой странников и бездомных. Несмотря на скудость жизни в пустыни, Иларион радушно принимал странников, во время неурожаев кормил окрестных жителей. В тяжелые дни Бог посылал помощь терпевшим нужду инокам. Иларион был образцом для братии в молитве и аскетических подвигах. Святой стремился ежедневно служить литургию, его молитвенное правило (которого он придерживался на протяжении всей жизни после пострига) включало 1 тыс. Иисусовых молитв с земными поклонами. Через день или через два, а иногда и всю седмицу Иларион пребывал без пищи. Подавая пример смирения, настоятель трудился на самых тяжелых монастырских послушаниях («воду нося, и дрова секий, и на рамо свое возлагая в поварню и в пекарню ношаше»). Для облегчения богомольцам доступа в пустынь Иларион вместе с братией прочищал через лес дороги к селению, на реках и в топких местах делал мосты. За смирение и твердое противостояние нападениям бесов святой сподобился дара побеждать нечистых духов молитвой и дара слез.

Иларион считал важным наставление монахов: он учил их избегать празднословия не только в храме, но и в кельях, налагал епитимии на нарушителей благочиния. После того как Иларион оставил пустынь, братия начала пренебрегать его заветами, у насельников появилось личное имущество, распространилось пьянство. Илариону пришлось направить во Флорищеву пустынь наказную грамоту, в которой он повторил запрет держать в монастыре спиртное и не разрешил посылать на службы вне монастыря монахов, склонных к пьянству. Кроме того, братии было указано завести приходные и расходные книги (при Иларионе в обители таких книг не было из-за незначительности доходов, впоследствии существенно увеличившихся благодаря пожертвованиям царя Феодора Алексеевича и др. благотворителей). Эта грамота является единственным точно атрибутированным сочинением Илариона.

При Иларионе Флорищева пустынь была обнесена деревянной оградой с церковью во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких на святых вратах. В 1660 г. в монастыре построили новую, более просторную деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, Иларион наряду с другими насельниками пустыни принимал участие в ее сооружении. Прежняя Успенская церковь была перенесена на другое место и переосвящена во имя Святой Троицы (в 1663 сгорела и вскоре была возобновлена). В конце 50-х – начале 60-х гг. XVII в. Флорищева пустынь дважды сильно пострадала от пожаров, Иларион руководил восстановительными работами.

Иларион способствовал прославлению местночтимой Флорищевской Владимирской иконы Божией Матери. Святой отобрал этот образ в Лыскове у мошенников, выдававших себя за сборщиков подаяния на Флорищеву пустынь. Пресвятая Богородица по молитвам Илариона неоднократно защищала обитель при нападениях разбойников в 60-70-х гг. XVII в. (Братия, часто прятавшаяся от грабителей в лесу, была беззащитна перед ними; нападавшие пытали иноков, требуя денег.) По заказу Илариона его двоюродный брат иконописец Симон Ушаков, на чьем дворе Иларион и другие насельники пустыни останавливались, бывая в Москве, написал для монастыря 2 иконы Божией Матери: Владимирскую с избранными святыми (это наиболее ранний вклад Ушакова во Флорищеву пустынь, сделанный в 1660) и Успения (вклад сделан Ушаковым и его учениками в 1662-1663). Икона Успения Пресвятой Богородицы находилась в алтаре Успенской церкви и позднее вошла в иконостас каменной Успенской церкви (построена в 1681). Впоследствии каждый год Владимирскую икону вместе с образом Успения носили крестным ходом по Гороховецкому и Вязниковскому уездам.

При Иларионе, по свидетельству Жития занимавшемся перепиской книг, во Флорищевой пустыне собралась обширная библиотека, обитель стала одним из крупных культурных центров России (впоследствии библиотеку пополнил принявший во Флорищевой пустыне монашеский постриг сподвижник Петра I Алексеевича князь Б. А. Голицын). По-видимому, в начале настоятельства во Флорищевой пустыни Иларион использовал богослужебные книги, не подвергшиеся «книжной справе никоновской». Об этом донесли патриарху Никону, который вызвал Илариона в Москву и заставил 40 дней служить в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре по новоисправленным книгам. В «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона…» подробно рассказывается о колебаниях Илариона в отношении осуществлявшейся в середине XVII в. богослужебной реформы. Поначалу отвергнув ее, святой позднее через особое откровение удостоверился в одинаковой спасительности старых и новых обрядов. Леса вокруг Флорищевой пустыни были местом прибежища старообрядцев, которым Илариону приходилось противостоять (в 1672 Иларион доносил в приказ Тайных дел о живших вокруг Флорищевой пустыни последователях старых обрядов), однако в этой борьбе он не был сторонником крайних мер.

Значительную роль в судьбе святого сыграло знакомство с окольничим (позднее боярином) И. М. Языковым, приближенным царевича Феодора Алексеевича. Возможно, Иларион сблизился с Языковым, когда тот в 1668-1669 гг. занимал должность воеводы в Вязниках. Вскоре после восшествия на престол Феодора Алексеевича (30 января 1676) Языков привел находившегося в Москве Илариона в покои тяжело болевшего государя, на которого благочестивый инок произвел сильное впечатление. 18 января 1677 г. царь дал пожалование Флорищевой пустыне и в дальнейшем неоднократно делал вклады в обитель: в 1677-1680 гг. монастырь получил 3 починка, землю и лес вокруг монастыря, покосы, рыбные ловли, мельницу, соляные варницы и дворовое место в Москве для подворья, а также ежегодную ругу воском, ладаном, медом и церковным вином.

Летом 1677 г. царь собирался посетить обитель, но из-за тяжелого положения русской армии, участвовавшей в отражении нашествия турецких войск на Украину, богомольный поход был перенесен на осень, когда военные действия традиционно прекращались. 22 ноября царь вместе с царевнами выехал из Москвы. Посетив Флорищеву пустынь, государь повелел начать в ней каменное строительство. 27 августа 1678 г. Феодор Алексеевич отправил в монастырь богомольную грамоту, призывая его насельников молиться об избавлении от нашествия турок и татар (ААЭ. Т. 4. № 227. Стб. 313-314). Государь выбрал Илариона крестным отцом для своего сына Ильи. Крещение состоялось 17 июля 1681 г., однако новорожденный и его мать вскоре скончались. Считается, что по совету Илариона царь выбрал себе новую супругу – М. М. Апраксину. В начале осени 1681 г. царь совершил 2-е паломничество во Флорищеву пуст. В этой поездке его сопровождал Смоленский и Дорогобужский митрополит Симеон (Милюков), который 30 сентября 1681 г. освятил в монастыре построенную на средства казны каменную Успенскую церковь. Вкладом царя в храм стал иконостас, написанный в мастерских Оружейной палаты Московского Кремля. Уезжая из монастыря, царь повелел Илариону в скором времени прибыть в Москву. Иларион исполнил повеление, и 11 декабря 1681 г. в столице он был хиротонисан во архиепископа Суздальского и Юрьевского. 16 апреля 1682 г. архиерею вручили ставленую патриаршую грамоту о возведении в сан митрополита, датированную 25 марта. Известно, что поначалу патриарх Иоаким резко протестовал против намерения Феодора Алексеевича даровать Илариону титул митрополита (причины недовольства патриарха неизвестны), но, убежденный царем, согласился (Седов. 2006. С. 446-447). Перед отъездом из Флорищевой пустыни Иларион поставил во главе братии своего ученика Иринарха и завещал, чтобы настоятели пустыни всегда избирались из монахов, принявших в пустыни пострижение и неисходно здесь жительствующих.

После смерти царя Феодора Алексеевича (27 апреля 1682) царская семья продолжала почитать Илариона. К нему в Суздаль приезжала царица Прасковья Феодоровна с дочерьми Анной Иоанновной (впоследствии императрица), Екатериной и Прасковьей. По преданию, сохраненному монахинями суздальского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря, Иларион предрек Прасковье Феодоровне, что ее дочь Анна станет правительницей (Суздальский Свято-Покровский женский монастырь. М., 2002. С. 33). По сообщению «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона…», Иларион получал пожертвования от царей Петра I и Иоанна V Алексеевичей, цариц Наталии Кирилловны, Марфы Матвеевны, царевен. Суздальский митрополит присутствовал на Земском соборе 12 января 1682 г. по отмене местничества. Во время стрелецкого восстания 1682 г. архиерей находился в Москве. 25 сентября патриарх Иоаким, выступивший посредником между стрельцами и правительством, отправил Илариона в Троице-Сергиев монастырь, где в то время находилась царская семья, с ходатайством о стрельцах. Посредничество Суздальского митрополита предотвратило кровопролитие.

Иларион участвовал в хиротониях иерархов Русской Церкви: Воронежского епископа святого Митрофана (2 апреля 1682), Киевских митрополитов Гедеона (Святополка-Четвертинского) (8 ноября 1685) и Варлаама (Ясинского) (31 августа 1690). Иларион был одним из советников патриарха Адриана в решении вопроса о епископской хиротонии Дионисия (Жабокрицкого), для которой имелись канонические препятствия. Несмотря на просьбы митрополита Варлаама (Ясинского) и гетмана И. С. Мазепы, 6 ноября 1695 г. патриарх Адриан хиротонию не благословил. 24 июля 1691 г. патриарх Адриан вместе с Иларионом освятил Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре.

Как епархиальный архиерей Иларион много внимания уделял церковному благочинию и поддержанию должного нравственного уровня духовенства. За богослужениями в кафедральном Рождественском соборе архиерей всегда проповедовал («изо уст толковаше Священное Писание»). И. повелел переписать всех нуждающихся в Суздале и определил им милостыню из своих доходов, трапезу со святителем всегда делили «неколико нищих и убогих». Будучи архиереем, Иларион сохранил молитвенное правило Флорищевой пустыни. Свободное от молитвы и дел управления время он посвящал чтению Священного Писания и душеполезных книг; если святитель был утомлен и не мог читать сам, ему читали вслух.

Особое внимание Иларион уделял строительству и украшению храмов. В 1684-1690 гг. подвергся перестройке древний собор Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале: были разобраны хоры и растесаны окна, надгробия (собор служил усыпальницей князей Шуйских, Бельских и Скопиных) переместили к стенам и в углы. Архиерей украсил собор «святыми чудесными иконами, и новоисправными книгами, и освященными сосуды, и ризами драгоценными, и иконостасом позлащенным, яко прекрасную невесту» (Федоров. Ист. собрание. 1855. С. 176). Известно о богато украшенном Евангелии, вложенном Иларионом в собор, и о нескольких вкладах церковной утварью (Тихомиров К. Н. Археологические заметки о городах Суздале и Шуе // ЗОРСА. 1851. Т. 1. С. 81-106). Одновременно был перестроен Суздальский архиерейский дом, в помещениях которого на стенах помимо икон и парсун висели ландкарты. В Рождественском соборе и в соборе Покровского монастыря были установлены иконостасы, выполненные местными мастерами с привлечением в первом случае художника Оружейной палаты Ивана Рефусицкого, а во втором – ученика Симона Ушакова Г. Зиновьева. По всей видимости, по заказу Илариона мастера Оружейной палаты создали местный ряд иконостаса в Спасском соборе Спасо-Евфимиева монастыря (Комашко Н. И. Иконостас собора Спасо-Евфимиева монастыря в контексте художественной жизни Москвы в 3-й четв. XVII в. // Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России: К 650-летию основания монастыря: Материалы науч.-практ. конф. Владимир, 2003. С. 81). При Иларионе в Суздальской епархии было сооружено около 70 церквей. Любимым его детищем оставалась Флорищева пустынь, которую святитель неоднократно посещал. При его поддержке в пустыни были построены каменные храмы: во имя Святой Троицы с келарской и трапезной (1684), апостолов Петра и Павла на святых вратах (1692), преподобных Зосимы и Савватия с приделом преподобного Ефрема Сирина (1703), каменная хлебопекарня. На средства архиерея в Нижегородской епархии была сооружена Успенская церковь в Кирикове (1692), возобновлены храмы или монастыри в Лыскове (к концу XVII в. в Лыскове действовали 5 приходских церквей и 2 монастыря).

Иларион способствовал почитанию Суздальских святых. В 1683-1684 гг. архиерей возглавил переложение мощей преподобного Евфимия Суздальского в новую раку в посвященном святому приделе Преображенского собора в Евфимиевом суздальском в честь Преображения Господня монастыре. 9 июня 1697 г. патриарх Адриан благословил Илариона переложить мощи благоверного князя Александра Ярославича Невского, находившиеся в Боголюбском в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Пресвятой Богородицы) монастыре, в новую раку. Церемония, описанная в «Слове на переложение мощей Александра Невского в новую раку», состоялась 1 июля 1697 г. (Сиренов А. В. Слово на переложение мощей Александра Невского в новую раку // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 640-642). В ней помимо Илариона участвовал живший в то время в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре епископ Леонтий, отрешенный от управления Тамбовской епархией в 1684 г. и направленный в 1690 г. под начало к Илариону. 18 сентября 1698 г. в Евфросиниевом суздальском в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне женском монастыре Иларион по благословению патриарха Адриана обрел мощи преподобной Евфросинии Суздальской. В том же году Иларион принял под свое покровительство царицу Евдокию Феодоровну, сосланную Петром I в суздальский Покровский монастырь.

В последние годы жизни Иларион потерял зрение. По сообщению Жития, болезнь не мешала святителю управлять епархией, несмотря на происки бывшего Тамбовского епископа Леонтия, пытавшегося сместить Илариона на том основании, что из-за слепоты тот не может занимать архиерейский престол. Собор, созванный в Москве по повелению царя в связи с доносами Леонтия, постановил сохранить за Иларионом кафедру. По-видимому, неверным является приведенное П. М. Строевым сообщение об увольнении Илариона на покой 28 февраля 1705 г. (Строев. Списки иерархов. Стб. 657), поскольку следующий после Илариона Суздальский архиерей митрополит Ефрем (Янкович) был назначен администратором кафедры около сентября 1708 г., вероятно в связи с болезнью Илариона. Отпевание Илариона состоялось 30 декабря, более чем через 2 недели после кончины; останки святителя, все это время не подверженные тлению, были погребены в северо-западной части суздальского Рождественского собора.

SONY DSC

Почитание

Вскоре после кончины Илариона у его гробницы стали совершаться исцеления, около 20 случаев было известно уже к середине XVIII в. (описаны в «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона…»). И. особо почитался в Суздале. В Рождественском соборе существовала традиция служения панихид у гробниц святителей Арсения Элассонского и Илариона в пятницу перед Пятидесятницей (Дмитриевский А. А. Архиепископ Елассонский Арсений // ТКДА. 1898. Т. 1. № 1. С. 73). Память Илариона чтили 12 ноября совершением крестного хода. В 1893 г. на средства московской благотворительницы А. А. Шишкиной над захоронением Илариона было устроено новое надгробие, огражденное позолоченной решеткой (Николай Михайлович, вел. кн. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 337). Канонизация Илариона совершилась внесением его имени в Собор Владимирских святых, празднование которому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиепископа Серапиона (Фадеева).

В ознаменование 300-летней годовщины преставления Илариона в Суздале 25 декабря 2007 г. прошла церковно-научная конференция и был совершен крестный ход к месту погребения святителя в Рождественском соборе с участием Владимирского и Суздальского архиепископа Евлогия (Смирнова). В Крестовой палате Суздальского кремля экспонировалась однодневная выставка, на которой были представлены редкий портрет святителя, саккос, подаренный Илариону царем Феодором Алексеевичем, рукописные Жития Илариона, книги с его вкладными записями и другие предметы из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Сочинения:

ААЭ. Т. 4. № 311. Стб. 460-463;

Свирелин А. И., прот. Исторические заметки о Флорищевой пуст. // Владимирские ГВ. 1860. № 49. Ч. неофиц. С. 273-276;

Георгиевский В. Т. Флорищева пустынь: Ист.-археол. описание с рисунками. Вязники, 1896. Прил. № 22. С. 345-349; Древнерус. иноческие уставы / Сост.: Т. В. Суздальцева. М., 2001. С. 252-259.

Источники:

ААЭ. Т. 4. № 260. Стб. 371;

Федоров А. Ист. собрание о богоспасаемом граде Суждале // ВОИДР. 1855. Кн. 22. С. 36, 163-178;

Житие Преосвященного Илариона, митрополита Суздальского, бывшего Флорищевой пустыни первого строителя: Памятник начала XVIII в. Казань, 1868;

Георгиевский В. Т. Житие и подвиги Илариона, митрополита Суздальского, и краткие сведения об основании им Флорищевой пустыни. Вязники, 1894;

Житие Преосвященного Илариона, митрополита Суздальского, по рукописи, хранящейся в библиотеке Великоустюжского собора Вологодской губ. // Тр. Владимирской УАК. Владимир, 1908. Кн. 10. Отд. паг. С. I-XVI, 1-57.

Литература:

Я. П. Краткие сведения о жизни Илариона, митр. Суздальского и Юрьевского, бывшего первым строителем Флорищевой пустыни. // Владимирские ГВ. 1841. Приб. № 32. С. 135-137; № 33. С. 139-142; № 34. С. 143-146; 

Пискарев П. Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский // Нижегородские ГВ. 1847. Ч. неофиц. № 65. С. 258-260; № 66. С. 262-264; № 67. С. 265-267;

Иероним, иером. Жизнь Илариона, митрополита Суздальского и основателя Флорищевой пустыни. М., 1859;

Толстой М. В. Иларион, митрополит Суздальский // ДЧ. 1867. Ч. 1. № 4. С. 263-288;

Замысловский Е. Е. Царствование Феодора Алексеевича. СПб., 1871. Ч. 1. С. 146-158; С. М. Шамин  «Иларион (Ананьин), святитель, митрополит Суздальский и Юрьевский»

Любимов И., свящ. Житие свт. Илариона, митрополита Суздальского, основателя и строителя Флорищевой пустыни. Владимир, 1880;

Барсуков. Источники агиографии. Стб. 218-219;

Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 117-120;

Георгиевский В. Т. Флорищева пустынь. Вязники, 1896;

Георгиевский В. Т. Житие и подвиги святителя Илариона, митрополита Суздальского. Пг., 1914;

Голубинский. Канонизация святых. С. 356, 580; История рус. искусства. М., 1959. Т. 4. С. 187;

Гладкая М. С. Содержание иконостасов, созданных в конце XVII в. по заказу Суздальского митрополита Илариона // Макарьевские чт.: Вехи русской истории в памятниках культуры. М.; Можайск, 1998. Вып. 5. С. 391-399; 

Орлов С. А. Флорищева пустынь. Н. Новгород, 2002; Суздаль. Владимир, 2003. С. 11-15;

Фадеев А. Свтятитель Иларион, митрополит Суздальский, основатель Флорищевой пустыни // Нижегородская старина. Н. Новг., 2004. С. 46-48; 

Буланин Д. М. Иларион (в миру Иоанн) // СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 425-429;

Морозова Е. Л. Житие Илариона Суздальского // Там же. С. 385-388; 

Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор кон. XVII в. СПб., 2006 (по указ.);

Кочетков.Словарь иконописцев. 2009 2. С. 688, 702.

 

Информация с сайта «Православная энциклопедия»:  http://www.pravenc.ru/text/389121.html