В благоустроенном поселке…

Богатый дар грозного царя. Районный центр Бутурлино, с 1977 года имеющий статус поселка городского типа, радует взор добротностью домов, чистотой улиц, ухоженными скверами и палисадниками, пестреющими яркими цветами. Село не из тех, над которыми хочется плакать по уходящей деревне. Передовое сельское хозяйство, включающее не только производство мясных и молочных продуктов, но и переработку, доставку потребителю продовольствия собственных марок. Есть здесь и храм — в честь преподобного Сергия Радонежского, построенный в 1837 году (по некоторым данным в 1839-м). О нем и расскажем.

На волнах истории

История села уходит к середине XVI века, основателем его считается воевода Федор Иванович Бутурлин, получивший земли по берегам живописной реки Пьяны от Иоанна IV за успешную кампанию по взятию Казани. Каменный храм здесь появился в XIX веке, с главным приделом в честь преподобного Сергия и двумя приделами в честь святителя Николая и пророка Илии.

В наше время можно только представить, как плыл над селом, над простором реки Пьяны белоснежный храм характерного для церковной архитектуры позапрошлого столетия типа «корабль» — с невысокой колокольней, увенчанной шпилем с крестом, широким главным куполом, сводчатыми окнами. Главный алтарь храма был освящен в 1844 году, о чем в старой церковной книге сохранилась запись священника Симеона Андреевича Лебедева. Ксерокопия документа находится в Бутурлинском историко-крае­ведческом музее.

В своем первозданном виде церковь просуществовала до 1937 года. Во время Великой Отечественной войны и где-то до 1958 года здесь размещалась начальная школа. А в 1958–1959 годах колокольню, купол, переднюю стену сломали и здание церкви перестроили в Дом культуры, в двухэтажном пристрое расположились учебные классы, художественные мастерские, в здании храма — кинозал.

Грех юности

Бутурлино — это ведь недалеко от моих родных мест. Помню себя подростком лет четырнадцати: выгрузившись с открытого грузовика-полуторки, с такими же юными «артистами», я захожу в белое, украшенное высокими колоннами здание районного Дома культуры. После деревенского клуба он кажется чрезвычайно просторным, а уж акустика такая, что шепот со сцены слышен в последнем ряду зрительного зала! Поем, приплясывая, с азартом и во весь голос: «Вот меня зовут Ерема, а меня зовут Фома…», и кажется, что наши голоса звучат здесь особенно звучно и задорно. И невдомек нам, что перестроен «очаг культуры» из лишенного куполов, икон и настенных росписей храма, что балкон наверху предназначен для церковного хора, а вовсе не для киноаппаратуры. Совершенный по неведению, но все же грех.

В 1992 году здание церкви в честь преподобного Сергия Радонежского было возвращено Нижегородской епархии, при храме был создан приход. Церковь начали постепенно восстанавливать. Не сохранилось здесь росписей по стенам, заново написан иконостас взамен утраченного, а старинные образа мирно соседствуют с иконами современного письма.

В этом году праздничный день Рождества Иоанна Предтечи выдался среди своих дождливых собратьев удивительно ясным и погожим. Щедрое утреннее солнце золотит купола храма, окрашенные поблекшей краской, поклонный крест, фонтанчик во дворе, утопающем в яркой зелени и цветах. Бережно укутанный в прозрачную пленку, перед оградой угадывается памятник великому русскому святому (очевидно, ждет своего открытия).

Церковь заполнена молящимися наполовину: праздник пришелся на рабочий день, зато многие бабушки привели нарядно одетых внуков, некоторые приехали на службу из соседних деревень. Служба идет торжественная и радостная, наверху невидимый хор поет так слаженно и вдохновенно, что, кажется, душа взмывает под купол. Иду на исповедь, вспоминая наконец и тот грех юности, совершенный в этих стенах.

Священная рота

После службы настоятель храма протоиерей Николай Дяур по заведенной здесь традиции отвечает на вопросы прихожан. На вопрос, давно ли служит в этом храме, вспоминает, что год был для него юбилейным — десять лет служения здесь, а в конце года — двадцать лет в сане.

Родом батюшка из Ростовской области, из потомственной семьи священнослужителей. Шестьдесят представителей семейства в разное время служили Господу и Церкви! И сейчас продолжают трудиться в русских храмах его отец и братья.

— А быть свидетелем исцелений и других чудес по молитвам Господу вам случалось?

— Что есть чудеса? — рассуждает батюшка. — Разве не чудо, например, если постоянное обращение к Богу дает 20 лет жизни человеку с тяжелым онкологическим заболеванием?

Однажды отцу Николаю выпало счастье посетить место пребывания нетленных мощей великого святого на острове Корфу и участвовать в богослужении, сослужа будущему Патриарху Кириллу. На мой вопрос, досталась ли ему частичка тапочки Святителя, улыбается скромно и многозначительно.

Сохранившие веру

Приход, как и везде, держится на немногих энтузиастах. А еще — памятью о том, как прежде, в условиях мощной антирелигиозной государственной политики, тихо и упорно берегли в себе православную веру, тайное крещение, наставления от бабушек в слове Божием, крестики, что носили приколотыми к изнанке детских сорочек. Как сидели за партами в школе, устроенной в этом самом здании. Обстоятельный труд посвятила восстановлению храма, священникам и мирянам, потрудившимся здесь, Валентина Ивановна Уварова. Ее мать Клавдия Алексеевна много лет прославляла Бога в церковном хоре.

Сегодня среди активных прихожан — помощник настоятеля Наталья Мочалина, казначея Нина Покоева. Неустанно, с 1993 года и по сей день, трудятся на благо родного храма Клавдия Михайловна Мухина и Екатерина Александровна Мокеева. Они вспоминают первых священников, отца Виктора Ильичева, служившего здесь до 3 марта 1997 года (это он организовал прекрасный хор и воскресную школу), старосту храма Александру Никулину, много послуживших его возрождению. Припоминают, как ездили по деревням собирать деньги на восстановление церкви и продукты для нижегородских семинаристов, как всем миром собрали средства, чтобы заказать икону святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого).

Есть что рассказать им и о современной приходской жизни. Прихожане деятельно участвуют в благоустройстве и украшении храма и территории. Развито социальное служение. В Доме милосердия оборудована молельная комната, где причащают, крестят, венчают. В районной больнице все желающие получают духовную поддержку, здесь ведутся беседы против абортов. В детский приют села Ягубовка ездят с благотворительными концертами — на Рождество Христово, День матери. В детском лагере «Виктория» священники храма работают с ребятами из малообеспеченных семей и инвалидами. При храме действует молодежный клуб «Кирилл и Мария».

Культурный парадокс

С казначеей храма Ниной Петровной Покоевой мы коллеги по бухгалтерской работе, она много лет трудилась на этом поприще в государственных учреждениях районного центра, потом в коммерческих структурах. На работу в храм пришла не случайно: приснилась ей Сергиевская церковь в первозданном виде, словно призывая послужить своему возрождению. Вот и служит, ежедневно борясь с недостатком средств на самые необходимые нужды храма.

Действительно, при всей чистоте и ухоженности церкви видно, что она нуждается в серьезном ремонте: разрушаются нижние ряды кирпичной кладки, наружную стену пересекает большая трещина. Есть ли благотворители, никто мне так и не ответил. То ли дарители желают оставаться неизвестными, то ли редки здесь щедрые пожертвования.

Отчего так? Конечно, труд хоть простого крестьянина, хоть сельского предпринимателя нелегок, но, судя по внешней презентабельности жилищ, приносит свои добрые плоды, а кому-то и весьма высокий уровень обеспеченности. И надо отдать должное, бутурлинцы не равнодушны к культуре и истории родной земли. Площадь у автовокзала украшает памятник основателю села боярину Бутурлину. У памятника героям Великой Отечественной войны, где на двух обширных мраморных плитах имена погибших выбиты мелким шрифтом так тесно, что поражаешься, как же много их было, изобилие венков и живых цветов. В краеведческом музее немало интересных экспозиций, посвященных прошлому и настоящему районного центра, газета «Бутурлинская жизнь» постоянно сообщает о культурных мероприятиях. Почему же так обветшало здание духовного центра поселка, где подавляющая часть жителей считает себя православными?

Евгения Карезина

Газета “Ведомости Нижегородской митрополии”