Архимандрит Тихон (Затёкин) «Жизнеописание иерея Прудовского Владимира Александровича»

 

Владимир Александрович Прудовский родился 12 июля 1890 года в селе Пожарки Сергачского уезда Нижегородской губернии, в семье волостного писаря Александра Михайловича Прудовского и его супруги Таисии Ивановны в девичестве Флёровой. Обучался в Нижегородской Духовной семинарии, однако после окончания первого курса по семейным обстоятельствам был вынужден прекратить учебу[1].

29 августа 1909 года епископом Нижегородским и Арзамасским Назарием (Кирилловым) он был определен на должность псаломщика к храму в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» села Новые-Ключищи Нижегородского уезда. В том же селе, он познакомился с Марией Александровной Чернолесской, которая преподавала в местной школе по окончании Нижегородского Епархиального женского училища. В следующем 1910 году псаломщик Владимир Прудовский венчался на девице Марии Чернолесской и через год у них родился первенец сын Александр. Однако перед венчанием необходимо было пройти так называемый «брачный обыск» чего Александр Прудовский со своей будущей супругой не сделали и более того, данное венчание не было записано в метрическую книгу, за что он в 1915 году получил выговор от Духовной Консистории и был оштрафован на 5 рублей в пользу Попечительства о бедных духовного звания[2].

5 октября 1912 года по благословению викария Нижегородской епархии, епископа Балахнинского Геннадия (Туберозова) псаломщик Владимир Прудовский был посвящен в стихарь, а на следующий год, 21 февраля 1913 года, Преосвященным епископом Нижегородским и Арзамасским Иоакимом (Левитским) состоялось его рукоположение в сан диякона[3].

В том же году, согласно поданного прошения, диакон Владимир Прудовский 22 августа 1913 года епископом Иоакимом был назначен на штатное дьяконское место к Троицкой церкви села Борисово-Поле Нижегородского уезда[4].

В июле 1917 года дьякон Владимир Прудовский подал в Нижегородскую Духовную Консисторию на имя епископа Балахнинского Лаврентия (Князева) прошение о рукоположении и определении его на священническую должность в соседнее село Вармалей. В своём прошении он писал: «С благословения Вашего Преосвященства, я 2 июня месяца ездил в приход села Вармалей для испрошения у прихожан согласия их в принятии меня в их приход. По приезде в приход, церковный староста и несколько человек сказали, что они только-лишь отослали приговор Вашему Преосвященству в котором постановили ходатайствовать пред Вашим Преосвященством о назначении к ним во священника такое лицо, какое благоугодно будет Вашему Преосвященству назначить. А потому покорнейше прошу Вас, Ваше Преосвященство определить меня на священническое место к церкви села Вармалей, на что и буду ожидать милостивейшей резолюции»[5].

Однако на тот момент настоятельское место в этом селе не было вакантным, и отец Владимир был вынужден продолжить своё служение в храме села Борисово-Поле. Его горячее желание быть рукоположенным в сан священника, осуществилось 31 января 1921 года. Он согласно поданному прошению, был рукоположен в сан иерея архиепископом Нижегородским и Макарьевским Евдокимом (Мещерским) и поставлен настоятелем храма в котором нёс свое настоящее служение[6].

В конце 1932 года против иерея Владимира Прудовского было возбуждено уголовное дело по статье 58/10, по обвинению в антисоветской агитации и 10 января 1933 года, он был арестован и препровождён в ПП ОГПУ г. Арзамаса. В обвинительном заключении значилось: «…Будучи непримиримо настроенным к существующему строю Советской власти, поп Прудовский Владимир Александрович систематически занимался антисоветской агитацией среди крестьян за невыполнение хозяйственно-политических кампаний и других мероприятий проводимых Советской властью, путем устройства нелегальных собраний…»[7].

Следствие длилось всего один месяц и 19 февраля 1933 года в выписке из протокола значилось: «Прудовского Владимира Александровича заключить в концлагерь сроком на пять лет, считая срок с 10 января 1933 года»[8].

Жители села, его прихожане просили отпустить священника, предлагая отработать за него на тяжелых лагерных лесоповальных работах. В результате ходатайств верующих иерей Владимир Прудовский был досрочно из лагеря освобожден в 1935 году[9].

После освобождения из концлагеря, священник Владимир Прудовский по благословению митрополита Горьковского и Арзамасского Феофана (Тулякова) был назначен настоятелем храма Святой Троицы села Теплое Дальне-Константиновского района.

В октябре 1937 года, в Дальне-Константиновский отдел НКВД поступило письмо в котором было написано , что: «Проживающий в настоящее время в селе Тепло-Троицкое поп Прудовский Владимир Алексеевич, по моему мнению под видом сборов с населения причитающийся ему населения заработной платы проводит антисоветскую работу: Конституция наплевать, она для коммунистов, колхозы не приведут к зажиточной жизни и т.д. Что ведет к срыву производственных заданий, и отсюда имеется большое влияние на проведение по разъяснению положения о выборах в Верховный совет…»[10].

По всей видимости Дальне-Константиновский отдел НКВД сделал запрос относительно священника Владимира Прудовского и получил 10 ноября 1937 года два ответа. Первый в виде характеристики: «Дана настоящая правлением Тепло Троицкого колхоза «Краснознаменец» Арманихинского Сельского Совета Дальне-Константиновского района на Прудовского Владимира Алексеевича в том, что он до настоящего время служит священником в Тепло-Троицком за все свое пребывание в данном селе ведет религиозную работу среди населения, и так же ходит в некоторые дома специально по этим беседам ходит по колхозникам проводит сборы хлебом и деньгами, где указывает что жить ему нечем. Прудовский является как вредным человеком в нашем селе». Второй ответ в виде докладной: «При Тепло Троицкой церкви служит поп Прудовский Владимир Александрович, который занимается антисоветской пропагандой, которая выражается обходом по дворам селений Т. Троицкое, Арманиха, В. Майдан, где собирает жалование рубль с едока и вместе с этим агитирует массу против колхозного строительства и проводимых мероприятий Сов. Власти как против Сталинской Конституции и положения в выборы в верховный совет, который выражается что это не для нас, а для большевиков. Придя в июне месяце 1937 г. в с/с и который доказывал, что вы нам запрещаете делать крестный ход и др. так как в Конституции записано, а вы нечего не понимаете и запрещаете нам. В день Пасхи делал крестный поход с иконами в д. Арманиха. В проведении займа обороны СССР Прудовский не подписался не одной копейки, когда я стал с ним говорить о займе то он отвечал что это для меня не обязательно, т.к. это добровольно и по возможности может заплачу, что и является в части срывом с\х работ слушали положения в Верховный совет и где так же крайне плохо займ без понимания который прошел на 30 % в селе»[11].

18 ноября 1937 года иерей Владимир Прудовский был арестован. Было заведено групповое дело по которому проходило четыре священнослужителя – иерей Иоанн Адуев, иерей Петр Буров, иерей Иоанн Малиновский и иерей Владимир Прудовский служившие все в Дальне-Константиновском районе. Иерея Владимира Прудовского обвинили в том, что он «вел среди населения антисоветскую, антиколхозную агитацию, клеветал на руководство ВКП (б) и правительство». В ходе следствия согласно единственному протоколу допроса он не признал себя виновным.

Вопрос: Вы арестованы за контрреволюционную деятельность. Дайте по этому вопросу показания?

Ответ: Никакой к.р. деятельности я не вел, и показать по этому вопросу ничего не могу.

Вопрос: С кем из служителей культа других сел вы имеете связь в данное время, проживая в Тепло Троицком ?

Ответ: Мне знакомы следующие священники: В селе Сиуха— Адуев и Голубинский; в с. Арманиха — Буров и в с. Кажлейка —Малиновский. К Голубинскому и Адуеву я ходил осенью 1936 г. и летом 1937 г. Они у меня были в “троицу” в 1936 и 1937 годах. К Бурову я ходил раза 3 в год, а он у меня был по оба года в “троицу”. Примерно столько же раз посещал я Малиновского и он меня.

Вопрос: Какие вопросы контрреволюционной деятельности вы обслуживали в этих беседах?

Ответ: Никаких вопросов контрреволюционной деятельности мы не обсуждали, а собирались только как знакомые вместе выпить вина т.е. ходили друг к другу в гости. Были конечно разговоры и на политические темы, но не в антисоветском духе. Конституцию например мы одобряли.

Вопрос: Следствию известно, что вы на своих совещаниях обменивались опытом в контрреволюционной пропаганде и уславливались о методах подрывной деятельности. Вы это подтверждаете?

Ответ: Я это отрицаю. Никто из нас не поднимал вопроса вообще о какой либо контрреволюционной деятельности в т.ч. и о контр-рев. пропаганде.

Вопрос: Установлено следствием, что вы вели среди верующих контрреволюционные суждения о Конституции, заявляя, что она ничего народу положительного не дает. В этом вы признаетесь?

Вопрос: Признаетесь ли в том, что вели пораженческую агитацию?

Ответ: Никаких контрреволюционных суждений о Конституции я не вел и не проводил также пораженческой агитации.

Вопрос: Признаетесь ли в том, что с целью срыва колхозных работ, вы перед праздниками церковными, которые совпадают с рабочими днями, развертывали широкую религиозную агитацию и добивались того, что большинство верующих колхозников шли не на работу, а в церковь?

Ответ: В такие религиозные праздники, которые не совпадали с выходными днями, служба в церкви проводилась и верующие колхозники в церковь ходили, но я не вел никакой особой агитации для этого кроме объявления о службе во время предшествующего празднику богослужения[12].

15 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила всех четверых священников проходивших по данному делу к расстрелу. Иерей Владимир Прудовский был расстрелян 22 декабря 1937 года в г. Горьком и погребен в общей безвестной могиле[13].

Примечания:

1. ЦАНО Ф. 570, Оп. 559, Д. 134. Л. 13 об. Клировые ведомости 4-го благочиния Нижегородского уезда за 1916 год.

2. ЦАНО Ф. 570, Оп. 559, Д. 134. Л. 14. Клировые ведомости 4-го благочиния Нижегородского уезда за 1916 год.

3. ЦАНО Ф. 570, Оп. 559, Д. 134. Л. 13 об. Клировые ведомости 4-го благочиния Нижегородского уезда за 1916 год.

4. ЦАНО Ф. 570, Оп. 559, Д. 134. Л. 13 об. Клировые ведомости 4-го благочиния Нижегородского уезда за 1916 год.

5. ЦАНО. Ф. 570. Оп.559. Д. 235. Л.28. Наградные списки церковнослужителей по Нижегородской епархии за 1917 год.

6. ГУ ЦАНО ф. 1016, Оп. 2, Д. 159, Л. 10-об. Клировые ведомости церквей Нижегородского уезда за 1921 год.

7. ЦАНО Ф. 2209, Оп. 3, Д.16779. Л. 17.

8. ЦАНО Ф. 2209, Оп. 3, Д.16779. Л. 22.

9. ЦАНО Ф. 2209, Оп. 3, Д.16780. Л. 61-об.

10. ЦАНО Ф. 2209, Оп. 3, Д. 16780. Л. 13

11. ЦАНО Ф. 2209, Оп. 3, Д. 16780. Л. 12, 14-14 об.

12. ЦАНО Ф. 2209, Оп. 3, Д. 16780. Л. 63 -63 об.

13. ЦАНО Ф. 2209, Оп. 3, Д. 16780. Л. 83.