О святых, особенно чтимых, иконах в городе Арзамасе и его уезде.
Чисто святых икон, преимущественно пред другими чтимыми и находящихся в городе Арзамас и его уезде незначительно. Это 1) икона Божией Матери Казанской, – в Спасском мужеском третьеклассном монастыре; 2) такая же икона в церкви Крестовоздвиженской; 3) Животворящий крест, – в Ильинской церкви; 4) икона Смоленской Божией Матери Одигитрии, – в приходской к селу Нижним Печеркам деревне Ногаеве…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4) Икона Смоленской Божией Матери Одигитрии, – в деревне Нагаеве, принадлежащей приходом к селу Нижним Печеркам. В 1644 году мая 9 дня во время Божественной литургии, при многочисленном стечении народа, житель деревни Нагаева, по имени Сила, вдруг упал, пораженный, как оказалось после, видением Пресвятыя Богородицы. Царица Небесная объявила ему, что близь деревни Нагаева в роще над ключем на кленовом дереве найдет он образ Одигитрии. Пришед в себя, по окончании литургии, Сила объявил всему народу о своем видении, и все немедленно отправились на показанное место, где действительно нашли над ключем на кленовом дереве образ Божией Матери Одигитрии. С крепкою верою, с несомненным упованием и горячими слезами народ лобзал честную икону. И вера чествовавших ее щедро награждена была в тоже время совершившимися от нея чудотворениями. Слух о дивном явлении св. образа и чудесах от него вскоре привлек к нему многих окрестных жителей. Многие из них приводили с собою одержимых разными недугами, которые, с верою облобызав икону и умывшись водою от ключа, получали исцеления. Так, из многих удостоившихся благодатного исцеления от сего св. образа, села Печерок жена, именем Евдокия, бывшая слепою 20 лет, «светло прозре», когда пришла к св. иконе. Слава чудотворений, совершавшихся от новоявленнаго образа, распространяясь далее и далее, достигла наконец и до царственного града. Чрез 15 лет после чудеснаго прозрения Евдокии слухом о чудесах от него привлечен был в деревню Нагаево для поклонения ему Муромский воевода.
Воздав должное чествование святыне, он отправился в Москву, и довел до сведения царя Алексея Михайловича и патриарха Иосафа о дивном явлении в Нагаеве иконы Богоматери и чудесах от нея. Царь и патриарх захотели удостовериться в истине донесения. Сила, которому было видение об иконе, вызван в Москву и допрошен. Вслед за тем истребован был сипсок лиц, получивших исцеление от этой иконы. Наконец на месте самаго явления ея прозведено изследования, и совершившияся от нея чудотворения засвидетельствованы рукоприкладством окрестных священников. Все это дело положено в патриаршем доме.
Сила, удостоившийся от Богоматери откровения об ея образе, по благословению патриарха Иоасафа, принял иноческий образ и отпущен на место явления иконы. Князь Михаил Васильевич Львов, которому принадлежала деревня Нагаево, поручил ему промышлять о сооружении на этом месте храма в четь новоявленнаго образа; но смерть, последовшая вскоре по пострижении в монашество, воспрепятствовала Силе исполнить благочестивое желание князя, а другаго рачителя об этом святом деле не нашлось. И таким образом, икона Божией Матери Одигитрии, явявшаяся в деревне Нагаеве, и до ыне стоит в каменной часовне, устроенной на месте явления ея.
Примечание : Повесть о чудесах Пресвятыя Богородицы Одигитрии, нарицаемыя Смоленская, – что в деревне Нагаеве, на ключе. – В конце этаго рукописнаго сказания, хранящагося при часовне Нагаевской, прибавлено: «Списано сие в 1737 года» – Из чего следует заключить, что оно не подлинное, а копия. Когда писано подлинное и где находилось, неизвестно. Между прочим в этом сказании говорится, что следственное дело а явлении иконы, положенное в Патриаршем доме , хранится и доныне, но когда было это ныне, – определить нельзя, если Нагаевская рукопись есть копия.