Культурная столица России, Северная Венеция, Русский Амстердам, Город белых ночей, Российская столица фонтанов… Этот город по праву имеет великое множество имен, и каждое из них узнаваемо. За свою более чем трехсотлетнюю историю он прошел через три революции. Питер, Петроград, Ленинград и вновь Санкт-Петербург – только официально трижды город менял свое название, но для миллионов людей он всегда остается Городом на Неве.
С 26 по 30 июля 2015 г. для прихожан храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Первомайска была организована паломническая поездка в Санкт-Петербург. Целью ее стало не только поклонение главным святыням Северной столицы, но и знакомство с ее главными достопримечательностями. За 3 дня нашей группе из 49 человек удалось посетить Исаакиевский собор, Петергоф, Казанский кафедральный собор, храм Спаса на Крови, Царское село с вершиной архитектурного ансамбля – Екатерининским дворцом и многие другие признанные памятники архитектуры. Были мы на Дворцовой площади, любовались неописуемой красоты зрелищем развода мостов, бродили по Янтарной комнате и своими глазами видели покои великих российских императоров.
Град Петра … и Павла
Многие ошибочно полагают, что Санкт-Петербург как город заложен и назван исключительно в честь великого реформатора Петра I. Однако это не так. Небесным покровителем первого русского императора являлся апостол Петр. Желание построить крепость в честь своего покровителя родилось у Петра задолго до основания Северной столицы. Поначалу предполагалось построить ее на Дону в ознаменование успеха Азовского похода, но предприятие успеха не получило, и крепость была заложена на Неве 16 мая 1703 г. и названа Санкт-Петербургом. Но уже 29 июня, после закладки в крепости собора Петра и Павла, она стала именоваться Петропавловской, но на весь город распространилось именно первое ее название.
Другому покровителю Петра I – преподобному Исаакию Далматскому, в день памяти которого и родился император, посвящен Исаакиевский собор. Среди купольных храмов по своим размерам он стоит на четвертом месте в мире, уступая лишь соборам святого Петра в Риме, святого Павла в Лондоне и Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Построенный в 1817-1858 гг. по проекту и под руководством архитектора О. Монферрана , своим великолепием и богатым убранством он поражает воображение до сих пор. Высота собора превышает 100 метров, внутренний диаметр купола составляет 21, 8 метра, а по всему периметру здание окружают 112 монолитных колонн. Каждая из них имеет высоту 17 метров и весит 114 тонн! Гранитные монолиты из каменоломен под Выборгом транспортировали в Санкт-Петербург на специально изготовленных плоскодонных суднах. Нужно ли говорить, каких трудов стоило не только привезти эти колонны, но и их установить! В самом соборе, который с 1992 г. совмещает функции и музея, и православного храма, представлена модель лесов, которые как раз использовались при установке многотонных колонн. Согласно официальным данным того времени, при строительстве собора было задействовано около 400 тысяч рабочих – государственных и крепостных крестьян.
Великолепие собора искусно подчеркивают сочетание цветных мраморов, малахита, лазурита и позолоты, множество мозаик. Особая гордость Исаакия – витраж алтаря «Вознесение Иисуса Христа», выполненный по эскизу немецкого художника Генриха фон Хесса и занимающий общую площадь 28,5 кв. метров.
Удалось нам посетить и другой выдающийся памятник культового зодчества – Казанский кафедральный собор, воздвигнутый в 1801-1811 гг. Основной массив храма скрывает колоннада, двумя крыльями выходящая на Невский проспект. Собор является памятником победы русского оружия над наполеоновской Францией. Здесь погребен фельдмаршал М.И. Кутузов. Но главная святыня собора – Казанская икона Божией Матери. Перед этой иконой, вступая на престол и перед значимыми семейными событиями, молились еще русские императоры, просили заступничества за всю страну. Икона по праву считается главной святыней рода Романовых. По преданию, Петру Iпредрекли, что, пока этот образ будет пребывать в Северной столице и перед ним не устанут молиться православные, в нее не ступит вражеская нога. Так и произошло в Великую Отечественную войну во время блокады Ленинграда: по легенде, чудотворная Казанская икона, обнесенная крестным ходом вокруг города, не дала врагу завоевать его. И сейчас перед иконой не иссякает очередь из паломников, желающих поклониться великой святыне.
Еще один выдающийся исторический и художественный памятник – храм Воскресения Христова, более известный как Спас на крови. Воздвигнут он на том самом месте, где 1 марта 1881 г. в результате взрыва бомбы был смертельно ранен царь-освободитель Александр II. Главной художественной ценностью и особенностью храма, построенного в 1888-1897 гг., являются его мозаики. Их общее количество достигает 308, а общая площадь больше 6500 кв. метров. Это уникальное собрание, равного которому по масштабам нет нигде в мире. Мозаичные изображения полностью заменяют живописные росписи, их в храме попросту нет. Во времена советской власти храм был закрыт, в блокаду в нем действовал морг. В настоящее время Спас на Крови входит в состав музея «Исаакиевский собор». Один раз в год, на Пасху, в нем проводятся богослужения.
Ослепительный Петергоф
В первый день прибытия в Город белых ночей нас ждала увлекательная экскурсия в нижний парк дворцово-паркового ансамбля «Петергоф». О нем наверняка доводилось слышать каждому, но никакие слухи, фото и даже телевизионные передачи не могут вполне передать той роскоши, которую видишь своими глазами. В свое время император Петр I задумывал его как парадную императорскую резиденцию, способную затмить знаменитый Версаль. И, надо сказать, это ему удалось.
Нижний парк с фонтанами занимает территорию в 102 гектара и вместе с Верхним садом образует старейшую часть ансамбля. Нижний парк также имеет прямой выход на Финский залив. Основное здание ансамбля Нижнего парка – Большой Петергофский дворец. Сооруженный в стиле петровского барокко в 1714-1725 гг., он был довольно скромным, но уже в 1750-х гг. итальянским архитектором Растрелли он был перестроен для императрицы Елизаветы Петровны и заблистал в новом виде.
Центральная ось нижнего парка проходит через Большой каскад и Морской канал. Здесь гостей Петергофа со всех городов и стран встречает фонтан «Сампсон». По первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру. Однако при строительстве Геракл был заменен на Сампсона, разрывающего пасть льву. Считается, что фигура Сампсона появилась в связи с Полтавской победой русских войск над шведами, одержанной в день памяти преподобного Сампсона странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней.
Фонтаны «Адам» и «Ева», каскады «Шахматная гора» и «Золотая гора», «Львиный каскад», павильон Эрмитаж, дворец Монплезир… Всю территорию парка обойти за несколько часов (да что там, за несколько дней!) невозможно просто физически. К сожалению, вся территория Петергофа как и его дворцы очень серьезно пострадали во время фашистской оккупации. Многие интерьеры были уничтожены. В 1944 г., когда немецкие войска уходили из Петергофа, центральная часть Большого Петергофского дворца была взорвана. Были разобраны, сломаны и взорваны многие фонтаны, в числе которых и знаменитый Сампсон. По большей части все, что радует туристов в Петергофе сейчас – это искусно воссозданные копии творений гениев петровского времени.
Святые покровители Санкт-Петербурга
Как человек при рождении обретает своего ангела-хранителя, оберегающего его на протяжении всей жизни, так свои небесные покровители есть и у городов. Во время 3-х дневного пребывания в Городе на Неве нам удалось посетить святые места, связанные с одними из главных покровителей города – святой блаженной Ксенией Петербургской и святым праведным Иоанном Кронштадским.
Часовня святой блаженной Ксении Петербургской находится на Смоленском кладбище. С виду небольшая, она привлекает к себе паломников со всей страны. Одна из самых почитаемых святых Санкт-Петербурга, Ксения родилась в первой трети XVIII в. Глубоко потрясенная тем, что ее муж скончался, не успев принести покаяния, она принимает на себя довольно редкий для женщины подвиг юродства. Раздав все свое имущество, продав квартиру, она облачается в одежду мужа и обрекает себя на долгие годы скитаний. Скорой помощницей и чудотворицей Ксения считалась еще при жизни. Помогает всем, кто обратится к ней с горячей молитвой, блаженная и сейчас. Отстояв очередь к часовенке, где была погребена святая, и заказав требы, блаженной Ксении поклонились и мы.
На набережной реки Карповка находится Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Его основателем был еще один небесный покровитель Санкт-Петербурга праведный Иоанн Кронштадский. Еще при жизни слава о нем как о великом народном святом прошла далеко за пределы Северной столицы. Когда святой Иоанн служил, церковь не могла вместить всех желающих. Со всей страны к нему приходили огромные суммы пожертвований, но праведник тут же отдавал их на благие дела, жертвуя нуждающимся и обездоленным. В Свято-Иоанновском монастыре находится усыпальница святого праведного Иоанна Кронштадского. Молебны в ней совершаются каждый день. Нам, паломникам, посчастливилось присутствовать на молебне и помолиться святому.
О Санкт-Петербурге можно говорить бесконечно. Уж очень тесно переплетены в нем судьбы всей страны. Ни много-ни мало, а два столетия правили отсюда великий Петр, могучая Екатерина, царь-миротворец Александр IIIи многие другие.
Слова благодарности за предоставленную возможность посетить г. Санкт-Петербург хочется выразить настоятелю Казанского храма протоиерею Алексию Мельникову. Отдельное спасибо матушке Елене. Именно она сопровождала нас на протяжении всей поездки и решала все наши организационные вопросы. Очень хочется надеяться, что этот благословенный город снова когда-нибудь примет нас.
Текст и фото: Улыбина О.