21 сентября – праздник Рождества Пресвятой Богородицы и престольный праздник храма в с. Елвашка. Если не знаешь, где находятся руины, то можно долго гулять по сельским улицам, так их и не найдя.
Более ста лет назад возвели каменный храм на средства Александра Филипповича Сергеева, купца из с. Исады, что стоит на берегу Волги чуть ниже Лысково. Его помнят и поминают в своих молитвах елвашинские старушки.
В начале ХХ в. под храм приспособили кирпичную «людскую», сохранившуюся от помещичьей усадьбы, пристроили к ней алтарь, колокольню, установили купола. И вознеслась соборная молитва в новом храме. Елвашка долгие годы была приписана к приходу с. Воротынец, в первом деревянном храме которого, сгоревшем в 1810 г., был придел в честь в честь мучеников и исповедников князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора. В память о старом воротынском престоле испросили елвашинцы освятить второй престол в своем храме. Так до сих пор и почитают в селе два престольных праздника – 21 сентября и 3 октября.
Первым настоятелем храма в Елвашке, судя по записям в служебной книге, был перешедший сюда из сомовской церкви иерей Николай Терновский, затем его зять – иерей Александр Яковлевич Листов, после него сын отца Николая – иерей Константин Терновский. Отца Константина арестовали 19 ноября 1937 г., а 20 января 1938 г. расстреляли. Храм закрыли. В советское время использовался как зерновой склад. Пожар и людская неблагодарность погубили дом Божий, зияет он сегодня пустыми глазницами окон, трещины побежали по стенам.
И всё же…
Во второй половине дня 21 сентября около храма собрались жители села, чтобы вознести благодарственные молитвы Господу и почтить память предков. Иерей Димитрий Богач поздравил собравшихся прихожан с престольным праздником, отслужил водосвятный молебен и заупокойную литию. Древлехранитель Лысковской епархии Александр Дюжаков рассказал об истории храма и святых покровителях села и презентовал книгу «Святыни земли Воротынской».
До слёз тронуло исполненное пожилыми женщинами престольное песнопение. Поддерживая друг друга, бабушки стояли и пели, вкладывая всю душу в слова о Пресвятой Богородице, князе Михаиле Черниговском и боярине его Федоре. Так, наверное, и сам князь стоял перед грозным ханом Батыем, отказавшись совершить очистительный языческий обряд. Тогда святой князь решительно ответил: «Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам».
И так не хотелось покидать одиноко стоящий за селом храм! От него веяло не просто стариной, а величавой торжественностью и верой в то, что найдутся добрые люди, помогут ему, и он превратится в маяк, снова станет светить миру своей главкой с крестом.
Текст и фото: Дюжаков А.,
древлехранитель Лысковской епархии.