7 ноября 2016 года в Дивеевской общеобразовательной школе состоялась встреча учителей с коллегой и писателем из Лысковской епархии Николаем Лобастовым, автором четырехтомника «Записки сельского учителя» из серии «О русской литературе».
Этот труд, посвященный анализу творчества писателей XIX века с учетом исторического и культурного контекста, выдержал уже четыре переиздания, но в книжной сети, по словам автора, его не купишь. Книжки расходятся во время лекций, а также рассылаются автором по запросам по всему миру, где живут наши соотечественники. Книги изданы на президентский грант, и предисловие к ним написали председатель Издательского Совета Русской Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент и президент Регионального общественного фонда изучения наследия Столыпина Павел Пожигайло.
Учителя живо реагировали на слова писателя. То смеялись, то недоуменно переглядывались. Действительно, многое было слышать странно и непривычно. Из школьной литературы мы вынесли массу штампов: «революционные взгляды Пушкина», «социальная сатира Гоголя», «Катерина — луч света в темном царстве». Николай Алексеевич от этих идеологических штампов не оставляет камня на камне. Причем подтверждает свои утверждения цитатами из самих произведений, опирается на письма и дневники писателей, а также воспоминания их современников. Его интересует мировоззрение писателей, которое далеко не всегда лежит на поверхности. В его изложении русская литература предстает отражением борьбы идей, которыми увлекалась русская интеллигенция.
В начале своей исследовательской работы Николай Лобастов думал, что основное противоречие XIX века — между традиционным взглядом и атеистическим, а оказалось, что между традиционным и либеральным. Либерал не верит в абсолют, в неизменные правила, которые проходят через всю историю. Для него меняется жизнь — меняются правила. Это мировоззрение начало развиваться в России со времен французской революции. И одна из главных тем в отечественной литературе XIX века — это семья и брак. Это нечто неизменное или то, что меняется? Николай Лобастов рассмотрел это на примере произведений Карамзина, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Островского, Тургенева, Бунина, Чехова, Куприна.
В евангельской традиции любовь понимали как исполнение закона. «Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10). Начиная с повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» любовь впервые называется чувством. Катерина в «Грозе» Островского уже не желает тайно изменять мужу, но «пусть все видят». Она борется за свои права: грешить и распоряжаться своей жизнью (право на самоубийство). Тургенев солидарен со своим героем Базаровым: «принципов нет, а есть ощущения». Cледующий шаг — в произведениях декларируется, что любовь как страсть выше брака, любовь и брак противопоставляются друг другу…
Часть писателей-классиков работала на понижение нравственной планки. Но наряду с ними творили такие титаны духа, как Пушкин и Достоевский. «Читаешь Достоевского, и жить хочется. Какие люди! С такой любовью о России еще никто не писал». Для Николая Лобастова литература не просто школьный предмет. Она помогает воспитать человека. —«Что такое человек? Это кусок золота, на который налипла грязь. В том, чтобы ее очистить, и состоит цель преподавания литературы…».
Подготовлено по материалам
сайта Православный Саров.