– Роман Пушкина «Евгений Онегин» называют «энциклопедией русской жизни». Так вот там читаем о супругах Лариных: «Два раза в год они говели». А как часто нужно причащаться сегодня? 5 раз – в посты и в день именин – достаточно?
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание боголюбивых читателей на то, что практика Причащения Святых Христовых Таин не была постоянной на протяжении истории Христианской церкви.
Так, в ранний период, верующие причащались каждый день, храня Святые Дары дома. Однако в дальнейшем эта практика была заменена другой – причащались несколько раз в неделю. В воскресенье – все и обязательно. Кто не причащался без уважительной причины более двух недель, считались отпавшими от Церкви. К сожалению, в XVIII веке в России утвердился обычай приступать к Причастию только раз в год. Он был закреплен в правилах подготовки к этому великому таинству, которые предписывали серьезно потрудиться, постясь и молясь. Бесспорно, имея любовь к Богу, раз в год можно на неделю воздержаться от скоромной пищи, прочитать необходимые каноны и акафисты, сходить к батюшке на исповедь и как награду за понесенные труды получить Святое Причастие… Но, есть и другое мнение по этому важному вопросу. Некоторые отцы считают, что Божественные Дары отнюдь не награда, а лекарство для страждущей души.
Каждый из собственного опыта знает, что при приеме прописанных врачом таблеток важна регулярность. Каким бы хорошим не был медицинский препарат, но если его принимать несколько раз в год, перспектива исцеления не велика, а вероятнее всего и вовсе невозможна.
Сейчас немалая часть духовников рекомендует причащаться регулярно и не реже раза в месяц, а по возможности, и каждую неделю. При этом подготовительный пост может быть уменьшен до одного дня и вычитано только «Последование ко Святому Причащению», напечатанное в Православном молитвослове. Если идут праздничные дни (неделя Пасхи, Святки, сплошные седмицы) поста перед Причастием не положено, необходимо только вычитать указанное Последование.
В завершении хотелось бы напомнить добрый совет батюшки Серафима своим духовным чадам о том, что хорошо бы причащаться Святых Христовых Таин на каждый двунадесятый праздник и, конечно, на Пасху.
– И еще один вопрос о причастии. В воскресные дни в храме приходится наблюдать такую картину: молодые родители несут к причастию младенцев, но сами при этом не причащаются. А вот детей школьного возраста в храме уже меньше. Я так понимаю, что детки выросли, спросили маму-папу, почему они не причащаются, те не нашли, что ответить, и бывшие младенцы тоже перестают приобщаться Святых Христовых Тайн. Что бы Вы посоветовали родителям и младенцев, и отроков?
Народная мудрость гласит: яблоко от яблони недалеко падает. Известно, что родители учат детей не словами, а личным примером. Младенец чутко воспринимает атмосферу, царящую в семье. Если родители книголюбы, то вероятнее всего и подросший ребенок будет много читать. Если мама и папа увлекаются спортом, наверное, и ребенок будет к этому тянуться. Также и с верой в Бога. В этом важном деле, прежде всего, необходим добрый пример родителей. Если в семье благодатная атмосфера молитвы, то и ребенок вырастит богобоязненным, исполняющим заповеди Божии. Чадо, видящее с какой радостью его любимые родители приступают к Святым Христовым Тайнам, несомненно, повзрослев, будет поступать таким же образом и никогда не нарушит 5-й заповеди, гласящей: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
В данном случае вопрос для родителей стоит так: кого они хотят воспитать? Либо человека, исполняющего заповеди Божии и устремленного в Царство Небесное, либо наоборот… Святое Евангелие говорит – третьего, увы, не дано… Глубокая ошибка не готовить ребенка для Царства Небесного и не причащать его Плоти и Крови воскресшего Спасителя. Без этого жизнь вечная невозможна (Ин. 6, 53).
Мне могут возразить: ну зачем же так категорично, мы Бога любим, носим крестик, перед сном, как бабушка научила, молимся, на Пасху и Рождество в храм ходим, свечи зажигаем, крещенская вода в доме есть… Дорогие мои, конечно, это неплохо, но хотелось бы большего… Трудно представить большое и красивое чувство у юноши, который про предмет своей любви вспоминает только несколько раз в год, носит фотографию возлюбленной в грудном кармане, но почти забыл о ней, только перед сном мысленно обращается к даме сердца давно заученной фразой: как хорошо, что ты у меня есть… Почти уверен, что большинство людей почувствуют в этом однозначную фальшь. И правильно – это так и есть. Бога надо любить горячо и искренне. И этому ребенка должны научить благочестивые родители, и прежде всего, личным примером. Так что всех милых родителей ждем на Причастие.
-Официальная позиция церкви: исповедь детей – с 7 лет. Можно ли исповедовать младенца в более раннем возрасте, предположим, в 5 или 6 лет?
Было бы наивным думать, что до 7 лет ребенок не грешит. Жизненный опыт подсказывает обратное. Уже в шесть месяцев от роду младенец может воспользоваться только что появившимися зубами, чтобы выразить недовольство любимой мамочке недостаточно мощным потоком молока из груди. Малыши, играющие в песочнице, будут отставать свое право на полюбившуюся игрушку всеми имеющимися у них в наличии силами и т.д. В ребенке, к сожалению, даже если он и крещен, может продолжаться действие первородного греха – гордыни.
В настоящее время в Православной церкви действует такое правило: ребенок приступает к исповеди с того момента, когда для него возможна критическая оценка своих поступков, но не позже 7 лет. Если в 4 или 5 лет малыш понимает, что кого-то обидел своим поведением и сожалеет об этом – ждем его на исповедь.
-Некоторые родители не хотят, чтобы их ребенок слышал о распятии Христа, о принесенной Им жертве, т.к. это негативно сказывается на психике юного создания. Чтобы Вы сказали этим чадолюбивым родителям?
Ну, во-первых, в молодом возрасте дети вообще не понимают что такое смерть. Мама и папа для них вечны, то есть будут рядом всегда. Они не могут представить иного. Но даже если печальное расставание произошло, то просто близкий человек уехал куда-то далеко и надолго… Любящий Бог защитил своею благодатию юные сердца от всецелого понимания трагизма смерти.
Во-вторых, не имея опыта страданий, отроки и младенцы не смогут понять ужаса страданий Христа. Дети ограничатся пониманием: Ему было больно.
В-третьих, основное внимание ребятишек будет сконцентрировано все же не на страданиях, а на чуде воскресения. Взирая на изображение распятия, они будут понимать, что это только сейчас Христос на Кресте, через мгновенье Сын Божий вознесется к Отцу.
Всецелое понимание Крестных мук может прийти только по молитве и притом — в зрелом возрасте. Кроме того, мне не приходилось лично видеть или слышать от других священников, что у кого-то из молодых людей случился нервный срыв после того, как он узнал о страданиях и смерти Иисуса Христа. Уверен, что подобное опасение является явно надуманным.
Записал Александр Дюжаков.
Информация предоставлена Воротынским благочинием.