К XXIV Международным Рождественским образовательным чтениям Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства выпустила Сборник материалов «Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), что за этим стоит на самом деле».
Точка зрения Церкви по этим вопросам давно общеизвестна: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов» (Основы социальной концепции Церкви XII,4, 2000 год).
По данным Российской ассоциации репродукции человека в 2013 году в результате современных репродуктивных технологий родилось 17569 детей, что составляет около 25% от всех проведенных циклов ЭКО. Соответственно 75% попыток ЭКО закончились неудачами. Несмотря на это в средствах массовой информации часто обсуждаются темы репродукции человека и бесплодия в семье не с точки зрения здравого смысла – сохранения здоровья супружеской паре, а с точки зрения распространения этой дорогостоящей и небезопасной бизнес-технологии, к которой прибегают женщины, зачастую получившие бесплодие в результате аборта.
Ниже мы приводим заявление церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской Патриархии о христианском отношении к экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО).
Заявление церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской Патриархии “Христианское отношение к экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО)”
Церковно-общественный совет по биомедицинской этике Московской Патриархии Русской Православной Церкви выражает озабоченность по поводу массового распространения и увеличения бюджетного финансирования применения метода экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) в России.
Согласно Социальной концепции РПЦ, принятой на Архиерейском соборе РПЦ в 2000 г., заготовление, консервация, и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов при применении ЭКО являются нравственно недопустимыми действиями (п. XII.4).
Основания такой оценки распространяются и на так называемый «мягкий» вариант ЭКО, когда в лабораторных условиях формируется ограниченное число эмбрионов (например, два-три) с последующей пересадкой их всех в полость матки женщины, готовой вынашивать в том числе и многоплодную беременность, если таковая возникнет.
Позиция ЦОС определяется, во-первых, самой процедурой искусственного зачатия, происходящего не в утробе матери, а в лабораторных условиях, что неизбежно выхолащивает ценность супружеской любви мужа и жены и семейно-брачных отношений. Появление новой жизни — не просто биологический механизм, а важнейшая сторона душевной и социальной жизни человека. Этически неприемлемо лишать права ребенка на то, чтобы его жизнь была плодом супружеской любви его родителей. Не случайными являются факты прямого упоминания в Священном Писании «пространства» возникновения человеческой жизни — утробы матери. Господь неоднократно обращается к человеку: «…Я образовал тебя во чреве…» (Иер. 1, 5). И человек признает Бога как Того, «…Который создал меня во чреве… образовал… в утробе…» (Иов 31, 15).
Зачатие эмбриона «в пробирке» умаляет высокое достоинство человека. Нельзя также исключить и вероятности того, что противоестественные, нечеловеческие условия среды зачатия человека могут травмировать глубинные уровни его психики.
Во-вторых, применение ЭКО следует признать нравственно недопустимым, поскольку этот метод создает риск гибели эмбриона(ов), право на который человеку никем не дано.
Врачи и родители при ЭКО осознанно, активно участвуют в создании новой жизни человека, соприкасаются с ней и поэтому не могут не нести ответственности за ее дальнейшую судьбу. Нравственную ответственность участников ЭКО за возможную гибель человеческих эмбрионов нельзя отменить ссылкой на гибель эмбрионов при естественном зачатии. При естественном зачатии происходит то, что от человека не зависит и чего он не знает. При ЭКО же гибель человеческих эмбрионов допускается изначально. Подсаживание в организм женщины двух-трех эмбрионов предполагает, что часть из них погибнет. Даже если допустить, что развитие ВРТ технологий повысит вероятность прикрепления эмбриона к стенке матки до 99%, то и тогда нельзя будет признать за кем-либо морального права рисковать даже при 1% -ой вероятности гибели эмбриона.
В-третьих, результаты многочисленных исследований ведущих педиатров мира, в том числе и отечественных, свидетельствуют, что дети, рожденные с применением ЭКО, имеют существенно большее количество патологий, чем дети, рожденные естественным путем. Безответственная реализация «репродуктивных прав» оборачивается, как правило, появлением больных детей (75% от общего числа зачатых «в пробирке»), что является еще одним доводом в пользу нравственной неприемлемости применения ЭКО (в том числе и инъекции сперматозоида в яйцеклетку — ИКСИ).
На основании всего перечисленного использование ЭКО во всех его вариациях с христианской точки зрения является грехом и потому недопустимым.
ЦОС признает, что бесплодие семьи может тяжело переживаться супругами. Но ведь бесчадие в новозаветное время, в отличие от ветхозаветного времени, не считается ни позором, ни бесчестием. Цель, какая бы благородная она ни была, не должна достигаться с помощью аморальных средств. Полноценную родительскую радость может принести не только биологическое, но и социальное (усыновление сирот) отцовство и материнство, издавна благословляемое Церковью и глубоко почитаемое в нашем обществе.