25 ноября – день, когда Православная Церковь чтит память святителя Иоанна V Милостивого, патриарха Александрийского (VII в.). Так называемая в народе “напольная церковь” в Сергаче освящена в честь этого святого и в этом году отпраздновала свой 190-й престольный праздник.
В этот день состоялась соборное богослужение с участием духовенства Сергачского округа: Божественную литургию совершил благочинный иерей Сергий Косынкин в сослужении настоятеля храма иерея Димитрия Боголюбова, иерея Артемия Мокрецова и иерея Илии Филиппова. Также принять участие в духовном торжестве прибыли священнослужители из других благочиний Лысковской епархии: протоиерей Андрей Смирнов, диакон Илия Сорокин и диакон Владимир Горбатенко.
После Божественной литургии был совершен крестный ход вокруг храма. Иерей Сергий Косынкин и иерей Димитрий Боголюбов поздравили всех прихожан со столь знаменательным событием. В своих словах пастыри обратили внимание на выдающиеся черты добродетельной жизни святителя Иоанна Милостивого – его милосердие, сострадательность и любовь к ближним, что прославило его в веках.
При выходе из храма всем раздавали миссионерские брошюры о покаянии и таинстве Исповеди.
По традиции участники богослужения смогли продолжить братское общение за трапезой.
Справка.
В 1779 году по распоряжению губернских властей село Сергиево или Сергачевов было объявлено уездным городом. В связи с этим от епархиального архиерея вышло распоряжение «об обращении Владимирской церкви в соборную и об отводе кладбища от нее за город».
Кладбище отведено было в полутора верстах от города. Это повергло сергачан в печальное настроение, они долго не могли смириться с мыслью о том, что их усопшие будут лежать вне церковной ограды, а на строительство церкви на новом кладбище средств не было.
С 1815 по 1820 годы в Сергаче строится, как и подобало в уездном городе, новый трехпрестольный (главный — в честь Владимирской иконы Божией Матери) каменный храм, причем на обжиг кирпича для него была использована пришедшая в совершенную ветхость Ильинская церковь (1737г.). Таким образом, в городе одновременно стали существовать два Владимиро-Сергиевских храма. Так как новый каменный храм был построен на другом конце города, а духовенство постепенно выстроило свои усадьбы около него, проводить службу в старой церкви стало неудобно, особенно если учесть, что город разделял огромный овраг.
Священник Иоанн Пустынский не остался равнодушным к запустелому Владимирскому храму, где он начинал 15-летним дьячком и провел большую часть жизни в церковной службе. В свободное от очередной службы время, он отправлялся в древнюю церковь, куда сходились усердные богомольцы, почитавшие ее первой святыней — святыней своих отцов и предков. С годами полузаброшенная церковь все более приходила в ветхость. Но ничто не могло остановить христианской ревности о. Иоанна: ни перекосившиеся стены и пол, ни заклинившиеся царские врата (он их сам подпилил для удобства), ни дальний с возрастом путь к храму, ни занятость другим важным делом во благо прихожан — он до самой смерти своей продолжал изредка совершать службу в старом храме.
Отец Иоанн в душах и умах сергачан оставил о себе память ещё и тем, что создал рукотворный памятник на века: построил в 1834 году «при усиленном своем старании» каменный храм на городском кладбище во имя святителя Иоанна Милостивого и обвёл его каменной стеною с караулкой у входа. Средств у горожан и в казне, как известно, не было, и о. Иоанн нашел замечательный выход. На собственные средства он построил сарай, где наладил производство кирпича, который продавал, чтобы скопить необходимую сумму денег. Кроме того, он обращался к окрестным помещикам-благотворителям, даже к князю Г.А. Грузинскому. Когда сумма оказалась достаточной, он приступил к выделке кирпича уже на сооружение храма. Прознавшие о благой затее горожане пришли на помощь: кто мял глину, кто делал кирпич, кто возил его из горна к месту постройки – «даром для Бога».
Дрова на обжиг кирпича собирались по дворам, кто сколько даст, и везли «кто воз, кто два, а кто и больше на доброе христианское дело».
Иконостас простой работы был сделан местным дьячком Павлом Кузьмичом Полянским. А в 1876 году сергачский купец Егор Иванович Писарев сделал этот храм теплым, снабдил церковной утварью, ризницей и всем прочим, употребив на это более 6 000 рублей, за что был награжден золотой медалью.
Остаётся добавить, что о. Иоанн Пустынский умер 4 января 1848 года, похоронен был «на кладбище против алтаря созданной им церкви, над могилою поставлен памятник в виде круглого столба».
Стоит отметить, что в годы «лихолетья» храм сильно разрушен не был. Власти закрыли его «по периметру» и устроили в нём овощное хранилище. Во время Великой Отечественной войны в храме делали маскировочные сетки. Богослужение возобновилось в 1992 году. Сейчас у храма — расцвет: увеличилось число прихожан, открыта воскресная школа не только для детей, но и для взрослых.
Фото: диакон Владимир Горбатенко