18 января 2024 г., в нáвечерие Богоявления, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан совершил чин великого освящения воды в Макарьевском монастыре в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком Макарьевском Желтоводском монастыре.
Ему сослужил старший священник обители протоиерей Андрей Треумов.
После окончания богослужения архипастырь обратился со словом к присутствующим в храме.
Чин великого освящения воды совершается раз в год – накануне (в нáвечерие) праздника Крещения Господня и на следующий день, в сам праздник. Чин совершается один и тот же, и вода после его совершения приобретает особые свойства: освящать, очищать грехи, исцелять душу и тело, прогонять злых духов и приводить в жизнь вечную (прошения великой ектении из чина освящения воды в праздник Богоявления). Иначе говоря, воды по молитве священника в этот день приобретают свойства воды реки Иордан, когда в неё вошел Господь Иисус Христос и освятил её Своим Божеством. Крещенская (богоявленская) вода, называемая великой агиáсмой, по своему значению для христиан стоит на втором месте после Святых Христовых Таин. Это связано с тем, что Святые Таины – это Сам Христос, а агиасма – это вода, на которую, также, как и на Святые Дары, сошёл Дух Святой. Кроме того, значение агиасмы подчёркивается и тем, что во время совершения таинства Крещения используется именно вода, освящаемая великим чином. Поэтому она и называется приводящей в жизнь вечную, ибо “кто не родится от воды и Духа, тот не может войти в Царство Божие” (Ин. 3:5).
Крещенская вода должна храниться в особых чистых, подходящих её значению сосудах в почётном месте, желательно на иконостасе.
Богоявление и Крещение Господне – это два названия одного и того же праздника, подчеркивающие его особые значения для Церкви. Богоявлением он называется потому, что в этот день Господь Иисус Христос явил людям Своё Божество, открывшись в присутствии двух других Лиц Пресвятой Троицы, Которые засвидетельствовали Его Божественную сущность: Бог Отец говорил с неба, а Бог Святой Дух сошел в виде голубя на главу Спасителя. Таким образом, в это день совершилось откровение и Божества Иисуса Христа, и Пресвятой Троицы как Единого Бога в Трёх Лицах. Крещением же праздник называется потому, что в этот день Господь Иисус Христос принял крещение от рук пророка Иоанна Предтечи, т.е. омылся в реке Иордан, открыв нам путь к очищению грехов через принятие таинства Крещения.
Текст и фото
пресс-службы Лысковской епархии