Чтец Кирилл Крюченков – регент архиерейского хора Лысковской епархии. Родился 28 июня 1990 г. Окончил Нижегородскую духовную семинарию (2011 г.) с дипломной работой на тему “Сравнительный анализ греческого и латинского текстов акафиста Пресвятой Богородице”. Сейчас обучается заочно в Нижегородской правовой академии.
Проповедь была произнесена в храме в честь Казанской иконы Божией Матери г. Лысково 21 февраля 2015 г., в неделю сыропустную и воспоминание изгнания Адама из рая.
Каждый раз, листая православный календарь, мы видим, что ежедневно Святая Церковь воспоминает того или иного святого. Здесь и апостолы, принесшие слово Божие в разные концы мира, и святители, ревностно служившие у алтаря Господня, и преподобные, в тиши своих скромных келий возносившие молитвы за весь мир, и бесчисленный сонм мучеников, своей кровью доказавших истинность нашей веры и свою преданность Богу. Их подвиги и молитва – живой пример и назидание для каждого из нас, именующихся христианами. Имена и жизнеописание некоторых святых нам близки или знакомы, а вот некоторые незаслуженно пропущены или забыты. Так, на прошедшей неделе, а именно 16 февраля, был день памяти святого равноапостольного Николая, просветителя Японии.
Будущий святой родился в семье сельского диякона в Смоленской губернии в 1836 году. При крещении получил имя Иоанн в честь святого пророка и Крестителя Господня Иоанна. Еще во младенческом возрасте Ваня остался без матери, да и в целом жизнь сельского дьякона была крайне бедна. Видимо, эта крайняя нищета и скудость жизни возрастили в юноше целеустремленность и усидчивость. По законам Российской империи дети священнослужителей должны были получать духовное образование и неуклонно шествовать по пути служения Церкви и отечеству. Не избежал этой участи и Иван. Сначала он окончил духовное училище, затем среди первых учеников и духовную семинарию. Получив при этом посредственные оценки по древним языкам. Это обстоятельство очень примечательно. Иван был принят на казенное содержание в Петербургскую духовную академию.
В Академии Иван был обычным, непримечательным студентом. Кроме того, как впоследствии вспоминал сам святой, он был очень жизнерадостным человеком: любил посещать светские вечеринки и не отказывался погулять – очевидно, что яркая и блестящая столичная жизнь манила сельского юношу. Нравились ему веселые компании и нескучные вечера, так что о монашестве он и не помышлял, да и вообще не задумывался о своем будущем. Однажды во время очередного похождения, он увидел объявление в Академии, о том, что в русское представительство в Японии требуется священник, желательно монашеского звания. Ничего не дрогнуло в душе Ивана, и он спокойно отправился на праздничное бдение в академический храм, но что происходило во время богослужения с юношей, известно одному Богу и самому святому. В тот же вечер он написал прошение ректору Академии о своем желании принять монашество и поехать в далекую Японию совершать служение. Трудно заподозрить будущего святого в каком-то карьерном расчете, ведь в успех этого предприятия не верил никто, и все церковное начальство понимало, что священник в той стране нужен для окормления сотрудников русского посольства, и достичь там чего-то большего практически невозможно, т.к. проповедь христианства на территории Японии была запрещена.
Буквально за неделю он был пострижен в монашество с именем Николай, рукоположен во иереи и уже осенью 1860 г. молодой и томимый жаждой проповедничества иеромонах Николай прибыл в город Комсомольск-на-Амуре, где пробыл до весны и получал наставления от просветителя Сибири святителя Иннокентия Иркутсткого.
Как признавался позже сам святой в своем дневнике, он ехал в Японию и мечтал, что эта страна ждет его как прекрасная невеста, которая будет озарена светом Христова учения. Одного пыл юного миссионера убавился, когда он приехал в Японию. Эта страна в те времена враждебно относилась к иностранцам, христианская миссия была запрещена под страхом смерти. Несмотря на многие нападки со стороны местного населения, настроенного враждебно к христианам и, в частности, к европейцам, иеромонах Николай начинает с горячим рвением и усердием изучать японский язык, историю и культуру этой страны. Святой позднее писал в своем дневнике, что ему было жалко, что в сутках всего лишь 24 часа, а не сто. Молодой иеромонах нанял трех учителей, которые ежедневно преподавали ему, сменяя друг друга. Отец Николай с особым интересом посещал местные храмы, общался с местными жрецами и вникал в суть местных верований. Вся эта активная деятельность сначала пугала местных жителей, а затем они прониклись уважением к его труду и усидчивости в изучении японских обычаев.
А труды святого поражают – при нем была создана Русская духовная миссия, открыто училище и духовная семинария, издавались журналы на японском языке, посвященные Православию, а количество верующих умножалось с каждым днем.
Такое неустанное подвижничество не могло не сказаться на здоровье святого. Врачи обнаружили астму, и вскоре владыка Николай слег, но даже и в этом состоянии он переживал за свое дело и не оставлял попечения о миссии в Японии. Господь призвал его 16 февраля. На погребении присутствовали не только верующие японцы, но и представители власти, дипломаты и даже американские пасторы. Это свидетельствует о великом уважении и почитании святого Николая в Японии. Но среди прочих венков на могиле особенно выделялся венок от императора этой страны. Иностранцы этой чести почти не удостаивались.
Но со смертью владыки Николая не умерла память о нем. Громаднейший и великолепнейший Воскресенский собор, построенный им в Токио, так и называется многими японцами до сих пор – Николай. Можно было остановить практически любого жителя, и он всегда с особым почтением и благоговением рассказал бы о святом. Именно это и стало поводом к прославлению владыки в лики святых в 1970 году.
Почему же была успешна миссия святого Николая, и чем его жизнь может являться примером для нас? Ответ содержится в словах самого равноапостольного: “Сначала любовь, потом слово”. Сначала принеси любовь, а затем слово – вот тот девиз, которому следовал апостол Японии святой Николай каждый день, каждый час, каждую минуту своего служения в этой стране. Эту любовь он нес к каждому приходящему к нему и в каждый дом, который сам посещал. Именно эту любовь и чувствовали японцы и тянулись к нему всей душой.
Все мы должны помнить, что каждому из нас надлежит быть миссионерами, нести апостольское служение и проповедовать слово Божие. Разве простые рыбаки, которых призвал Христос, думали, что станут Его учениками?! Разве мог подумать сын бедного сельского диакона захудалого села в Смоленской губернии, что он станет апостолом Японии?! Разве мог сам равноапостольный предположить, что он освоит в совершенстве японский язык, когда в семинарском дипломе у него были не самые высокие баллы по древним языкам?! Разве мог подумать владыка Николай, что переведет Священное Писание на японский язык, когда католические миссионеры из-за сложности этого языка считали его изобретением дьявола?! Вот уж воистину апостолами не рождаются, апостолами становятся.
Как мы можем послужить делу проповеди Евангелия? Ведь кто-то сошлется на преклонный возраст или отсутствие талантов, кто-то сошлется на необходимость решать домашние дела. Здесь-то и становятся очевидными и незаменимыми слова равноапостольного Николая – сначала принесите любовь. Если каждый из нас будет нести частицу любви к окружающим людям, то в этом и будет заключаться наша главная проповедь. Вспомним слова Христа: “По тому узнают вас, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собой”.
Пусть каждый из нас будет помнить, что вся жизнь верующего человека, исполненная любви, и есть главнейшая проповедь христианства. Много трудностей ждет нас на этом пути, но какова небесная награда! Много скорбей нам предстоит вытерпеть от окружающего мира, но ведь и не просто так мы носим крест на груди и именуемся христианами. Пусть пример нашего соотечественника, святого равноапостольного Николая, будет светить нам в нашем земном пути и указывать путь к любви Божией через любовь к ближним.