17 августа 2016 года, в день обретения мощей святого праведного Алексия Бортсурманского, в селе Бортсурманы Пильнинского района Нижегородской области была совершена праздничная Божественная литургия под открытым небом. Богослужение, состоявшееся под сенью возле храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором совершал служение преподобный Алексий, возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Главе Нижегородской митрополии сослужили викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия, епископ Выксунский и Павловский Варнава, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан и клирики митрополии. На литургии вместе с многочисленными прихожанами и паломниками из других регионов молились настоятельница Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского женского монастыря игумения Михаила (Орлова), главы Лысковского, Пильнинского, Сергачского и Воротынского районов области, члены дружины имени святого праведного воина Феодора Ушакова, действующей при приходе церквей в честь Владимирской и Смоленской икон Божией Матери, расположенном в Канавинском благочинии Нижнего Новгорода, воспитанники военно-патриотического клуба «Пограничник» средней школы села Бортсурманы и представители военно-патриотического клуба «Спасатель» средней школы села Можаров Майдан Пильнинского района. Так же на литургии молились потомки преподобного Алексея Бортсурманского, прибывшие на торжества из Москвы и Омска.
В праздничной проповеди епископ Варнава напомнил житие святого праведного Алексия Бортсурманского.
В свою очередь епископ Силуан поблагодарил главу митрополии за совершенное богослужение и поприветствовал всех гостей праздника. На молитвенную память управляющий Лысковской епархией подарил портреты святого праведного Алексия Бортсурманского сослужившим архипастырям и главе администрации Воротынского района Алексею Cолдатову, у которого в этот день именины.
Приветствуя собравшихся в храме, митрополит Георгий поздравил всех с днем памяти святого праведного Алексия Бортсурманского. В своем святительском слове управляющий Нижегородской епархией особо подчеркнул те добродетели, которые стяжал святой старец при жизни. Это добродетели кротости и смирения, которые чтит Церковь, однако презирают люди образованные, но не воцерковленные. По словам владыки, этими добродетелями надо вооружиться современному человеку, чтобы победить скорби и искушения наших дней. Архипастырь также напомнил о даре душепопечения и усердных молитвах праведного Алексия. Они особенно необходимы всем пастырям, чтобы вести людей к духовному просвещению и спасению.
Справка:
Святой Алексий (Гнеушев) родился 13 мая 1762 года в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Нижегородская область) в семье священника. По окончании Нижегородской семинарии (1784) он женился и был поставлен диаконом в родное село. Спустя 13 лет его рукоположили в пресвитера к той же церкви, и он не покидал ее до самой кончины.
В начале служения он не отличался строгостью жизни и иногда даже забывал меру в употреблении вина. Однажды его попросили причастить умирающего из соседней деревни. Отец Алексий рассердился и выгнал прочь присланного к нему человека, говоря, что состояние больного не так уж безнадежно и он может подождать до утра. Однако в ту же ночь, испытывая муки совести и будучи не в силах заснуть, он встал и отправился к больному. Но тот был уже мертв, а возле его постели отец Алексий увидел ангела, держащего в руках святую Чашу. Потрясенный видением, священник упал на колени перед покойным и провел всю ночь в молитве.
С той поры он каждый день служил Божественную литургию и соблюдал, насколько это было в его силах, монашеское молитвенное правило. Ежедневно совершал полторы тысячи поклонов с Иисусовой молитвой.
Во время, свободное от служб и келейных молитв, отец Алексий принимал у себя прихожан, и они любили его за великую кротость. Святой Алексий был суров только по отношению к колдунам и разного рода ясновидящим, а также людям, которые обращались к ним за помощью. Он раздавал бедным все, что оставалось у него после щедрых дарений, из которых он, однако, всегда выделял часть на украшение церкви. Не раз, когда крестьяне страдали от разных несчастий, они находили у себя деньги. Никто не знал, откуда они появлялись, пока один крестьянин, дом которого сгорел, не застал отца Алексия, когда тот хотел подбросить ему деньги.
Ненавидя праздность – матерь всех пороков, святой, как только появлялось хоть немного времени, шел работать в поле или трудился по дому. Обретя великое дерзновение пред Господом, он исцелял больных своими святыми молитвами, утешал страждущих словом Божиим, часто являя дар прозорливости.
Праведник сподобился многих видений и откровений. Однажды, когда он был прикован к постели из-за тяжелой болезни, внезапно услышал небесное пение и увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении великомученицы Варвары. Она приблизилась к нему и чудесным образом исцелила. В другой раз ему явился ночью Господь Иисус Христос, облаченный в царские одежды, и благословил. Со Христом были также Его Пречистая Матерь и три девы в белых одеждах – добродетели Вера, Надежда, Любовь. Отец Алексий услышал голос, который сказал: «Сей есть Сын Мой единородный, Сын Божий».
Во времена наполеоновского нашествия (1812) праведный Алексий молился за литургией, чтобы Господь даровал России победу, и внезапно увидел ангела, который возвестил, что силы небесные уже двинулись на помощь и враг будет сокрушен. Однажды перед преложением Святых Даров на литургии, когда отец Алексий читал тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый…», он услышал голос над Телом и Кровью Христовыми: «Сей есть Сын Мой возлюбленный!»
За девять лет до кончины святой Алексий вышел за штат и отстранился от всех приходских и семейных дел, но литургию, как и прежде, служил почти каждый день и богослужений не сокращал, во всем следуя уставу. В последние годы он жил в маленькой келье, единственное окно которой выходило на церковь. Чуждый житейских забот, он всецело посвятил себя молитве. Отец Алексий выглядел тогда уже стариком, маленького роста, худым и согбенным. Но лицо его, очень напоминавшее лицо преподобного Серафима Саровского, излучало духовную радость, переполнявшую его и потому освещавшую все вокруг. Его взгляд был столь проникновенным, что, казалось, он читает в душах приходящих к нему людей.
В течение последних 30 лет своей жизни святой Алексий не мылся и, приближаясь к концу жизни, носил власяницу, в которой и был похоронен согласно своему желанию. В его келье не было другой обстановки, кроме маленькой печки, грубой постели, стола с несколькими стульями да аналоя перед иконой с теплящейся лампадой. По апостольской заповеди отец Алексий молился непрестанно. В какое бы время люди ни приходили к нему в келью, они заставали его молящимся. Принимал пищу не чаще одного раза в день, строго соблюдал все посты, не ел ни рыбы, ни растительного масла даже тогда, когда это было разрешено. Никто не знал, чем святой питался на первой и последней неделе Великого поста, ибо по его просьбе ему вообще не приносили еды в эти дни.
Столь велика была вера и любовь праведного Алексия к Богу, столь горячими были его молитвы, что враг рода человеческого решил подвергнуть его многим испытаниям. Так, когда святой ночью молился и клал поклоны, враг поднимал его в воздух и бросал оземь, а когда он пытался заснуть хоть на минутку, бесы не давали ему покоя. Тогда отец Алексий пробуждался, творил многочисленные поклоны или читал Псалтирь. Однажды диавольские искушения стали столь жестокими, что отец Алексий принялся горячо молиться перед иконой Спасителя, – тогда он увидел, как по иконе текут слезы, и услышал голос, обещавший ему венец праведников.
Получив такое ободрение в брани, которую он вел против сил тьмы, святой Алексий мог и сам утешать скорбящих, призывая их к терпению. Одной игумении, которая была его духовной дочерью, он писал: «Будь терпелива и возложи надежду на помощь Божию, благодаря которой ты можешь отразить все нападения врага человеческих душ. Если бы не было испытаний, не было бы и венцов!»
В годы служения святой всегда охотно приходил к тем, кто просил его прийти помолиться за него, но избегал праздных визитов и разговоров. В последние годы жизни, посвященные исключительно посту и молитве, он покидал свою келью, только чтобы пойти в церковь.
Местные помещики и даже землевладельцы из соседних губерний почитали его за святую жизнь. Они приходили к праведнику, писали ему письма, просили благословения. Все почитали его за великого святого и молитвенника, обладающего даром исцеления.
1 января 1848 года отец Алексий почувствовал, что силы оставляют его. Сам он уже не мог совершать церковных служб, но попросил близких отвести его в церковь. Несмотря на слабость, он считал большим грехом не принимать приходивших к нему людей и собирал последние силы, чтобы наделить их благоуханием наставлений. Дойдя до полного истощения, он завершил свой жизненный путь, полный скорбей, в Великий четверг 1848 года, сидя у окна, к которому подошел, чтобы благословить множество людей, пришедших проститься с ним. Одни преклонили колена, другие тихо плакали. Отец Алексий благословлял их до тех пор, пока его рука не опустилась в последний раз, чтобы уже более не подняться. Праведник был погребен в саду при Успенской церкви села Бортсурманы, напротив алтаря. Не проходило ни одного воскресенья, ни одного праздника, когда бы на его могиле не служилась панихида, и почти все прихожане взяли по горсточке земли с его могилы.
Преподобный Серафим Саровский питал глубокое почтение к подвижническим трудам святого Божия. Хотя они никогда не встречались, святой Серафим знал о нем благодаря дару прозорливости и говорил так: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возжженной пред Престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте». Когда христиане из тех мест, где жил святой Алексий, приходили к преподобному Серафиму, он отсылал их обратно, смиренно убеждая, что у них есть ревностный заступник пред Господом – отец Алексий, священник из села Бортсурманы.
И действительно, на его могиле в изобилии совершались чудеса. В советское время власти не раз пытались разорить захоронение, но почитание праведника верующими и очевидность совершавшихся там чудес не позволили совершить задуманное.
Святость отца Алексия была очевидной, прославление его ожидалось на Соборе Русской Церкви в 1918 году, но этому помешала революция. Долгожданная канонизация праведного Алексия Бортсурманского состоялась в 2000 году, на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Текст с сайта Нижегородской митрополии, фото Артёма Фалина.