Преосвященный Николай происходил из духовного сословия. Его отец, священник Василий Кенарский, который с 1860 года, служил настоятелем Пророко-Ильинской церкви села Федосьина Балахнинского уезда, Нижегородской губернии.
21 июля 1874 года, в его семье родился мальчик, нареченный во святом крещении Александром. По достижении возраста, Александр Кенарский поступил в Нижегородскую Духовную семинарию, где в 1894 году окончил полный курс со званием студента. Сразу после завершения учебы, Александр Кенарский женился на девице Ольге Николаевне…и согласно поданного прошения, 23 ноября, того же 1894 года он был, епископом Нижегородским и Арзамасским Владимиром (Никольским) рукоположен в сан диакона и определен в Свято-Духовскую домовую церковь при Нижегородском Губернаторском доме.
Наряду с дьяконским служением, определением Епархиального начальства, в течение двух последующих лет ему приходилось исполнять обязанности делопроизводителя в канцелярии Совета Нижегородского епархиального семинарского общежития. 31 августа 1896 года, он был назначен законоучителем в женское городское начальное училище, при Кутайсовском приюте.
20 октября 1896 года, диакон Александр Кенарский, подал Преосвященному Владимиру прошение на рукоположение в сан иерея и «согласно поданному прошению определен был на священническое место в г.Сергач к Владимирскому собору».
Здесь он также занимался преподаванием Закона Божьего, будучи законоучителем в женском двухклассном земском училище. Священническое служение иерея Александра не ограничивалось только совершением положенных служб и треб во Владимирском соборе. По указу Духовной Консистории, с 23 октября 1896 года по 4 октября 1898 года он состоял духовником в Сергачском тюремном замке и в военных казармах, окормляя заключенных преступников и низшие воинские чины, исполняя разные богослужения и требы. Помимо этого, по ему по мере надобности приходилось приводить к присяге лиц, судившихся во время проведения сессий Нижегородского окружного суда.
16 января 1897 года священник Александр Кенарский был удостоен Епархиальным начальством право ношения – набедренника, а 2 сентября того же года Епархиальный училищный совет выразил ему благодарность за пожертвование в церковно-приходские школы различных книг религиозно-нравственного содержания.
В 1898 году он поступил в Казанскую Духовную академию, в связи с чем, 10 октября этого же года, от службы в Сергаченском Владимирском соборе был уволен в заштат. Во время обучения в академии, с согласия академического начальства и по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (Брянцева), иерей Александр Кенарский занимался преподаванием Закона Божьего в различных городских и частных учебных заведениях города Казани и по мере надобности священствовал. Ему приходилось служить в Казанском Владимирском соборе, совершать всенощные бдения на воскресные и праздничные дни в Казанском арестантском земском доме и в других храмах Казани. По окончании полного курса академических наук, защитив диссертацию на тему «Новозаветный библейский идеал воспитания детей» и получив степень кандидата богословия, о. Александр вернулся в Нижний Новгород и 19 июля 1902 года, епископом Нижегородским и Арзамасским Назарием (Кирилловым) был определен на штатное священническое место при Нижегородском кафедральном Спасо-Преображенском соборе. 13 декабря того же год, он был удостоен права ношения бархатной скуфии.
Как и прежде, о. Александр весьма активно занимался преподавательской деятельностью, являясь законоучителем в разные годы в городских и частных учебных заведениях. Он принимал деятельное участие в самых различных образовательных, благотворительных и распорядительных комитетах, организованных по Духовному ведомству. С 8 августа 1902 года по 15 августа 1907 года, он состоял членом экзаменационной комиссии, ведущей прием экзаменов у лиц, ищущих священнослужительских степеней или псаломнической должности. С 1 сентября 1904 года состоял в Совете Нижегородского епархиального женского училища, а в 1906 году был назначен казначеем этого учебного заведения.
С 5 июля 1904 года, о. Александр работал в комиссии особого Комитета Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны, по приему заявлений от духовных лиц Нижегородской епархии, желающих принять на себя уход за больными и ранеными воинами.
В том же году, он был избран депутатом от Спасо-Преображенского кафедрального и двух ярмарочных соборов города Нижнего Новгорода на епархиальный съезд духовенства, который проходил с 20 по 31 августа в зале Свято-Гергиевского братства. На этом съезде он был утвержден членом распорядительного комитета по управлению Нижегородским епархиальным свечным заводом и смотрителем Нижегородской свечной лавки. Ровно через год, учитывая его рвение и умение улаживать хозяйственные дела, Духовной консисторией о. Александр был назначен уполномоченным по ведению дел и преследованию незаконной выработки и продажи церковных свечей в Нижнем Новгороде и его окрестностях.
2 июня 1905 года, резолюцией Преосвященнейшего епископа Назария согласно поданного прошения, иерей Александр Кенарский был перемещен из кафедрального Спасо-Преображенского собора на священническое место при кремлевском Михайло-Архангельском соборе и состоял уполномоченным по ведению дел и преследовании незаконной выработке и продажи церковных свечей в Нижегородской епархии. Осенью 1906 года , его назначили членом Комитета о голодающих, распределявшего пособия нуждающемуся духовенству епархии. Ко дню Святой Пасхи, 6 мая 1907 года Святейшим Синодом он был награжден бархатной фиолетовой камилавкой «за отлично-усердную и полезную службу, при честном поведении».
10 января 1908 года, скончалась супруга иерея Александра – Ольга Николаевна, оставив его с 10 летней дочерью Ниной на руках. 1 декабря 1908 года, согласно поданного прошения, резолюцией Преосвященного Назария, о. Александр был освобожден от службы при Михаило-Архангельском соборе и 5 декабря того же года в Крестовой церкви Архиерейского дома, после всенощного бдения, он был пострижен в монашество с именем Николай, и причислен к братии Нижегородского Архиерейского дома.
24 февраля 1909 года, последовало распоряжение Святейшего Синода: «назначить на должность смотрителя в Варшавское духовное училище причисленного к братии Крестовой церкви Нижегородского архиерейского дома иеромонаха Николая (Кенарского) с возведением его в сан игумена».
Однако 2 ноября следующего 1910 года года, по причине болезни, игумен Николай подал прошение в Синод об освобождении его от занимаемой должности. Синод принял постановление: «…смотрителя Варшавского духовного училища игумена Николая уволить, согласно его просьбе, по болезни, от занимаемой должности, с назначением его, впередь до выздоровления и определения засим на духовно-учебную службу, в распоряжение преосвященного Нижегородского».
15 декабря 1910 года последовало его назначение преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Тифлисскую Духовную семинарию.
Прибыв на место, архимандрит Николай подал прошение в Казанскую Духовную академию о разрешении ему переработать его курсовое кандидатское сочинение на тему «Новозаветный библейский идеал воспитания детей» в магистерское. Правление Академии постановило: «Разрешить игумену Николаю переработать курсовое его сочинение, написанное на тему «Новозаветный библейский идеал воспитания детей», в магистерскую диссертацию, сообщив ему, что для получения прав магистранта он должен написать два семестровых сочинения за третий курс, одно по – метафизике, другое- по нравственному богословию, – и сдать устные испытания по двенадцати предметам: обязательно по тем пяти предметам, по которым он имеет по тройке и по семи предметам, избранным им по своему усмотрению из тех предметов, по которым он имеет четверки, при чем за каждое сочинение он должен получить балл четыре, а по каждому предмету устного испытания – балл пять; сообщив так же игумену Николаю, что к сдаче устных испытаний он может быть допущен или в начале учебного года, одновременно с приемными испытаниями, или в конце учебного года, одновременно с переводными испытаниями студентов».
В 1912 году, игумен Николай (Кенарский) успешно выдержал назначенные Советом Академии экзамены. На акте составленном экзаменационной комиссией значилось: «…все экзамены игумен Николай выдержал успешно и получил полный балл – 5; на том же акте есть надпись профессоров В.И.Несмелова и В.А.Никольского о том, что они прочитали представленный им, игуменом Николаем, семестровоые сочинения по предмету метафизики и нравственного богословия и признали вполне удовлетворительными для своей цели, отметив сочинение по нравственному богословию баллом -5 и по метафизике – баллом 4. Постановили: Преподавателя Тифлисской Духовной семинарии игумена Николая (Кенарского) признать имеющим права магистранта».
6 октября 1912 года, Святейший Синод, назначил игумена Николая на должность инспектора Осетинской Александровской Ардонской Духовной семинарии.
На свое новое место, игумен Николай прибыл в тяжелое время, когда семинария переживала трудные времена. Прибыв на место, игумен Николай энергично взялся за исполнение своих прямых обязанностей. Первое, на что он обратил свое внимание, – это на запущенность и грязь в аудиториях, спальнях и коридорах. «В классном коридоре, в классах и даже в церкви на полу мною замечены были окурки от папирос, – писал отец Николай в своем рапорте. – Во время уроков и после них в классном коридоре носился папиросный дым».
Со стороны назначенного инспектора естественным было стремление навести должный порядок, но в то же время всякие меры, рассчитанные на укрепление внутрисеминарской дисциплины, вызывали отрицательную реакцию у воспитанников. Одним из требований игумена Николая явился запрет под большие двунадесятые праздники на светские песни, танцы и музыку которые устраивали студены в стенах семинарии. Но уже через три дня, 8 ноября, после выпущенного распоряжения инспектора, студенты семинарии собравшись в аудитории третьего класса, находящейся под квартирой ректора, нарушили распоряжение и устроили танцы. На шум пришел отец Николай, который потребовал незамедлительно прекратить данное увеселение. Семинаристы заявили ему, чтобы он не нарушал установившихся порядков и не вводил своих новшеств. 18 ноября игумен Николай получил послание следующего содержания: «Отче Игумене! С своим уставом в чужой монастырь не лезь. Иначе будешь убит. Ты не думай, что нас мало, но у нас есть боевая дружина, так что кому выпадет жребий, тот и прикончит с Вашею жизнию, да преступною… Боевая дружина из семинаров».
В начале и в конце письма изображался пистолет-браунинг. В результате описываемых событий 20 ноября 1912 года архиепископ Владикавказский Питирим (Окнов) отправил телеграмму тревожного содержания на имя обер-прокурора Святейшего Синода В.К. Саблера: «Открытый систематический и полный развал воспитательной части и дисциплины в Ардонской семинарии, выражающийся целом ряде грубых, дерзких выходок учеников в отношении семинарского начальства, закончился присылкой смертного приговора инспектору и ректору. Необходимо поднятие вопроса о временном закрытии Семинарии».
Начавшиеся в марте 1913 года, бурные семинарские волнения продолжились весь текущий год. Воспитанники требовали снять с должности инспектора игумена Николая. Учебный Комитет, не желая обострять сложную ситуацию в семинарии, назначали нового инспектора иеромонаха Варлаама (Пикалова) и благодаря перемещению инспектора удалось нормализовать положение.
Начиная с 1914 года, будучи уже в сане архимандрита, он являлся ректором Ставропольской духовной семинарии. Решением Святейшего Синода, от 1 мая 1915 года, архимандрит Николай был переведен на должность младшего члена Петроградского Цензурного комитета.
В 1916 году, его назначают ректором Волынской духовной семинарии, а 22 сентября того же года, Синод постановил: «…ректора Волынской духовной семинарии архимандрита Николая, переместить на должность ректора Кашинской духовной семинарии, с назначением его настоятелем Кашинского Дмитровского монастыря».
По предложению Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода, для упорядочения церковной жизни, в особенности при новых политических условиях, в Нижегородской епархии по постановлению Нижегородского Епархиального совета было учреждено пять полусамостоятельных епископий с титулами: 1) Балахнинский и Семёновский, 2) Макарьевский и Васильсурский, 3) Лукояновский и Сергачский, 4) Павловский и Ардатовский и 5) Княгиниский с местопребыванием в г. Арзамасе. Архиепископ Евдоким сообщал Епархиальному совету: «…Поздравляю духовенство и народ с радостию великою иметь постоянно около себя своих защитников, руководителей, организаторов жизни и молитвенников, прошу встретить Богом указанных Святителей с любовию и окружить их всяким вниманием. Доведите об этой радости до сведения народа, через проповеди и приходские собрания. Теперь Святитель будет видеть свою паству ежегодно и «глашать каждого по имени». Жизнь церковная, народная разовьется пышным цветком. Бог всем в помощь…».
5 ноября 1919 года, архиепископ Евдоким вышел с прошением на имя Святейшего Патриарха Тихона, в котором просил назначить на Лукояновскую кафедру, настоятеля Кашинского Дмитровского монастыря Тверской епархии архимандрита Николая (Кенарского). Святейший Патриарх и Священный Синод поставил: «…Назначить на вновь открытую кафедру Епископа Лукояновского, викария Нижегородской епархии, настоятеля Кашинского монастыря Тверской епархии, Архимандрита Николая с тем, чтобы наречение и хиротония его во Епископский сан произведены были в г.Нижнем Новгороде, о чем и послать указы Вашему Преосвященству, Преосвященному Старицкому и Архимандриту Николаю, а в Канцелярию Высшего Церковного Совета передать выписку».
Так же Священный Синод выслал указ архиепископу Евдокиму в котором сообщал что: «…епископ Лукояновский должен руководствоваться в своей деятельности наказом для Епископов полусамостоятельных епархий, разосланным от 23 июня сего 1919 года».
22 декабря 1919 года, в Нижнем Новгороде состоялась архиерейская хиротония архимандрита Николая во епископа Лукояновского.
В состав вновь созданного епископского округа вошли Лукояновский и Сергачский уезды. На его территории находились 225 приходских храмов, два женских монастыря – Лукояновский Свято-Тихоновский и Азрапинский Спасо-Живоносновский, а также скит Оранского мужского монастыря — Спасо-Преображенская Гуляевская пустынь.
Но, по воле Божией, епископское служение Преосвященного Николая не состоялось. Вскоре после хиротонии он заболел тифом и в январе 1920 года, на 46-м году своей жизни, он скончался. Погребение первого Лукояновского епископа, по данным митрополита Мануила (Лемешевского), состоялось в одном из Арзамасских монастырей.
После смерти Преосвященного Николая, архиепископ Евдоким обратился с прошением в Священный Синод, в котором просил на вдовствующую Лукояновскую кафедру назначить настоятеля Новгородского Антониева монастыря архимандрита Тихона (Тихомирова), на что и получил одобрение Святейшего Патриарха Тихона. Однако архимандрит Тихон был назначен епископом Череповецким, викарием Новгородской епархии, а на Лукояновскую кафедру назначили уроженца Нижегородской губернии, архимандрита Поликарпа (Тихонравова).
Дочь покойного епископа Николая – Кенарская Нина Александровна после революции трудилась в Нижегородской епархии в канцелярии архиепископа Евдокима. В 1922 году, архиепископ Евдоким написал письмо в Областной Совет: «Переписывать документы на машинке прошу Совет в моей личной канцелярии, пользуясь трудами известной переписчицы, дочери покойного Лукояновского Преосвященного Николая, Н.А.Кенарской. Документы, подлежащие переписке, должны непосредственно вручаться переписчице. Переписчица – отличная, незаменимая работница. Она бесконечно много потрудилась для Епархии. Не забывайте ее и вознаграждениями за труд».
В последствии, Нина Александровна Кенарская приняла монашеский постриг и 21 февраля 1934 года, она была арестована НКВД и сослана на пять лет в ИТЛ.
Статья из книги «Святители земли Нижегородской»,
авторы: игумен Тихон (Н.И. Затёкин), О.В.Дёгтева, Нижний Новгород 2003 г.