Священномученик Николай родился 3 декабря 1883 года в селе Калапино Лукояновского уезда Нижегородской губернии в многодетной семье священника Александра Николаевича Хвощева.
Николай Хвощев учился в Нижегородской Духовной семинарии, но после четвертого года обучения покинул ее. 25 августа 1905 года он был определен на должность псаломщика к Богоявленскому собору уездного города Княгинина. Именно здесь, в Княгинине, Николай познакомился со своей будущей супругой Александрой, приемной дочерью местного мещанина Якова Евфимовича Сморчкова.
Осенью 1907 года Николай Хвощев успешно выдержал экзамен для рукоположения в сан священника и был назначен на священническое место в село Исупово Сергачского уезда.
24 октября 1907 года, в праздник в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Николай Хвощев епископом Нижегородским и Арзамасским Назарием (Кирилловым) был рукоположен в сан диакона. А 26 октября, когда Святая Церковь чтит память великомученика Димитрия Солунского, уже Преосвященным Евфимием, викарным епископом Балахнинским, был рукоположен в сан священника.
На своем приходе молодой пастырь Николай Хвощев до революции исполнял обязанности законоучителя как в церковно-приходской, так и в земской школе. 14 апреля 1913 года, ко дню Святой Пасхи, за ревностное исполнение своих пастырских обязанностей отец Николай был награжден набедренником.
На протяжении тридцати лет отец Николай Хвощев прослужил в Покровском храме в селе Исупово (ныне село Гагинского района). Когда в 1937 году начались массовые аресты священников и активных прихожан, то сотрудники районного Гагинского НКВД потребовали от местных властей представить характеристики на священнослужителей. Председатель сельсовета об отце Николае сообщил следующие факты: «В селе Исупово служит попом более 20 лет. В конце 1936 года Хвощев противодействовал радиофикации села, а в конце апреля 1937 года он организовал под своим руководством и участием группу церковников, которая по его поручению заперла комсомольцев на колокольне, которые прикрепляли антенну — в связи с находившимся клубом рядом с церковью, чтобы этим не дать возможность постановки радио. Безусловно имел связь с церковниками соседнего села Покров, они вели вместе работу по развалу колхоза и организовывали денежную помощь выходцам из колхоза».
8 сентября 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Николая по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключили в районное отделение милиции. 10 сентября батюшка был допрошен следователем.
– Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности, направленной на подрыв мероприятий, проводимых советской властью. Признаете ли вы себя виновным в этом?
– Виновным себя в этом не признаю. Никаких контрреволюционных действий против мероприятий властей я не проводил.
– Как же можно рассматривать, как не контрреволюционную, вашу агитацию, проведенную среди верующих села Покрова, направленную на срыв мероприятий, намеченных местной властью по радиофикации клуба, в результате которой при попытке подвести антенну на церковь работники, проводившие это мероприятие, встретили сопротивление направленной на них толпы.
– Никакой агитации, разжигающей толпу на сопротивление в проведении данного мероприятия, я не проводил, данный инцидент получился стихийно помимо моего в этом участия.
– Кто же, как не вы, требовали от монтера прекращения проводимых им работ по радиофикации?
– Это ложь, я этого не делал.
Несмотря на показания отца Николая, следователь продолжал настаивать на его признаниях.
– Следствию известно, что вы в своем сопротивлении дошли до крайности, допустив запереть монтера, работающего по проводке радио на церковной колокольне.
– Монтера на колокольне заперли без моего в этом участия. Заперли его женщины, сопротивлявшиеся против проводки антенны.
– Признаете ли вы себя виновным в использовании церкви для устройства собраний по вопросу подготовки верующих и оказанию ими сопротивления в части принятого активом села решения о закрытии церкви.
– Мне лично об этих собраниях известно не было.
На следующий день, 11 сентября 1937 года, отца Николая допросили вновь. На этот раз следователя интересовало, почему отец Николай не принимал участия в церковной службе в соседнем селе Покров.
– Кем из села Покров вы приглашались принять участие в церковной службе 16 июля этого года и почему вы это приглашение не приняли?
– Вечером накануне ко мне на квартиру пришел церковный староста и от имени церковного совета села Покрова просил меня принять участие в церковной службе, намеченной ими на 16 июня, и при этом сказал, что в службе примут участие и другие священники. Но на сделанное мне предложение я наотрез отказался, во-первых, потому что я чувствовал себя в этот день не совсем здоровым, и во-вторых, я хорошо понимал ответственность за организацию коллективных служб, особенно в такой период как уборочная.
По окончании следствия, на основании показаний лжесвидетелей, отца Николая обвинили в том, что он «имел тесную связь с контрреволюционной группой церковников с. Покрова. Спровоцировал жителей на выступление против радиофикации клуба по инициативе комсомольской организации села. Под его же руководством верующие села Исупово Гагинского района оказали активу села сопротивление в деле использования помещения церкви под школу».
17 сентября 1937 года Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Николай Хвощев был расстрелян 1 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на расстрельном полигоне Горьковского НКВД.
Цитируется по книге «Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской». — Нижний Новгород, 2015. Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Дамаскин (Орловский), О.В. Дёгтева