Архиерейское подворье Красномаровский Крестовоздвиженский женский монастырь

 

Фотогалерея

Видеоматериалы

 

Адрес: Россия, Нижегородская область, Спасский район, поселок Красные Мары

Настоятель: протоиерей Георгий Жучков

Контакты:

e-mail:  krestomar@mail.ru

тел.: +7 905-664-45-70

Web-сайт: http://krestomar.cerkov.ru

Престольный праздник: 

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – 14/27 сентября

Краткая историческая справка:

Согласно дошедшей до наших дней „Повести о создании Крестомаровской общежительной пустыни“, в 1632 году в селе Прудищи Нижегородского уезда появился киевский монах Матфей и, ископав в горе рядом с приходской церковью Иоанна Предтечи „малу пещеру“, стал в ней жить, пищу себе приобретая „делом токарства“.

Вскоре Матфей и присоединившийся к нему крестьянин Прудищ Илларион „отидоша в безмолвную пустыню“ — в лес в трех верстах от села, где у источника Булач и соорудили себе шалаш из луба. Там к ним подселились монах Макарьевского монастыря Маркел и пустынножитель из заволжских лесов Макарий. Последнего маровские насельники нарекли учителем и наставником по молитве, „помышляя церковь водрузить и монастырь“. Имя же монастыря им „во сне возвестили два ангела“.

Владелец Прудищ воевода Иван Леонтьев пожертвовал под будущий монастырь участок земли и велел кормить первых иноков за свой счет. Спустя десятилетие на Марах развернулись грандиозные строительные работы.

В 1647–1653 годах здесь были построены каменные Крестовоздвиженский собор, Михайло-Архангельская и Троицкая церкви. Возможно, что возводившие их зодчие позднее трудились и над созданием ансамбля Макарьевского Желтоводского монастыря в 40 километрах от Маров.

По преданию, на богоугодное дело пустынножителей благословил сам Патриарх Иосиф, выделив на строительство храма пять рублей серебром. А первая храмовая икона была привезена Макарием из Москвы и на Марах стала чудотворной.

Благополучию Маровской пустыни способствовало выгодное расположение на оживленном торговом пути — сухопутной дороге из волжского понизовья через город Курмыш в Лысково (на Макарьевскую ярмарку) и Нижний Новгород.

Своя ярмарка возникла и у стен пустыни в ее престольный праздник Воздвижения Креста Господня. Вторая половина XVII века стала временем расцвета этой обители. При первом ее настоятеле в сане игумена Павле число ее обитателей достигало 80 человек. А всего в монастырском синодике было записано 455 усопших насельников Маров.

Расположенная в отдалении от центральной России, Маровская общежительная пустынь между тем приобрела широкую известность. Пожертвования „на помин души“ в нее поступали от представителей разных слоев общества — бояр, князей, московских дворян, купцов.

Такая известность в немалой степени обусловливалась духовным совершенствованием, к которому стремились местные монахи во главе с просвещенными игуменами. Так, игумен Павел, получивший прозвище Маровский, прославился как отличный знаток Священного Писания и великолепный проповедник-оратор. В 1672 году он был переведен в Макарьевский монастырь, впоследствии стал архиепископом Суздальским и Юрьевским, а скончался в сане митрополита Рязанского и Муромского.

В начале 1660-х годов в пустыни принял постриг выходец из древнего московского дворянского рода Игнатий Римский-Корсаков, занимавшийся на Марах литературной деятельностью и после Павла недолгое время возглавлявший пустынь. Именно этот человек, возможно, стал идейным вдохновителем Азовских походов Петра Великого. Завершил свой земной путь Игнатий в сане митрополита Сибирского и Тобольского.

В конце Петровской эпохи Маровская пустынь пришла в упадок. В 1721 году она была приписана к Оранской Богородицкой пустыни, особым богатством тогда не отличавшейся. В период властвования Екатерины Великой Маровская пустынь была вовсе упразднена.

Уже в 1780 году от вековых храмов, некогда величаво возвышавшихся над округой, оставались одни лишь развалины. Маровская ярмарка в 1785 году была переведена в село Чернуху Макарьевского уезда (в современном Лысковском районе), где продолжала существовать под прежним названием вплоть до начала XX века.

А на месте пустыни остались лишь фрагменты фундаментов да древний надгробный камень, к которому приходили богомольцы для исцеления от зубной боли…

Духовная жизнь на Марах начала восстанавливаться трудами некоего „чувашенина“ Ивана Петровича, соорудившего в середине 1870-х годов деревянную часовню и две кельи, затем Николая Демидова, в 1885 году выделившего средства на строительство каменной часовни, и, наконец, Василия Москвина из Вятской губернии — основателя и попечителя Крестовоздвиженской женской общины.

Вновь выстроенная на рубеже XIX–XX веков деревянная Троицкая церковь была освящена в 1901 году. Ее главной святыней стала икона Божией Матери „Избавительница“, написанная в Иерусалиме в конце XIX века. Оказавшись на Марах, она, по преданию, вдруг стала неподъемной и осталась тут навсегда.

В начале 1920-х годов религиозная деятельность Маровских сестер была ограничена, монастырские постройки частично стали собственностью созданной здесь сельскохозяйственной коммуны, земли тоже были ей переданы. В 1927 году общину окончательно закрыли.

В послереволюционном угаре на Марах была создана сельскохозяйственная коммуна, потом открыта одна из первых школ колхозной молодежи. В 1974-м уже в качестве средней она была переведена в близлежащую Вазьянку.

Во времена «хрущевских гонений» на Церковь монастырь был разрушен до основания, сохранился только фундамент каменной монастырской стены.

14 августа 1997 года из Вазьянки прошёл крестный ход с иконой «Избавительница» на Старые Мары. С тех пор крестные ходы с ней проходят ежегодно.

На месте алтаря бывшей маровской церкви Святой Троицы в том же 1997 году был водружён деревянный крест. В 1999 году здесь прошла литургия. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай благословил создание часовни. Создано Маровское Крестовоздвиженское братство.

В 2009 году Инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области утвердил проект восстановления Крестовоздвиженского Маровского женского монастыря.

Икону Божией Матери „Избавительница“ сохранили верующие жители села Вазьянка, и в настоящее время святыня находится в частной собственности.