14 октября 2023 г. епископ Силуан посетил памятник на месте рождения патриарха Никона

14 октября 2023 г., в рамках визита в городской округ Перевозский, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан посетил памятник и купальню в месте рождения патриарха Московского и всея Руси Никона (1605-1681), который находится на северной окраине села Вельдеманово городского округа Перевозский.

Архипастыря сопровождали глава местного самоуправления городского округа Перевозский Наталья Михайловна Трунина с супругом, благочинный Перевозского округа протоиерей Сергий Гаврилов и настоятель Казанского храма в селе Вельдеманово иерей Сергий Худяков.

Мемориал, воздвигнутый в 2005 г., представляет собой подобие часовни из четырёх сводов, внутри которых расположено рельефное изображение патриарха Никона. Рядом с памятником расположен поклонный каменный крест, на котором написано: “Патриарху Никону от мордовского народа”. Композиция находится на месте, где находился дом будущего патриарха, в котором он провёл детство. 

Под горой расположен источник с купальней, который считается святым. Воду из него местные жители используют для питья.

Справка.

Никита Минич Минин (Минов) родился в мае 1605 г. в крестьянской семье села Вельдеманово Нижегородской губернии. Был наречен в честь прп. Никиты, столпника Переяславского (1186), память которого совершается 24 мая по ст. ст. / 6 июня по н. ст. Он пережил очень трудное детство — мачеха ненавидела мальчика, морила его голодом, била и пыталась убить. В 12 лет Никита покинул отчий дом и поступил для продолжения учения в Макариев Желтоводский монастырь.

По настоянию умирающего отца Никита возвратился домой, женился, принял на себя заботы о хозяйстве, однако его по-прежнему влекли Церковь и богослужение. Будучи человеком грамотным и начитанным, он вскоре стал приходским священником.

По ходатайству московских купцов священник Никита с семьей переехал в Москву. Десять лет продолжалась его супружеская жизнь, однако все трое его детей умерли в младенчестве, и в 1635 г. отец Никита убедил жену принять монашеский постриг в московском Алексеевском монастыре, дав за нее вклад и оставив денег на содержание. В возрасте 30 лет он также принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря.

В 1646 г., приехав в Москву за сбором милостыни, произвел сильное впечатление на 16-летнего царя Алексея Михайловича своей высокой духовностью, глубокой аскетичностью, обширными познаниями и живым нравом.

В 1652 г. после смерти патриарха Иосифа из числа 12 кандидатов митрополит Никон, согласно царскому желанию, был избран для поставления в патриархи.

25 июля 1652 г. Никон был возведен на патриарший престол. Во время интронизации царь дал ему обещание не вмешиваться в дела Церкви. С самого начала своего патриаршества Никон установил строгий порядок в богослужении. Единогласие и «наречное» пение при нем стали нормой. Патриарх Никон был талантливым проповедником. Особенно ревностно проявил себя как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам. Церковные реформы патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви на протяжении нескольких столетий. Патриарх Никон много заботился о церковном благолепии. Носивший в быту самые простые одежды, предстоятель употреблял за богослужением такие богатые облачения, каких не имел никто из русских патриархов.

Под влиянием патриарха Никона в России упорядочивалась система попечения о нищих, убогих, нуждающихся людях, велась активная борьба против несправедливости и коррупции в судебных органах. По настоянию святейшего владыки царь принимал меры по пресечению пьянства и нравственной распущенности.

Патриарх Никон стремился противодействовать тому, что считал посягательством гражданского правительства на его юрисдикцию и полномочия. Особенный протест вызвало принятие Соборного уложения 1649 г., умалявшего статус духовенства, ставившего Церковь фактически в подчинение государству. Вследствие этого, а также интриг со стороны бояр (активная деятельность предстоятеля часто приводила к ущемлению их интересов и вызывала недовольство со стороны правящей элиты) произошло охлаждение отношений между царем и патриархом.

Летом 1658 г. в качестве протеста патриарх Никон оставил Москву и уединился в основанном им Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. В 1666 г. при участии патриарха Александрийского Паисия и патриарха Антиохийского Макария прошел Большой Московский Собор, в ходе которого состоялось разбирательство по делу патриарха Никона. Решением Собора он был лишен патриаршего достоинства, извергнут из епископского сана и стал простым монахом, отправленным в заточение: сначала в Ферапонтов монастырь, затем, в 1676 г., был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом церковные реформы, проведённые Никоном, получили одобрение Собора.

Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у прощения у низложенного патриарха. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении патриарху Никону сана и  просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь.

17 августа 1681 г. патриарх Никон, изнуренный скорбями и болезнями, скончался на пути в Ново-Иерусалимскую обитель. 26 августа в присутствии царя Феодора Алексеевича состоялось погребение.

Согласно завещанию, почивший был погребен в южном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В сентябре 1682 г. в Москву были доставлены грамоты четырех восточных патриархов, разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане патриарха Московского и всея Руси.

Текст и фото

пресс-службы Лысковской епархии

Текст справки с сайта Московской Патриархии


« »