Епископ Силуан дал интервью сеченовской газете “Борьба”

25 февраля 2024 г. епископ Лысковский и Лукояновский Силуан встретился с главным редактором газеты Сеченовского муниципального округа “Борьба” Ларисой Юрьевной Столяровой.

Архипастырь дал интервью газете, ответив на вопросы, которые задала ему журналист.

– Ваше Преосвященство, сегодняшний день – первое из четырех подготовительных воскресений перед Великим постом. На богослужении мы услышали притчу из Евангелия от Луки, в которой рассказывается о двух людях — мытаре и фарисее…

– Да, пришло время начать подготовку к посту. Это притча, через которую Господь учит нас правильной молитве. Два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. Два человека, два грешника с одной только разницей: фарисей не видел себя грешником, а мытарь глубоко сознавал и переживал это. Фарисей стал на видном месте, он – достойная личность в обществе и в Церкви, а мытарь, не смея пройти вперед, стал у самого порога, вдали.

Молитва должна быть смиренной и нельзя хвалиться преимуществами своими, перечислять свои добродетели. Как пример – молитва мытаря, который осознавал свои грехи, просил у Господа прощения, была более приятна Богу, чем молитва гордого фарисея, который считал себя лучше других, сравнивал себя с грешниками и хвалился своими добродетелями.

– Действительно, к молитве мы обращаемся в самых разных обстоятельствах жизни – в радости и особенно в скорби. Как научиться правильно молиться? И какой должна быть молитва?

– Жизнь христианина немыслима без молитвы.  Молитва — это обращение человека к Богу, Богородице или святым. По содержанию молитвы делятся на просительные, благодарственные и покаянные; зачастую все три вида соединяются в одной молитве. Молиться Богу — значит прославлять, благодарить, каяться, просить Его о ниспослании милости, отвращении от зла или о конкретных своих нуждах. Молитва должна начинаться благодарением Бога. Нужно благодарить за дар жизни. Молиться о главном: о том, чтобы Господь вразумил правильно исполнять заповеди, чтобы простил нам согрешения вольные и невольные, а затем о житейских делах – здравии, об успехе тех планов, которые мы предпринимаем. «Если Богу угодно и живы будем» – вот с этого надо начинать.

 – Во время богослужения в храме бывает тяжело стоять не только пожилым людям и беременным женщинам, но и обычным людям, особенно тем, кто только начинает церковную жизнь. Можно ли сидеть во время службы в храме?

– Есть моменты богослужения, в которые даже положено сидеть — во время чтения определенных богослужебных текстов, которые так и называются – «кафизма» (в переводе «кафизма» значит «сижу»). Сидеть не грех, как некоторые думают. Когда же речь идет о больных людях, как сказал митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». Но даже больным, если они в силах, во время чтения Евангелия лучше стоять.

В Год семьи хочется поговорить о людях, живущих много лет в браке в мире и согласии. Как, на Ваш взгляд, им это удается?

– Если человек не будет ежедневно трудиться над собой, будет лениться и завидовать, ничего хорошего не получится. Также и в браке. Ведь люди в большинстве своем как устроены?  – готовы всё вокруг переделать, кроме самих себя. Могут сказать: «В другой семье, с другим мужем я буду другая, с другой женой я буду другим».

Увы, нечасто меняется человек. Поэтому умный человек старается приспособиться к тем обстоятельствам, в которых он находится, а человек с недалеким умом хочет всё приспособить под себя. Конечно, есть разные обстоятельства, которые нужно учитывать, но духовная основа и вера всегда должны быть. И крепкая семья – это тоже ежедневный труд.

– Владыка, тогда давайте поговорим об одном из грехов – зависти. Скажите, как человеку справиться с ней?

– Зависть – это печаль при виде благополучия ближнего. Она относится к одной из самых тяжелых страстей, нарушает душевный мир и сопровождается навязчивыми мыслями. Преподобный Амвросий говорил о зависти: «Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой… Гордого человека можно почтить, тщеславного – похвалить, сребролюбивому – что-нибудь дать… Завистливому же человеку угодить уже никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».

Когда у соседа все хорошо: дом побольше построил, машину получше купил, и холодильник у него не один, а целых три, и все наполненные – вот тут может возникнуть зависть. А нужно, наоборот, радоваться за ближнего, что он так хорошо поработал, что все он смог. И вот здесь есть такая хорошая молитва: благодарю, Господи, за то, что у меня есть и трижды благодарю за то, чего у меня нет. Ведь вы просто не знаете, чему завидуете. Не знаете, что скрыто за этим благополучием и какой ценой досталось. Так что надо благодарить Бога за то, что есть и никому не завидовать. Всегда должны помнить, что время у нас в мирской жизни ограничено, и мы должны жить своей жизнью, трудиться во славу Божию ради ближних.

– Некоторые люди говорят: я никого не убивал и не ворую, поэтому я хороший человек. Так ли это по христианскому учению?

 – Если себя сравнивать с преступниками, то вроде как бы и все хорошо. А то, что человек сварливый, с гордыней, есть и тщеславие, может, и чревоугодие – целый список грехов можно не увидеть, потому что он себя ни с тем сравнивает. Поэтому и нужно чтение Священного Писания и изучение жизни святых. Это помогает нам, особенно во время постов, увидеть себя, а увидев – покаяться и исправиться. А покаяние – это и есть возможность исправления в лучшую сторону. И уже на своем примере воспитывать детей.

– Кстати, про воспитание детей. Сейчас в школах есть предмет – основы религиозных культур и светской этики. В нашей школе основы православной культуры выбирает большинство учащихся. Но также в школе изучают и основы исламской культуры. С детства мы должны воспитывать уважение к любому вероисповеданию.

Чтобы понимать культуру русского народа, которая основана на Православии, его историю, полезно посещать уроки основ православной культуры всем. В этом есть элемент патриотического воспитания. Образованный человек должен знать культуру и историю всех народов мира, но, прежде всего, он должен знать культуру и историю своей страны. Чтобы лучше понять русских и не конфликтовать, надо знать их веру и культуру. В рамках урока Православия дети приходят в храм и наглядно изучают христианскую культуру.

– Владыка, Вы бываете во многих храмах, постоянно проводите в них богослужения, встречаетесь с прихожанами. Какое отношение у Вас к нашему селу?

 – Замечательное и красивое село. Здесь живут трудолюбивые люди, которые стараются и заботятся о своем селе, трудятся с усердием, и Господь благословляет их труды. Количество верующих увеличивается. Наше дело – апостольское. Мы радуемся тому, что почти все жители приняли Святое Крещение. Теперь задача – чтобы все крещеные люди получали необходимые знания, потому что наша вера основана на знании Священного Писания, на изучении творений святых отцов, жизни святых. После выборов президента – так совпало в этом году – начнется Великий пост, и мы будем готовиться к нашему главному празднику – Святой Пасхе. Важно это время провести с пользой для души. Господь нас призывает к этому, и мы не должны останавливаться на достигнутом, должны совершенствоваться в добродетелях. А греховное стараться удалять. Желаю всем возрастать в вере, благочестии, делать много добрых дел.

Текст и фото

пресс-службы Лысковской епархии

Текст интервью: газета “Борьба”


« »