Реформы 60-70 годов XIX в. привнесли свои коррективы и в миссионерскую деятельность церкви. Отмена крепостного права способствовала распространению старообрядчества, что определило необходимость внесения корректив в политику самодержавия по отношению к церкви. Численность старообрядцев в 80-е годы XIX в. составляло более 1,6 млн[1] (в 50-е годы XIX в. эта цифра составляла 1,2 млн человек). Рост численности старообрядцев нашел свое отражение и в официальной политике. Так, Особый комитет по делам раскольников в 1864 г. издал высочайший указ, который легализировал часть (менее опасных) раскольников, наделил их гражданскими правами, а в 1874 г. был издан указ, который разрешил старообрядцам гражданскую метрическую запись. Все это свидетельствовало о компромиссной политике правительства и юридическом признании старообрядцев[2]. Уже в 1875 г. комиссия МВД по делам раскольников получила директиву: «Мероприятия правительства по отношению к расколу хотя и не должны носить по себе характера преследования его, что в то же время не могут быть направлены к послаблению, а тем менее к правительству раскола»[3]. И 3 мая специальный комитет обнародовал новый закон о старообрядцах. Закон разрешал старые обряды в частных домах, на кладбищах, но без облачения «уставщиков и наставников»[4]; были прекращены преследования старообрядческих священнослужителей. Министерство внутренних дел наделялось полномочиями по надзору за выполнением закона[5]. Закон вобрал в себя новые прогрессивные веяния и разрешил раскольникам участвовать в выборных городских учреждениях[6]. Одним из объяснений коренного перелома в политике правительства по отношению к старообрядцам может служить их поведение во время Польского восстания, когда старообрядцы Рогожского кладбища и беспоповцы Преображенского богадельного дома прислали царю верноподданные письма. Ответным знаком власти стал прием делегации старообрядцев в белом зале Зимнего дворца, где император Александр II сказал: «…Вы мои дети, а я – Ваш отец и молю бога за вас так же, как и за всех, которые также, как и вы, близки моему сердцу»[7].
Отход от церкви после отмены крепостного права стал массовым. Например, известен доклад священника села Шутилова Лукояновского уезда Ионна Звездина от 14 октября 1876 г., в котором было отмечено, что 218 прихожан не приходят в храм исповедоваться и «приобщаться святых тайн», среди оных были и раскольники. Надо сказать, что многие из прихожан не были на исповеди более одного года[8].
Для исправления ситуации Церковь создавала сеть миссий, которые в своей работе руководствовались правилами Синода. Миссионеры вели беседы, открывали школы, библиотеки, опровергали устои религии иноверцев, читали проповеди. Миссионерская деятельность церкви подкреплялась административно-судебными мерами. Священники-миссионеры проходили серьезную подготовку по антикатолическим и антимусульманским курсам [9]. Действиями миссионеров руководили союзы и братства миссионеров, которые выпускали свои печатные издания: «Миссионерское обозрение», «Православный благовестник». Церковь через беседы и «увещевания», которые должны были проводить все священнослужители, агитировала и старообрядцев.
Борьба с раскольниками проходила и в Нижегородской епархии, где отличился своей миссионерской деятельностью епископ Нижегородский и Арзамасский Макарий. Он не прибегал к репрессивным методам борьбы, а в полемике доказывал правоту официальной церкви и поддерживал дружбу с некоторыми из старообрядцев. Его проповеди были новы и доступны прихожанам[10]. Макарий, учитывая географическое положение Нижегородской губернии, отличался веротерпимостью к иноверцам, но «возносил хвалу православию и объяснял его правильность и необходимость»[11]. Дипломатичность Макария исключила столкновение иноверцев в Нижегородской епархии. Показательно «слово» Макария 7 июня 1884 г., когда произошла стычка с евреями: «…Ты человек ли это город, столь славный и знаменитый перед другими городами?.. Ты своими руками терзал невинных иноверцев во время мира…»[12]. «Слово» Макария стало известно астраханским евреям, которые прислали ему благодарственные грамоты. Речь Макария была переведена на еврейский язык и разослана по синагогам Европы (переведена на немецкий язык в Германии)[13]. В 1881 г. Макарий добился перевода богослужебных книг на татарский язык: Деяния Апостольские, Четвероевангелие, молитвенники и так далее[14].
Макарий был прав, так как «в иноверских приходах церковное богослужение на родном языке для прихожан составляет действенное средство»[15]. Несмотря на усилия Православной церкви, в 60-е годы XIX в. в России насчитывалось до 5 млн чел., которые исповедовали ислам – это народы Кавказа и Поволжья[16]. Тифлисский военный губернатор Сипягин приводит цифры обращённых в православие народов Кавказа – 62244 чел. в 70-е годы XIX в. Надо сказать, что горцы при крещении получали по 10 аршин холста и поэтому некоторые по непонятным причинам крестились по нескольку раз. Но попытки новообращённых вернуться в старую веру сурово пресекались[17]. Гораздо более прочные позиции, чем мусульмане, в России занимала лютеранская церковь. Во многом это объяснялось прямым покровительством, оказываемым лютеранам со стороны царствующей династии, а также значительным влиянием немецко-балтийской аристократии при дворе, в основном исповедующей лютеранство. В 1832 г. был утверждён «Закон о Евангелическо-Лютеранской церкви в России». Этим законом в Санкт-Петербурге был создан главный орган – Генеральная консистория, во главе которой стояли назначаемый президент (светское лицо, обычно юрист) и вице-президент (духовное лицо, получившее звание генерального суперинтенданта). В составе консистории было два духовных и два заседателя. Через министра иностранных дел Генеральная консистория подчинялась непосредственно императору, он же утверждал всех её членов. В России вводилось восемь локальных консисторий, подчинявшихся Генеральной консистории и устроенных по её подобию. Петербургская консистория охватывала запад европейской части, а Московская – территорию от Москвы до Тихого океана. Шесть остальных располагались в Прибалтике. Лютеранская церковь, по существу, стала государственной церковью. Конечно, она не приравнивалась к Православной церкви, но были ослаблены требования об обязательном переходе в православие в случае занятия определённых должностей в государственном аппарате России, что категорически не допускалось для мусульман и иудеев.
Особое место в процессе миссионерства занимают православные братства, чья роль до конца ещё не исследована в отечественной науке. Говоря о роли православных братств, следует сперва коснуться самого понятия братства. В состав братства входили в основном светские люди с целью удовлетворения своих религиозных потребностей. Во второй половине XIX в. церковная жизнь становится все более заформализованной и лишь братство являлось ответом на внеслужебную активность. Девизом братств стало: «Дело – живая вера». Классифицировать братства можно, согласно сфере их деятельности: миссионерские, или катехизаторские; церковно-устроительные, которые занимались вопросами попечения храма; благотворительные братства; просветительные братства.
Братство как явление своими корнями уходит в далекие языческие времена, когда подобные объединения назывались братчинами (брак – пир по др. рус. Ипатьевская летопись). На первоначальном этапе это была языческая общность, но со временем это переросло в промысловое объединение, когда купцы опекали ту или иную церковь, в обмен за это церковь предоставляла свои подвалы под хранение товара, мер, весов и так далее. Каждое братство имело свой устав, совместные молитвы, свой товарищеский суд. Братства были либо чисто религиозными, либо в виде промысловых цехов (одновременно религиозные), например, в Польше вплоть до конца ХУІ в. православные и католики устраивали совместные братства. Особую роль играл и такой вид братств, как религиознооборонительное, например, Запорожская сечь, членами которой было успешно организовано сопротивление в ходе русско-польской войны ХУІІ в.[18]. Ко второй половине XVII в. братства исчезли, так как их влияние стало соперничать со светской властью, которая стала опасаться их популярности (оборонительные братства были запрещены после подавления восстания Е. Пугачева). Уже в 1864 г. Александр II подписал «Закон о православных церковных братствах», который придавал братству официальный статус и расширил правовое поле, представив возможность для полноценной деятельности организаций подобного рода. Появление православных церковных братств было вызвано усилением иностранной религиозно-идеологической экспансии в эпоху реформ Александра II. Русское общество, озаботившись данной проблемой, среди прочих вариантов противодействия католическим и протестантским миссионерам нашло достойным применения опыт сельских крестьянских братств, существовавших в Западной России. Закон 8 мая 1864 г. издавался для упорядочения де-факто существующих объединений – православных церковных братств. Согласно «Закону о православных братствах» Братствами именовались «общества, состоящие из православных лиц разного звания и состояния для служения нуждам и пользам Православной церкви». Братства имели свою символику (хоругвь – своего Святого покровителя) и документы (книги-синоды, в которые заносились имена живых и умерших членов братства, которых поминали в молитвах). Закон разрешал и другой вид церковного союза – приходские попечительства. Архивы Нижегородской епархии показывают, что в Нижегородской губернии православные братства существовали с 1869 г. Уже к 1917 г. в Нижегородской епархии было создано не менее 16 братств, среди них: «Александро-Невское братство» (Балахна с 1869 г.), епархиальное братство «Св. Георгия-И Всеволодовича« (г. Н. Новгород с 1884 г.), «Иоанно-Дамаскинское« братство (г. Н. Новгород с 1912 г.), братство «Кирилла и Мефодия« (г. Арзамас с 1870 г.), братство «Кирилла и Мефодия« (Княгинин с 1887 г.), братство «Кирилла и Мефодия« (г. Н. Новгород с 1870 г.), братство «Макария Желтоводского« (Лысково с 1891 г.), «Мининское« братство (г. Н. Новгород с 1872 г.), братство «Покрова Пресвятой Богородицы« (село Большое Мурашкино с 1887 г.), братство «Преподобного Макария» (г. Н. Новгород, Канавинская слобода с 1875 г.), братство «Преподобного Сергия» (г. Арзамас с 1908 г.), братство «Пресвятой Богородицы» (Балахна с 1869 г.), епархиальное братство «Святого Креста» (Н. Новгород с 1875 г.), братство «Алексея, Человека Божия» (г. Н. Новгород с 1912 г.), братство «Спасского прихода» (г. Н. Новгород с 1913 г., «Спассо-Преображенское» братство (г. Н. Новгород с 1917 г.). Статистика показывает, что число братств постоянно росло. Например, в 1880 г. в России существовало 63 братства, в 1893 г. – 159 братств, в которых состояло до 37 тыс. братчиков и их общий капитал был равен 1630 тыс. руб., а к концу XIX в. в России насчитывалось более 700 братств, т.е. рост составил примерно по 26 братств в год. Главный вопрос, который стоял перед братствами, – это образование и просвещение. В рамках закона 1864 г. братствам разрешалось открывать частные школы. Первоначально школы открывались такими братствами, как Макарьевское, Мининское, Александро-Невское, Кирилло-Мефодьевское – они открывали школы в Княгинино, Арзамасе и так далее. А затем епархиальное братство «Георгия Всеволодовича» возглавило и открывало школы в Нижегородской епархии. Одним из детищей братства стала Нижегородская мужская гимназия. В школы многих братств принимали детей разных конфессий, (например, в школы Мининского братства), учащимся платили стипендии, среди которых были именные, когда, например, тот или иной купец-братчик перечислял часть своего состояния на счёт братства. Помимо общеобразовательных школ открывались и ремесленные училища. Братства ходатайствовали за своих учеников и в дальнейшей их судьбе. Среди братчиков Нижегородской епархии были такие известные люди, как губернатор Баранов, некоторые старообрядческие купцы – Башкировы, Блиновы, князь Долгорукий, Балакирев, фотограф Карелин, будущий патриарх Сергий, Гациский и многие другие. Многие купеческие семьи передавали свои дома в дар братствам, например купцы Зайцевы. География распространения братств постепенно росла и уже к 1884-1885 гг. в Китае было открыто отделение «братства Кирилла и Мефодия».
Конец XIX – начало XX вв. стали благоприятным периодом для развития общественно-религиозных объединений. Именно в этот период братства внесли значительный вклад в просвещение населения, организовывали материальную поддержку воспитанников учебных заведений, внесли вклад в сохранение памятников культурного наследия. К сожалению, после 1917 г. число братств, в силу социально-политических изменений, резко сократилось, но еще некоторое время благотворительные братства продолжали существовать[19].
Литература:
- Братолюбие да прибывает. Н. Новгород: Типография Муратова, 1917.
- Государственный архив Нижегородской области, ф. 570, оп. 559, к. 1881, д. 1, л. 10.
- Там же, л. 12.
- Государственный архив Нижегородской области, ф. 570, оп. 559, к. 1875, д. 19, л. 8; д. 24, л. 14.
- Там же.
- Государственный архив Нижегородской области, ф. 570, оп. 559, к. 1875, д. 30, п. 9.
- Государственный архив Нижегородской области. ф. 570. оп. 559. к. 1876. д. 117, л. 12-13.
- ЛитвакБ.Г. Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 370.
- Там же.
10.Нижегородские епархиальные ведомости. 1 августа 1875. С. 481.
- Нижегородские епархиальные ведомости. 1 июля 1869. С. 406.
- Полисадов Г. Высокопреосвященный Макарий, бывший архиепископ Донской и Нижегородский. Н. Новгород, 1895. С. 13.
- Птокский В.С. Русское православие. М., 1889. С. 101.
- Слова и речи… Макария, 1895. С. 8.
- Там же. С. 299-300.
- Смирнов Н.А. Миссионерская деятельность церкви // Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 438.
- Смирнов Н.А. Указ. соч. С. 443.
- Церковные братства // Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. Т. 38. 1903. С. 98.
- Цит. по: Памяти Высокопреосвященного Макария, бывшего Архиепископа Донского и бывшего Епископа Нижегородского. Н. Новгород, 1882-1885. Вятка, 1886. С. 8.
Статья с сайта «КиберЛенинка»: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelnoe-regulirovanie-deyatelnosti-tserkovnyh-bratstv-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-usloviyah-poreformennoy-rossii-vtoroy